МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное самоопределение старшеклассников

    готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору

    профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их

    мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная

    направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате

    происходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и

    целей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся

    выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такого

    рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и

    смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые и

    нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и

    драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в

    утрате смысла бытия, о чувстве потери себя.

    Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов труда, а

    если взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные последние

    годы появилось множество совершенно новых профессий — брокер, дилер,

    маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предприниматель

    и т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1—1,5 до 3—5

    лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, к

    переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений.

    Профессиональная подготовка в настоящее время все более и более становится

    непрерывным процессом, постепенно превращается в процесс непрерывного

    образования и профессионального развития личности.

    В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация выступает

    для человека как одно из субъективных условий, определяющих его настрой и

    внутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации.

    Профессиональное развитие и совершенствование особенно на начальных этапах

    процесса профессионального становления, может стать причиной дестабилизации

    отношения учащихся к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнее

    проявляет себя в падении интереса, появлении чувства тревоги, в

    возникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, которое

    могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя по

    возможности более полно. Суть такого рода неуверенности кратко, но,

    разумеется, с долей условности, можно выразить словами: «Сколько ни учись,

    все равно придется переучиваться. Зачем я в таком случае буду стараться.»

    Вот почему профконсультанту и практическому психологу важно оценить

    возможности и отношение каждого конкретного учащегося к профессиональному

    обучению и направленность его личности на продолжение профессионального

    совершенствования. Именно их диагностика позволит говорить о наличии или

    отсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста в

    процессе поиска и выбора профессиональной карьеры.

    Мы уже говорили, что те или иные проблемы и кризисы в профессиональном

    становлении и развитии личности могут возникать не только при переходе от

    одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В связи с проблемой

    психологической готовности человека, делающего профессиональную карьеру, к

    переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений, и

    направленности его личности нанепрерывное продолжение профессионального

    совершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблема

    профессиональной стагнации. Это явление обнаруживает себя на достаточно

    поздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке,

    прекращении профессионального роста и развития. Интересные данные, в связи

    с этим явлением, можно найти в работе Л.М.Митиной (1994). Автор показывает,

    что учителя с большим стажем работы, накопив достаточную, по их мнению,

    теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, приемы и

    средства для достижения поставленной цели, имен большой практический опыт,

    нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание.

    Более того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут не

    столько новизну, сколько подтверждение своему опыту, что, по принципу

    положительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Все

    это еще раз подчеркивает, сколь важно знать отношение и готовность человека

    к профессиональному обучению и его продолжению.

    Ниже приводится небольшой тест для первичной экспресс-оценки отношения и

    готовности учащихся к профессиональному обучению. В своем исходном варианте

    тест был предложен в книге Э.Чапмена (1990) «Ваши первые 30 дней (Создание

    имиджа профессионала на новом месте работы)» и на русском языке представлен

    В.А. Поляковым в книге «Технология карьеры», тест был модифицирован для

    учащихся.

    3.3.1. ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»

    (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)

    Инструкция: ниже приведены восемь пар высказываний. Оцените свое

    отношение к высказываниям в каждой паре следующим образом: если вы

    полностью согласны с высказыванием, расположенным слева, то на шкале этой

    пары высказываний отметьте знаком «х» цифру 10, если — с высказыванием,

    расположенным справа, то на той же шкале знаком «х» отметьте цифру 1.

    Промежуточные варианты ответов отмечаются тем же знаком «х» у цифр от 9 до

    5, если вы больше, но все-таки не совсем, склонны согласиться с

    высказыванием, расположенным слева, и от 5 до 2 — с высказыванием,

    расположенным справа.

    |Лучше приступать к | |Лучше полагаться на уже|

    |работе, зная, что вам |1 2 3 4 5 |имеющиеся у вас знания |

    |есть чему поучиться |6 7 8 9 10 | |

    |Лучше делать так, как | |Лучше делать по-своему,|

    |принята в том месте, | |пока не скажут делать |

    |где вы стали работать,|1 2 3 4 5 |иначе |

    |пока не будет |6 7 8 9 10 | |

    |уверенности, что ваш | | |

    |способ лучше | | |

    |Обычно выполнить | |Существует только один |

    |работу можно не |1 2 3 4 5 |способ правильно |

    |единственным способом |6 7 8 9 10 |выполнить работу |

    |В первый месяц | |Руководству нет дела до|

    |поступления на работу | |обучения, важна только |

    |обучение может |1 2 3 4 5 |производительность |

    |оказаться важнее, чем |6 7 8 9 10 | |

    |производительность | | |

    |Задавая вопросы можно | |Задавая вопросы вы |

    |эффективно обучаться |1 2 3 4 5 |раздражаете коллег и |

    | |6 7 8 9 10 |выглядите глупо |

    |Высказывая желание | |Высказывая желание |

    |учиться, вы | |учиться, вы |

    |демонстрируете |1 2 3 4 5 |демонстрируете |

    |правильное отношение к|6 7 8 9 10 |собственную |

    |работе | |беспомощность |

    |Признать, что вам | |Признать, что вам нужна|

    |нужна помощь лучше, |1 2 3 4 5 |помощь, означает |

    |чем наделать ошибок |6 7 8 9 10 |расписаться в своей |

    | | |несостоятельности |

    |Вас приняли на работу | |Вас приняли на работу |

    |за то, что вы можете | |для выполнения |

    |обучаться, а не за те |1 2 3 4 5 |определенной |

    |знания, которые уже |6 7 8 9 10 |деятельности |

    |есть | | |

    Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производится

    путем суммирования цифр (баллон), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чем

    больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим

    (позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичной

    обработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественная

    оценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х»,

    соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии.

    Примеры такого соединения для четырех обследуемых представлены на

    приведенных на рис.1 шкалах и обозначены цифрами I, II, III, IV. Чем более

    спрямленной оказывается линия, соединяющая все восемь шкал, тем более

    выраженной является характеристика отношения и готовности обследуемого к

    профессиональному обучению:

    • I — ярко выраженное сильное положительное;

    • II — ярко выраженное слабое отрицательное;

    • III — ярко выраженное нейтральное (безразличное) отношение;

    • IV — слабо выраженное положительное отношение к профессиональному

    обучению.

    Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и

    работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного

    обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению.

    Практический психолог и профконсультант в результате обследования и

    получения информации о направленности личности учащегося, его отношении к

    продолжению профессионального совершенствования и развития имеет

    возможность реализовать дифференцированный подход в работе с каждым

    конкретным учащимся. Приведенный тест может проводится не только

    индивидуально, но и в группе. В последнем случае появляется возможность

    получить обобщенное представление о настрое этой группы по такому важному

    параметру, как отношение к продолжению профессионального развития и

    совершенствования. Для этого необходимо, сложив индивидуальные показатели

    всех обследуемых, поделить полученную сумму на количество обследованных.

    Наличие этих данных позволит учесть и использовать закономерности и

    средства социально-психологического воздействия на личность.

    [pic]

    Рис. \

    Пример графической обработки теста "Как вы относитесь к

    обучению»

    4. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА

    ПРОФЕССИИ

    4.1. Типологии профессионального выбора

    Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет

    наибольшее значение.

    Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора

    профессии.

    1). Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора

    профессии:

    выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированных

    способностей и интересов;

    выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой

    опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.

    2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет

    следующие типы профессионального выбора:

    I. Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств

    жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в

    целом – пассивностью.

    II. При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало

    дифференцированные склонности.

    III. Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который

    соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и

    способностям.

    3) Похожие основания усматриваются в подходе, который осуществляют Ф.

    Седлак, Х Бройер. Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разным

    типам подростков, выбирающих профессию:

    первый тип — безразличный, меркантильный, второй — нерешительный,

    фантазирующий, третий — послушный, безответственный, четвертый —

    целеустремленный, уверенный .

    4) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций

    профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются

    следующие типы:

    I. низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

    профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально

    значимые качества;

    II. заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

    профессионального плана;

    III. заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении

    профессионального плана, высокая требовательность к себе;

    IV. завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

    профессионального плана, ориентация на материальный статус;

    V. завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении

    профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и

    возможностями ею овладеть (Климов Е.А., 1976).

    5) В этом же ключе рассматриваются финальные этапы

    профконсультационных ситуаций Г.Ф. Корольковой. Она выделяет четыре

    «казуса»:

    I. в конце диагностического этапа профконсультации выбор

    профессии учеником сделан в соответствии с его личными

    качествами,

    II. в конце диагностического этапа остается некоторое

    несоответствие между выбираемой областью деятельности и

    интересами и склонностями, либо ученик недостаточно

    информирован о мире профессий и о своих качествах,

    III. остается резкое несоответствие между профессией, которую

    ученик выбирает, и его склонностями и интересами,

    IV. в конце диагностического этапа выбор не сделан, и нет активной

    позиции в отношении своего профессионального будущего

    (Королькова Г.Ф.,1975).

    6) Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается

    акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации

    профессионального выбора. П. Скавран особенное внимание обращает на те

    случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу

    своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную

    ответственность на другого (Skawran P.R., 1964). При этом и сам

    профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько

    выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для

    будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями

    подростки. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при

    профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные

    отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности,

    растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения

    проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время

    или перекладывая ответственность на консультанта.

    7) В типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки делается

    акцент на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации

    профессионального выбора. Эта типология строится при использовании двух

    параметров, широко использующихся в настоящее время в экспериментальных

    работах по структуре интеллекта: первый из них — выраженность когнитивного

    стиля, в соответствии с которым человек склонен или не склонен вступать в

    конфликт при решении важных вопросов, второй — уровень когнитивного

    развития, определяющий степень последовательности в реализации различных

    стратегий. Пересечение этих двух параметров — при значительной выраженности

    либо одного, либо другого полюса — дает различные типы «отклонений»

    профессионального выбора, в соответствии с которыми подросток может быть

    квалифицирован как «бесконфликтный приверженец», «бесконфликтный

    меняльщик», «обороняющийся и избегающий» или «перестраховщик» (Berger P.,

    von Orelli С., 1982).

    Опираясь на все эти исследования ситуации профессионального выбора, можно

    констатировать, что при профессиональной консультации подросток реализует

    три типа установок:,

    . на профконсультанта,

    . на конкретно специфическую задачу профессионального выбора

    . на профессиональное будущее в целом.

    Что касается установок на специфическую ситуацию профессионального

    выбора, они в отличие от других установок, очень часто совсем упускаются из

    внимания. Между тем, именно эти установки обусловливают и большой степени

    ход всего профессионального развития.

    4.2. Методы диагностики профессиональных установок

    Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно

    является и очень важной, и очень сложной. Осуществляется подобное

    выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы, но

    наиболее интересные результаты для выявления механизмов профессиональных

    установок и условий их формирования получены при использовании

    стандартизованных тестов, построенных на основе той или иной теоретической

    модели профессионального выбора. Широкое распространение получила методика,

    предложенная Дж. Крайтсом (1974) — «Шкала зрелости профессиональных

    установок» («Maturity of Vocational Attituds Scale»). По своей структуре

    она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как:

    . уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность

    (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: «Я пребываю

    в нерешительности относительно своего профессионального выбора»);

    . беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные

    интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет

    зарабатывать деньги»);

    . самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем

    советам о выборе профессии, которые мне дают родители»);

    . реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж («Если профессия

    уже выбрана, то больше думать об этом нечего»);

    . информированность и рациональность — боязнь («Чтобы правильно выбрать

    профессию, надо хорошо знать себя»).

    Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в

    интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической

    основой опросника послужила модель профессионального развития, предложенная

    Д. Сьюпером (Super D., 1957) и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное

    развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении

    возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение

    профессиональных задач.

    Эта и сделанные на ее основе методики обладают достаточно хорошими

    показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных

    установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных

    знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но из-за

    динамичности профессиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели

    ретестовой надежности достаточно низкие.

    Отечественными психологами была разработана методика для выявления

    индивидуально-психологических особенностей подростков, проявляющихся в

    ситуации профессионального выбора, т.е. методика выявления профессиональных

    установок. При этом был выбран компромиссный вариант типа методики:

    созданная методика может быть использована и в рамках структурированного и

    как стандартизованный тест.

    Методика заключается в том, что подростки должны оценить степень

    соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее

    время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней

    соответствия каждому высказыванию: от позиции «в полной степени мне

    соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания

    подростков группируются в следующие кластеры:

    «Самостоятельность», здесь оказались сгруппированы высказывания,

    характеризующие ответственность и автономию подростка в решении

    профессиональной задачи выбора профессии: «Для меня чрезвычайно важно

    решить вопрос о выборе профессии самостоятельное «Я в состоянии

    самостоятельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии»,

    «Я решу самостоятельно, какую профессию выбрать», «Для меня очень

    желательно как можно скорее приобрести социальную независимость».

    «Подверженность эмоциональным влияниям» — включает высказывания,

    характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения: «Мне

    кажется, что можно попробовать себя в нескольких профессиях и выбрать ту,

    которая больше понравится», «Определенно стоит рискнуть, даже если мало

    шансов на успех, и выбрать очень привлекательную профессию», «Я с большим

    вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе».

    «Надежды на профессиональную перспективу» — включает высказывания,

    характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего: «У меня

    есть конкретные цели, которые я смогу реализовать в будущей профессии», «Я

    часто думаю о целях, которые связаны исключительно с профессиональным

    трудом», «Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будет

    сопутствовать счастье и удача», «Я выберу профессию более оптимально, чем

    большинство моих одноклассников», «Выбрав профессию, я ее не сменю, даже из-

    за очень выгодных предложений», «Мой профессиональный выбор будет

    окончательным, раз и навсегда», «Я в состоянии многое в себе менять, чтобы

    соответствовать будущей профессии», «Моя профессиональная карьера,

    вероятно, потребует от меня отказываться от многого личного».

    «Легкомысленность профессионального выбора» — включает высказывания,

    характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора: «Мне

    кажется, что профессиональный выбор чаще делается случайно, чем в силу

    личных стараний», «Считаю, что не надо надолго загадывать свое

    профессиональное будущее, главное — достижение ближайших жизненных задач»,

    «В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию».

    «Ориентация на предполагаемые неудачи» — включает высказывания,

    характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего: «Когда

    я думаю о будущей профессии, часто представляю свои возможные неудачи»,

    «Мне кажется, что все мои старания оптимально выбрать профессию

    бесполезны», «Вполне вероятно, что мне достанется или плохая специальность,

    или плохое место работы», «Мне бы очень помогло, если бы выбор профессии

    можно было отложить на некоторое время», «Полагаю, если бы не разного рода

    внешние неприятности, то человек не делал бы ошибок на своем

    профессиональном пути».

    «Ощущение растерянности» — включает высказывания, характеризующие стратегию

    смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «В выборе

    профессии мне крайне не хватает собственной решительности», «Временами я

    ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии», «Совершенно не

    знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии»,

    «Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь», «В

    профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо

    поддержка и руководство», «Боюсь, я не сумею с первого раза выбрать

    профессию правильно», «Мне очень досадно, что приходится отвергать

    некоторые профессии, которые кажутся недостижимыми», «У меня значительно

    больше способностей, чем упорства».

    «Переживание эмоционального конфликта» - включает высказывания,

    характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации:

    «Иногда хочется махнуть рукой и не думать о выборе профессии», «Я ощущаю

    несвободу, когда думаю о своем профессиональном выборе».

    «Идеализация своего профессионального будущего» — включает высказывания,

    характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное

    будущее: «Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая

    профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности», «В

    будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное»,

    «Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать

    профессию абсолютно верно», «Главное в моей будущей профессии — добиться

    личных достижений», «Что бы ни потребовала от меня моя будущая профессия, я

    не откажусь от теперешних увлечений».

    «Основательность профессионального выбора» — включает высказывания,

    характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора:

    «Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту

    тему», «Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций», «Уже

    сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не

    ограничиваться лишь обдумыванием положения», «В любом случае, если есть

    возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать». «Я совсем

    не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого», «Считаю, что работа

    имеет в жизни человека первостепенное значение», «Считаю, если кто-то

    неудовлетворен профессией, то он сам и этом виноват». «Для меня очень важно

    найти человека, который передал бы мне секреты профессионального

    мастерства».

    «Ощущение собственной неспособности» — включает высказывания,

    характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и

    профессиональных интересов: «Совсем нет уверенности, что моих сил и

    способностей хватит для решения профессиональных задач», «Я мечтаю о такой

    профессии, которой, я знаю не смогу овладеть», «Из-за моего невезения мне

    может не повезти и с выбором профессии», «Делая профессиональный выбор, я

    надеюсь именно на везение».

    Данные высказывания, сгруппированные в описанные кластеры, образуют

    список «Опросника профессиональных установок». Снабженные порядковыми

    номерами, они могут предлагаться для развернутого анализа субъективного

    восприятия конкретным подростком его профессионального развития и

    профессионального выбора. Для этого, конечно, необходимо введение

    стандартных значений выделенных кластеров. Но как уже было сказано,

    рекомендуемый метод — включение данных высказываний (конечно, с изменением

    местоимении) в структурированное интервью. Именно в этом случае возможно

    наиболее органическое сочетание собственно диагностического и

    коррекционного аспектов профессиональной консультации, так как открывается

    возможность сразу обсуждать те высказывания, которые характеризуют

    неоптимальные профессиональные установки, и выходить на уровень мотивации,

    обусловливающей появление этих высказываний.

    В заключение надо отметить, что основная проблема проблема формирования

    адекватных профессиональных установок решается в условиях системно

    организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит

    подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной,

    даются знания о структуре мира труда и основах организации производства,

    вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных

    интересов и т.д.. И хотя ситуация профессиональной консультации

    предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим

    процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не

    ограничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подростку результатов

    тестирования. В этом мини-коррекционном процессе знание выраженности

    профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных

    перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком,

    погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь

    именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой

    важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных

    намерений и профессиональных интересов.

    План:

    Тема: «ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОПТАНТОМ» Ошибка! Закладка

    не определена.

    1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Ошибка!

    Закладка не определена.

    1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание. 13

    1.2. Проблема социального и профессионального идеала Ошибка! Закладка

    не определена.

    1.3. Смыслообразующие мотивы в профессиональном самоопределении Ошибка!

    Закладка не определена.

    1.4. Профессиональное самоопределение и профконсультация 13

    1.5. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных

    ориентаций 15

    2. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

    18

    2.1. Стадии профессионального становления: 19

    2.2. Кризисы профессионального становления 20

    2.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора 21

    3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА

    ПРОФЕССИИ 26

    3.1. Типологии профессионального выбора 26

    3.2. Методы диагностики профессиональных установок 28

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.