МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное самосознание личности

    №27]

    Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает

    качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать

    качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи

    с решением задачи профессионального самоопределения.

    1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

    Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности,

    влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является

    одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта

    деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на

    фоне социального опыта личности с включением этого опыта в

    «профессиональное Я» личности.

    Существует несколько подходов к пониманию профессионального

    самосознания. Например, Б.Д.Порыгин (1971г.) считает, что профессиональное

    самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой

    профессиональной группе. В.Д.Брагина делает основной акцент в

    профессиональном самосознании на познании и самооценки профессиональных

    качеств и отношении к ним. П.А.Шавир трактует это понятие, как

    избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи

    профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей

    профессиональной деятельности. Подобные интерпретации термина

    «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее

    взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.

    [Л.М.Митина №24]

    По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознание включает:

    - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как

    эталонов для осознания своих качеств;

    - осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким

    абстрактом или конкретным коллегой;

    - учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

    - самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание

    себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное

    отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание

    опирается здесь на профессиональную самооценку -

    ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;

    - положительное оценивание себя в целом, определение своих

    положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я-

    концепции”.

    У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается

    уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает

    стремление к самореализации.[А.К.Маркова № 22].

    При этом, как указывает А.К.Маркова, в процессе профессионализации

    меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется, меняются сами

    критерии оценивания своих профессиональных возможностей.

    В большинстве исследований в качестве ведущих компонентов структуры

    самосознания рассматривается зависимость:

    1. самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода;

    2. самосознания от возникновения рефлексии, осознания своей

    индивидуальности, открытия “Я”;

    3. самосознания от профессионального самоопределения.

    В плане исследования целостного процесса профессионального определения

    выделяют три направления.

    Сущность первого подхода заключается в том, что профессиональное

    самоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных – как

    существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессионального

    становления личности. Другими словами выбор профессии личностью является

    показателем того, что процесс профессионального самоопределения переходит в

    новую фазу своего развития. Как считает Т.В.Кудрявцев профессиональное

    становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:

    1. формирование профессиональных намерений;

    2. профессиональное обучение;

    3. профессиональная адаптация;

    4. частичная или полная реализация личности в профессиональном

    труде. [№ 17].

    Второй подход к изучению профессионального взросления личности

    разрабатывался И.С. Коном, выделяющим в качестве одного из главных

    показателей морально-психологической зрелости способность трудиться ради

    будущего. Согласно этому подходу, важнейший аспектом становления «Я»

    является формирование жизненных планов личности. С одной стороны, жизненный

    план возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит

    перед собой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов

    личности, становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе

    становления жизненных планов происходит дифференциация и конкретизация

    мотивов и целей, постепенно вырисовывается более или менее реальный,

    ориентированный на действительность план.

    По утверждению автора способности, склонности и интересы присутствуют

    на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностная

    ориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или иной

    профессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что

    человек хочет для самого себя, складывается позднее.

    Таким образом, в работах И.С. Кона придается особое значение связи

    между общим социальным развитием личности и ее профессиональным

    самоопределением.

    Е.А. Климов в изучении профессионального самоопределения рассматривает

    этапы этого процесса, связанные с изменениями этапы этого процесса,

    связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений и

    индивидуально-психологических особенностей личности. Это и является

    основной для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.

    По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое

    как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может

    рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях:

    гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и

    практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места

    человека в системе межлюдских отношений)». [Е.А. Климов, 1983, с 62-63].

    В работах С.Н. Чистяковой профессиональное самоопределение связывается

    со всесторонним развитием личности и ее общественной активностью. [С.Н.

    Чистякова № 50].

    Сам по себе выбор профессии является не только следствием, но и

    активизирует процесс развития личности.

    В ходе освоения профессией возрастает информированность, разнообразие,

    полнота самохарактеристики субъекта деятельности в положительном плане и

    уменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане.

    Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной и

    индивидуальной динамике. Она выделяет, что самое ценное при выборе

    профессии – определить, какие из качественных сторон профессии для вас

    наиболее желаемые, возможные.

    Е.Ю.Прежниковой (1994г.) были выделены основные задачи

    профессионального самоопределения:

    - формирование общей готовности к самоопределению;

    - а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в

    конкретном выборе.

    Главная цель профессионального самоопределения заключается в

    постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и

    самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего

    развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности

    рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить

    личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

    (Н.С.Прежников №33(

    1.4. Особенности профессионального самосознания медицинских

    работников.

    В профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромное

    значение имеет ориентация на другого, как равноправного участника

    взаимодействия. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к

    профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную

    судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода –

    это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равную

    ценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической,

    нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего

    медицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектом

    взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от

    медицинских работников требуется высокая мера ответственности за результаты

    своей деятельности. Медицина, как человековедческая наука, не может

    существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и

    критериев.(Ю.П.Лисицин, А.М.Изуткин, И.Ф.Матюшин №21(

    Актуальность ценностного подхода в медицине сейчас, в условиях НТР,

    особенно возросла. В данный момент сложилась очень непростая социальная

    ситуация профессиональной деятельности врача, которая имеет достаточно

    четкие характеристики:

    - социальные ожидания от эффективности профессии превышают

    возможности самой профессии («сейчас врач посмотрит, а потом

    врач обязательно поможет»);

    - врач начинает осуществлять гуманистическую деятельность на фоне

    общей дегуманизации (воплощение противоречия: человек – это

    высшая ценность, и в то же время цена человеческой жизни равна

    практически нулю);

    - создается профессиональный фантом социальной ответственности

    (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяет

    границы его социального влияния).(Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдшу№1,с40(

    Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости,

    предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а так же

    необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.

    Средний мед.персонал (СМП) должен обладать такими социальными

    характеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическое здоровье,

    развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободы и

    ответственности, нравственность, инновационный потенциал.(А.Н.Стрельникова

    №44(

    Профессиональные качества СМП, которые наиболее значимы в медицине (по

    результатам социологического исследования Нижегородского мед.училища)

    - профессионализм;

    - милосердие, сострадание;

    - доброта;

    - умение общаться с людьми;

    - чувство долга;

    - аккуратность;

    - умение владеть собой.(№29(

    Помимо безупречного владения профессиональными навыками медицинский

    работник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Даже если

    мед.сестра от природы коммуникабельна, важна, что бы она умела

    анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки

    для совершенствования профессиональной деятельности. Коммуникация лежит в

    основе гуманистической сестринской помощи.

    Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения

    взаимоотношений служат: участие, открытость, умение слушать, воспринимать,

    проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть

    искренним и уважать другого человека(№13(.

    Успех понимающего общения зависит от способности медсестры и эмпатии.

    Эмпатия (от английского – вчуствование) – это способность чувствовать

    эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые

    оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства

    глазами собеседника. [Н. Творогова №44].

    Быть в состоянии эмпатии, значит на какое-то время войти в мир

    другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой

    собственный мир.

    По данным социологического опроса 350 мед. Сестер ЛПУ Курска

    приоритетными специальностями для мед. Сестер являются:

    - хирургия (операционная) – 17,1%

    - косметология – 8,6%

    - фельдшер – 7,4%

    - отделение реанимации – 6,7%

    - анестезистки – 5,7%

    - процедурные – 5,7%

    - рентгенлаборанты – 5,2%

    - функциональная диагностика – 4,8%

    - участковые – 4,3%

    - старшие – 3,3%

    - лаборанты клинической лаборатории – 3,3%

    - гинекологические, терапевтические, медсестры физиотерапии, медсестры

    яслей/садов – по 2,4%.

    В остальные специальности вошли составившие меньше 1,0% генная

    инженерия, психиатрия, нетрадиционная медицина и т.д.

    В результате опроса выяснилось, что по призванию выбрали специальность

    72,6% медсестер, случайно – 14,5%, по настоянию родителей 9,5%, по совету

    знакомых – 3,4%. Отвечая на вопрос: «Что Вас не устраивает в работе?» - в

    среднем 20,2% специалистов указали на высокие психоэмоциональные нагрузки.

    На физические перегрузки обратили внимание в среднем 11,6% опрошенных.

    Заработная плата не удовлетворяет в среднем 57,1% опрошенных. Только 41,3%

    специалистов считают свою работу престижной. Остальные придерживаются

    противоположного мнения, мотивируя свой ответ низкой заработной платой

    (30,7%) и со стороны общества (28%). Не случайно 35,5% опрошенных на

    вопрос: «Хотели бы вы уйти из медицины?» - ответили утвердительно. [И.Г.

    Греков №6].

    Исследование Белгородского училища повышения квалификации СМП выявило

    катастрофические показатели. Самооценка медсестер в 99% случаев была

    низкой. Высокой самооценки не было вообще.

    Как показал анализ полученных данных, половина слушателей, прошедших

    тестирование, имеют минимум коммуникативных умений и навыков, хотя

    установление психологического контакта с пациентом и его родственниками –

    неотъемлемая часть работы медсестры.

    Общение вызывает серьезные затруднения, отношения с пациентами

    медсестры строят по принципу воздействия. Проведенные исследования слабо

    выявили эмпативность и рефлексию у опрошенных. [А.Н. Стрельникова № 44].

    Изучение условий труда и быта медицинских работников убеждает в том,

    что среди всех групп населения они оказались наименее социально защищены в

    современных условиях. Диссонанс между оплатой труда , условиями работы и

    степенью ответственности формируют комплекс причин, побуждающих персонал к

    уходу из отрасли, к трудовой пассивности, формальному выполнению

    обязанностей.

    Проведенные исследования указывают на необходимость изучения структур

    самосознания медицинских работников, так как работа накладывает на

    специалистов серьезные обязанности в области профессиональной грамотности.

    Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального

    самосознания студентов мед.колледжа.

    2.1. Организация и методы исследования.

    Исследование проводилось в период 2001/2002 учебного года в

    Медицинском колледже города Мурома. В экспериментальном исследовании

    принимали участие 30 студенток I курса и 30 студенток III курса отделения

    «Лечебное дело» в возрасте 17-19 лет.

    Комплексное исследование проводилось на основе следующих методик:

    1. Методика Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации

    А.М.Прихожан. [38].

    Цель: Исследование самооценки личности.

    Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании)

    студентами ряда личных качеств. На вертикальных шести линиях отмечают

    знаком уровень развития этих качеств (показатель самооценки). Размеры шкал

    100 мм, ответы получают количественную характеристику. Результаты

    оцениваются по специальной таблице.

    2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева. [38].

    Цель: Исследование самоотношения личности.

    Краткое описание шкал:

    1. Открытость – открытое или закрытое (Защитное) отношение к себе.

    «Внутренняя честность» или «закрытость».

    2. Самоуверенность – высокое самоотношение, ощущение силы «Я» или

    ощущения Слабости, Сомнение в способности вызывать уважение.

    3. Саморуководство – отражает представление о том, что основным

    источником активности и результатов субъекта является он сам, отражает

    чувство субъекта по поводу управляемости и предсказуемости собственного

    «Я».

    4. Отраженное самоотношение – отражает представление субъекта о том,

    что его личность способна вызывать у других уважение, симпатию – или

    противоположные им чувства.

    5. Самоценность – «Я как ценность», отражает ощущение ценности

    собственной личности и предполагаемую ценность своего «Я» для других.

    6. Самопринятие – в основе лежит чувство симпатии к себе, принятия

    себя таким, какой ты есть.

    7. Самопривязанность – желание или нежелание изменяться по отношению к

    наличному состоянию.

    8. Внутренняя конфликтность – отражает чувство конфликтности,

    направленное на себя.

    9. Самообвинение – отрицательные эмоции в адрес «Я».

    Тестовый буклет 110 пунктов, две градации ответов: «согласен».

    Значения подсчитываются по 9-ти школам с помощью ключа-трафарета. Сырые

    баллы переводятся в стандартные оценки – «стены». Интерпретация проводится

    путем анализа профиля 9-ти показателей.

    3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в

    мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной [39].

    Цель: Выявить степень выраженности социально-психологических

    установок.

    1. «Ориентация на процесс» - люди, ориентированные на процесс, менее

    задумываются над достижением результата. Их процессуальная направленность

    препятствует их результативности.

    2. «Ориентация на результат» - люди, ориентирующиеся на результат –

    одни из самых надежных. Они достигают результата в своей деятельности

    вопреки суете, помехам, неудачам.

    3. «Ориентация на альтруизм» - наиболее ценная общественная мотивация,

    наличие которой отличает зрелого человека.

    4. «Ориентация на эгоизм».

    5. «Ориентация на труд» - люди, ориентирующиеся на труд, все время

    используют для того, чтобы что-то сделать. Труд приносит им радость и

    удовольствие.

    6. «Ориентация на свободу» - главная ценность для этих людей это

    свобода.

    7. «Ориентация на власть»

    8. «Ориентация на деньги».

    Тестируемые отвечают на 80 вопросов двумя способами: «да» или «нет»,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.