МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профконсультирование школьников

    психологической и социальной адаптации.

    Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость

    для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или

    разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов

    профессиональной деятельности:

    1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за

    адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических

    процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

    2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную

    теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы,

    соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать

    свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей

    профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной

    ситуации консультирования.

    3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному

    желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом

    (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

    4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в

    процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или

    случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия

    консультируемого и если это соответствует его интересам.

    5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по

    проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости.

    Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ

    на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и

    самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки

    профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать

    свободу последнего в принятии им решения.

    6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные

    результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических

    особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив

    ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на

    возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую

    активность.

    7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его

    право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы

    консультируемого, даже не соответствующие интересам службы занятости,

    являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен

    проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего

    эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

    3. Схема профконсультирования

    Схема процесса профконсультирования может быть следующей:

    Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе –

    составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует

    имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-

    информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает

    стратегию.

    Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою

    профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами

    клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет

    успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен

    представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о

    дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с

    клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта,

    которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением

    (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами,

    межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым

    им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

    Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

    Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и

    профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний

    мотив обращения к консультанту.

    Условия: организационные, временные, информационная и методическая

    оснащенность.

    3. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и

    компетентности относительно данной ситуации, функциональная

    готовность к ней, статус в глазах клиента.

    Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать

    несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок

    человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется

    создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью заданий на

    сообразительность, внимание.

    Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной

    гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и

    уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути

    совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей

    консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинить

    время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами

    уточнить или получить необходимую информацию.

    Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель

    данной консультации (информационно-справочная, диагностико-

    рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап

    предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту

    взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне

    объяснить ему необходимые понятия.

    Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся

    достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной,

    диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам

    немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и

    наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка.

    Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач,

    совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

    Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов

    консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого

    спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы

    он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути

    дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный

    вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с

    консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-

    то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить

    положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить

    надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

    Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные

    данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание

    клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно

    конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги

    консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.

    Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться”

    согласно ситуации.

    4. Профконсультирование в школе

    Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности

    самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от

    директивной профконсультации. Основной её целью является активизация

    процесса формирования психологической готовности учащегося к

    профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-

    воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с

    учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента с

    акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных

    особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств

    личности.

    Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация нового

    подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё

    один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик

    психодиагностики и сосредоточения основного внимания на разработке и

    применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок.

    Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с

    консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию.

    Успех профконсультации во многом зависит от того, удастся ли наладить с

    учащимся доверительные отношения. Неприемлемы давление, директивный тон и

    навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на

    объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда,

    когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая

    работа по самопознанию и изучению мира профессий.

    Для грамотного построения профконсультационной работы консультант

    должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий,

    обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и

    склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять

    себе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении,

    владеть методиками коррекционной работы.

    Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:

    1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

    2. Формирование образа “идеальной” профессии.

    3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде

    возможных вариантов профессий.

    4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

    5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

    6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

    7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения

    профессией.

    Теперь я рассмотрю некоторые направления работы профконсультанта в

    условиях современной школы.

    У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоваться

    с психологом о своём профессиональном выборе. В зависимости от степени

    развития их профессиональных планов и уровня развития способностей

    профконсультант намечает стратегию проведения консультации. Для одних

    достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы

    принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других

    требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы

    подойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучение

    профессиональных намерений учащихся с 7-го класса; а начиная с 8-го класса

    следует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-

    го класса продолжить обучение в техникуме или колледже. До начала

    индивидуальных профконсультаций надо провести изучение профессиональных

    намерений и уровня развития некоторых способностей у школьников.

    Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы

    и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени

    нуждаются в помощи профконсультанта, и их консультируют только в случае

    самостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся

    обращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже

    совершённого выбора.

    Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается

    несколькими консультациями. Прежде всего, психологу следует выявить их

    интересы и склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий и

    сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Профконсультант может

    наметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, в

    который входит ознакомление с профессиографической литературой,

    консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами.

    В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укрепление

    профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.

    Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт,

    осваивать алгоритм ознакомления с профессией.

    По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической и

    коррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться на

    адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания

    профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей

    деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости,

    темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов).

    Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленное

    психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из

    понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации

    результатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитии

    важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых

    способностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного вида

    внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятся

    обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей

    и путей их преодоления.

    В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из

    диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы

    консультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у

    него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с

    помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их

    развития.

    Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы,

    формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения

    намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер

    деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при

    разных запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и

    полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части.

    ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Подготовительный этап

    А. Знакомство с клиентами.

    Методика «За и против» была проведена в СШ № 41 г.Павлодара. Работала я

    с учащимися 8-го «Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко

    Таней.

    Выяснилось, что Галя после окончания школы собирается пойти учиться на

    бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать,

    но желает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров.

    Таня хочет стать военным врачом или ветеринаром.

    Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя

    ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности

    бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и

    возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу

    возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть

    юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала

    профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а

    профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо

    ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает

    неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых

    кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).

    Методика «Будь готов!» была проведена с ученицей 11 «А» класса –

    Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием

    продолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом –

    «как все».

    Б. Описание методик.

    Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики.

    Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор

    факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников, который

    очень широко занимается данным вопросом.

    Профориентационная активизирующая методика «За и против».

    Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно

    самостоятельных методики: «За и против-1» (предназначена для выявления

    предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее

    развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления

    предпочтительных профессиональных ценностей).

    Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные

    нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми. По

    времени она обычно занимает 1,2-1,5 часа. Время для обобщения результатов

    всех трех частей – около 15-20 минут.

    Методика рассчитана как для работы с группой, так и для индивидуальных

    профконсультаций.

    Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки

    активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).

    Цели: выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы

    профессий; активизировать учащегося для ценностно-нравственных

    размышлений, связанных с выбором профессий.

    Особенности проведения: Поскольку методика «За и против» является

    активизирующей, то она имеет свои особенности. (см. методику стр. 3)

    Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

    Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания

    своей готовности к различным видам профессионального труда.

    Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а

    можно – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае её

    возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается

    рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору

    профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к

    профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного

    осознания того или иного выбора.

    Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!»

    ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое

    средство. Её главная цель – активизация самопознания человека и его

    размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует

    успешности самоопределения.

    Работать я решила по приведенной ниже схеме профконсультирования в

    школе, и в индивидуальном порядке для более точных результатов.

    Схема профконсультирования в школе:

    1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

    2. Формирование образа “идеальной” профессии.

    3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде

    возможных вариантов профессий.

    4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

    5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

    6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

    5. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения

    профессией.

    2. Проведение профориентационных методик.

    Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

    Инструкция: Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых

    действий. Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно

    выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать шкалу от 0

    до 10 баллов. Если то или иное действие представляется вам трудным, то

    напротив него ставится невысокий балл. Если же вы считаете, что легко

    справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл.

    Пожалуйста, обратите внимание, что речь здесь идет не о ваших желаниях

    выполнять то или иное действие, а только о возможностях и способностях.

    Баллы проставляются в колонке «самооценка».

    Нормы. Теперь я зачитаю вам примерные нормы, отдельно для мальчиков и

    девочек. Вы должны проставить в бланке ответов в графе «соответствие норме»

    баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму, то

    ставится «0», если больше нормы – «+1», если меньше – «-1».

    Подсчитайте общую сумму баллов и запишите её в нижней части бланка

    ответов.

    Далее из предлагаемого списка профессий вы можете выбрать любые и

    проверить свою готовность к ним.

    Для этого, в списке «набор профессий» отыскивается интересующая

    профессия, где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых

    действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в

    баллах.

    Рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы

    самооценок), которые вы выставили в своем бланке ранее. Подсчитайте общий

    результат готовности к профессии и запишите внизу, выразив его в процентах.

    Теперь вернемся к вашей самооценке, если она занижена, то полученный

    показатель готовности к профессии умножается на корректировочный

    коэффициент 1,3, а если завышена – на 0,7. Если самооценка оказалась

    нормальной, то никаких корректировок можно не делать.

    Если показатель ниже 60%, то могут возникнуть сомнения в вашей

    готовности к данной профессии.

    Профориентационная активизирующая методика «За и против».

    Инструкция: Сейчас я зачитаю вам вопросы, а вы проставите в

    соответствующих графах бланка баллы, означающие ваше желание выполнять на

    будущей работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем

    больше балл, тем больше желание выполнять данное действие).

    Теперь перед всеми баллами во 2 и 4 колонках проставляется знак

    «минус». Затем по каждой из 20 строчек подсчитывается сумма баллов, она

    записывается справа. В итоге получается 20 сумм баллов, соответствующих 20

    группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения и нули).

    Далее записываются группы профессий и нормы, также отдельно для

    мальчиков и девочек. Если сумма баллов попадает в интервал нормы, то

    считается, что к данной группе профессий интерес обычный. В этом случае в

    графе результат вы записываете «0». Если же сумма баллов не попадает в

    интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним

    (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма ( -4,+3);

    значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее

    значение нормы: (+5)-(+3)=(+2). В этом случае в графе «результат»

    записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой

    группе профессий. Аналогично проводятся методики «За и против-2,3».

    3. Анализ результатов.

    Профориентационная активизирующая методика «За и против».

    К сожалению, результаты по методике «За и против» оказались не совсем

    корректными и выявили, больше отрицательное отношение девочек к не

    принимаемым профессиям. Однако, анализируя результаты тестирования Павленко

    Тани, можно сказать, что девочка довольно хорошо не только ознакомлена с

    профессиями врач (медицина) и ветеринар (крестьяне), но и имеет явный

    интерес и способности к данным видам деятельности. Таня убедилась в

    правильности своего выбора и по-прежнему намерена получить соответствующее

    образование.

    Пархоменко Надежда проявила интерес и способности к следующим

    направлениям деятельности: бизнес и финансы, крестьяне (зоотехники,

    ветеринары, трактористы, механизаторы, фермеры и т.п.), служение Богу.

    Некоторые из результатов не совсем удовлетворили девочку. В частности ей не

    понравилась группа профессий «служение Богу». Однако в ходе проведенной

    беседы мне удалось объяснить ей, что данный результат явился, скорее всего

    результатом не совсем понятых ею вопросов и следовательно, неправильного их

    оценивания.

    Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

    По методике «Будь готов!» Лида показала высокий уровень готовности к

    профессиям экономист и менеджер (по некоторым группам профессий я не смогла

    предоставить её бланк ответов), низкий – юрист, парикмахер, продавец, бомж,

    торговец наркотиками и матрос. В целом методика ей понравилась. Девочка

    осталась довольна результатами.

    Все девочки как 8-го, так и 11-го классов задумались, действительно ли

    нужно выбирать профессию только потому, что она престижная, стали серьёзнее

    относиться к профессиям типа повар, швея, воспитатель, сантехник, агроном и

    т.д. Убедились насколько важно иметь способности к тому или иному виду

    деятельности.

    4. Выводы.

    На основе полученных результатов и в ходе проведенных в конце каждого

    тестирования бесед можно сделать следующие выводы:

    1. Консультирование оказало большую помощь девочкам в выборе

    своей профессии;

    2. Мне как будущему консультанту удалось расположить к себе

    клиентов и соответственно настроить на проведение

    методик;

    3. Достигнуты основные цели активизирующих

    профориентационных методик, а именно:

    V Повышение уровня осознания своей готовности к

    различным видам профессионального труда;

    V Активизировать учащихся для ценностно-нравственных

    размышлений, связанных с выбором профессий;

    V Выявить интересы, склонности и способности к

    различным видам трудовой деятельности;

    V Выявить наиболее предпочтительные для учащегося

    группы профессий;

    В целом результаты тестирования не совсем меня удовлетворяют. Проводя

    методику «За и против» ранее в 10-11 классах, я получала результаты

    несколько лучше. Думаю это связано с тем, что методика рассчитана на детей

    более старших классов нежели 8 класс.

    А для себя я сделала следующие выводы: для получения более успешных

    результатов, следует проводить методики с учетом возрастных ограничений,

    указанных в ней; четко придерживаться инструкции и стараться не

    комментировать вопросы;

    5. Рекомендации.

    Общие рекомендации:

    При выборе профессии

    V Учитывать не её престижность, а востребованность

    V Учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности

    V Помнить, что по выбранной специальности, возможно придется

    работать всю жизнь и учитывать наличие интереса к выбираемой

    профессии

    V Ознакомиться с перечнем обязанностей

    V Проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться дать

    ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»

    V Выяснить ограничения по состоянию здоровья

    V Выяснить требования предъявляемые профессией к личности

    Специальные рекомендации:

    Девочкам из восьмого класса я не давала никаких специальных

    рекомендаций. Мы договорились с ними поработать в следующем году, когда

    они станут немного постарше.

    Завражных Лидии я порекомендовала попытаться найти себя в экономической

    сфере, попросила еще раз все хорошо обдумать, ознакомиться со списком

    экономических специальностей и подумать где она сможет применять свои

    знания на практике.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    V. ЛИТЕРАТУРА

    1. Алешина Ю.Е.

    Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. 1999.

    2. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной

    консультации.

    3. Пряжников Н. «За и против» активизирующая профориентационная методика.//

    Школьный психолог №22, 1999г

    4. Пряжников Н. «Будь готов!» активизирующая профориентационная методика.//

    Школьный психолог №13, 2001г

    5. Пряжников Н. Формула престижа. активизирующий опросник-шутка// Школьный

    психолог №5, 1999г

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.