МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психическое здоровье личности: естественно – научный аспект

    сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых

    существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую

    деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную

    самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не - я”

    - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в

    процессе формирования самосознания человека.

    Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей

    деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей

    деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются

    волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него

    необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только

    изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он

    осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон

    определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять

    свою волю”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным

    причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее

    координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

    Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав

    определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”, -

    писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где

    находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные

    отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены

    эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих

    других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального

    сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания

    характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной

    ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких

    людях и т. д.

    Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное -

    это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных

    воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь

    психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”,

    “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения

    действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени

    и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В

    бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный

    контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка

    их результата.

    В область бессознательного входят психические явления, возникающие во

    сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но

    реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные”

    реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению

    автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к

    деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным

    явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в

    психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на

    том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию,

    приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же

    специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно

    детерминировано общественными условиями существования человека, выступая

    как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.[19]

    Возникновение и развитие психики человека является одной из самых

    сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися

    осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют

    возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу

    материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть

    способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей

    присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое,

    вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится

    вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

    Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой

    высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим

    качеством материального мира - качеством отражения, т. е. способностью

    отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования

    материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние

    воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования

    материи.

    В неживой природе движение может выступать в виде механического,

    физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие

    примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем,

    оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о

    скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от

    поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При

    переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой

    материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе

    живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

    Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая

    ступень развития природы.

    Если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно

    одинаковой, то Земля, по всей вероятности, была бы населена одним видом

    живых организмов. Поскольку в действительности среда чрезвычайно

    разнообразна как в отношении климата, так и в отношении условий обитания,

    то это вызвало дифференциацию организмов. Землю населяет больше миллиона

    различных видов животных. При всем многообразии явлений на земле существуют

    их циклические смены - годовые циклы, смена дня и ночи, смена температур и

    т. д. Все живое приспосабливается к существующим условиям.

    Саморегулирование, начинаясь с элементарной раздражимости, находит

    свое высшее развитие в творческом разуме человека.

    Чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид

    животных от непосредственного влияния среды. Одноклеточный организм,

    реагирующий на изменения среды тропизмами, целиком и полностью

    непосредственно зависит от условий среды.

    Так, например, при изменении температуры среды меняется скорость

    химических реакций в организме: при повышении температуры скорость реакции

    увеличивается, при понижении - уменьшается, а при большом повышении или

    понижении температуры одноклеточный организм погибает. Безусловно, то же

    самое произойдет с любым живым организмом, если его поместить в условия с

    очень низкой температурой. Однако есть существенная разница в поведении

    высших животных в подобных условиях.

    Давно известно, что резкое изменение условий обитания побуждает

    животное к перемещению. Эти движения животных могут быть более адекватными

    и менее адекватными. Степные черепахи и мелкие грызуны к периоду жары и

    зимних холодов закапываются глубоко в землю, где температура более

    соответствует условиям их нормального существования. Здесь действуют

    инстинкты. Слон будет обливаться водой, прятаться в густой тени, обезьяна

    так же будет подготавливать место, позволяющее ей лучше перенести жару.

    Помимо инстинктов, здесь действуют условные связи - приобретенный в

    индивидуальной жизни опыт животных.

    Таким образом, животные организмы постепенно освобождаются от

    непосредственной зависимости среды. Однако на любом уровне развития живые

    существа до конца никогда не освободятся от этой зависимости. Среда -

    условие существования живого организма, главный фактор, определяющий жизнь

    живых существ, иначе: существование живых организмов детерминировано

    (причинно обусловлено) условиями среды.

    Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека

    и психикой животного.

    Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В

    то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу

    явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с

    помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем,

    передавать им социальный опыт.

    В истории человечества благодаря языку произошла перестройка

    отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее

    адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом,

    выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о

    таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того,

    язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства

    чувственных впечатлений.

    Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в

    мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция

    развивается во взаимодействии с другими функциями.

    Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим

    животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе

    ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную

    ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян

    ни один исследователь.

    Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой

    ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и

    усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой

    ситуации.

    Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от

    данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут

    возникнуть в связи с этой ситуацией.

    Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет

    их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека

    к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от

    данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные

    воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать

    соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое

    существенное отличие психики человека от психики животного.

    Второе отличие человека от животного заключается в его способности

    создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной

    ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как

    орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в

    данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для

    обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме

    того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно -

    в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

    В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному

    плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире

    относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими

    людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его

    другим людям.[20]

    Третья отличительная черта психической деятельности человека -

    передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале

    известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного

    типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных

    ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает

    общественный опыт. общественный опыт занимает доминирующее место в

    поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает

    передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает

    способами употребления орудий, способами общения. Психические функции

    человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом

    орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие,

    собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное

    внимание, абстрактное мышление).

    В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен

    способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым,

    весьма существенным различием между животными и человеком является различие

    в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными

    к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у

    животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует

    - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может

    быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого

    человека.

    Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в

    условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие

    психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно

    человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам

    общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без

    общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств,

    не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к

    абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом

    свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.[21]

    Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них

    нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от

    животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся

    одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек

    только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

    Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи.

    Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках

    возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к

    предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций.

    Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные

    орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у

    современных человекообразных обезьян.

    Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных:

    человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой

    общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что

    позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать

    взаимопомощь друг другу.

    Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в

    общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая

    совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

    Заключение.

    Тема показалась мне очень интересной, поскольку проблема

    естествознания очень меня волнует, и хочется верить, что наше потомство не

    будет так подвержено негативным факторам окружающей среды, как в настоящее

    время. Однако, мы до сих пор не осознаем важности и глобальности той

    проблемы, которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии.

    Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения

    окружающей среды, также и Российской Федерации принят, к примеру, уголовный

    кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за

    экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной

    проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и

    поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально

    существовать.

    Список используемой литературы:

    “Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв.редактор Капцова Л.В., Москва,1989г.,-

    с.365.

    “Берегите себя от болезней”.- Марьясис В.В., Москва, 1992г.,- с.112.

    Экологические преступления.- Комментарий к Уголовному Кодексу Российской

    Федерации, Изд.”ИНФРА*М-НОРМА”, Москва, 1996г.,- с.586.

    Экология. Учебник. Е.А.Криксунов., Москва, 1995г..- 240с.

    |Выгодский Л. С. |Проблемы развития психики |

    | | |

    |Спиркин А. Г. |Сознание и самосознание |

    | | |

    |Энгельс Ф. |Роль труда в процессе превращения обезьяны в |

    | |человека |

    | | |

    |Леонтьев А. Н. |Проблемы развития психики |

    | | |

    |Анастази А. |Психологическое тестирование |

    | | |

    |Рубинштейн С. А. |Проблемы общей психологии |

    | | |

    |Смирнов А. А. |Развитие и современное состояние |

    | |психологической науки в СССР |

    | | |

    |Ладыгина Н. Н. |Развитие и проблемы психики |

    | | |

    |Андреева Г. М. |Мир и проблема психики |

    -----------------------

    [1] Экологические преступления.- Комментарий к Уголовному Кодексу

    Российской Федерации, Изд.”ИНФРА*М-НОРМА”, Москва, 1996г.,- с.586.

    [2] “Берегите себя от болезней”.- Марьясис В.В., Москва, 1992г.,- с.112.

    [3] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов., Москва, 1995г..- 240с.

    [4] Экологические преступления.- Комментарий к Уголовному Кодексу

    Российской Федерации, Изд.”ИНФРА*М-НОРМА”, Москва, 1996г.,- с.586.

    [5] “Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв.редактор Капцова Л.В.,

    Москва,1989г.,-с.365.

    [6] Экологические преступления.- Комментарий к Уголовному Кодексу

    Российской Федерации, Изд.”ИНФРА*М-НОРМА”, Москва, 1996г.,

    [7] “Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв.редактор Капцова Л.В.,

    Москва,1989г.,

    [8] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов., Москва, 1995г.

    [9] “Берегите себя от болезней”.- Марьясис В.В., Москва, 1992г.,- с.112.

    [10] “Берегите себя от болезней”.- Марьясис В.В., Москва, 1992г.

    [11] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов., Москва, 1995г..

    [12] Выгодский Л. С

    [13] Смирнов А. А.

    [14] Смирнов А. А.

    [15] Спиркин А. Г.

    [16] “Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв.редактор Капцова Л.В.,

    Москва,1989г.

    [17] Леонтьев А. Н.

    [18] Рубинштейн С. А.

    [19] Анастази А.

    [20] Ладыгина Н. Н.

    [21] Ладыгина Н. Н.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.