МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психоаналитическая терапия искусством

    Психоаналитическая терапия искусством

    Гизела Шмеер

    Психоаналитическая терапия искусством

    Перевод с немецкого

    Научный руководитель:

    доктор философских наук

    Овчаренко Виктор Иванович

    Москва 1995

    Психоанализ, исследовательская и врачебная концепция и труд Зигмунда

    Фрейда, базируется на самонаблюдении (интроспекции), размышлении и

    воспоминании (рефлексии) и выражении через слово (вербализации).

    Является ли деятельностью выражение через живопись?

    Классический психоанализ понимал и понимает на сегодняшний день под

    деятельностью любую отличающуюся от говорения форму выражения и

    коммуникации, например, язык тела и живопись, т.е. формы, обходящие

    нормальный способ осознания через слово. Выражение при помощи языка тел и

    выражение через живопись в сумме не менее ценны; они дают пациенту

    возможность повторить старые переживания через действие, а не через

    воспоминание, заставляют его остановиться в самой глубине сознания.

    Каким образом при таком высоком значении слова в психоанализе может

    идти речь о психоаналитической терапии искусством?

    Уже в течении нескольких десятков лет существуют отдельные

    психоаналитики, которые не оставляют и не хотят оставлять без внимания

    художественное творчество своих пациентов. Пациент приносит на прием что-

    либо, что он нарисовал или сделал. Спонтанно или по привычке он выражается

    через живопись, и созданное им может быть приобщено к психоаналитическому

    процессу, так как пациент чувствует, например, что с помощью этого он может

    выразить себя в большей степени и быть лучше понятым, или потому что он

    страдает затруднениями или природными дефектами речи.

    Модифицированный психоанализ

    В последние годы психоаналитические школы открыли для себя такую

    возможность, и в качестве расширения или модификации того, что в свое время

    было приобщено к выражению через воображение и живопись с помощью анализов,

    проведенных К.Г. Юнгом, в рамках, например, моих семинаров возникла своего

    рода школа психоаналитической терапии искусством, где на переднем плане

    выступают психодинамическое понимание и работа с картинами или их

    элементами. При этом психодиагностические и терапевтические начала

    заимствуют все основные правила психоаналитических методов. Отличие

    наблюдается только в том, что во время работы с картиной пациент должен не

    лежать, а сидеть напротив терапевта. Действительно, мимика, жесты и “знаки”

    пациента очень важны для того, чтобы терапевт не ожидал от него большего,

    чем он может восстановить. Необходимо запомнить: картина часто бывает

    перенасыщена бессознательным.

    Ни один эксперт

    не может предсказать содержание картины!

    Каждый психотерапевт привык к работе со снами и внутренними картинами

    пациентов. Он обучен и в той или иной мере талантлив, чтобы во всех красках

    представить себе то, о чем рассказывает пациент. И все же мы бываем очень

    удивлены, когда пациент, раньше “только” говоривший, начинает по Вашей

    просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо чувство и т.д. Картина выглядит

    не так, как мы представляли ее себе, слушая пациента: она более красочная,

    напыщенная, ничтожная, сильная, “здоровая”, хрупкая, разорванная,

    непропорциональная, могущественная, устрашающая, детальная, бедная,

    богатая, нереальная, абстрактная, духовная - она совершенно другая. Ни один

    опытнейший аналитик не может высказать точных предположений относительно

    того, что изобразит его пациент на бумаге и как: какими мазками, какими

    красками, каковы будут композиция и распределение пространства.

    Игра смены физических сил и антисил, регрессивная и прогрессивная

    динамика, разделяющееся и собирающееся движение - все это видно на картине,

    все это чувствуется. Картина становится третьим помощником, указывающим на

    невидимое ранее, предлагающим источники и решения.

    Картина как посредник другого языка

    Психотерапевт может теперь сопровождать своих пациентов по ландшафтам

    души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным

    символам, существам и духам, по чему-то хаотически распадающемуся,

    неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти и ужасным

    сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям и другим

    местам. Терапевт дозирует, т.е. затрагивает (обсуждает) ровно столько

    элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.

    Процесс восстановления в случае “модифицированного психоанализа” (с

    помощью картин) или в случае “психоаналитической терапии искусством” (при

    изменяющемся центре внимания) снова происходит через слово: итак, картина

    (образ) становится посредником более глубокого, основательного, богатого,

    красочного и приближенного к истине языка.

    Процессы познания

    в психоаналитической терапии искусством

    У терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько основных

    положений.

    Одно из этих положений называется выражением. На переднем плане

    находится творческий процесс как таковой. Способность пациентов

    самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется терапевтами

    искусством.

    В психоаналитической терапии искусством на первом месте (как я

    понимаю) находится процесс познания. Познание и осознание фигурирует во

    всех известных в психоанализе течений.

    На примере одной картины мне хотелось бы кратко осветить следующие

    темы (см. рис. на стр.115).

    1. Я в контексте психодинамики

    Прежде всего Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама

    художница) и говорит: “Это - я”. На этой картине художница сидит,

    прислонившись к дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в

    темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другую сторону.

    Позиция Я у художницы этой картины регрессивна (взгляд налево на

    картине) и беспомощна (прислонение / протянутые руки).

    2. Механизм защиты / Фиксация

    Художница фиксируется на матери. “Вот моя мать стоит на коленях в

    пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру, вы будете в

    этом виноваты! В конце концов она покончила жизнь самоубийством.”

    Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница “смотрит на

    вину”, оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая за этим комплексом вины

    и из-за этого уничтожая свою духовную энергию, художница открывает для себя

    дорогу направо, дорогу к прогрессу.

    3. Перенос / Проекция

    Каждая картина, нарисованная спонтанно, содержит элементы отношений.

    Не только между личностями, нарисованными на ней, но и между автомобилями,

    дорогами, реками, зверями, цветами и предметами существует динамика

    отношений. Эта динамика отношений исследуется психоаналитически

    ориентированными терапевтами искусством как в плане актуальном, так и

    проективном.

    Например, терапевт спрашивает пациентку: “Существует ли между мной и

    ней такая же ситуация (переноса), как на картине?”

    Вдруг я (условно) - дерево, к которому прислонилась художница? Или я

    тянущаяся вверх сестра? Переносит ли на меня пациентка различные комплексы

    вины (например, если она вынуждена была отменить встречу / опоздала /

    иногда не принимает меня)?

    4. Взаимный перенос

    Терапевты, которые пережили примерно то же самое относительно своих

    матерей, могут склоняться к тому, чтобы смешать собственные негативные

    чувства и чувства художницы, оценить отношение матери как давление и,

    следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.

    Терапевтам, исключившим / оттеснившим / отделившим от себя отца, не

    приходит в голову, что на этой картине отца нет. “Отрицание”, “слепое

    пятно” терапевта и художницы совпадает и является препятствием.

    Или оно может быть шансом: психотерапевт, сам закончивший курс по

    самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет в

    существовании “слепых пятен” и использует взаимный перенос для

    диагностических целей.

    5. Сопротивление

    Предложение врача продолжить картину на листе бумаги, положенном

    справа, т.е. изобразить дистанцию между собой и матерью или новую ситуацию

    отношения, повергает художницу в нерешительность. Сопротивление

    воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализ терапевтами

    искусством со всей серьезностью. Оно означает отказ от фиксации на

    комплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери. В конце

    концов художнице удается нарисовать в качестве продолжения картины дорогу,

    которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь (см. рис. на стр.

    117). Новый контекст этой картины превращает старую вину в “черную мозоль”,

    на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.

    6. Источники

    Дорога, по которой идут трое братьев и сестер, теперь “освещается”

    дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево - архетипный символ

    матери. Солнце символизирует отца. Архетипные символы представляют собой

    противовес нехватке настоящих родителей.

    Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусством требует

    как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и

    каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум и дух делят между собой

    плоды познания: ясность и правду.

    Библиография

    1. Шмеер Г. Я на картине. / Применение психодинамики в терапии

    искусством. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.

    2. Шмеер Г. Лечебные деревья. / Картины деревьев в

    психотерапевтической практике. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.