МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободы

    самоуничтожение и разрушение человеческой гордыни. Однако имеется два

    расхождения. Первое -- учение Кальвина о предопределении: спасение или

    осуждение не зависит от образа жизни, но предрешено богом еще до появления

    человека на свет. Второе -- важность моральных усилий и добродетельной

    жизни. Ибо, несмотря на то, что никакими усилиями судьбу не изменить, сам

    факт приложения усилий является знаком принадлежности к спасенным. Первая

    доктрина, двойственная по своей натуре -- усиливающая сомнения с одной

    стороны (предначертанное проклятие) и успокаивающая с другой (уверенность в

    принадлежности к избранным) давала Кальвину и его последователям

    непоколебимую уверенность, поскольку они обладали убежденностью, основанной

    на механизме самоуничтожения, аналогичному лютеровскому. Однако поскольку

    сомнение все же остается (в силу иррациональности ответа), необходимо его

    постоянное подавление; по Фромму, это осуществляется "фанатичной верой в

    то, что религиозная община, к которой принадлежит человек, как раз и

    является избранной богом частью человечества " [13, с. 82]. Вторая доктрина

    в определенном смысле противоречит первой: "зачем стараться, если все уже

    итак предопределено?" Однако психологический анализ Фромма показывает, что

    исчезающе малое число людей способны радоваться жизни в условиях подобной

    неопределенности. Предназначение второй доктрины, по Фромму, заключается в

    том, что для преодоления чувства сомнения и бессилия необходимо что-нибудь

    делать, "развить лихорадочную деятельность" [13, с. 84]. Однако и эти

    вынужденные усилия не являются рациональными, т.к. деятельность в этом

    случае осуществляется не для достижения результата, а для выяснения

    будущего.

    Другие черты характера представителя среднего класса того времени --

    враждебность и завистливость. Гипертрофированное развитие этих черт

    обусловлено серьезным подавлением эмоций и чувственных потребностей

    человека. Усилению враждебности способствовала роскошь, в которой купались

    представители церковной верхушки и капиталисты. Однако в отличие от низшего

    класса, открытое проявление враждебности представителями среднего класса

    было невозможно: они сами, по большей части, стремились преуспеть в общем

    развитии. Подавленная таким образом враждебность разрасталась и захватывала

    людей целиком, определяя отношение к окружающим и к себе [13, с. 87]. Лютер

    и Кальвин оказались теми, кто эту скрытую враждебность воплотил в отношении

    к богу. Кальвиновский образ бога-деспота, которому нужна безграничная

    власть над людьми, есть не что иное, как проекция собственной завистливости

    и враждебности среднего класса. Враждебность и завистливость могут

    проявляться и по отношении к людям, пример тому -- режим правления,

    установленный Кальвином в Женеве: проникнутый духом редкостной враждебности

    каждого к каждому, он настраивал против дружелюбия к иностранцам, на

    жестокость в отношении бедняков и создавал общую атмосферу подозрительности

    [14, с. 190]. Третий и последний вариант выхода скрытой враждебности --

    направление ее на себя в форме самоуничижения и самоотрицающей "совести",

    обратная сторона которых -- ненависть и презрение [13, с. 90].

    Итак, вследствие крушения средневековой феодальной системы индивид

    стал свободен. Однако помимо свободы действий индивид лишился чувства

    уверенности. Наиболее позитивное влияние новая свобода оказала на высший

    класс. У низшего класса поиск новой свободы вызвал желание покончить с

    растущим угнетением, так как терять было уже нечего. На средний класс новая

    свобода подействовала негативно. Лишь новые религиозные учения указали

    индивиду путь к преодолению тревоги. Однако исцеление оказалось временным и

    только усугубило болезнь -- иррациональность учений не позволила полностью

    снять сомнения и тревоги, вместо этого подавив их, в результате чего

    возникла скрытая враждебность, выплеснувшаяся впоследствии на окружающих и

    на самого индивида.

    Вывод, который делает Фромм по третьей главе, заключается в следующем.

    Социальный процесс, определяющий образ жизни (отношение к людям и к труду),

    формирует характер индивида, который, в свою очередь, влияет на процесс

    общественного развития; возникая и развиваясь как реакция на угрозу со

    стороны новых экономических сил, новый характер сам становится

    производительной силой, способствующей развитию нового экономического строя

    [13, с. 93].

    2.5 Современные аспекты свободы

    У современного общества, по мнению Фромма, сложился взгляд на проблему

    свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной свободы от сил,

    которые на нее покушаются -- единственная необходимая вещь [13, с. 96]; в

    то время как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать

    личность, поверить в себя и в жизнь вообще. Капитализм не только освободил

    человека от традиционных уз, но и внес большой вклад в развитие позитивной

    свободы; с другой стороны, капитализм сделал человека еще более одиноким,

    изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия. Учения

    Реформации предопределили процесс уничтожения связей между отдельными

    индивидами через принцип частной инициативы: в католицизме отношение к богу

    основано на принадлежности к церкви, протестантство оставило индивида один

    на один с богом, вера Лютера носила субъективный характер, Кальвин же

    пропагандировал убежденность в спасении, носившую столь же субъективный

    характер. "Индивидуалистическое отношение к богу было психологической

    подготовкой к индивидуализму человека в мирной жизни" [13, с. 98].

    Вместе с самоутверждением индивида капитализм принес с собой

    самоотрицание и аскетизм: целью жизни стала экономическая деятельность,

    финансовый успех и материальная выгода. Принцип работы ради накопления

    капитала объективно сыграл большую положительную роль в развитии

    человечества -- именно рост производительных сил позволяет представить

    такое будущее, пишет Фромм, в котором прекратится борьба за удовлетворение

    самых насущных материальных нужд, -- но субъективно он заставил человека

    работать на чужие цели и усилил в нем чувство личной ничтожности и

    бессилия.

    Мышление Лютера и Кальвина основано на предположении, что эгоизм и

    любовь к себе -- понятия идентичные и исключают любовь к другому. Однако,

    по Фромму, здесь допускается ошибка. "Любовь не создается каким-то

    специфическим объектом, а является постоянно присутствующим фактором внутри

    самой личности, который лишь "приводится в действие" определенным объектом.

    Как ненависть -- это страстное желание уничтожить, так и любовь --

    страстное утверждение "объекта"; это не аффект, а внутреннее родство и

    активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви" [13, с.

    102-103]. Эгоизм, по Фромму, -- не любовь к себе, а противоположность: вид

    жадности. Люди такого типа не в восторге от самих себя, в глубине души они

    себя ненавидят.

    Господство рынка во всех общественных и личностных отношениях привело

    к тому, что все они проникнуты безразличием. Личности становятся объектами

    манипуляций, инструментами. Таким же стало и отношение к труду:

    производитель не заинтересован в своей продукции, он производит то, что

    обеспечивает максимальную прибыль от вложенного капитала. Однако наиболее

    сильно эффект "объектизации" проявился в отношении индивида к самому себе:

    личность стала товаром, который продается и покупается по законам рынка.

    Рынок решает, сколько в данный момент стоят те или иные качества, и если

    человек не имеет качеств, пользующихся спросом, то он ничего не стоит, как

    и товар, не пользующийся спросом. Таким образом, уверенность в себе

    превращается в отражение того, что думает о данном индивиде рынок. Спрос

    есть -- индивид считает себя "кем-то", спроса нет -- и он в собственных

    глазах никто. Из числа других факторов, на которые опиралось "я", Фромм

    называет престиж и власть, а уж для того, у кого не было ни того, ни

    другого, источником личного престижа становилась семья.

    "Осознать чувство собственного бессилия сложно, поэтому человек прячет

    его под рутиной своих повседневных дел. Но одиночество, страх и

    потерянность остаются. Терпеть их вечно невозможно, поэтому если люди не в

    состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются

    избавиться от нее вообще. Главные пути, по которым происходит бегство от

    свободы, -- это подчинение вождю, как в фашистских странах, и вынужденная

    конформизация, преобладающая в нашей демократии" [13, с. 118].

    2.6 Механизмы бегства от свободы

    Фроммовский психоанализ основан на наблюдении индивидов и последующем

    переносе полученных результатов на социальные группы. Более того, для этого

    необходимым является изучение явлений, наблюдаемых у невротиков, так как,

    по Фромму, эти явления не отличаются в принципе от явлений, наблюдаемых у

    нормальных людей, только протекают они более остро. Нормальный человек у

    Фромма -- человек, способный играть социальную роль, отведенную ему в

    обществе и способный принимать участие в воспроизводстве общества, то есть

    способный создать семью. В классической же психологии нормальным считается

    человек, хорошо приспособленный к жизни в обществе. Но поскольку хорошая

    приспособленность достигается зачастую путем отказа от собственной

    личности, и, наоборот, безуспешные попытки спасти индивидуальность

    приводят, как правило, к появлению невротических симптомов, получается, что

    человек, нормальный в смысле приспособленности, часто менее здоров в смысле

    человеческих ценностей. Общество не может быть невротическим в смысле

    невыполнения индивидами своих социальных функций, оно бы попросту не смогло

    существовать, другое дело -- невротичность общества с точки зрения

    человеческих ценностей. Психологические механизмы, рассматриваемые Фроммом,

    есть механизмы бегства от свободы, возникающие из неуверенности

    изолированного индивида. Такая ситуация складывается, как правило, в

    обществах, неблагоприятных для человеческого счастья и самореализации [13,

    с. 121-122].

    При нарушении связей, обеспечивающих уверенность, у индивида имеется

    два пути. Первый -- спонтанно связать себя с окружающим миром через любовь

    и труд, через проявление всех своих способностей, обретая таким образом

    единство с людьми, миром и самим собой, не отказываясь от независимости

    своего "я" -- в терминах Фромма это путь, ведущий к позитивной свободе.

    Второй -- отказ от свободы в попытке преодоления возникшего одиночества.

    Этот путь, путь к негативной свободе, не в силах обеспечить индивиду былое

    единение и спокойствие, так как отделенность от прошлого неизбежна; путь

    это связан с отказом от своей индивидуальности, он смягчает тревогу и

    делает жизнь терпимой, но проблемы не решает. При избрании последнего пути

    жизнь превращается в автоматическую деятельность, не имеющую цели и

    неспособную дать результат [13, с. 123-124].

    Один из механизмов бегства от свободы -- отказ от своей личности и

    связь ее с какой-либо внешней силой для получения силы, не достающей

    индивиду. Эти механизмы выражаются в мазохистских и садистских тенденциях,

    которые имеют место быть как у невротиков, так и у нормальных людей, но

    выражены в разной степени. Наиболее частое проявление мазохистских

    тенденций -- чувства собственной неполноценности, беспомощности. У этих

    людей имеется видимое стремление избавиться от этих чувств, но

    неосознаваемая связь с желанием подчиниться у них очень сильна. Они

    постоянно проявляют зависимость от внешних сил, стремление подчиниться.

    Жизнь ими воспринимается как огромная неуправляемая машина, с которой они

    не в силах совладать. В более тяжелых случаях наблюдается увлечение

    самокритикой, самоистязание (физическое или моральное), желание болеть и

    другое стремление нанести себе вред. Встречаются и изощренные формы

    мазохизма, когда какое-либо стремление усердно маскируется индивидом или,

    например, оправдывается его абсолютной неизбежностью в данных

    обстоятельствах [13, с. 125-126].

    В характерах подобного типа могут наблюдаться и садистские тенденции.

    Условно их можно поделить на три типа: 1) стремление к получению власти над

    людьми, 2) стремление к поглощению материальных и моральных богатств людей,

    3) стремление причинять другим страдания. Садистские тенденции,

    естественно, рационализируются еще больше, ибо они уже не столь безобидны,

    как мазохизм. Садисты обладают столь же сильной привязанностью к своим

    жертвам, как и мазохисты к своим реальным или виртуальным мученикам. Именно

    в этом, по Фромму, заключается парадокс долговременного существования

    браков, где муж всячески унижает жену. Садомазохистские союзы (причем не

    только брачные) столь же крепки, сколь союзы людей нормальных в смысле

    отсутствия у них подобных наклонностей [13, с. 126].

    Наблюдения за мазохистами помогли Фромму установить, что все они

    переполнены страхом одиночества; страх этот может быть неосознанным или

    замаскированным, но он есть, и обусловлен он негативной свободой. Мазохизм

    же есть один из путей избавиться от этого страха за счет снятия с себя

    бремени свободы, другими словами -- отказа от собственной личности. В

    определенных условиях реализация мазохистских устремлений приносит

    облегчение (в качестве примера Фромм приводит подчинение вождю в фашистском

    режиме, когда индивид обретает некоторую уверенность за счет единения со

    многими миллионами себе подобных). Но подобное решение избавляет лишь от

    осознанного страдания, скрытая же неудовлетворенность остается. На этом и

    других характерных примерах Фромм показывает иррациональность невротической

    деятельности, результат которой не соответствует мотивировке: индивид не в

    силах выбрать верное решение, поскольку ищет наипростейший выход из

    ситуации, дающий облегчение как можно быстрее и ценой как можно меньших

    затрат [13, с. 132-134].

    Мазохистские узы являются вторичными узами -- "спасательным кругом" для

    личностей, подавленных чувствами тревоги, сомнения, бессилия; в отличие от

    первичных уз, существующих до завершения процесса индивидуализации. Попытки

    получить свободу из вторичных связей обречены на провал, так как индивид в

    принципе не может слиться с той силой, к которой он "прилип". Что касается

    садизма, то одно из его проявлений -- жажда власти -- коренится в

    психологической слабости, в неспособности личности выстоять в одиночку [13,

    135-140]. Предполагая, что садомазохистские черты выражены в разной степени

    в каждом человеке, Фромм показывает, что садомазохистский характер сам по

    себе -- еще не свидетельство ненормальности. Индикатором наличия или

    отсутствия невротичности является социальное положение человека, задачи,

    которые он выполняет в обществе и шаблоны чувства и поведения,

    распространенные в культуре, в которой тот проживает [13, с. 141]. Именно

    садомазохистский характер типичен для низов среднего класса в Германии, где

    идеология нацизма нашла отклик.

    Говоря об авторитарном характере (слово "авторитарный" Фромм

    употребляет вместо "садомазохистский" дабы устранить двоякое толкование),

    Фромм отмечает, что наиболее специфической его чертой является отношение к

    власти и силе. Для авторитарного характера люди делятся на сильных и

    бессильных. Сила привлекает и вызывает готовность подчиниться, бессилье

    вызывает ярость и желание унизить, растоптать человека. Другая характерная

    особенность -- тенденция сопротивляться власти, даже если власть

    доброжелательна и нерепрессивна по своей натуре. Авторитарный характер

    любит условия, ограничивающие свободу человека, он с удовольствием

    подчиняется судьбе. Общая черта всего авторитарного мышления заключается в

    убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, за

    пределами его интересов и желаний. Активность людей с авторитарным

    характером основана на глубоком чувстве бессилия, которое они пытаются

    преодолеть. Авторитарная философия является нигилистической и

    релятивистской, в ней отсутствует понятие равенства [13, с. 142-148].

    Особое внимание Фромм уделяет описанию такой формы зависимости, когда

    вся жизнь человека связывается с какой-либо внешней силой, которая надежно

    защитит его от всех напастей -- "волшебным помощником". Фрейд истолковывал

    явление пожизненной зависимости от внешнего объекта как продолжение ранних

    связей с родителями на всю жизнь. Этот феномен произвел на него настолько

    большое впечатление, что в эдиповом комплексе Фрейд разглядел основу всех

    неврозов и считал успешное преодоление этого комплекса главным залогом

    нормального развития. Однако, по мнению Фромма, фрейдовское толкование

    феномена было неверным: ни сексуальные влечения, ни вытекающие из них

    конфликты не являются основой фиксации детей по отношению к родителям:

    потребность связать себя с каким-то символом авторитета вызывается не

    продолжением первоначального сексуального влечения к родителям, а

    подавлением экспансивности и спонтанности ребенка и вытекающим отсюда

    беспокойством.

    Наблюдения Фромма показали, что сущность любого невроза, равно как и

    нормального развития, составляет борьба за свободу и независимость. Многие

    "нормальные" люди принеся в жертву личность, стали хорошо приспособленными

    и потому считаются нормальными. Невротики же, по сути дела, продолжают

    сопротивляться полному подчинению и представляют собой пример

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.