МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психодинамическая теория личности

    Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

    младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); раннее детство

    (автономия – стыд и сомнение); возраст игры (инициативность – вина);

    школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); юность (эго-идентичность –

    ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность – изоляция); средняя

    зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя зрелость (эго-

    интеграция – отчаяние).

    Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия

    определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим

    фактором в развитии личности является характер социальных отношений между

    родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются

    потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не

    способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к

    возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной

    тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение

    беспомощности во враждебном мире.

    Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют

    с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью,

    порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики

    опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации.

    Десять невротических потребностей следующие: в любви и одобрении; в

    руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании

    других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в

    самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.

    Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых

    представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью

    достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует

    определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и

    против людей.

    Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие

    значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по

    психологии женщины.

    Диспозициональное направление

    В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две

    общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором

    предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях

    (то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое

    постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с

    тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

    Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических

    систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и

    мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.

    С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как

    предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне

    ситуаций.

    Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой

    Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или

    морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции,

    в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя

    понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное

    изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп

    индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально

    существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть

    выведены из поведения.

    Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки,

    мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин

    “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство

    человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие

    формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных

    аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение

    самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя;

    рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

    Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить

    в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное

    время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”,

    заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью

    чертами:

    1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;

    2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;

    3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и

    самоприятие;

    4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и

    притязания;

    5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство

    юмора;

    6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

    Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел.

    Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов

    исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам

    предсказать поведение человека в данной ситуации. Р. Кеттел рассматривает

    личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по

    преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта

    – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является

    различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает

    исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно

    разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.

    В завершение темы рассмотрю подход ещё одного представителя

    диспозиционального направления – Ганса Айзенка. Теория типов личности

    Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель

    структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и

    специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между

    двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк

    подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По

    Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты):

    интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены явные

    особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов.

    Также рассматривается третья суперчерта: психотизм – сила суперэго При этом

    Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано

    несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.

    Гуманистическое направление

    Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе

    с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы,

    противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции

    свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных

    принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность

    исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и

    созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.

    Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей.

    Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем

    потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении

    человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая: 1)

    физиологические; 2) безопасности и защиты; 3) принадлежности и любви; 4)

    самоуважение; 5) самоактуализации.

    Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы

    роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение

    напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу

    предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

    Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота

    или справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей.

    Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например,

    апатия, цинизм и отчуждение).

    Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции

    самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – “цвет” человечества, люди,

    живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного

    развития. Их характеристики следующие: более эффективное восприятие

    реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и

    естественность; центрированность на проблеме; независимость: потребность в

    уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть

    восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие

    межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и

    целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности);

    сопротивление окультуриванию.

    Феноменологическое направление

    В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном

    Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение

    человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также

    подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути

    являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и

    самосовершенствующимися.

    С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность –

    личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит

    Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются

    потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное

    позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя

    в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек

    ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и

    тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания

    восприятия.

    Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека

    переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы),

    организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания

    и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе

    (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также

    среди характеристик полноценно функционирующего человека – креативность, то

    есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи,

    результаты и способы решения проблем.

    Типологические модели социальных характеров

    Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности,

    акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов.

    Фромм утверждал, что определённой частью людей движет желание бегства от

    свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма,

    деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Фромму – в

    обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

    Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в

    установлении связей; в преодолении; в корнях; в идентичности; в системе

    взглядов и преданности.

    Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием

    способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы

    характера: рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий,

    что надо быть любимым, а не любить), эксплуатирующий (человек, который

    добивается от других желаемого силой и обманом), накапливающий (скупой,

    упрямый и ориентированный на прошлое) и рыночный (человек, определяющий

    себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; предельно

    отчуждённый от других). Продуктивный характер только один; согласно Фромму,

    он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат

    разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий,

    творческий и совершающий социально-полезные поступки.

    Типологические модели индивидуальных характеров

    Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии,

    базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных

    швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. В результате переработки

    Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из разных областей

    знаний: психологии, философии, археологии, мифологии, теологии, литературы.

    Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из

    трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и

    коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и

    включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря

    которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего

    самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и

    воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг

    ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей,

    чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или

    наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг

    самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал,

    что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.

    Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное

    бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти

    человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих

    существ. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и

    Фрейда. Также принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является

    толкование “либидо”, или психической энергии.

    Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из

    мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные

    идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать,

    переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это

    универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то

    объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок,

    герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы –

    персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности),

    анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний

    образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой

    организованы и объединены все другие элементы).

    Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две

    основные эго-направленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической

    энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической

    психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько

    таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте,

    интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся

    в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать

    специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа:

    экстраверт и интроверт.

    Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою

    психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним

    миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет

    внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и

    благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет

    дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается

    беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной

    однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним

    миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться

    недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как

    эгоистические.

    Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться

    вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром

    мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам

    с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться

    к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой

    “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

    Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки

    в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится

    недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так

    сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым

    приспособленцем или лицемером.

    Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита

    несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют

    закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки

    неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.

    Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей

    человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре

    функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление,

    чувство, ощущение, интуиция.

    Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать

    дискретные данные путем концептуального обобщения. Чувство – функция,

    определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие

    взаимоотношения. Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.