МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психодрама

    сообщения о восприятии внутреннего и внешнего мира, представлениях о себе и

    об объектах, о ценностях, защите, образах тела и так далее. Протагонистов

    побуждают к самовыражению любым удобным способом, в идеале – в атмосфере,

    свободной от неодобрения и противодействия.

    Вторая фаза психодрамы включает в себя интеграцию высвобожденных

    чувств: то, что выражено, должно быть реинтегрировано, чтобы не «улететь,

    как дым» (Келлерман с.102). Такая интеграция может включать в себя

    восстановление порядка во внутреннем эмоциональном хаосе, обучение новым

    адаптационным стратегиям, проработку межличностных отношений или

    превращение неясных чувств в определенные. При этом очень важно, чтобы у

    протагониста было осознание своих чувств, мыслей и действий. Связь между

    аффективным и сознательным необходима протагонисту, чтобы интегрировать

    сессию, даже если он не может интегрировать все полностью при окончании

    сессии.

    8. ИНСАЙТ-В-ДЕЙСТВИИ.

    Эмоциональное высвобождение было бы неэффективным, если бы не

    сопровождалось работой разума, обращением к рациональности и не завершалось

    когнитивным инсайтом.

    Инсайт традиционно считался важным фактором, вызывающим излечение.

    Психоанализ и практически все психодинамически ориентированные виды

    психотерапии использовали самоосознание как центральный аспект процесса

    лечения. Не зависимо от того, каким термином оно обозначается,

    самоактуализацией, превращением бессознательного в сознательное,

    просветлением, озарением или инсайтом, большинство психотерапий, включая и

    некоторые когнитивно-поведенческие подходы, сходятся на том, что он дает

    пациентам понимание себя, своих трудностей и того, как они возникают и что

    в этой ситуации можно изменить.

    Самопонимание, однако, не дает автоматического терапевтического

    эффекта. В целях проведения успешной терапии необходимо, чтобы процесс

    самопознания был скорее эмоциональным, чем интеллектуальным, и

    сопровождался значимым обучающим опытом. Пациенты должны не просто увидеть

    в прошлом причину своих страданий, но и ощутить значение своих чувств и

    действий в настоящем. Цель реконструктивной терапии состоит не в том, чтобы

    достичь интеллектуального прозрения, которое в большинстве случаев является

    механизмом защиты, а в том, чтобы достичь прозрения эмоционального, то есть

    возможности «войти в контакт со своим бессознательным» на физической и

    эмоциональной основе.

    Чтобы подчеркнуть, что процесс самопонимания в психодраме движется

    действием, а не вербальной интерпретацией, Морено назвал его «инсайтом-в-

    действии».

    Инсайт-в-действии достигается в результате работы различных видов

    обучения действием. Его можно определить как интеграцию эмоционального,

    когнитивного, поведенческого, межличностного и воображаемого обучающего

    опыта. Инсайта в действии нельзя достичь посредством интроспективного

    анализа, лежа на кушетке. Интроспективный анализ может служить важным

    аспектом многих видов терапии, но для достижения инсайта-в-действии в

    психодраматическом процессе он не нужен.

    Разные люди по-разному переживают инсайт-в-действии. Он может

    проявиться как внезапная вспышка озарения, или как постепенно, в течение

    долгого времени разворачивающаяся последовательность открытий. Невозможно,

    тем не менее, определить, с кем «это» случилось, а с кем – нет. Скорее, его

    нужно рассматривать как процесс, во время которого человек становится все

    более и более понимающим и осознающим впечатления всей своей жизни.

    Инсайт-в-действии близок к катарсису, его можно рассматривать как

    некий способ высвобождения идеи из области подсознательного. Катарсис,

    пережитый в полном сознании, облегчит воспоминание-переживание, которое

    ведет к инсайту-в-действии.

    Шаги достижения инсайта-в-действии напоминают процесс творческого

    решения проблемы. Такой процесс обычно включает в себя четыре стадии:

    Подготовку,

    Созревание

    Озарение

    Проверку.

    На первой стадии драматизируется ситуация, содержащая проблему и

    представляющая фактическую сторону событий. На второй стадии проблемная

    ситуация исследуется и фрустрация находит свое выражение. Спонтанные

    бессознательные процессы доминируют и создают неожиданные связи. На третьей

    стадии возникают новые инсайты, и находится решение проблемы. В

    заключительной стадии инсайт проверяется в реальной ситуации, возможно, при

    помощи действия.

    Инсайт-в-действии происходит тогда, когда протагонист понимает, где

    находятся корни конфликта, и восстанавливает воспоминание о подавленном

    переживании. Инсайт и катарсис должны работать вместе: протагонист обязан

    понимать свои чувства и чувствовать то, что понимает.

    9. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

    Большинство практиков оценивают отношения, развивающиеся между членами

    группы и между терапевтом и пациентом, как потенциально важную целительную

    силу в психодраме. Эта точка зрения совпадает с данной Морено

    характеристикой психодрамы как «межличностной терапии» и как «приглашения к

    общению, общению двоих лицом к лицу» (1914).

    Когда возникает необходимость дать рациональное объяснение своей

    работе, терапевты, концентрирующиеся на межличностных отношениях,

    используемых для усиления терапевтических эффектов психодрамы, оценивают

    свою практику с помощью социальной психологии, межличностной психологии,

    теории объектных отношений или трансактного анализа. Согласно Шектеру

    (1973), человеческие взаимоотношения возникают в результате «социальной

    стимуляции и взаимодействия, часто игрового и необязательно понижающего

    напряжение» теория развития личности, предложенная Морено в 1953г., имеет

    сходство с этими формулировками, поскольку тоже находит существенным для

    развития внутреннего мира взаимоотношения личности и окружения. Морено

    утверждал, что личность ребенка развивается из взаимоотношений с родителями

    и другими важными для него людьми, с которыми у него имеется тесный

    контакт. Поэтому невозможно полностью понять клиента, не беря в

    рассмотрение его «социальный атом».

    Межличностная терапия основана на том допущении, что люди изменяются и

    развиваются не только в результате совместного существования, но и в

    процессе активных проработок межличностных чувств, восприятия, конфликтов,

    отношений, коммуникации с «обобщенным другим» в их социальных атомах.

    На психодраматической сцене протагонисту предлагается представить всех

    различных людей, с которыми он был связан и, если понадобится, он может

    переписать диалоги и роли, которые эти люди играли в его жизни. В процессе

    такой работы внимание сосредоточено на взаимоотношениях с людьми, к которым

    он чувствовал в прошлом или чувствует сейчас любовь или ненависть. Когда

    все люди, игравшие важные роли в жизни протагониста, произнесли свои

    монологи, когда протагонист истощил свое красноречие, отвечая им, тогда он

    активно начинает прислушиваться к своим внутренним голосам и искать свою

    сокровенную правду. Какие бы выводы в конце концов не сделал протагонист из

    этого опыта, он придет к пониманию того, что он принадлежит прежде всего

    себе, и добьется уникального места в своей внутренней вселенной.

    Для точного понимания межличностных аспектов психодрамы, необходима

    концепция ментальной репрезентации. Ментальная репрезентация – это

    относительно постоянный образ чего-либо, что было ранее воспринято, некая

    внутренняя картина или хранимый в памяти образ себя (саморепрезентация),

    других (объектная репрезентация). Ментальная репрезентация также включает в

    себя взаимоотношения с другими лицами и отношения между близкими

    протагонисту людьми.

    Один из способов изменения иллюзорных представлений состоит в том,

    чтобы отыграть их в обстановке, в которой общественное признание допускает,

    по крайней мере, символическое их осуществление с последующей возможностью

    коррекции восприятия и разрешения конфликтов.

    В терминах ментальной репрезентации, истоки межличностных конфликтов

    лежат во внутренних образах могущественных родительских фигур, которые

    насаждают свое сильное и пугающее влияние над беспомощным починенным «я».

    Когда такие образы проецируются на реальных людей во внешнем мире, детские

    эмоции вновь усиливаются, заслоняя реальные взаимоотношения, возникшие

    «здесь и теперь». Это влияние прошлого на взаимоотношения в настоящем

    представляет собой то, что психоаналитики называют переносом.

    Перенос возникает не только по отношению к терапевту, но и по

    отношению к любому человеку, и, конечно, он не редкость в

    психодраматической группе. Работать с этим явлением необходимо тонко и

    внимательно, используя, если возможно, его как источник информации о

    личности клиента.

    Ситуация, когда психотерапевт развивает свои предпочтения и искажает

    взаимоотношения, перенося свои фантазии на пациентов, называется

    контрпереносом.

    С одной стороны, контрперенос представляет собой перенос терапевта по

    отношению к пациенту. (Например, терапевт, которому сложно контролировать

    свое чувство гнева, может иметь тенденцию подавлять проявления гнева у

    пациента). Это явление вносит деструктивный элемент в терапию.

    С другой стороны, если чувства терапевта используются в качестве

    основы для понимания пациентов, контрперенос может стать важным

    инструментом лечения. Контрперенос в данном случае – адекватная

    эмоциональная позиция терапевта по отношению к пациенту – это осознанная

    реакция на поведение пациента.

    Феномен контрпереноса не ограничен взаимоотношениями терапевта и

    пациента. Он может возникнуть также между вспомогательными лицами и вообще

    любыми членами группы, и минимальная степень сплоченности в группе – это

    необходимое требование для конструктивного развития терапевтического

    процесса.

    «ТЕЛЕ».

    Дж.Морено и З.Т.Морено (1959), полагали, то концепции переноса и

    контрпереноса не подходят для описания межличностных отношений в

    психодраме. Существует еще один процесс, происходящий одновременно с тем,

    что пациент подсознательно наделяет терапевта чертами своих фантазий. Какая-

    то часть пациента не регрессирует, но, скорее, интуитивно воспринимает

    терапевта в настоящем, таким, каким он в действительности и является.

    Перенос постепенно вытесняется реальным восприятием. Для того чтобы описать

    реальные взаимоотношения с использованием концепции, отличной от концепций

    переноса и контрпереноса, Морено и Морено предложили использовать греческое

    слово «теле» означающее «вдали», «на расстоянии». Буквально «теле»

    обозначает, что люди контактируют и общаются на некоторой дистанции,

    передавая друг другу эмоциональные сообщения издалека.

    «Теле» обозначает «простейшую частицу чувств, передаваемых от одного

    человека к другому. К сожалению, Морено включил в этот термин такое

    разнообразие аспектов общения, что концепция стала скорее запутанной, чем

    объясненной. В понимании Келлермана, «теле» лучше всего определяется в

    терминах измерений реальности межличностного общения, в прозрении, оценке,

    прочувствовании реального облика другого человека. Это охватывает не только

    привлекательные, но и отталкивающие аспекты отношений между людьми. В

    сравнении с переносом «теле» используется не для описания повторяющегося

    прошлого, которое искажает настоящее, но для новых реакций, имеющих

    самостоятельную ценность «здесь и теперь». Эмпатия, эмоциональное

    проникновение в реальность другого человеческого существа, является

    необходимой компонентой «теле».

    В психоаналитической терминологии «не связанные с переносом», или

    реальные, аспекты взаимоотношений между пациентом и терапевтом называются

    терапевтическим альянсом. Он очень поход на «теле», в особенности если

    принимать во внимание взаимное соглашение между двумя реальными людьми, без

    которого невозможно никакое сотрудничество.

    Цель исследования взаимоотношений в психодраме состоит в том, чтобы

    помочь пациентам исправить свое нарушенное восприятие, вырасти из

    порождающих перенос отношений или уменьшить их эмоциональную интенсивность

    до такого уровня, на котором можно заметить те реальные взаимоотношения,

    которые предлагают терапевт и другие люди. Чтобы достичь этого, важно

    выделить, принять и даже поощрить реальные отношения, существующие между

    пациентом и терапевтом.

    Дилемма между потребностью пациента быть любимым, чтобы выздороветь,

    и невозможностью или нежеланием терапевта вступать в подобного рода

    отношения разрешается в психодраме введением третьей стороны –

    вспомогательного лица, иного, чем терапевт, человека. Это дает

    психодраматисту свободу развивать реальное «теле» - взаимоотношения с

    пациентом, которые (если они достаточно теплы, аутентичны и эмпатичны)

    могут сами по себе являться важным терапевтическим фактором.

    10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.

    Использование воображения, концепция «как будто» занимает центральное

    место в методологии и философии психодрамы. Психодрама построена на

    представлении о том, что лишать человека его мечтаний или использовать их

    только как «материал» для психологических интерпретаций ошибочно.

    В психодраме нас побуждают к тому, чтобы представить на сцене наши

    мечтания, чтобы актуализировать свое «я» и адаптироваться к внешнему миру.

    Методология психодрамы в целом (использование ролевых игр, вспомогательных

    лиц, сцены, разогревающих упражнений, бутафории и намеренных искажений

    времени и места) основана на использовании принципа «как будто».

    В ролевых играх участники имеют мужество переиграть прошлые ситуации

    так, как будто они имеют место в настоящем, относиться к неживым объектам

    так, как будто они одушевлены; и разговаривать с другими членами группы

    так, как будто они являются их старыми знакомыми или самыми важными людьми

    в их жизни. Психодраматическая сцена сама по себе представляется и актерам,

    и зрителям так, как будто это арена, на которой может случится все, даже

    невозможное. Таким образом, внутри психодраматической реальности «как

    будто» внутренний опыт может быть экстернализован, могут быть воплощены

    абстрактные меж- и внутриличностные отношения и могут сниться сны среди

    бела дня.

    «Как будто» необходимо для приобретения качества, которое Морено

    называл драматической спонтанностью. Большинство техник психодрамы основано

    на элементах «как будто» активности. Например, техника обмена ролями.

    «Разогревающие» упражнения тоже часто используют как будто представления.

    Известно, что информация, представленная в «как будто», частично прячет,

    частично неявно раскрывает реальность. Она помогает некоторым участникам

    раскрыть свои чувства и проработать их в психодраме. Обычно у человека не

    возникает сложностей с использованием собственного воображения. Если не

    существует «как будто» - нет и психодрамы.

    «Как будто» многие годы используется как часть различных ритуалов

    исцеления. В гипнотерапии, например, «как будто» связана с трансом, в

    психоанализе – с бессознательными фантазиями. Быстрорастущее количество

    научных данных показывает ценность воображения и эффективность техник «как

    будто» в лечении целого спектра проблем.

    Психодрама применяет «как будто» во многих направлениях, включая

    упомянутые выше. Главная функция – в том, чтобы работать со стрессовыми

    моментами жизни, замещая их в защищенном мире воображаемого. Участников

    поощряют к отходу от испытания реальностью и удалению на время из

    окружающей действительности. Экспериментируя с некоторыми новыми

    измерениями реальности, участники строят мир в соответствии со своими

    спонтанно возникающими идеями. Парадоксальным образом это процедура

    помогает человеку одновременно отрицать и утверждать окружающую реальность.

    «Как будто» в психодраме имеет дело не с актуальным миром, но с

    полуреальными игровыми ситуациями – с тем, что называется метареальностью

    или сверхреальностью.

    Таким образом, нереалистичные и недостоверные характеристики «как

    будто» исчезают в результате эмоционального вовлечения в ролевую игру.

    Ролевая игра, следовательно, становится хитрым орудием, позволяющим извлечь

    достоверный материал обходным путем. И поскольку ролевая игра так часто

    вызывает поведение, которое по-настоящему выражает личность, хочется

    назвать ее не «как будто», но «как оно есть» поведением. (Киппер 1986).

    11. ЗАВЕРШЕНИЕ СЕССИИ.

    Финал успешной психодраматической постановки часто включает

    подходящую сцену, которая окончательно завершает драму. Это сцена

    чрезвычайно важно для сессии, т.к. делает действие законченным, создавая

    ощущение «опускания занавеса» у протагониста и у всей группы. Такая сцена

    обычно называется сценой завершения и имеет особое значение для

    концептуализации терапевтического процесса психодрамы.

    Директоры используют сцены завершения со специфическими целями. Одна

    из целей сцены завершения состоит в том, чтобы закончить психодраму на

    высокой ноте или как-нибудь по-другому позитивно. Такие сцены служат тому,

    чтобы не оставлять протагониста в состоянии «возвышенном и иссушенном»,

    помогая ему достичь эмоционального баланса и контроля над собой перед тем,

    как он покинет психодраматическую сцену. Сцена завершения, согласно

    Кипперу, призвана осуществить:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.