МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психогенетика

    исследованиями этого института, положили начало науки психогенетики в

    России.

    В экспериментальных исследованиях наиболее систематических и психологически

    содержательных было два:

    1. Начатое А.Р.Лурия – целью было выяснение тренируемости

    комбинаторных функций ребенка, влияние их тренировки на другие

    психические процессы, устойчивость полученных эффектов.

    2. работа М.С.Лебединского, это первая отечественная работа с

    определенным психологическим контекстом, содержащая анализ и

    общей методологии, и конкретных методов психологического

    исследования. Здесь обзор проведенных к тому времени близнецовых

    исследований. Продемонстрированы все ограничения близнецового

    метода вообще и применительно к психологическим признакам в

    частности.

    Работа Лебединского вместе с другими работами, был очень хорошим началом

    содержательных психогенетических исследований в России. Трагические 30-е

    оборвали их на многие годы, и второе дыхание генетика поведения получила в

    нашей стране только в конце 60-х

    Восстановление систематических исследований по психогенетике можно

    датировать концом 1972г. тогда в Институте общей и педагогической

    психологии Академии педагогических наук СССР на базе лаборатории

    дифференциальной психофизиологии, которой руководил Б.М.Теплов, а после его

    смерти – В.Д.Небылицын, была создана первая лаборатория, специальной

    задачей которой стало изучение наследственных основ индивидуально –

    психологических и психофизиологических различий. В первые годы в центре

    внимания лаборатории находилась проблема этиологии свойств нервной системы,

    в дальнейшем основными объектами исследования стали психофизиологические

    признаки и психогенетика индивидуального развития.

    Единственные в отечественной психогенетике популяционные исследования на

    изолятах Дагестана и в аулах Туркмении проведены были под руководством

    академика Дубинина К.Б.Булаевой. она исследовала широкий спектр признаков

    (соматических, психофизиологических и т.д. в девяти селениях Дагестана,

    принадлежащих к пяти этническим группам с разной степенью изолированности,

    разной этнокультурной и эколого-географической средой. Наиболее существенны

    два полученных ею факта:

    1 повышение и фенотипической и генетической изменчивости в наиболее

    изолированных и аутбредных (популяции, в которых отсутствуют браки м\у

    родственниками) популяциях и снижение того и другого в умеренно

    изолированных

    2 в общей дисперсии всех исследованных признаков доля внутрипопуляционной

    изменчивости существенно выше, чем межпопуляционной.

    Популяционный метод был использован и Анохиным для исследования

    электроэнцефалограммы.

    БИЛЕТ №3

    Три исследовательские парадигмы проблемы «биологическое и социальное в

    человеке».

    И в отечественной, и в зарубежной психологии накоплены многочисленные

    доказательства важности психологических и социально-психологических

    факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия

    матери с новорожденным ребенком до положения ч-ка в группе и обществе в

    целом. Однако, наблюдаемые различия в поведения не всегда поддаются

    объяснению прошлым опытом ч-ка.

    Отсюда, + из общебиологических, эволюционных представлений смежных

    дисциплин встает задача поиска биологических, природных основ

    межиндивидуальной вариативности психологических черт.

    С позиций общей методологии в любом из конкретно-научных подходов

    выделяются три исследовательских парадигмы, в рамках которых и ведется

    анализ:

    1. биологическое и социальное

    2. врожденное и приобретенное

    3. наследственное и средовое.

    Наибольшей популярностью особенно 15-20 лет назад, пользовалась первая из

    этих формул. Ей было посвящено огромное кол-во работ, в большинстве своем

    методологических. Анализ обширной литературы обнаруживает весь спектр

    возможных точек зрения: от признания весьма существенных влияний

    биологических факторов до утверждения решающей роли общественных,

    социальных условий для формирования психики ч-ка.

    Однако, в данной формулировке «биологическое» излишне широко: оно включает

    в себя спектр признаков, относящихся к разным системам организма, разным

    уровням его организации, к состоянию здоровья, характеристикам телесной

    конституции, мозговых структур, и многое другое, имеющее очень разное

    отношение к ч-ой психике.

    «Социальное» же, напротив, оказывается суженным. Обсуждается роль

    собственно социальных факторов: общения, труда, коллектива и т.д. Но важное

    значение для психики ч-ка имеет и физическая хар-ка среды: пространство,

    которым он располагает, ландшафт…

    таким образом, в формуле «биологическое – социальное» объем, содержание

    первого понятия оказывается излишне широким и неопределенным, объем же

    второго – суженным, включающим лишь часть возможных небиологических влияний

    на ч-ю индивидуальность. Поэтому в рамках этой парадигмы конструктивное

    решение вопроса о происхождении индивидуально – психологических

    особенностей едва ли возможно.

    Второй подход к рассматриваемой проблеме предполагает выделение врожденных

    и приобретенных индивидуальных особенностей. Он тоже имеет очень невысокую

    разрешающую способность. Два его главных дефекта таковы:

    1. «врожденное» и «приобретенное» - не независимые понятия,

    «врожденное» может быть и приобретенным во внутриутробном периоде.

    2. если «врожденное» понимать строго как «имеющееся при рождении», то

    ясно, что в неонатальном периоде многие психологические функции

    либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по сравнению

    с будущей, зрелой, форму.

    Только формула «наследственное и средовое» содержит независимые понятия,

    имеющие в современной науке вполне определенное содержание и четкие методы

    исследования, понятие же «среда» включает в себя все виды внешних,

    негенетических, воздействий, в том числе эмбриональную среду. Именно

    взаимодействие этих факторов создает широкий диапазон ч-их

    индивидуальностей, хотя вклад каждого из них формирование разных

    психологических функций, черт, явлений различен. Конечно, содержание ч-ой

    психики в наших генах не кодируется. Оно передается по законам культурной

    преемственности, «социальной наследственности». Эта программа имеет

    решающее значение для прогресса ч-ва в целом.

    Такой подход – с позиций современной генетики – соответствует и

    психологическим представлениям об индивидуальности как уникальности

    психологического облика каждого ч-ка, ибо генотип каждого из нас абсолютно

    уникален.

    Среда, на первый взгляд не столь очевидно индивидуализирована. Однако

    включение в анализ роли среды не только формально – статистических данных,

    но и сведений, которыми располагают психологи, позволяет утверждать, что,

    находясь в формально одной и той же среде (например, в одном классе), ч-к

    выбирает в качестве значимых для себя разные элементы ее. Выбор этой –

    индивидуальной – среды в значительной мере направляется генетически

    заданной индивидуальностью. И именно модели психогенетического исследования

    позволяют надежно развести разные типы средовых влияний и оценить их

    удельный вес в формировании вариативности различных психологических

    признаков, их динамику в разных возрастах и т.д.

    БИЛЕТ № 4

    Признаки в популяциях. Качественные и количественные признаки.

    Любой представитель вида обладает и видоспециальными и индивидуально

    специфическими особенностями. Любая особенность, присущая данному

    индивидууму – признак. Анализ всегда ведется на уровне популяции. Не

    применим к отдельному ч-ку – важен разброс признаков в данной популяции,

    изменчивость различных признаков в популяции. В популяциях каждый ген может

    встречаться в виде множества аллелей. Наличие нескольких аллелей каждого

    гена в популяциях обеспечивает определенный уровень генетического

    полиморфизма и комбинативной изменчивости.

    Популяция – сообщество особей одного вида, занимающее одну территорию.

    Популяция всегда динамична, у человека основное влияние оказывает

    социальный фактор.

    В популяции существует изменчивость признаков, от типа изменчивости

    выделяют 2 вида признаков:

    1. Качественные (дискретные)

    2. количественные (континуальные)

    фенотипические проявления качественных признаков:

    А) Имеют ярко выраженные формы, промежуточных форм не существует. (пол,

    резус-фактор) либо одно, либо другое.

    Б). имеют моногенный характер наследования – за их проявления отвечает 1

    ген.

    Количественные – имеют количественную или непрерывную изменчивость от мин.

    До мах. Значений. Существуют промежуточные варианты. (рост, вес, IQ).

    Полигенное наследование – за наследование отвечают много ген. На развитие

    количественных признаков влияет и среда.

    При исследовании континуальных хар-к невозможно определить количество

    «больных» и «здоровых», т.е. нельзя применить законы Менделя, описывающие

    мех-мы исследования дискретных признаков.

    С целью описания мех-мов передачи по наследству континуальных признаков

    Гальтон предложил статистический аппарат «ко-реляция» (англ. Co-relation –

    со-отношение), затем он превратился в коэффициент корреляции Пирсона

    (Пирсоновкая корреляция). Корреляция представляет собой индекс сходства,

    изменяющийся от нуля (r = 0), который обозначает отсутствие какого-либо

    сходства, до единицы (r = ( 1,0), обозначающей абсолютное сходство (или

    абсолютную противоположность, если имеет отрицательный знак).

    Представление о том, что количественные признаки формируются в результате

    действия множества генов, является краеугольным в разделе генетики,

    называемом генетикой количественных признаков. Эта область науки была

    разработана Фишером и Райтом. Генетика количественных признаков (ГКП)

    представляет собой основу для общей теории происхождения (этиологии)

    индивидуальных различий, будучи междисциплинарной наукой.

    Центральной догмой ГКП является утверждение о том, что внутри популяции

    существуют континуально (непрерывно) распределенные количественные оценки

    индивидуально – психологических особенностей. ГКП систематизирует

    межиндивидуальные различия и рассматривает их как закономерную изменчивость

    внутри изучаемой группы. Кроме того, ГКП указывает на источники появления

    изменчивости и определяет вклад каждого из этих источников.

    Сходство родственников по анализируемым признакам позволяет утверждать, что

    генетические факторы влияют на количественные признаки, примером которых

    может служить как патология (например шизофрения), так и норма (когнитивные

    способности). Для того чтобы разделить вклады среды и генов, исследователи

    применяют специальные статистические модели или изучают несколько типов

    родственников одновременно.

    Наследование континуально распределенных признаков не подчиняется законам

    Менделя. Эти признаки, в категорию которых попадает большинство сложных

    поведенческих хар-к ч-ка, наследуются согласно мультифакторным моделям –

    моделям, учитывающим совместное влияние многих генов и многих факторов

    среды. При этом гены и среда взаимодействуют м\у собой. Генетическая

    предрасположенность – не достаточное условие для развития признака, однако

    она определяет вероятность его появления.

    БИЛЕТ №5

    Законы Менделя.

    Основные законы наследуемости были описаны более века назад чешским

    монахом Грегором Менделем (1822-1884). Он занимался селекционированием

    гороха, и именно гороху мы обязаны открытием основных законов

    наследуемости: закона единообразия гибридов первого поколения, з-на

    расщепления и закона независимого комбинирования.

    Первый з-н Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения.

    Данный з-н утверждает, что скрещивание особей, различающихся поданному

    признаку (гомозиготных по разным аллелям), дает генетически однородное

    потомство (поколение F1), все особи которого гетерозиготны. Все гибриды F1

    могут иметь при этом либо фенотип одного из родителей (полное

    доминирование), как в опытах Менделя, либо, как было обнаружено позднее,

    промежуточный фенотип (неполное доминирование). В дальнейшем выяснилось,

    что гибриды первого поколения F1 могут проявить признаки обоих родителей

    (кодоминирование). Этот з-н основан на том, что при скрещивании двух

    гомозиготных по разным аллелям форм (АА и аа) все их потомки одинаковы по

    генотипу (гетерозиготны – Аа), а значит, и по фенотипу.

    х

    аа АА

    Аа

    Второй з-н Менделя. З-н расщепления.

    Этот з-н называют законом (независимого) расщепления. Когда у

    организма, гетерозиготного по исследуемому признаку, формируются половые

    клетки – гаметы, то одна их половина несет один аллель данного гена, а

    вторая – другой. Поэтому при скрещивании таких гибридов F1 м\у собой среди

    гибридов второго поколения F2 в определенных соотношениях появляются особи

    с фенотипами как исходных родительских форм, так и F1.

    AA aa

    Х

    F1 F1 –

    1-е поколение, используется самоопыление.

    Aa

    F2 F2 -

    2-е поколение самоопыления

    AA Aa Aa aa

    F3 F3 -

    не расщепляется. 3 к одному.

    Это возможно только если существуют обособленные не расщепленные

    единицы наследования.

    В основе этого закона лежит закономерное поведение пары гомологичных

    хромосом (с аллелями А и а), которое обеспечивает образование у гибридов F1

    гамет двух типов, в результате чего среди гибридов F2 выявляются особи трех

    возможных генотипов в соотношении 1АА: 2Аа:1аа. Т.е. «внуки» исходных форм

    – двух гомозигот, фенотипически отличных друг от друга, дают расщепление по

    фенотипу в соответствии со вторым з-ном Менделя.

    | |А |А |

    | |АА |Аа |

    |А | | |

    |а |Аа |аа |

    Проявляющиеся признаки (вF1) – доминантные, те, что присутствуют, но спят

    – рецессивные. На проявление признака влияют 2 наследственные единицы, но в

    гаметы уходит только 1-на, которая встречается с другой единицей от

    родителя и образует пару.

    Закон: при образовании гамет происходит разделение пары наследственных

    родительских единиц, так, что в каждую из гамет попадает только 1 из них.

    Соотношение 1АА: 2Аа:1аа может меняться в зависимости от типа наследования.

    Так, в случае полного доминирования выделяются 75% особей с доминантным и

    25% с рецессивным признаком, т.е. два фенотипа в отношении 3:1. При

    неполном доминировании и кодоминировании 50% гибридов второго поколения

    имеют фенотип гибридов первого поколения и по 25% - фенотипы исходных

    родительских форм, т.е. наблюдается расщепление 1:2:1. Примерами такого

    наследования м.б. Хорея Гентингтона, рецессивное наследование

    фенилкетонурии.

    Третий з-н Менделя дигибридное скрещивание. З-н независимого

    комбинирования наследования признаков.

    Мендель скрещивал гладкий желтый (2 признака) , и морщинистый

    зеленый горох , оба признака доминантны.

    |АА ВВ аа вв | |

    |Х |F2 |

    | |АВ |

    |F1 Аа Вв | |

    | |Ав |

    | | |

    |F2 9 3 3 1 |аВ |

    | | |

    | |ав |

    | | |

    | | |

    | |ААВ |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | |ААв |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | | |

    | |АаВ |

    | | |

    | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.