МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психогенетика

    особенностях. В исследовании это снизит внутрипарную корреляцию МЗ и,

    неоправданно уменьшит коэффициент наследуемости. Возможность пренатальных

    влияния, уменьшающих внутрипарное сходство МЗ надо иметь в виду, но

    решающего значения они не имеют. Значительно важнее – особенности

    постнатальной среды близнецов.

    Исследовательские данные заставляют предполагать, что среда у МЗ более

    похожа, чем у ДЗ. + родители более сходно обращаются с МЗ, чем с ДЗ. =>

    ситуация развития близнецов многозначна, специфика ситуации заключается в

    том, что близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельными

    личностями. Формирующийся в результате эффект близнецовости может оказать

    существенное влияние на психологические особенности близнецов. Парность

    детей – близнецов может проявляться уже в раннем детстве.

    Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компрометирующие метод.

    Однако, для того, чтобы принять такое заключение, необходимо решить:

    средовое сходства – причина или следствие? Отражается ли степень средового

    сходства\различия на степени психологического сходства партнеров

    близнецовых пар? Согласно работам некоторых авторов, боле похожее

    обращение родителей с детьми - МЗ есть следствие, реакция на их

    генетическую идентичность, а не внешняя причина, формирующая негенетическое

    внутрипарное сходство МЗ близнецов и тем самым завышающая оценку

    наследуемости.

    Разновидности метода близнецов. Основных разновидностей четыре:

    разлученных близнецов, семей МЗ, контрольного близнеца, близнецовой пары.

    Первые две позволяют решать генетические задачи, две других – для иных

    целей.

    Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства

    исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве и, следовательно,

    воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ,

    разлученных в первые месяцы или годы жизни: два генетически одинаковых

    человека растут в разных средовых условиях. Тогда их сходство, если оно

    констатируется, не может быть объяснено сходством среды, а получаемые

    корреляции есть непосредственная мера наследуемости признак. Это –

    своеобразный критический эксперимент психогенетики.

    Метод семей МЗ или метод МЗ полусиблингов, заключается в сопоставлении

    детей в семьях, где матери или отцы являются МЗ. Эти дети имеют весьма

    своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения

    генетической – то же самое, что мать (или отец), т.е. они, не будучи

    сиблингами, не являются и двоюродными братьями и сестрами, поскольку имеют

    только по одному генетически различающемуся родителю, поэтому из именуют

    полусиблингами.

    Главная задача, для решения которой этот вариант метода дает ценный

    материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим

    термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков,

    возникающее не только благодаря передаче генов, но и по иным причинам, к

    которым относятся и психологические, постнатальные факторы (идентификация

    ребенка с матерью, особенности их взаимодействия), и биологические,

    внутриутробные (состояние материнского организма во время беременности,

    цитоплазматическая наследственность). Наличие материнского эффекта в

    психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих

    матерей – МЗ, по сравнению с детьми, у которых отцы МЗ. Помимо материнского

    эффекта эта экспериментальная модель позволяет более детально изучить

    феномен ассортативности, т.е. неслучайного подбора супружеских пар, и

    сцепление с полом. В последнем случае полусиблинги – мальчики должны быть

    более похожими, если монозиготы – их матери (поскольку свою единственную Х-

    хромосому каждый из ни получит от генетически идентичных женщин), менее

    похожими – если отцы. У девочек – полусиблингов картина должна быть

    обратной.

    Основное ограничение метода в том, что генетически идентичные родители

    могут создавать в своих семьях сходную среду. Данный вариант Б. метода

    может успешно решать некоторые частные вопросы, однако для разделения

    генетической и средовой дисперсии признака он имеет меньшую разрешающую

    способность, чем другие методы психогенетики.

    Метод контрольного близнеца основан на том, что МЗ – генетически

    одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную и в обычных условиях семейную

    среду, - являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ

    разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из

    каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию – две выборки,

    уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым

    параметрам. Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую – нет

    или тренировать их в разном возрасте. (н\р показано, что обучение при

    помощи метода «моделей» эффективнее, чем простое копирование: не только

    улучшается сама конструктивная д-сть, но и перестраиваются другие

    психические функции реб-ка.)

    Таких работ очень мало, но и их делят на три группы: 1). Наиболее ранние

    работы, в которых исследуется взаимодействие м\у созреванием и тренировкой,

    при этом близнецов – партнеров обучают одному и тому же, но в разных

    возрастах. 2) Сравнивается эффективность разных способов обучения, в

    качестве примера может служить исследование обучения чтению. 3).Вопрос о

    том, насколько существенными м.б. различия, создаваемые средой у

    генетически идентичных индивидуумов. – экспериментальные методы изменения

    средовых воздействий.

    Метод близнецовой пары. Строится на «эффекте пары», или «эффекте

    близнецовости». Основными хар-ми этой особой психологической ситуации

    являются две борющиеся тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и,

    наоборот, к индивидуализации каждого члена пары. Первая приводит к ощущению

    себя сначала членом пары и лишь затем – отдельной личностью. Вторая, в

    крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям

    близнецов, своеобразному протесту против второго такого же. С возрастом

    первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у мужчин

    этот процесс происходит легче, чем у женщин.

    С помощью этого варианта метода решаются две задачи: 1) Общепсихологическая

    – поскольку индивидуум существует только внутри некоторых систем связей

    (например, в диаде) постольку близнецовая пара, особенно МЗ может быть

    прекрасной моделью для изучения процессов индивидуализации, влияния

    конкретных средовых факторов на формирование тех или иных психологических

    черт и т.д. 2) Проверка: валидности самого близнецового метода, а также

    постулата о равенстве средовых влияний в парах МЗ и ДЗ. + вопрос о том,

    репрезентативна ли среда близнецов среде, в которой развиваются

    одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов высоко

    специфичны, имеют собственные, только им присущие закономерности, то

    близнецы перестают быть выборкой, репрезентативной общей популяции, и не

    могут быть использованы для изучения общих закономерностей. 3)Кроме того,

    чрезмерная, некомпенсируемая идентификация себя со своим со-близнецом, или

    пары как целого, как особой единицы, приводящая к отсутствию личной

    идентичности, может стать причиной формирования личностных черт,

    затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом возрасте.

    Популяционный метод - ?

    Семейные исследования - ?

    БИЛЕТ №10

    Популяционный метод в психогенетике см. билет№9?

    БИЛЕТ №11

    Генеалогический метод в психогенетике – см.билет №9

    БИЛЕТ №12

    Классический близнецовый метод. Разновидности близнецового метода. – см.

    билет №9

    БИЛЕТ №13

    Возможности и ограничения близнецового метода. Близнецовая ситуация. См.

    билет №9

    БИЛЕТ №14

    Метод приемных детей. См. билет №9

    БИЛЕТ №15

    Психогенетические исследования интеллекта.

    Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвящено

    межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от

    возраста испытуемых, различными тестами. Однако как объект генетического

    исследования интеллект чрезвычайна неудобен, прежде всего из-за отсутствия

    четкого, принятого если не всеми, то хотя бы большинством исследователей

    определения этого понятия.

    Два основных подхода к оценке структуры интеллекта, а через нее и к

    содержанию самого понятия интеллект связаны с именами К. Спирмена и Л.

    Терстона. Согласно первому подходу, существует некоторый общий фактор,

    определяющий успешное решение отдельных тестовых задач – фактор общего

    интеллекта («g») + в каждом когнитивном тесте присутствует специфичный

    только для него частный фактор «s». (двухфакторная теория интеллекта).

    Терстон же утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых

    способностей. Согласно этой концепции, описание индивидуального интеллекта

    – профиль, а не единственная оценка в столько-то баллов IQ.

    М.А.Холодная предлагает принципиально новое определение интеллекта:

    «интеллект – это форма организации индивидуального ментального

    (умственного) опыта», а индивидуальные оценки его следует искать в

    особенностях индивидуального умозрения (в том, как ч-к воспринимает,

    понимает и объясняет происходящее).

    В словаре 1996г. интеллект – 1) общая способность к познанию и решению

    проблем, определяющая успешность любой д-сти и лежащая в основе других

    способностей. 2) Система всех познавательных способностей индивида:

    ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. 3)

    Способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме». Понятие интеллект

    как общей умственной способности применяется в качестве обобщения

    поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым

    жизненным задачам.

    Общее в этих определениях одно: понимание интеллекта как совокупности всех

    когнитивных способностей. Учитывая, что в психогенетике используются

    психометрические процедуры, поскольку именно они позволяют получить

    континуум индивидуальных оценок (тесты Векслера, Стенфорд-Бине, Бейли и

    т.д. – в зависимости от возраста), все выводы касаются только того

    интеллекта, который диагностируется этим инструментарием. Т.е.

    интерпретация данных, получаемых при изучении изменчивости оценок

    интеллекта прямо зависит от интерпретации той латентной переменой, на

    диагностику которой направлена используемая методика. Учитывая, что любой

    метод психогенетики, как и вообще любой исследовательский метод, имеет свои

    ограничения, наиболее убедительные сведения мы можем добыть, объединяя и

    сопоставляя результаты, полученные разными методами.

    Одним из наиболее надежных экспериментальных приемов психогенетики

    является исследование разлученных МЗ, поскольку в этом случае исследователь

    имеет близкую к критическому эксперименту ситуацию: два человека с

    идентичной наследственностью воспитаны в разных условиях, и, следовательно,

    обнаруживаемое м\у ними сходство не может быть объяснено общей средой.

    Сводка результатов по разлученным МЗ приведена в работе Т.Бушара. всего

    было проведено 5 исследований, они охватывают от 112 до 45 пар разлученных

    МЗ. Интеллект диагностировался разнообразными тестами IQ. Однако в данных

    исследованиях возникают два взаимосвязанных вопроса: 1)что реально означает

    разлучение близнецов вообще, 2) насколько различными были средовые условия,

    релевантные исследуемой психологической черте.

    В 1974г – работа Л.Кэмина «Наука и политика IQ». Вызвала длительную

    дискуссию. Обсуждаются и детали статистических процедур, и реальный уровень

    разлученности, возрастные и половые различия выборок и т.д. при этом

    некоторые различия в оценках внутрипарного сходства разлученных МЗ

    констатируются, но сходство никогда не снижается до уровня корреляций,

    получаемых, н\р, в парах, объединенных общей средой, но не имеющих общих

    генов. В группе МЗ оценивающих степень своей разлученности как высокую,

    Бушар получил средние оценки IQ, соответствующие общей близнецовой

    популяции. Стандартные отклонения – на уровне нормативной популяции, а

    внутриклассовую корреляцию, говорящую о сходстве интеллекта у близнецов

    каждой пары, = 0, 76. практически то же сходство, которое констатируется во

    всех исследованиях разлученных МЗ и совпадает с усредненным по этим работам

    коэффициентом корреляции. Поэтому такого рода анализ не опровергает

    утверждений о наличии генетического компонента в изменчивости оценок

    интеллекта, но он очень информативен, т.к. показывает, насколько важно

    знать, что реально означает разлучение близнецов.

    Вместе с тем часто констатируется даже большее сходство разлученных

    близнецов, чем выросших вместе, во всяком случае, по личностным чертам.

    Объяснение этому обычно находят в особенностях взаимодействия в близнецовой

    диаде, н\р ролевые отношения могут снижать сходство по эмоциональности. По-

    видимому, здесь и проявляются некоторые релевантные признаку – объекту

    исследования психологически факторы.

    Все исследования разлученных МЗ, каждое из которых, естественно, имеет те

    или иные источники искажения, дает удивительно однотипные результаты:

    сходство разлученных МЗ по интеллекту всегда достаточно высоко.

    Второй критический эксперимент м.б. реализован методом приемных детей.

    Задачи которые могут быть решены с помощью этого метода: выяснение

    дифференцированных влияний семейной среды на интеллектуальное развитие

    членов семьи. + дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и

    среды в вариативности психологических признаков у ч-ка.

    Фенотипическое значение признака – в данном случае баллы IQ – зависит от

    взаимодействия данных генотипов сданной средой. Модель метода приемных

    детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодействия:

    особенностей самого ребенка со средой; индивидуальности его биологических

    родителей с той же средой; возрастную динамику этих взаимодействий и т.д.

    выясняются многие конкретные факторы, опосредующие и формирование

    индивидуального интеллекта, и его стабильность, и сходство по IQ родителей

    и детей.

    Таким образом, межиндивидуальная вариативность оценок общего интеллекта в

    значительной мере определяется генетической вариативностью. Т.е. различия

    м\у людьми по баллам IQ есть результат не только обучения и воспитания, но

    и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не играет

    существеннейшей роли: реализация индивидуальной нормы реакции будет разной

    в разной среде; причем, по-видимому, в изменчивости интеллекта большую роль

    играет индивидуальная, а не общесемейная среда.

    БИЛЕТ №16

    Психогенетические исследования отдельных когнитивных характеристик.

    Систематических исследований отдельных когнитивных функций – внимания,

    памяти и т.д. – практически нет, хотя они поддаются гораздо более четкому,

    чем интеллект, определению и, соответственно, более адекватной диагностике.

    Реально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в различные

    тестовые батареи.

    Наименьший коэффициент наследуемости – в изменчивости оценок дивергентного

    мышления – способности ч-ка генерировать новые идеи, альтернативные решения

    проблем и т.д., т.е. способности, близкой к понятию творческости,

    креативности. Максимальное влияние генотипа – в вербальном субтесте –

    способности к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и

    пространственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды

    достаточно велика.

    В работе Л.Кардона и Д.Фулкера бали объединены данные, полученные при

    лонгитюдном прослеживании приемных и биологических сиблингов и при

    использовании метода близнецов. В данных отчетливо прослеживаются некоторые

    тенденции: 1) структура дисперии всех способностей подвержена возрастным

    изменениям, - разным для разных признаков. Н\р различия по памяти в 3,4и 7

    лет почти полностью определяются наследственностью, в 9 лет –

    индивидуальной средой. 2) наиболее стабильно обнаруживается генетическая

    обусловленность вербальных способностей. 3) в большинстве случаев средовые

    воздействия относятся к индивидуальной среде, большее влияние общей среды

    констатируется только трижды.

    Михеев и Аверина показали большую наследственную обусловленность

    невербальной памяти по сравнению со словесно – логической. В работе

    Авериной обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в

    воспроизведении. Интересно снижение с возрастом генетического контроля в

    интегральной оценке мнемической функции: он констатирован только у младших

    школьников, в среднем и старшем школьном возрасте изменчивость этого

    показателя формируется в основном под влиянием среды.

    Исследование когнитивных стилей – индивидуальных особенностей переработки

    информации, к-е служат своеобразным связующим звеном м\у личностными и

    когнитивными характеристиками в общей структуре индивидуальности. Наиболее

    изучена зависимость – независимость от поля, т.е. когнитивный стиль,

    свидетельствующий о способности ч-ка преодолевать контекст и, очевидно,

    являющийся одним из показателей психологической дифференцированности. Он

    связан с самыми разными личностными особенностями: автономностью,

    критичностью, социальной независимостью и т.д. Этот материал дал оценку

    наследуемости в 50% _+1,3%. В средовом компоненте доминирует индивидуальная

    среда.

    В целом результаты анализа говорят о том, что в общих когнитивных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.