Психогигиена стресса в организации как основа стабильности ее поведения. Курсовая работа.
стрессовое состояние, связанное с тем, что в организации была повышена
требовательность к состоянию дисциплины и профессионального мастерства.
Так, например, раньше некоторые работники могли выйти не вовремя на работу
или появлялись в нетрезвом состоянии, то сейчас это не наблюдается, тем
более, что было расторгнуто 3 трудовых договора с работниками, которые
устроили пьянку во время обеденного перерыва. Обеспокоены своим будущим, и
новые рабочие, принятые в феврале, марте 2005 у которых заканчивается
испытательный срок в апреле-мае месяце.
Поскольку заместитель директора по управлению персоналом занимается на
данном этапе аттестационной работой работников и подбором необходимых
специалистов и рабочих, то мероприятия по психогигиене стресса не
проводились. Но со слов заместителя директора по управлению персоналом,
которая является кандидатом психологических наук, на предприятии
конфликтов не наблюдается, а стрессовые ситуации наблюдаются у работников
рабочих профессий. Но реструктуризации предприятия было объявлено всем
работникам предприятия, поэтому было принято решение об укреплении
производственной дисциплины и объявлен график аттестации. Что касается
стрессового состояния среди менеджеров и специалистов, то картина
следующая - по наблюдениям из беседы с работниками, то обеспокоенность
больше за подготовку организации работы, намеченную на 3 квартал.
Поэтому мной было проведено тестирование работников ООО «Капитель-Т» на
определение степени стрессоустойчивости.
Описание тестовой методики. Признаки стрессового напряжения у разных
профессиональных категорий людей одни и те же. Но причины стрессового
напряжения у них могут отличаться. Ученые Холмс и Раге на основе
длительных исследований составили перечень событий, имеющих определенную
значимость, и выразили это в баллах. В этом перечне перемен в жизни,
способных вызвать стресс, на первом месте по значимости стоит «смерть
супруги (супруга)» - 100 баллов, затем «развод» - 73 балла, затем
«отбывание наказания в тюрьме» - 63 балла и т.д. Всего 36 пунктов
(Приложение 2). Итоговая сумма и определяет степень сопротивляемости
стрессу. Чем выше количество баллов, тем больше сигнал тревоги,
предупреждающий об опасности. Подсчитанная сумма выражает степень
стрессовой нагрузки, которую можно оценить по табл. 1.
Таблица 1
Оценка соответствия суммы баллов степени сопротивляемости стрессу по
Холмсу и Раге
+-------------------------------------------------------+
| Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |
|--------------------+----------------------------------|
| 150 - 199 | Высокая |
| | |
| 200 - 299 | Пороговая |
| | |
| 300 и более | Низкая (ранимость) |
+-------------------------------------------------------+
Благодаря таблице «Перемены жизни, которые могут вызвать стресс»,
помещенной в Приложении 2, можно предвидеть некоторые жизненные ситуации,
вызывающие стресс, и подготовиться к ним - принять активные
противострессовые меры, благодаря чему негативные последствия
стрессогенных ситуаций значительно уменьшатся.
Указанные причины стресса сформулированы с точки зрения личных ощущений и
настроения человека, его эмоционального состояния и др. Известно, что
полноценная жизнь в обществе зависит от двух важных факторов: наличия
спокойной и надежной обстановки дома и удовлетворенности работой. Наличие
этих факторов является косвенным показателем относительной
стрессоустойчивости человека, его социально-психологической
сбалансированности.
На жизненном пути каждого человека поджидает множество событий и
потрясений. Они являются неизбежной частью личной жизни человека и его
профессии, избежать или обойти которые порой просто невозможно, но снизить
уровень их стрессогенности можно. Поэтому важно знать, какие именно
наиболее общие и распространенные события в жизни особенно стрессогенны.
Это поможет предупреждать негативные последствия - возникновение
возникновение психических отклонений и психосоматических заболеваний.
Обработка и интерпретация результатов тестирования работников ООО
«Капитель-Т». По результатам тестирования, в целом степень
сопротивляемости стрессу на предприятии нельзя считать низкой.
Количество работников, имеющих высокую степень сопротивляемости,
незначительно - 13%.
Количество работников, имеющих низкую степень сопротивляемости, - 35%.
Количество работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости, - 52%.
После ранжирования ответов, нами были выявлены жизненные ситуации,
вызывающие стресс у работников. Результаты ранжирования представлены в
виде диаграммы.
Из диаграммы 1 видно, что у работников, имеющих высокую степень
сопротивляемости, всего 3 жизненных ситуации могут вызвать стресс. На
первом месте - смерть близкого родственника (58%), на втором месте -
смерть близкого друга (37%), на третьем - болезнь члена семьи (7%).
0x01 graphic
Диаграмма 1. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у
работников, имеющих высокую степень сопротивляемости.
0x01 graphic
Диаграмма 2. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у
работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости.
Из диаграммы 2 видно, что для данной выборки работников жизненные
ситуации, которые могут вызвать стресс гораздо больше - 7. На первом месте
- смерть близкого родственника - (35%), на втором - изменение финансового
положения (25%), на третьем - смена места работы (15%), далее - повышение
служебной ответственности (8%), болезнь члена семьи (7%), раздоры с
родителями мужа или жены (6%), и на последнем месте - сексуальные
затруднения (4%).
0x01 graphic
Диаграмма 3. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у
работников, имеющих низкую степень сопротивляемости.
В данной выборке работников 8 жизненных ситуаций, которые могут вызвать
стресс. На первом месте смерть близкого родственника (24 %), на втором -
смерть супруги (супруга) (19%), на третьем - изменение финансового
положения (17%), на четвертом - растущие долги (16%), далее - травма или
болезнь (12%), болезнь члена семьи (10%), смена места работы (8%),
изменение жилищных условий (7%).
Далее мы решили проанализировать степень сопротивляемости стрессу в каждом
структурном подразделении. Анализ тестирования представлен в диаграммах 4,
5, 6.
0x01 graphic
Диаграмма 4. Степень сопротивляемости стрессу в
административно-управленческом подразделении
Диаграмма 4 свидетельствует, что наибольшая степень сопротивляемости
стресса в административно-управленческом подразделении, т.к. всего лишь
один человек - главный инженер имеет пороговую степень сопротивляемости
стрессам. В процентном отношении это выглядит следующим образом: высокая
сопротивляемость стрессу - 83,6 %, пороговая сопротивляемость стрессу -
16, 6 %, низкая сопротивляемость - 0%. Это можно объяснить следующим -
фирма довольно устойчива в финансовом отношении, разработаны новые
направления деятельности, увеличивающие объем дохода. Единственно кто
обеспокоен, так это главный инженер, у которого нет высшего образования.
Аттестацию главный инженер прошел, но возникли проблемы с получением
лицензии, где требовалось не только наличие высшего образования, но и
большого стажа работы на занимаемой должности. Работник, который занимает
должность главного инженера проработал прорабом 2 года, а главным
инженером - 1,5 года. Данные факторы естественно вызывают обеспокоенность
у главного инженера, связанную с тем, что его могут понизить в должности и
принять более квалифицированного специалиста. Заместитель директора по
управлению персоналом отметила, что и в поведении главного инженера
появились некоторые черты, которые ранее так не проявлялись, например,
стал болезненно реагировать на то, если кто-нибудь из
административно-управленческого подразделения не задерживается после
работы или совершает небольшие промахи, в отличие от него, тем самым
демонстрируя всем, что он хороший работник, хоть имеет небольшой опыт
руководящей работы.
0x01 graphic
Диаграмма 5. Степень сопротивляемости стрессу в производственном
подразделении
Самая низкая сопротивляемость стрессовым ситуациям в производственном
подразделении. В процентном отношении выглядит следующим образом: высокая
сопротивляемость - 9,9 % (3 человека), пороговая сопротивляемость - 33,3 %
(10 человек), низкая сопротивляемость - 56,8 % (17 человек). Данное
положение может объяснить, тем, что в фирме открывается новое направление,
а это требует более высокой квалификации рабочей профессии, хотя рабочие
проходят согласно графику аттестацию, но это все равно вызывает тревожное
состояние.
0x01 graphic
Диаграмма 6. Степень сопротивляемости стрессу в торговом подразделении.
В торговом подразделении более благоприятная ситуация стрессоустойчивости.
Так высокий уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям составляет 28,5%
(2 человека), пороговый уровень - 57,3 % (4 человека), низкий уровень -
14,2 % (1 человек). Данная ситуация объясняется тем, что продавцы уже
давно работают, уже знают своих покупателей, но если посмотреть ситуации,
которые могут вызвать стресс, то они носят личный характер, т.к. продавцы
- это женщины, у которых семьи, дети, то проблемы больше связаны с личной
жизнью. Например, у некоторых продавщиц дети в этом году заканчивают
школу, и естественно проблемы связаны с поступление детей в ВУЗы, у
кого-то сын женился и возникли проблемы со снохой и т. п.
Не смотря на простоту теста, нами были сопоставлены результаты тестов с
данными из личной карточки работника, что позволило выявить некоторую
взаимозависимость факторов. Следует отметить, что между
стрессоустойчивостью и стажем работы по профессии установлена
отрицательная зависимость, т.е. у работников у которых большой стаж на
данном предприятия больше уверенности и стрессоустойчивость.
Аналогичная зависимость наблюдается в отношении возрастных групп - с
увеличением возраста данный показатель снижается.
Характеристики стрессоустойчивости работников на предприятии обнаружили
прямую связь с возрастом. Увереннее всего на предприятии чувствуют себя
работники в возрасте от 30 до 40 лет - более 43%, которые считают, что при
любых обстоятельствах им не грозит сокращение. В возрастной группе до 30
лет 34,3% опрошенных опасаются изменения финансового положения, которое
может возникнуть из-за потери работы.
Данные тестирования подтверждают наблюдения заместителя директора по
управлению персоналом, что в основном на работе причиной стресса является
реструктуризация производственного подразделения предприятия.
В качестве практических рекомендаций мной было предложено организовать
обучение работников методам обеспечения стрессоустойчивости
предполагающее: передачу в процессе групповых занятий заинтересованным
работникам знаний о всей системе методов стрессоустойчивости; применение
специальных методов работы, которые существенно уменьшают нервную
(психическую) напряженность благодаря тому, что позволяют наилучшим
образом и пользовать основной ресурс управления - время; создание
«технического» обеспечения стрессоустойчивости - 1 раз в неделю проводить
аутогенные тренировки или психологическое консультирование, разместить в
комнате отдыха соответствующую научно-популярную литературу, направленную
на обучение методам личной психогигиены, каталог стрессозащитных
установок.
Заключение
Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного
профиля многих стран мира.
Социально-политическая напряженность, трудности переходного периода в
экономике, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования во
многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его
воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в
котором психологические исследования имеют первостепенное значение.
Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть
работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России
целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее
исключение, чем правило. На любом современном предприятии должна
действовать психологическая служба. Задачи такой службы могут выполнять и
специалисты, находящиеся в штате организации, и сторонние специалисты,
работающие по договору. В число задач психологической службы организации
должно входить повышение психогигиенической компетентности сотрудников.
Подведем в заключение некоторые итоги проведенному обсуждению проблемы
трудового стресса и психогигиены на предприятии.
Место работы и должность, избранная профессия и профессиональный рост,
психологический климат в организации и видение своей роли в общем деле
могут быть основой чувства удовлетворенности своим местом в жизни,
инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворенности ходом
самореализации, могут давать желаемое эмоциональное насыщение от
межличностных отношений на работе. Вместе с тем, все эти аспекты в
неблагоприятных качествах приводят к общему чувству неудовлетворенности
жизнью, размыванию смысла жизни, обесцениванию труда, приводят к затяжному
стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То
или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой
совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и
особенностей личности. Возникающий в трудовой деятельности стресс имеет
разную природу.
Это следует учитывать как в выборе направлений, подходов к его
преодолению, так и выборе конкретных методик, отдельных приемов снижения
стресса. Одни причины стрессового состояния могут быть нейтрализованы
личными усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию
им умений совладания со стрессом.
Другие - требуют организационных решений: изменения организационной
политики и организационной структуры, перехода на новый этап
организационного развития, технологической модернизация предприятия,
улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть
ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при
существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике
стрессов на предприятии, систематическом использовании методов
психогигиены.
Список использованной литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. М.: Педагогика,
1982.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация
человека. М.: Прогресс, 1988.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности. - М.: Политиздат, 1989.
4. Колодзин Б. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского
Савельевой. С-Пб.: Питер, 2003.
5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988.
6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в фирме: эффекты и парадоксы.
Учебное пособие.- М.: Юнити, 1999.
7. Мескон М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”,
1994.
8. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.
9. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.
(О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.). -
Спб, ТОО “Лейла”, 1994.
10. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. О.Г.
Газенко. - М.: Наука, 1988.
11. Управление персоналом организации: учебник /под ред. А.Я Кибанова.-М.:
Инфра-М, 2000.
12. Уткин Э.А. Справочник по менеджменту. М.: Финансы и статистика, 1999.
13. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 1998.
14. Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические
аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы
психологии /Ред. А.А. Крылов. СПб., Вьп.1, Ч.2, 2004.
15. Анцыферова Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных
характеристик и отношений к ситуации // Психол.журнал. 2004. № 1.
16. Виханский О. С. « Менеджмент», М: 1998г.
17. Дашков Е. С. «Оптовая торговля», М:1997 г. 4= Булатов «Экономика»,
М;1996г,
18. Радугин А. А. «Основы менеджмента». М: 1997г.
19. Григорьева Т. Т., Усольцева Т. П. « Основы конструктивного общения»,
Н: 1997г.
20. Кричевский Р.Л,, Дубровская Е. М. «Психология малой группы», М: 1997г.
21. Щур Д. Л. «Основы торговли. Розничная торговля», М:2000г.
22. Румянцева 3. П., Саломатина Н. А. «Менеджмент организации», М: 1995г,
23. Справочник предпринимателя, М: 1999г.
24. Устав предприятия;
25. Баланс бухгалтерской отчетности;
26. Структура технико-экономических показателей.
27. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура,
положения об отделах и службах, должностные инструкции/. - М.: ОАО
«Издательство «Экономика», НОРМА, 1997.
28. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия.- М: Финансы и
Статистика, 1996.
29. И.А. Бланк «Управление торговым предприятием» М. 1998 «Тандем»
Приложение 1
Каталог стрессозащитных установок
(представлен в сокращенном варианте)
* Отбрось мысли о том, как ты смотришься (выглядишь), главное - дело.
* Проверь состояние спины.
* Посмотри на себя в зеркало и улыбнись себе.
* Вспомни главную цель своей жизни.
* Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
* Нельзя здесь и сейчас - сделаю в другом месте и в другое время.
* Расслабь плечи.
* Продолжай работать, как будто ничего не случилось.
* Не фантазируешь ли ты?
* Ищи другой вариант.
* Охолонись, прежде чем что-либо предпринимать.
* Положись на закон ЗС - «Само собой сделается».
* Ты выше события потому, что ты понял, в чем ты выше.
* У всякого минуса есть плюс; отыщи его.
* Подумай, не принимаешь ли ты мелочи за главное?
* Выпей чашку зеленого чая.
* Используй формулу: «Беспокоиться я начну после работы, сейчас
некогда».
* Посмотри в зеркало - исправь выражение лица.
* Вспомни пять НЕ: не раздражайся, не теряйся, не распыляйся, не проси и
не бойся.
* Доведи дело до конца.
* Не бойся - боятся невыгодно.
* Отдели случайное от главного.
* Будь бдителен к хвалящим тебя; ищи мотивы их действий.
* Попробуй понять то, что не высказано.
* Критика в мой адрес - мой личный резерв самосовершенствования.
* Используй неудачу в интересах дела.
* Демонстрируй полное самообладание.
* Вспомни смешное.
* Вспомни хорошее.
* Проверь, как сидишь.
* Поморгай.
* Закрой глаза на минуту.
* Поправь одежду.
* Иногда отступить - поступить мудро.
* Не все сразу.
* Определи приоритеты - выясни главное.
* Вспомни основной закон бытия - закон маятника.
* Не возлагай особых надежд ни на что и ни на кого.
* Раздраженный человек - не защищен.
* Бесполезно биться головой об стенку.
* Побеждает тот, у кого больше терпения.
* Не торопись, отсрочить действие бывает не менее важно, чем
среагировать стремительно.
* Начни составлять программу своих действий, чтобы не допустить
повторения того, что произошло.
* Расслабь кисти.
* Меня критикуют - значит, верят в мои способности работать
успешно.
* Прислушайся к слабым звукам.
* Успокойся - ведь все, что произошло, от тебя не зависело.
* Проверь мышцы лица.
* Не втягивайся в проблему.
* Забудь!
* Вспомни самое плохое. Сравни с тем, что беспокоит.
* Все это совершенно не имеет значения.
* Найди в ближайшем будущем что-нибудь приятное.
* То, что, кажется сейчас неудачей, завтра может оказаться наилучшим
подарком судьбы.
* Ищи другой вариант.
* Другим еще хуже.
* У всех бывают ошибки.
* Не ошибается тот, кто ничего не делает.
* Человек никогда не в состоянии определить в настоящий момент, повезло
ему или нет.
* Заготовь вариант на случай неудачи; воспользуйся им.
* Даже если ты убежден, что твоя неудача - следствие действий твоих
врагов, попробуй найти свою ошибку.
* Вспомни, что почти любой вред можно превратить в пользу.
* Мысленно усиль неудачу до предела, а теперь найди место тому, что
случилось.
/////// Приложение 2
Тест на определение степени сопротивляемости стресса
«Вам предложено ознакомиться с ситуациями, которые могут произойти в жизни
любого человека. Отметьте на бланке перемены в жизни, которые способны у
Вас вызвать стресс. На основании данного тестирования служба управления
персоналом разработает мероприятия, которые помогут более эффективно
заботиться о своих сотрудниках»
Перемены в жизни, способные вызвать стресс
+------------------------------------------------------------------------+
| События в жизни | Единицы значимости |
| | (баллы) |
|---------------------------------------------------+--------------------|
| | 100 |
| 1. Смерть супруги (супруга) | |
| | 73 |
| 2. Развод | |
| | 65 |
| 3. Разрыв с партнером | |
| | 63 |
| 4. Отбывание наказания в тюрьме | |
| | 63 |
| 5. Смерть близкого родственника | |
| | 53 |
| 6. Травма или болезнь | |
| | 50 |
| 7. Свадьба | |
| | 47 |
| 8. Перемещение по службе | |
| | 45 |
| 9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем | |
| (женой) | 45 |
| | |
| 10. Уход на пенсию | 44 |
| | |
| 11. Болезнь члена семьи | 40 |
| | |
| 12. Беременность партнерши | 39 |
| | |
| 13. Сексуальные затруднения | 39 |
| | |
| 14. Рождение ребенка | 38 |
| | |
| 15. Изменение финансового положения | 37 |
| | |
| 16. Смерть близкого друга | 36 |
| | |
| 17. Смена места работы | 35 |
| | |
| 18. Увеличение числа супружеских (партнерских) | 31 |
| ссор | |
| | 30 |
| 19. Получение денежной ссуды | |
| | 29 |
| 20. Растущие долги | |
| | 29 |
| 21. Повышение служебной ответственности | |
| | 29 |
| 22. Уход сына или дочери из родительского дома | |
| | 28 |
| 23. Раздоры с родителями мужа или жены | |
| | 26 |
| 24. Головокружительный личный успех | |
| | 26 |
| 25. Выход жены на работу или уход с работы | |
| | 25 |
| 26. Окончание школы и поступление в институт | |
| | 24 |
| 27. Изменение жилищных условий | |
| | 23 |
| 28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов) | |
| | 20 |
| 29. Конфликты с начальством | |
| | 20 |
| 30. Изменение условий работы или рабочего времени | |
| | 20 |
| 31. Перемена места жительства | |
| | 19 |
| 32. Экзамены в школе (институте); | |
| квалификационная аттестация на работе | 18 |
| | |
| 33. Смена привычного места отдыха | 16 |
| | |
| 34. Изменения в отношениях с окружающими | 15 |
| (друзьями, коллегами и т.д.) | |
| | 15 |
| 35. Нарушения сна | |
| | 12 |
| 36. Изменения характера и частоты встреч с | |
| другими членами семьи (или близкими | 14 |
| родственниками) | |
| | 12 |
+------------------------------------------------------------------------+
- 49 -
Страницы: 1, 2, 3, 4
|