МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психогигиена стресса в организации как основа стабильности ее поведения. Курсовая работа.

    стрессовое состояние, связанное с тем, что в организации была повышена

    требовательность к состоянию дисциплины и профессионального мастерства.

    Так, например, раньше некоторые работники могли выйти не вовремя на работу

    или появлялись в нетрезвом состоянии, то сейчас это не наблюдается, тем

    более, что было расторгнуто 3 трудовых договора с работниками, которые

    устроили пьянку во время обеденного перерыва. Обеспокоены своим будущим, и

    новые рабочие, принятые в феврале, марте 2005 у которых заканчивается

    испытательный срок в апреле-мае месяце.

    Поскольку заместитель директора по управлению персоналом занимается на

    данном этапе аттестационной работой работников и подбором необходимых

    специалистов и рабочих, то мероприятия по психогигиене стресса не

    проводились. Но со слов заместителя директора по управлению персоналом,

    которая является кандидатом психологических наук, на предприятии

    конфликтов не наблюдается, а стрессовые ситуации наблюдаются у работников

    рабочих профессий. Но реструктуризации предприятия было объявлено всем

    работникам предприятия, поэтому было принято решение об укреплении

    производственной дисциплины и объявлен график аттестации. Что касается

    стрессового состояния среди менеджеров и специалистов, то картина

    следующая - по наблюдениям из беседы с работниками, то обеспокоенность

    больше за подготовку организации работы, намеченную на 3 квартал.

    Поэтому мной было проведено тестирование работников ООО «Капитель-Т» на

    определение степени стрессоустойчивости.

    Описание тестовой методики. Признаки стрессового напряжения у разных

    профессиональных категорий людей одни и те же. Но причины стрессового

    напряжения у них могут отличаться. Ученые Холмс и Раге на основе

    длительных исследований составили перечень событий, имеющих определенную

    значимость, и выразили это в баллах. В этом перечне перемен в жизни,

    способных вызвать стресс, на первом месте по значимости стоит «смерть

    супруги (супруга)» - 100 баллов, затем «развод» - 73 балла, затем

    «отбывание наказания в тюрьме» - 63 балла и т.д. Всего 36 пунктов

    (Приложение 2). Итоговая сумма и определяет степень сопротивляемости

    стрессу. Чем выше количество баллов, тем больше сигнал тревоги,

    предупреждающий об опасности. Подсчитанная сумма выражает степень

    стрессовой нагрузки, которую можно оценить по табл. 1.

    Таблица 1

    Оценка соответствия суммы баллов степени сопротивляемости стрессу по

    Холмсу и Раге

    +-------------------------------------------------------+

    | Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |

    |--------------------+----------------------------------|

    | 150 - 199 | Высокая |

    | | |

    | 200 - 299 | Пороговая |

    | | |

    | 300 и более | Низкая (ранимость) |

    +-------------------------------------------------------+

    Благодаря таблице «Перемены жизни, которые могут вызвать стресс»,

    помещенной в Приложении 2, можно предвидеть некоторые жизненные ситуации,

    вызывающие стресс, и подготовиться к ним - принять активные

    противострессовые меры, благодаря чему негативные последствия

    стрессогенных ситуаций значительно уменьшатся.

    Указанные причины стресса сформулированы с точки зрения личных ощущений и

    настроения человека, его эмоционального состояния и др. Известно, что

    полноценная жизнь в обществе зависит от двух важных факторов: наличия

    спокойной и надежной обстановки дома и удовлетворенности работой. Наличие

    этих факторов является косвенным показателем относительной

    стрессоустойчивости человека, его социально-психологической

    сбалансированности.

    На жизненном пути каждого человека поджидает множество событий и

    потрясений. Они являются неизбежной частью личной жизни человека и его

    профессии, избежать или обойти которые порой просто невозможно, но снизить

    уровень их стрессогенности можно. Поэтому важно знать, какие именно

    наиболее общие и распространенные события в жизни особенно стрессогенны.

    Это поможет предупреждать негативные последствия - возникновение

    возникновение психических отклонений и психосоматических заболеваний.

    Обработка и интерпретация результатов тестирования работников ООО

    «Капитель-Т». По результатам тестирования, в целом степень

    сопротивляемости стрессу на предприятии нельзя считать низкой.

    Количество работников, имеющих высокую степень сопротивляемости,

    незначительно - 13%.

    Количество работников, имеющих низкую степень сопротивляемости, - 35%.

    Количество работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости, - 52%.

    После ранжирования ответов, нами были выявлены жизненные ситуации,

    вызывающие стресс у работников. Результаты ранжирования представлены в

    виде диаграммы.

    Из диаграммы 1 видно, что у работников, имеющих высокую степень

    сопротивляемости, всего 3 жизненных ситуации могут вызвать стресс. На

    первом месте - смерть близкого родственника (58%), на втором месте -

    смерть близкого друга (37%), на третьем - болезнь члена семьи (7%).

    0x01 graphic

    Диаграмма 1. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у

    работников, имеющих высокую степень сопротивляемости.

    0x01 graphic

    Диаграмма 2. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у

    работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости.

    Из диаграммы 2 видно, что для данной выборки работников жизненные

    ситуации, которые могут вызвать стресс гораздо больше - 7. На первом месте

    - смерть близкого родственника - (35%), на втором - изменение финансового

    положения (25%), на третьем - смена места работы (15%), далее - повышение

    служебной ответственности (8%), болезнь члена семьи (7%), раздоры с

    родителями мужа или жены (6%), и на последнем месте - сексуальные

    затруднения (4%).

    0x01 graphic

    Диаграмма 3. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у

    работников, имеющих низкую степень сопротивляемости.

    В данной выборке работников 8 жизненных ситуаций, которые могут вызвать

    стресс. На первом месте смерть близкого родственника (24 %), на втором -

    смерть супруги (супруга) (19%), на третьем - изменение финансового

    положения (17%), на четвертом - растущие долги (16%), далее - травма или

    болезнь (12%), болезнь члена семьи (10%), смена места работы (8%),

    изменение жилищных условий (7%).

    Далее мы решили проанализировать степень сопротивляемости стрессу в каждом

    структурном подразделении. Анализ тестирования представлен в диаграммах 4,

    5, 6.

    0x01 graphic

    Диаграмма 4. Степень сопротивляемости стрессу в

    административно-управленческом подразделении

    Диаграмма 4 свидетельствует, что наибольшая степень сопротивляемости

    стресса в административно-управленческом подразделении, т.к. всего лишь

    один человек - главный инженер имеет пороговую степень сопротивляемости

    стрессам. В процентном отношении это выглядит следующим образом: высокая

    сопротивляемость стрессу - 83,6 %, пороговая сопротивляемость стрессу -

    16, 6 %, низкая сопротивляемость - 0%. Это можно объяснить следующим -

    фирма довольно устойчива в финансовом отношении, разработаны новые

    направления деятельности, увеличивающие объем дохода. Единственно кто

    обеспокоен, так это главный инженер, у которого нет высшего образования.

    Аттестацию главный инженер прошел, но возникли проблемы с получением

    лицензии, где требовалось не только наличие высшего образования, но и

    большого стажа работы на занимаемой должности. Работник, который занимает

    должность главного инженера проработал прорабом 2 года, а главным

    инженером - 1,5 года. Данные факторы естественно вызывают обеспокоенность

    у главного инженера, связанную с тем, что его могут понизить в должности и

    принять более квалифицированного специалиста. Заместитель директора по

    управлению персоналом отметила, что и в поведении главного инженера

    появились некоторые черты, которые ранее так не проявлялись, например,

    стал болезненно реагировать на то, если кто-нибудь из

    административно-управленческого подразделения не задерживается после

    работы или совершает небольшие промахи, в отличие от него, тем самым

    демонстрируя всем, что он хороший работник, хоть имеет небольшой опыт

    руководящей работы.

    0x01 graphic

    Диаграмма 5. Степень сопротивляемости стрессу в производственном

    подразделении

    Самая низкая сопротивляемость стрессовым ситуациям в производственном

    подразделении. В процентном отношении выглядит следующим образом: высокая

    сопротивляемость - 9,9 % (3 человека), пороговая сопротивляемость - 33,3 %

    (10 человек), низкая сопротивляемость - 56,8 % (17 человек). Данное

    положение может объяснить, тем, что в фирме открывается новое направление,

    а это требует более высокой квалификации рабочей профессии, хотя рабочие

    проходят согласно графику аттестацию, но это все равно вызывает тревожное

    состояние.

    0x01 graphic

    Диаграмма 6. Степень сопротивляемости стрессу в торговом подразделении.

    В торговом подразделении более благоприятная ситуация стрессоустойчивости.

    Так высокий уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям составляет 28,5%

    (2 человека), пороговый уровень - 57,3 % (4 человека), низкий уровень -

    14,2 % (1 человек). Данная ситуация объясняется тем, что продавцы уже

    давно работают, уже знают своих покупателей, но если посмотреть ситуации,

    которые могут вызвать стресс, то они носят личный характер, т.к. продавцы

    - это женщины, у которых семьи, дети, то проблемы больше связаны с личной

    жизнью. Например, у некоторых продавщиц дети в этом году заканчивают

    школу, и естественно проблемы связаны с поступление детей в ВУЗы, у

    кого-то сын женился и возникли проблемы со снохой и т. п.

    Не смотря на простоту теста, нами были сопоставлены результаты тестов с

    данными из личной карточки работника, что позволило выявить некоторую

    взаимозависимость факторов. Следует отметить, что между

    стрессоустойчивостью и стажем работы по профессии установлена

    отрицательная зависимость, т.е. у работников у которых большой стаж на

    данном предприятия больше уверенности и стрессоустойчивость.

    Аналогичная зависимость наблюдается в отношении возрастных групп - с

    увеличением возраста данный показатель снижается.

    Характеристики стрессоустойчивости работников на предприятии обнаружили

    прямую связь с возрастом. Увереннее всего на предприятии чувствуют себя

    работники в возрасте от 30 до 40 лет - более 43%, которые считают, что при

    любых обстоятельствах им не грозит сокращение. В возрастной группе до 30

    лет 34,3% опрошенных опасаются изменения финансового положения, которое

    может возникнуть из-за потери работы.

    Данные тестирования подтверждают наблюдения заместителя директора по

    управлению персоналом, что в основном на работе причиной стресса является

    реструктуризация производственного подразделения предприятия.

    В качестве практических рекомендаций мной было предложено организовать

    обучение работников методам обеспечения стрессоустойчивости

    предполагающее: передачу в процессе групповых занятий заинтересованным

    работникам знаний о всей системе методов стрессоустойчивости; применение

    специальных методов работы, которые существенно уменьшают нервную

    (психическую) напряженность благодаря тому, что позволяют наилучшим

    образом и пользовать основной ресурс управления - время; создание

    «технического» обеспечения стрессоустойчивости - 1 раз в неделю проводить

    аутогенные тренировки или психологическое консультирование, разместить в

    комнате отдыха соответствующую научно-популярную литературу, направленную

    на обучение методам личной психогигиены, каталог стрессозащитных

    установок.

    Заключение

    Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного

    профиля многих стран мира.

    Социально-политическая напряженность, трудности переходного периода в

    экономике, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования во

    многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его

    воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в

    котором психологические исследования имеют первостепенное значение.

    Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть

    работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России

    целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее

    исключение, чем правило. На любом современном предприятии должна

    действовать психологическая служба. Задачи такой службы могут выполнять и

    специалисты, находящиеся в штате организации, и сторонние специалисты,

    работающие по договору. В число задач психологической службы организации

    должно входить повышение психогигиенической компетентности сотрудников.

    Подведем в заключение некоторые итоги проведенному обсуждению проблемы

    трудового стресса и психогигиены на предприятии.

    Место работы и должность, избранная профессия и профессиональный рост,

    психологический климат в организации и видение своей роли в общем деле

    могут быть основой чувства удовлетворенности своим местом в жизни,

    инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворенности ходом

    самореализации, могут давать желаемое эмоциональное насыщение от

    межличностных отношений на работе. Вместе с тем, все эти аспекты в

    неблагоприятных качествах приводят к общему чувству неудовлетворенности

    жизнью, размыванию смысла жизни, обесцениванию труда, приводят к затяжному

    стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То

    или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой

    совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и

    особенностей личности. Возникающий в трудовой деятельности стресс имеет

    разную природу.

    Это следует учитывать как в выборе направлений, подходов к его

    преодолению, так и выборе конкретных методик, отдельных приемов снижения

    стресса. Одни причины стрессового состояния могут быть нейтрализованы

    личными усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию

    им умений совладания со стрессом.

    Другие - требуют организационных решений: изменения организационной

    политики и организационной структуры, перехода на новый этап

    организационного развития, технологической модернизация предприятия,

    улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть

    ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при

    существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике

    стрессов на предприятии, систематическом использовании методов

    психогигиены.

    Список использованной литературы

    1. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. М.: Педагогика,

    1982.

    2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация

    человека. М.: Прогресс, 1988.

    3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию

    активности. - М.: Политиздат, 1989.

    4. Колодзин Б. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского

    Савельевой. С-Пб.: Питер, 2003.

    5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988.

    6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в фирме: эффекты и парадоксы.

    Учебное пособие.- М.: Юнити, 1999.

    7. Мескон М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”,

    1994.

    8. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.

    9. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.

    (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.). -

    Спб, ТОО “Лейла”, 1994.

    10. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. О.Г.

    Газенко. - М.: Наука, 1988.

    11. Управление персоналом организации: учебник /под ред. А.Я Кибанова.-М.:

    Инфра-М, 2000.

    12. Уткин Э.А. Справочник по менеджменту. М.: Финансы и статистика, 1999.

    13. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 1998.

    14. Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические

    аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы

    психологии /Ред. А.А. Крылов. СПб., Вьп.1, Ч.2, 2004.

    15. Анцыферова Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных

    характеристик и отношений к ситуации // Психол.журнал. 2004. № 1.

    16. Виханский О. С. « Менеджмент», М: 1998г.

    17. Дашков Е. С. «Оптовая торговля», М:1997 г. 4= Булатов «Экономика»,

    М;1996г,

    18. Радугин А. А. «Основы менеджмента». М: 1997г.

    19. Григорьева Т. Т., Усольцева Т. П. « Основы конструктивного общения»,

    Н: 1997г.

    20. Кричевский Р.Л,, Дубровская Е. М. «Психология малой группы», М: 1997г.

    21. Щур Д. Л. «Основы торговли. Розничная торговля», М:2000г.

    22. Румянцева 3. П., Саломатина Н. А. «Менеджмент организации», М: 1995г,

    23. Справочник предпринимателя, М: 1999г.

    24. Устав предприятия;

    25. Баланс бухгалтерской отчетности;

    26. Структура технико-экономических показателей.

    27. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура,

    положения об отделах и службах, должностные инструкции/. - М.: ОАО

    «Издательство «Экономика», НОРМА, 1997.

    28. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия.- М: Финансы и

    Статистика, 1996.

    29. И.А. Бланк «Управление торговым предприятием» М. 1998 «Тандем»

    Приложение 1

    Каталог стрессозащитных установок

    (представлен в сокращенном варианте)

    * Отбрось мысли о том, как ты смотришься (выглядишь), главное - дело.

    * Проверь состояние спины.

    * Посмотри на себя в зеркало и улыбнись себе.

    * Вспомни главную цель своей жизни.

    * Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    * Нельзя здесь и сейчас - сделаю в другом месте и в другое время.

    * Расслабь плечи.

    * Продолжай работать, как будто ничего не случилось.

    * Не фантазируешь ли ты?

    * Ищи другой вариант.

    * Охолонись, прежде чем что-либо предпринимать.

    * Положись на закон ЗС - «Само собой сделается».

    * Ты выше события потому, что ты понял, в чем ты выше.

    * У всякого минуса есть плюс; отыщи его.

    * Подумай, не принимаешь ли ты мелочи за главное?

    * Выпей чашку зеленого чая.

    * Используй формулу: «Беспокоиться я начну после работы, сейчас

    некогда».

    * Посмотри в зеркало - исправь выражение лица.

    * Вспомни пять НЕ: не раздражайся, не теряйся, не распыляйся, не проси и

    не бойся.

    * Доведи дело до конца.

    * Не бойся - боятся невыгодно.

    * Отдели случайное от главного.

    * Будь бдителен к хвалящим тебя; ищи мотивы их действий.

    * Попробуй понять то, что не высказано.

    * Критика в мой адрес - мой личный резерв самосовершенствования.

    * Используй неудачу в интересах дела.

    * Демонстрируй полное самообладание.

    * Вспомни смешное.

    * Вспомни хорошее.

    * Проверь, как сидишь.

    * Поморгай.

    * Закрой глаза на минуту.

    * Поправь одежду.

    * Иногда отступить - поступить мудро.

    * Не все сразу.

    * Определи приоритеты - выясни главное.

    * Вспомни основной закон бытия - закон маятника.

    * Не возлагай особых надежд ни на что и ни на кого.

    * Раздраженный человек - не защищен.

    * Бесполезно биться головой об стенку.

    * Побеждает тот, у кого больше терпения.

    * Не торопись, отсрочить действие бывает не менее важно, чем

    среагировать стремительно.

    * Начни составлять программу своих действий, чтобы не допустить

    повторения того, что произошло.

    * Расслабь кисти.

    * Меня критикуют - значит, верят в мои способности работать

    успешно.

    * Прислушайся к слабым звукам.

    * Успокойся - ведь все, что произошло, от тебя не зависело.

    * Проверь мышцы лица.

    * Не втягивайся в проблему.

    * Забудь!

    * Вспомни самое плохое. Сравни с тем, что беспокоит.

    * Все это совершенно не имеет значения.

    * Найди в ближайшем будущем что-нибудь приятное.

    * То, что, кажется сейчас неудачей, завтра может оказаться наилучшим

    подарком судьбы.

    * Ищи другой вариант.

    * Другим еще хуже.

    * У всех бывают ошибки.

    * Не ошибается тот, кто ничего не делает.

    * Человек никогда не в состоянии определить в настоящий момент, повезло

    ему или нет.

    * Заготовь вариант на случай неудачи; воспользуйся им.

    * Даже если ты убежден, что твоя неудача - следствие действий твоих

    врагов, попробуй найти свою ошибку.

    * Вспомни, что почти любой вред можно превратить в пользу.

    * Мысленно усиль неудачу до предела, а теперь найди место тому, что

    случилось.

    /////// Приложение 2

    Тест на определение степени сопротивляемости стресса

    «Вам предложено ознакомиться с ситуациями, которые могут произойти в жизни

    любого человека. Отметьте на бланке перемены в жизни, которые способны у

    Вас вызвать стресс. На основании данного тестирования служба управления

    персоналом разработает мероприятия, которые помогут более эффективно

    заботиться о своих сотрудниках»

    Перемены в жизни, способные вызвать стресс

    +------------------------------------------------------------------------+

    | События в жизни | Единицы значимости |

    | | (баллы) |

    |---------------------------------------------------+--------------------|

    | | 100 |

    | 1. Смерть супруги (супруга) | |

    | | 73 |

    | 2. Развод | |

    | | 65 |

    | 3. Разрыв с партнером | |

    | | 63 |

    | 4. Отбывание наказания в тюрьме | |

    | | 63 |

    | 5. Смерть близкого родственника | |

    | | 53 |

    | 6. Травма или болезнь | |

    | | 50 |

    | 7. Свадьба | |

    | | 47 |

    | 8. Перемещение по службе | |

    | | 45 |

    | 9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем | |

    | (женой) | 45 |

    | | |

    | 10. Уход на пенсию | 44 |

    | | |

    | 11. Болезнь члена семьи | 40 |

    | | |

    | 12. Беременность партнерши | 39 |

    | | |

    | 13. Сексуальные затруднения | 39 |

    | | |

    | 14. Рождение ребенка | 38 |

    | | |

    | 15. Изменение финансового положения | 37 |

    | | |

    | 16. Смерть близкого друга | 36 |

    | | |

    | 17. Смена места работы | 35 |

    | | |

    | 18. Увеличение числа супружеских (партнерских) | 31 |

    | ссор | |

    | | 30 |

    | 19. Получение денежной ссуды | |

    | | 29 |

    | 20. Растущие долги | |

    | | 29 |

    | 21. Повышение служебной ответственности | |

    | | 29 |

    | 22. Уход сына или дочери из родительского дома | |

    | | 28 |

    | 23. Раздоры с родителями мужа или жены | |

    | | 26 |

    | 24. Головокружительный личный успех | |

    | | 26 |

    | 25. Выход жены на работу или уход с работы | |

    | | 25 |

    | 26. Окончание школы и поступление в институт | |

    | | 24 |

    | 27. Изменение жилищных условий | |

    | | 23 |

    | 28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов) | |

    | | 20 |

    | 29. Конфликты с начальством | |

    | | 20 |

    | 30. Изменение условий работы или рабочего времени | |

    | | 20 |

    | 31. Перемена места жительства | |

    | | 19 |

    | 32. Экзамены в школе (институте); | |

    | квалификационная аттестация на работе | 18 |

    | | |

    | 33. Смена привычного места отдыха | 16 |

    | | |

    | 34. Изменения в отношениях с окружающими | 15 |

    | (друзьями, коллегами и т.д.) | |

    | | 15 |

    | 35. Нарушения сна | |

    | | 12 |

    | 36. Изменения характера и частоты встреч с | |

    | другими членами семьи (или близкими | 14 |

    | родственниками) | |

    | | 12 |

    +------------------------------------------------------------------------+

    - 49 -

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.