МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу

    Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу

    Московский департамент образования

    Педагогический колледж №8 «Измайлово»

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ

    Тема: «Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое

    условие при записи ребенка в школу».

    Студентки группы 302У Ворнаковой

    Екатерины

    специальность 0312

    учитель начальных классов

    научный руководитель Петрова

    Виктория Георгиевна

    преподаватель психологии

    Москва 2000

    Оглавление:

    Введение 3

    Глава 1 : Психологическая готовность к школе и ее виды. 5

    1.1. Краткие итоги дошкольного развития ребенка. 8

    1.2. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней

    позиции школьника к школьному обучению. 9

    1.3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. 12

    1.4. Волевая готовность к школьному обучению. 15

    1.5. Нравственная готовность к школьному обучению. 17

    1.6. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника…18

    1.7. Варианты развития. 19

    Глава 2. Диагностика психологической готовности к школе.

    2.1. Процедура определения психологической готовности к школе.23

    2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности

    детей 6-7 лет к школьному обучению. 26

    Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Заключение. 50

    Список литературы. 51

    Введение

    «Ребенок дошкольного возраста по своим

    особенностям способен к тому, чтобы начать какой-

    то новый цикл обучения, недоступный для него до

    этого. Он способен это обучение проходить по

    какой- то программе, но вместе с тем саму

    программу он по природе своей, по своим

    интересам, по уровню своего мышления может

    усвоить в меру того, в меру чего она является его

    собственной программой.»

    Л. С. Выготский

    В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению

    каждого ребенка. Кому- то это может показаться странным. Но сейчас, когда

    дети развиваются уже не совсем так, как развивалось поколение тех же 80-х

    годов, на определение готовности стоит обратить особое внимание. Получив

    в педагогике определенный опыт общения и работы с детьми и учителями я

    убедилась, что без диагностики любому учителю построить самую

    плодотворную систему обучения практически невозможно. Спросите почему?

    Отвечу! Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с

    ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного

    уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. еще

    одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают

    детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или

    просто из принципа. К сожалению большинство таких родителей не понимают,

    что ребенок- это тоже личность, что у него тоже уже есть определенные

    взгляды на жизнь и свое восприятие действительности, что у ребенка, в

    конце концов, еще не сформировавшаяся и не устоявшаяся психика. Таких

    родительских ошибок можно привести сколько угодно. Вот поэтому МЫ-

    педагоги (особенно! начальных классов), образованные в этой области люди,

    не должны оставаться к этому равнодушными. На нас лежит ответственность

    за здоровье и дальнейшую судьбу каждого ребенка. От нас зависит то, как

    он будет учиться в дальнейшем и как от этого к нему будут относиться его

    родители. Определяя готовность к школе учитель уже помечает для себя

    определенные моменты, которые ему нужно будет учесть при работе с

    конкретным ребенком, выбирать или делать акцент на определенную методику.

    Иной раз приходится уговаривать родителей еще на год оставить малыша в

    детском саду, чтобы не травмировать его психику, а в последствии и

    здоровье. Ну разве это не доказательство необходимости проведения

    диагностики готовности к школе?!

    Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

    заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические

    подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие

    требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к

    обучению в школе приобретает немаловажное значение: с ее решением связано

    определение целей и принципов организации обучения и воспитания в

    дошкольных учреждениях. В тоже время, как я уже говорила, от ее решения

    зависит успешность последующего обучения детей в школе, поскольку

    ребенок, не готовый психологически к школьному обучению, не сможет

    выполнять требования школьного обучения на должном уровне. Только

    перетруждая и утомляя себя как физически, так и психологически он сможет

    придерживаться нужного уровня в обучении.

    Данной проблемой занимались: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер в книге «Готов ли

    ваш ребенок к школе»; Н.И. Гуткина в книге «Психологическая готовность к

    школе»; Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова в книге «Психологическая готовность

    к школе»; Овчарова Н.Е. «Психология в начальной школе».

    В своей работе я раскрываю такое понятие, как «готовность к школе»- это

    психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о

    способности к нормальному школьному обучению.

    Необходимо отметить виды готовности к школьному обучению, которые

    встретятся в моей работе.

    Волевая готовность- способность подчинять свои действия определенной

    цели, умение себя контролировать, управлять своими внутренними и внешними

    действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

    Интеллектуальная готовность- это уровень развития мыслительных процессов

    (обобщение, сравнение, классификация, анализ и др.)

    Нравственная готовность- это уровень развития нравственных представлений

    и чувств, становление характера в соответствии с нормами общества.

    Объектом работы является готовность к школьному обучению.

    Предметом является диагностика готовности к школьному обучению.

    Задачи работы:

    1. изучить литературу по данному вопросу,

    2. исследовать виды готовности к школе,

    3. определить психологическую программу готовности к школе,

    4. провести батарею тестов с целью определения готовности ребенка к

    школе.

    Глава 1 Психологическая готовность к школе и ее виды.

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается

    необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для

    освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе

    сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению- это

    один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного

    детства. [ 4,стр.25]

    Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким,

    чтобы программа обучения попадала в “ зону ближайшего развития “ ребенка.

    “ Зона ближайшего развития ” определяется тем, чего ребенок может

    достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается

    очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

    (Выготский Л.С.,1982) [4,стр. 26] Если актуальный уровень психического

    развития ребенка такой, что его “ зона ближайшего развития ” ниже той,

    которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок

    считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в

    результате несоответствия его “ зоны ближайшего развтия ” требуемой он

    не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих

    учеников.

    Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития

    ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

    определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий

    познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие

    произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным

    признавался мотивационный план.

    Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что него уже есть

    потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно

    позицию, открывающую доступ в мир взрослости ( социальный мотив учения ),

    и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не

    может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует

    возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного

    внутренней позицией школьника [1,стр.7]. Этому новообразованию Л. И.

    Божович придавала очень большое значение, считая, что внутреннняя позиция

    школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

    Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между

    детством и взрослостью. Дети, достигая школьного возраста, понимают, что

    школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание

    учиться.

    “ Внутренняя позиция школьника ”, возникающая на рубеже дошкольного и

    младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный

    процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном

    формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами,

    произвольном поведении ученика.

    Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в

    колллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более

    высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует

    нарушения в подражании предполпгаемому образцу, тогда как самостоятельно

    оосуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. “ Функция

    контроля еще очень слаба, и часто еще требует поддержки со стороны

    ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся

    функции, но назначение игры в том, что эта функция здесь рождается.

    Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения”

    (Эльконин Д. Б. 1978, с. 287) [9,стр.38].

    Существуют и другие подходы к определению психологоической готовности

    детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения в

    развитии ребенка. Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к

    сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень

    готовности к школе и определенным образом соотносится с основными

    структурными компонентами учебной деятельности ( см.: Кравцова Е.Е.,

    1991)[9,с.39].

    При изучении интеллектуального компонента психологоичкской готовности к

    школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это

    тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных

    процессов. “ребенок должен уметь выделять существенное в окружающей

    действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он

    должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы ”

    [1,с.210]. для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет

    своего познания.

    Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы

    выделяем дополнительно еще одну- развитие речи.Речь тесно связана с

    интеллектом и отражае6т как общее развитие ребенка, так и уровень его

    логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах

    отдельные звуки, т.е. у него должен бытьт развит фонематический слух.

    Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский

    практический психолог психолог должен четко понимать, для чего он это

    делает. Диагностика готовности к школе может приследовать следующие цели:

    1. понимание особенностей психического развития детей с целью определения

    индивидуального подхода к ним в учебно- воспитательном процессе;

    2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с

    ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной

    неуспеваемости и дезадаптации;

    3. распределение будущих первоклассников по классам в сооответствии с их

    “ зоной ближайшего развития ”, что позволит каждому ребенку

    развиваться в оптимальном для него режиме;

    4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному

    огбучению.

    Последнее возможно лишь только по отношению к детям шестилетнего

    возраста, обучающимся по программе 1- 4. Психологические исследования

    показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии

    психологической готовности ребенка к школе . В противном случае обучение

    шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С

    шестилетками, не готовыми к школе, необходимо заниматься по специальным

    развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать

    их обучение с семи лет по программе 1- 3.

    По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные

    группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу

    систематического обучения в школе. [4,c.32]

    1. Краткие итоги дошкольного развития ребенка.

    К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном

    смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит

    себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно -

    родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и

    сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя

    обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже

    развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности

    ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К

    концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная

    готовность к учению в школе.

    Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного

    детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

    И.Ю.Кулачина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную

    (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны

    как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для

    его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в

    новую систему отношений.[9,c.44]

    Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный,

    эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают

    дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее

    выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление,

    выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

    возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а

    также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно

    сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в

    существенной мере отражает функциональное созревание структур головного

    мозга.

    Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных

    реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное

    задание.

    К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со

    сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а

    также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной

    зрелости. Но об этом чуть позже. [4,c.27].

    2. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней

    позиции школьника.

    Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к

    новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.

    На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению,

    как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем

    игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность

    подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в

    положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное

    положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович

    характеризует это как центральное личностное новообразование,

    характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет

    поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к

    действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника

    в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно

    значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как

    адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в

    игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».

    [1,c.282].

    Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.

    Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были

    отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно

    характеризующих человека («хороший- плохой», «чистый- грязный», «быстрый-

    медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке.

    Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками :

    на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята,

    сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:

    «Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют.

    Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше

    подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку

    и положишь».

    Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.