Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу
Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу
Московский департамент образования
Педагогический колледж №8 «Измайлово»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
Тема: «Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое
условие при записи ребенка в школу».
Студентки группы 302У Ворнаковой
Екатерины
специальность 0312
учитель начальных классов
научный руководитель Петрова
Виктория Георгиевна
преподаватель психологии
Москва 2000
Оглавление:
Введение 3
Глава 1 : Психологическая готовность к школе и ее виды. 5
1.1. Краткие итоги дошкольного развития ребенка. 8
1.2. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней
позиции школьника к школьному обучению. 9
1.3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. 12
1.4. Волевая готовность к школьному обучению. 15
1.5. Нравственная готовность к школьному обучению. 17
1.6. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника…18
1.7. Варианты развития. 19
Глава 2. Диагностика психологической готовности к школе.
2.1. Процедура определения психологической готовности к школе.23
2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности
детей 6-7 лет к школьному обучению. 26
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Заключение. 50
Список литературы. 51
Введение
«Ребенок дошкольного возраста по своим
особенностям способен к тому, чтобы начать какой-
то новый цикл обучения, недоступный для него до
этого. Он способен это обучение проходить по
какой- то программе, но вместе с тем саму
программу он по природе своей, по своим
интересам, по уровню своего мышления может
усвоить в меру того, в меру чего она является его
собственной программой.»
Л. С. Выготский
В наше время особенно важно определять готовность к школьному обучению
каждого ребенка. Кому- то это может показаться странным. Но сейчас, когда
дети развиваются уже не совсем так, как развивалось поколение тех же 80-х
годов, на определение готовности стоит обратить особое внимание. Получив
в педагогике определенный опыт общения и работы с детьми и учителями я
убедилась, что без диагностики любому учителю построить самую
плодотворную систему обучения практически невозможно. Спросите почему?
Отвечу! Многие родители не водят детей в детские сады и не занимаются с
ними дома, в свою очередь многие детские сады не дают определенного
уровня подготовки детей к школе даже в сфере общения в коллективе. еще
одной проблемой является то, что многие родители буквально запихивают
детей в школу только потому, что им надоело водить их в детский сад или
просто из принципа. К сожалению большинство таких родителей не понимают,
что ребенок- это тоже личность, что у него тоже уже есть определенные
взгляды на жизнь и свое восприятие действительности, что у ребенка, в
конце концов, еще не сформировавшаяся и не устоявшаяся психика. Таких
родительских ошибок можно привести сколько угодно. Вот поэтому МЫ-
педагоги (особенно! начальных классов), образованные в этой области люди,
не должны оставаться к этому равнодушными. На нас лежит ответственность
за здоровье и дальнейшую судьбу каждого ребенка. От нас зависит то, как
он будет учиться в дальнейшем и как от этого к нему будут относиться его
родители. Определяя готовность к школе учитель уже помечает для себя
определенные моменты, которые ему нужно будет учесть при работе с
конкретным ребенком, выбирать или делать акцент на определенную методику.
Иной раз приходится уговаривать родителей еще на год оставить малыша в
детском саду, чтобы не травмировать его психику, а в последствии и
здоровье. Ну разве это не доказательство необходимости проведения
диагностики готовности к школе?!
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения
заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические
подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие
требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к
обучению в школе приобретает немаловажное значение: с ее решением связано
определение целей и принципов организации обучения и воспитания в
дошкольных учреждениях. В тоже время, как я уже говорила, от ее решения
зависит успешность последующего обучения детей в школе, поскольку
ребенок, не готовый психологически к школьному обучению, не сможет
выполнять требования школьного обучения на должном уровне. Только
перетруждая и утомляя себя как физически, так и психологически он сможет
придерживаться нужного уровня в обучении.
Данной проблемой занимались: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер в книге «Готов ли
ваш ребенок к школе»; Н.И. Гуткина в книге «Психологическая готовность к
школе»; Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова в книге «Психологическая готовность
к школе»; Овчарова Н.Е. «Психология в начальной школе».
В своей работе я раскрываю такое понятие, как «готовность к школе»- это
психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о
способности к нормальному школьному обучению.
Необходимо отметить виды готовности к школьному обучению, которые
встретятся в моей работе.
Волевая готовность- способность подчинять свои действия определенной
цели, умение себя контролировать, управлять своими внутренними и внешними
действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.
Интеллектуальная готовность- это уровень развития мыслительных процессов
(обобщение, сравнение, классификация, анализ и др.)
Нравственная готовность- это уровень развития нравственных представлений
и чувств, становление характера в соответствии с нормами общества.
Объектом работы является готовность к школьному обучению.
Предметом является диагностика готовности к школьному обучению.
Задачи работы:
1. изучить литературу по данному вопросу,
2. исследовать виды готовности к школе,
3. определить психологическую программу готовности к школе,
4. провести батарею тестов с целью определения готовности ребенка к
школе.
Глава 1 Психологическая готовность к школе и ее виды.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению- это
один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного
детства. [ 4,стр.25]
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким,
чтобы программа обучения попадала в “ зону ближайшего развития “ ребенка.
“ Зона ближайшего развития ” определяется тем, чего ребенок может
достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается
очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
(Выготский Л.С.,1982) [4,стр. 26] Если актуальный уровень психического
развития ребенка такой, что его “ зона ближайшего развития ” ниже той,
которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок
считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в
результате несоответствия его “ зоны ближайшего развтия ” требуемой он
не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих
учеников.
Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития
ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:
определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий
познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие
произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным
признавался мотивационный план.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что него уже есть
потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно
позицию, открывающую доступ в мир взрослости ( социальный мотив учения ),
и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не
может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует
возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного
внутренней позицией школьника [1,стр.7]. Этому новообразованию Л. И.
Божович придавала очень большое значение, считая, что внутреннняя позиция
школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между
детством и взрослостью. Дети, достигая школьного возраста, понимают, что
школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание
учиться.
“ Внутренняя позиция школьника ”, возникающая на рубеже дошкольного и
младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный
процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном
формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами,
произвольном поведении ученика.
Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в
колллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более
высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует
нарушения в подражании предполпгаемому образцу, тогда как самостоятельно
оосуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. “ Функция
контроля еще очень слаба, и часто еще требует поддержки со стороны
ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся
функции, но назначение игры в том, что эта функция здесь рождается.
Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения”
(Эльконин Д. Б. 1978, с. 287) [9,стр.38].
Существуют и другие подходы к определению психологоической готовности
детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения в
развитии ребенка. Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к
сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень
готовности к школе и определенным образом соотносится с основными
структурными компонентами учебной деятельности ( см.: Кравцова Е.Е.,
1991)[9,с.39].
При изучении интеллектуального компонента психологоичкской готовности к
школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это
тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных
процессов. “ребенок должен уметь выделять существенное в окружающей
действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он
должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы ”
[1,с.210]. для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет
своего познания.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы
выделяем дополнительно еще одну- развитие речи.Речь тесно связана с
интеллектом и отражае6т как общее развитие ребенка, так и уровень его
логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах
отдельные звуки, т.е. у него должен бытьт развит фонематический слух.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский
практический психолог психолог должен четко понимать, для чего он это
делает. Диагностика готовности к школе может приследовать следующие цели:
1. понимание особенностей психического развития детей с целью определения
индивидуального подхода к ним в учебно- воспитательном процессе;
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с
ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной
неуспеваемости и дезадаптации;
3. распределение будущих первоклассников по классам в сооответствии с их
“ зоной ближайшего развития ”, что позволит каждому ребенку
развиваться в оптимальном для него режиме;
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному
огбучению.
Последнее возможно лишь только по отношению к детям шестилетнего
возраста, обучающимся по программе 1- 4. Психологические исследования
показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии
психологической готовности ребенка к школе . В противном случае обучение
шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С
шестилетками, не готовыми к школе, необходимо заниматься по специальным
развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать
их обучение с семи лет по программе 1- 3.
По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные
группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу
систематического обучения в школе. [4,c.32]
1. Краткие итоги дошкольного развития ребенка.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном
смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит
себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно -
родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и
сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя
обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже
развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности
ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К
концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная
готовность к учению в школе.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного
детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
И.Ю.Кулачина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную
(мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны
как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для
его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в
новую систему отношений.[9,c.44]
Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный,
эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают
дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее
выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление,
выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а
также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно
сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в
существенной мере отражает функциональное созревание структур головного
мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное
задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со
сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а
также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной
зрелости. Но об этом чуть позже. [4,c.27].
2. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней
позиции школьника.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к
новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.
На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению,
как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем
игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность
подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в
положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное
положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович
характеризует это как центральное личностное новообразование,
характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет
поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к
действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника
в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно
значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как
адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в
игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».
[1,c.282].
Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.
Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были
отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно
характеризующих человека («хороший- плохой», «чистый- грязный», «быстрый-
медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке.
Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками :
на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята,
сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:
«Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют.
Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше
подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку
и положишь».
Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|