Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
2. Выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью
проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику
школьной неуспеваемости.
3. Распределение будущих первоклассников по классам в
соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволяет
каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. Отсрочка на 1 год начала обучения детей, не готовых к
школьному обучению, что возможно только детям шестилетнего
возраста.
По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и
класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу
систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и
развития по основным параметрам.
Такие занятия могут проводиться и в период адаптации в школе.
Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно
в период начала школьного обучения.
Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и
школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ
«настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый
возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Введение носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению
ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как обучения
новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети –
чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию,
сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути
развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все
выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений:
на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг
друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Существует еще одна программа адаптационных занятий для
первоклассников «Введение в школьную жизнь», разработанная кандидатом
психологических наук Санько А.И., психологом МОУ № 26 Челябинска Кафеевой
Ю.[37] Этот курс помогает детям осознать новые требования, формирует
внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.
Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют
выявить детей с учебно-познавательной мотивацией.
Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с
другом и созданию благоприятного психологического климата в классе.
Курс предусматривает игровые занятия, которые предполагают сводную
форму общения. Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на
уроке, лимитировано время. Занятия проводит психолог в течение первых
учебных дней. Он получает информацию о новых учениках.
Таким образом для организации психологической помощи ребенку на этапе
подготовки к школьному обучению применяют следующие приемы: подготовка в
д/саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями.
ВЫВОД
1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде
всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью
проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной
неуспеваемости и дезадаптации.
2. Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание
ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих
возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных
процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,
выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть
определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных,
соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной
мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть
достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на
фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является
не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к
школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют
различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе,
диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
3 ГЛАВА
1. Программа занятий
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших
проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как
построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и
формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Мы предлагаем программу занятий, направленных на подготовку детей к
успешному школьному обучению. Цель: формирование готовности к школьному
обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы
учения;
2. Развитие познавательных процессов;
3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Цель и задачи позволили нам определить содержание программы:
Для формирования положительного отношения к школе мы выбрали следующие
упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти,
внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери
картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки»,
«Бывает – не бывает».
Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать
через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница»,
«Зеркало».
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Бег ассоциаций»)
- в парах («Зеркало»)
- индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)
Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные.
Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом
особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является
ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке
дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо
развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание
формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения,
совместной деятельности и т.д. Занятие в группе проводится после
диагностики. Состав группы 6-8 человек. Продолжительность занятия 25-30
минут. Если занятия организуются в детском саду, они проводятся 2-3 раза в
неделю. Если занятия проводятся на базе школы – то по субботам, 1 раз в
неделю.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с
другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия:
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и
говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем
помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно
чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о
себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает
все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство
закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться
их символ.
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут
брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по
очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом
приветствия во всех занятиях.
2. «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и
двигательного анамуатора.
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он
скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» -
руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых
суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.
3. «Запоминай порядок»
Цель: развитие памяти.
Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20
секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
4. «Попугай»
Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу,
развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.
Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит
ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о
себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка,
повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику,
жесты, внимательно наблюдая за партнером.
5. Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что понравилось больше всего?
6. «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг
другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка
работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия»
2. «Настроение в цвете»
Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.
Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе
бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое.
Дети делают это с символом в руках.
3. «Бег ассоциаций»
Цель: формирование положительного отношения к школе»
Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова
приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?
Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск
интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии
«школа».
4. «Изображение предметов»
Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть
другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его
отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.
5. Физминутка «Ванька-встанька»
Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по
инструкциям.
Ход: Отдых наш физкультминутка
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
6. «Зеркало»
Цель: развитие навыка работы в парах
Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на
друга и повторяют движения.
7. «Настроение в цвете»
Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая
поддержка.
8. Итог занятия.
9. Ритуал прощания.
Занятие 3.
Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия»
2. Настроение в цвете»
3. «Пары слов»
Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.
Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко,
булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка,
река – мост.
Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово.
Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь
между словами.
4. Физкультминутка «Шалтай-болтай»
Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.
Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как
у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела
вниз.
Психолог показывает пример, дети повторяют.
«Шалтай-болтай
сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне»
5. «Собери картинку»
Цель: развитие мышления.
Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети
собирают, психолог при необходимости помогает.
Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно
совместное собирание картинки.
6. «Путаница»
Цель: развитие навыка совместной деятельности.
Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за
руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда
образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.
7. «Настроение в цвете».
8. Итог занятия.
9. Ритуал прощания.
Занятие 4.
Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия».
2. «Настроение в цвете».
3. «Ищи безостановочно».
Цель: развитие внимания.
Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов
одного и того же цвета (размера, формы).
4. «Волшебное яйцо».
Цель: развитие воображения.
Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на
листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы
получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку
рисунков.
Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились
разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости
мышления.
5. «Маленькие обезьянки»
Цель: развитие внимания, навыков общения.
Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу.
Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а
остальные стоят спокойно.
6. Физминутка «Шалтай-болтай»
7. «Бывает - не бывает»
Цель: развитие воображения, внимания.
Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в
ладоши, не бывает – топают ногами.
«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится.
Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик
девочку рисует».
8. «Бип».
Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.
Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу,
садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно,
то кого назвали, говорит «Бип».
9. «Настроение в цвете».
10. Итог занятия.
11. «Ритуал приветствия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о
выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности
школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.
Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и
социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от
его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению –
понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а
определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными
компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная,
волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии
ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного
компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Разработанная с этой целью программа может быть использована и в детском
саду.
Проанализировав данную литературу, мы предполагаем, что упражнения в
нашей программе будут содействовать успешному обучению учащихся.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте
проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных
детей М. 1994 – 189 с.
5. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
6. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 –
189 с.
8. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в
школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
«Психологическое образование» 1997 – 235 с.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под
редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
12. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с.
13. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 –
16с.
14. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной
педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с.
250-257
15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения»,
Екатеринбург, 1998 - 136 с.
16. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению
в школе», М., 1991 - 145 с.
17. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
18. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977
- 278 с.
19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.
21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.
22. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.
23. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 –
261 с.
24. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста»
под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология
коллектива», М. 1978 – 291 с.
26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка
их к школе», М. 1978 – 291 с.
27. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией
И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1,
205 с.
29. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн.
1, 214 с.
30. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М.
1999 (с 31 – 65).
31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.
32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный
психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.
33. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова
А. М., М. 1999 – 178 с.
34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И.
В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск,
1992 – 94 с.
36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|