МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические аспекты любви

    Психологические аспекты любви

    СИПО.

    Реферат по общей психологии.

    На тему: Психологические аспекты любви.

    Выполнила: Студентка 2 курса, группы П-22.

    Качнова Анна.

    Севастополь.

    О любви

    Я дышу - и, значит, я люблю!

    Я люблю - и, значит, я живу!

    / В.Высоцкий /

    Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны

    горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты,

    словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все

    сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь,

    философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо

    покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт -

    тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать

    великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова -

    любовь! Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело,

    своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и

    действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к

    человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает

    чувство любви женщины и мужчины. Романисты и поэты, композиторы и художники

    романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы,

    правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может

    стать - и надолго - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела.

    Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять:

    что же такое любовь?

    Любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а

    искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности,

    готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей

    книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. “ Любовь - не

    сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо

    от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу,

    если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом,

    чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть

    достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной

    человечности, отваги, веры и дисциплины. В своей работе Фромм выделяет пять

    элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота,

    ответственность. уважение и знание.

    Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня

    продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское

    желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои

    собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в

    достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более

    он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм. То, что

    любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку.

    Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее

    заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не

    старается полностью его обходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы

    всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в

    жизни и развитии того, что мы любим “. Другой аспект любви -

    ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности

    человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и

    готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих

    ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между

    взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических

    потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться

    в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви.

    “Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека

    таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким

    образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. “ Я хочу, чтобы

    любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным

    путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я

    чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне

    хотелось, бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.

    “ Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность

    были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь

    как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви,

    являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую

    суть.

    Существует несколько видов любви: братская любовь, материнская

    любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

    Братская любовь-это любовь между равными, одинаково распространяемая

    человеком на всех близким ему людей.

    Материнская любовь – это любовь сильного к слабому, защищенному

    к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее

    бескорыстна и открыта для всех.

    Эротическая любовь- это любовь психофизиологического плана к

    единственному человеку, жаждущеая полного слияния с ним и

    продолжения в потомстве. Последний вид любви в отличии от двух

    предыдущих является исключительным в том смысле, что требует

    предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других

    ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

    Мнение человека о том, что любить других добродетельно, а

    самого себя грешно, до сих пор широко распространена среди людей

    в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим

    вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя.

    От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует

    исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к

    окружающим людям. Эгоистичный в любви человек желает всего того,

    что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати, и

    любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать,

    беззаветно и безумно любящая своё дитя, жертвует собой в угоду

    его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не

    только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме

    эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребёнку,

    которая в других людях не видит чьих – то детей?

    Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как

    основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу

    родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и

    взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю,

    с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и

    не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся

    замечательными родителями, любящими супругами, великолепными .

    Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности

    любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде

    всего к матери и отцу. Ещё одна разновидность любви - это

    фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается

    в самоуничтажающую, в любовь-поклонение, в любовь обожествление.

    Человек любящий так другого, утрачивает себя как личность., теряет,

    вместо того чтобы приобретать. И сентиментальная любовь. Здесь на

    первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное

    поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь,

    на самом деле характеризует сколько – нибудь глубокое чувство к

    любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой,

    чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они,

    вероятно, не способны.

    По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути

    состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость.

    Огонь любви может разгораться медленно, постепенно, как нежное чувство леди

    Каслвуд к преданному ей воспитателю ее детей ( “История Генри Эсмонда”

    У.Теккерея ). Но особенно поразительны вспышки любви с первого взгляда,

    раскрывающие глубокую сторону ее сущности. Почему, в самом деле, мужчина и

    женщина, дотоле совсем незнакомые, внезапно проникаются друг к другу столь

    пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту

    будто в единое существо. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла

    осознать его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась

    трагической. Но если внешних препятствий нет, любовь с первого взгляда

    может стать счастливой и долговечной, как верное чувство мифических

    Филемона и Бавкиды. Чем объяснить это? Называемые причины обыкновенно

    сводятся к двум: действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному

    в душе образцу; любовное ослепление, зачастую в самих недостатках любимого

    видящее его неповторимую привлекательность. Из этого делают вывод, будто

    любовь возникает и развивается вопреки здравому смыслу и логике, будто она

    в принципе иррациональна. Сказать, что любовь есть взаимное тяготение к

    душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие

    проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим

    местам, либо сказать заведомую неправду. Мировая литература описала и

    исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную

    общую ее черту - требовательную избирательность. И все же перспективное для

    философского подхода упорядочение представляется возможным. Любят по

    различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества

    одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но

    любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр., что умножает

    стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия,

    контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий закон

    любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.

    Чувство любви существовало не всегда, оно есть продукт истории.

    Стендаль назвал его чудом цивилизации. Сотни тысяч лет люди на земле

    воспроизводили себе подобных. Сексуальная эмоция бросала одного

    питекантропа в объятия другого, то же было и с их потомками

    неандертальцами. Но эволюция меняла чувственный спектр человека. И примерно

    пять тысяч лет назад - так полагают ученые - мы осложнили себе жизнь

    феноменом любви. Жена бога Осириса Изида, воскресившая слезами усопшего

    мужа, считается родоначальницей всех любящих.

    Однажды появившись, любовь прочно заняла свое место в жизни. Ее

    обожествляли и проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали в

    тюрьмы и сжигали на кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь

    поклонялись. В двадцатом веке, когда люди стараются все явления

    систематизировать, не избежала этой участи и любовь. Психологи выделили и

    определили шесть разновидностей, шесть “цветов” любви.

    Первая встреча с любовью у человека бывает в возрасте раннем, лет в

    одиннадцать-тринадцать. Как-то ни с того ни с сего давно знакомый гражданин

    в веснушках и с оттопыренными ушами или похожая на вешалку для собственной

    одежды смешливая гражданка начинают привлекать чье-то внимание. Одной

    девочке почему-то хочется во время перемены “случайно” задеть рукой

    гражданина. А одному мальчику - гражданку за косу дернуть, если таковая

    имеется. Вот это неожиданно возникшее влечение и есть первый, робкий еще

    признак проклевывающегося чувства. Любовь всегда начинается с влечения, как

    уже говорилось выше. Что-то такое замечаем мы в другом человеке, что

    заставляет нас думать о нем, тревожит. “Цвет” любви, о котором идет речь,

    называется агапэ. Тревога, мучительная и в то же время радостная,

    свойственная агапэ, поднимает подростка над самим собой, делает духовно

    богаче, помогает взрослеть.

    Агапэ - чувство асексуальное, не секс верховодит. Природа хранит юную

    душу от похоти. Но вслед за ним приходит к человеку любовь нового “цвета” -

    эрос. Стихия, а не чувство. По силе эмоционального воздействия ничто на

    земле не может сравниться с эросом. Эрос - это настоящая страсть, она

    захватывает человека целиком, лишает его возможности рассуждать, потому и

    носит это чувство название “безрассудная любовь”. Быть вместе, никого не

    видеть и не слышать, обо всем на свете забыть хотят люди, охваченные

    эросом. При эросе поступками движет истинная половая любовь, высшая степень

    доверия между женщиной и мужчиной.

    В романе Стендаля “Красное и черное” Матильда с душевным трепетом

    признается в любви Жюльену Сорелю: “Я отрекаюсь от своего разума - будь

    моим повелителем!”

    Существует на свете и людус, любовь-игра. Нет при людусе ни глубины

    чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себя и любимого человека,

    не цвет, а расцветочка, пестренький ситчик чувств, дешевенький и

    общедоступный. Сегодня ты со мной, завтра с другим, послезавтра мы снова

    вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в которую играют

    все, кому не лень. И тем не менее это - любовь, потому как начинается людус

    с влечения. “Нравится!” - решает про себя юноша ( или девушка ) и делает

    шаг навстречу человеку, которого выделил из всех. Бывает людус веселый,

    озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в прятки: и хочется

    выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо, что

    такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-

    особому тепло с этим человеком. Но, с другой - при расставании тоска не

    гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом

    межличностных отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от

    дешевки, все больше жизненного пространства в человеческом сообществе

    отвоевывало себе микрообщество “Ты и Я”. Людус притупляет чувство, оно не

    развивается вглубь, качество отношений подменяется количеством партнеров,

    не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.

    Психологические разновидности, “цвета” любви могут переходить друг в

    друга, видоизменяться. Углубляться или, напротив, затухать, становиться

    поверхностнее. Людус, кстати, иногда бывает прелюдией эроса. При прагме,

    рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж

    - сознание. Прагма не отличается разнообразием эмоциональных оттенков.

    Человек встречает привлекательного партнера, испытывает к нему или к ней

    легкое влечение и сейчас же начинает анализировать: “ А сколько

    зарабатывает ее отец? “, “ А его бабушка согласится отдать нам квартиру? “

    и так далее, и так далее. Скучно это, но некоторым нравится. Мания -

    любовь-тревога, любовь-тоска. Мания - чувство чрезвычайно опасное,

    изматывающее, иссушающее. вечная неуверенность в себе, в любимом, ревность,

    недоверие. Большое терпение надо иметь, чтобы понять, а то и простить

    мучимого манией. Сторге - любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо,

    спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге - само доверие, сторге - с

    улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и мания

    - в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит - не

    любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.

    Итак, начинается любая любовь с влечения, страсти. И только

    постепенно, проходя через сознание, она превращается в чувство. Хотя надо

    честно отметить, что некоторые люди так до него и не дорастают. В лучшем

    случае они могут позволить себе общедоступный людус или пресную прагму.

    Любовь - маленькое, но сложно устроенное государство. Тут возможны всякие

    формы отношений: и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и

    даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята

    добровольно. Нет ничего печальнее и безнадежней, чем долгая изматывающая

    борьба за власть.

    Прекрасно понимаю родителей, которые уговаривают детей любить разумно, не

    рискуя ни репутацией, ни здоровьем, ни тем более жизнью. Девичья честь,

    проверка чувств, серьезное отношение к браку - все к месту, все так. Но,

    увы, не меньше, чем эти проверенные правила, человечеству нужны исключения

    из них. Нужна девочка, ищущая яд на губах мертвого Ромео.

    Мученики и герои любви, как ученые, как великие мореплаватели, рискуя

    и жертвуя собой, прокладывали путь к неведомым материкам человеческих

    отношений. Безумная Офелия бросалась в реку, несчастный Вертер хватался за

    пистолет, Анна Каренина падала на рельсы, - а человечество, обогащенное их

    горестным опытом, становилось чуть-чуть счастливее.

    Список литературы:

    1. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.

    2. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.

    3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.

    4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

    5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.

    6. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.

    7. Немов Р.С. «Психология». Книга 1. М: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С.

    Грибоедова, 2001


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.