МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические аспекты влияния СМИ

    Психологические аспекты влияния СМИ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    Курсовая работа

    по социальной психологии

    Выполнила:

    Студентка 2 курса

    Заочной формы обучения

    Александрова Татьяна

    Научный руководитель:

    доцент Сивицкий В.Г

    Минск,2003

    СОДЕРЖАНИЕ:

    |ВВЕДЕНИЕ |3 |

    |ГЛАВА I | |

    |ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |4 |

    |1.1 ВЛИЯНИЕ |4 |

    |1.2 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |10 |

    |ГЛАВА II | |

    |ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | |

    | |13 |

    |2.1. ВЛИЯНИЕ ПРЕССЫ |14 |

    |2.2 ВЛИЯНИЕ РАДИО |15 |

    |2.3 ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ |17 |

    |2.4 ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА |19 |

    |2.5 ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ |22 |

    |ГЛАВА III | |

    |НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | |

    | |25 |

    |3.1 ВЛИЯНИЕ РАДИО |28 |

    |3.2 ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ |29 |

    |3.3 ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА |34 |

    |3.4 ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ |38 |

    |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |40 |

    |ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ |41 |

    |ПРИЛОЖЕНИЯ |43 |

    ВВЕДЕНИЕ

    Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все

    стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития

    общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений

    на все стороны деятельности.

    В наше время огромное психологическое влияние на сознание и

    подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та

    реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно

    опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления,

    анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как

    человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень

    многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично

    её воспринимать.

    СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на психическое состояние людей.

    За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному

    вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама,

    интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и

    неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый

    рост исследований.

    Объектом данного исследования выступают психологические объекты

    влияния.

    Предметом СМИ как инструмент воздействия на психику человека.

    Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио,

    телевидение, реклама, интернет) на жизнь людей.

    Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:

    1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.

    2. Подвести итог психологического влияния СМИ.

    Гипотеза – СМИ оказывают как положительное, так и отрицательное

    влияние на жизнь людей.

    Психологические аспекты влияния СМИ рассматривались различными

    авторами, но так как в нашей курсовой работе мы не сможем охватить весь

    спектр мнений, то попробуем представить наиболее распространённые мнения.

    ГЛАВА I

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    1. ВЛИЯНИЕ

    «Если одно – два приветливых слова

    могут сделать человека счастливым,

    надо быть негодяем, чтобы отказать

    ему в этом»

    (Т.Пэн английский публицист)[17, 122].

    Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого

    человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и

    оценок в ходе взаимодействия с ним.

    Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства

    и действия другого человека с помощью исключительно психологических

    средств, спредоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

    Противостояние чужому влиянию – это сопротивление воздействию другого

    человека с помощью психологических средств.

    Инициатор влияния – тот, кто первым предпринимает попытку влияния.

    Адресат влияния – тот, к кому обращена первая попытка влияния. В

    дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного субъекта к

    другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал

    серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым

    испытал его влияние, - адресатом. Однако, в процессе межличностного общения

    происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в

    большинстве случаев субъект может являться одновременно как и инициатором,

    так и адресатом влияния.

    Открытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели

    которого заранее объявляются или не скрываются.

    Скрытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели

    которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.

    К исключительно психологическим средствам влияния относятся

    вербальные, паралингвистические и невербальные.

    Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и

    характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные

    виды её неправильности.

    Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных

    слов и звуков.

    Невербальные сигналы – взаимное расположение субъектов в пространстве,

    позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения,

    запахи [20].

    Психологическое влияние осуществляется для достижения трёх целей:

    1. Для удовлетворения своих потребностей с помощью других

    субъектов или через их посредство;

    2. Для подтверждения факта своего существования и значимости

    этого факта;

    3. Для преодоления пространственно – временных ограничений

    собственного существования.

    В сущности, первая из этих целей включает и две остальные, если

    считать потребностями стремление утвердить факт своего существования и

    стремление к преодолению пространственно – временных ограничений. Однако

    различия между тремя целями всё же достаточно существенны.

    В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы

    добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей

    влияния.

    Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством

    факта существования влияющего и значимости этого существования.

    В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как

    одна из форм стремления всего живого – преодоление пространственно –

    временных ограничений своего существования.

    Субъект может предпринимать попытки влияния, чтобы разрядить свои

    агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от

    нового. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или

    тщательно скрываются.

    С другой стороны, сопротивляясь чужому влиянию, мы также подтверждаем

    факт своего отдельного от других существования, свою идентичность самому

    себе.

    Первый шаг на пути цивилизованного влияния – осознание своих истинных

    целей. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы

    мы стремились их реализовать, а затем найти цивилизованные способы

    получения помощи и поддержки других субъектов для их осуществления [3].

    Под цивилизованным влиянием в настоящем контексте мы понимаем влияние:

    - соответствующее правилам этикета;

    - соответствующее этическим нормам, принятым самим субъектом.

    «Нормы этикета – это способы оказания уважения, знаков внимания,

    почтения… Этикет приобретает нравственную ценностькак совокупность знаков

    признания, которые удовлетворяют потребность людей в социальных

    «поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет

    моральное значение…» [3,с 16, 19].

    Итак, цивилизованное влияние – это влияние одновременно и правильно

    выполняемое, и благородное достойное человека.

    В качестве операциональных критериев цивилизованного влияния можно

    выделить на рисунке 1:

    Дела

    Цивилизованное = Влияние, способствующее

    Деловых

    влияние сохранению и развитию

    отношений

    Личностной

    целостности

    Рис.1 Критерии цивилизованного влияния.

    В табл.1 даны определения различных видов влияния, в табл.2 –

    определения различных видов противостояния влиянию.

    Таблица 1. Виды психологического влияния

    |Вид влияния |Определение |

    |Аргументация |Высказывание и обсуждение доводов в пользу определённого |

    | |решения или позиции с целью формирования или изменения |

    | |отношения собеседника к данному решению или позиции |

    |Самопродви-жение|Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей |

    | |компетентности и квалификации для того, чтобы быть |

    | |оценённым по достоинству и благодаря этому получить |

    | |преимущество на выборах, при назначении на должность и |

    | |др. |

    Продолжение таблицы 1.

    |Вид влияния |Определение |

    |Манипуляция |Скрытое побуждение адресата к переживанию определённых |

    | |состояний, принятию решений и/или выполнению действий, |

    | |необходимых для достижения инициатором своих собственных |

    | |целей |

    |Заражение |Передача своего состояния или отношения другому человеку |

    | |или группе людей, которые каким-то образом (пока не |

    | |нашедшем объяснения) перенимают это состояние или |

    | |отношение. Передаваться состояние может как |

    | |непроизвольно, так и произвольно, усваиваться – также |

    | |непроизвольно или произвольно |

    |Пробуждение |Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта |

    |импульса к |способность может как непроизвольно проявляться, так и |

    |подражанию |произвольно использоваться. Стремление подражать и |

    | |подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей)|

    | |также может быть произвольным и непроизвольным |

    |Формирование |Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата |

    |благосклоннос-ти|путём проявления инициатором собственной незаурядности и |

    | |привлекательности, высказывание благоприятных суждений об|

    | |адресате, подражания ему или оказания ему услуги |

    |Просьба |Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности|

    | |или желание инициатора воздействия |

    |Игнорирование |Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к |

    | |партнёру, его высказываниям и действиям. Чаще всего |

    | |воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, |

    | |однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма |

    | |прощения бестактности или неловкости, допущенной |

    | |партнёром |

    |Принуждение |Приневоливанье (синоним слова «принуждение») человека к |

    | |выполнению определённых действий с помощью угроз и |

    | |лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут |

    | |использоваться угрозы физической расправы, ограничения |

    | |свободы и физические воздействия. В последних двух |

    | |случаях принуждение перестаёт быть собственно |

    | |психологическим средством влияния |

    Продолжение таблицы 1.

    |Вид влияния |Определение |

    |Нападение |Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с |

    | |сознательным намерением или без такового и являющаяся |

    | |формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание |

    | |пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности|

    | |человека; грубое агрессивное суждение, поношение или |

    | |осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных |

    | |или оскорбительных фактах его биографии; |

    | |безапелляционное навязывание своих советов и др. |

    |Внушение |Сознательное неаргументированное воздействие на человека|

    | |или группу людей, имеющее своей целью изменение |

    | |состояния, отношения к чему-либо и создание |

    | |предрасположенности к определённым действиям |

    Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию.

    |Вид противостояния |Определение |

    |влиянию | |

    |Контраргументация |Сознательный аргументированный ответ на попытку |

    | |убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы |

    | |инициатора воздействия |

    |Психологическая |Применение речевых формул и интонационных |

    |самооборона |средств, позволяющих сохранить присутствие духа и|

    | |выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в|

    | |ситуации деструктивной критики, принуждения или |

    | |манипуляции |

    |Информационный диалог |Прояснение позиции партнёра и собственной позиции|

    | |путём обмена вопросами и ответами, сообщениями и |

    | |предложениями |

    |Конструктивная критика |Подкреплённое фактами обсуждение целей, средств |

    | |или действий инициатора воздействия и обоснование|

    | |их несоответствия целям, условиям и требованиям |

    | |адресата |

    Продолжение таблицы 2.

    |Вид противостояния |Определение |

    |влиянию | |

    |Конфронтация |Открытое и последовательно противопоставление |

    | |адресатом своей позиции и своих требований |

    | |инициатору воздействия |

    |Энергетическая |Намеренная активизация фактов, производящих, |

    |мобилизация |питающих, восстанавливающих и усиливающих |

    | |индивидуальную энергию; в частности, |

    | |преобразование любых отрицательных или |

    | |амбивалентных эмоций в гнев |

    |Творчество |Создание нового, пренебрегающее влиянием образца,|

    | |примера или моды, либо преодолевающее его |

    |Уклонение |Стремление избегать любых форм взаимодействия с |

    | |инициатором воздействия, в том числе случайных |

    | |личных встреч или столкновений |

    |Отказ |Выражение адресатом своего несогласия выполнить |

    | |просьбу инициатора воздействия |

    Процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких воль,

    сознательная или бессознательная борьба человека за уподобление других

    людей себе, своим планам, замыслам желаниям. При этом симметрия уподобления

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.