Психологические аспекты влияния СМИ
Психологические аспекты влияния СМИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАФЕДРА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Курсовая работа
по социальной психологии
Выполнила:
Студентка 2 курса
Заочной формы обучения
Александрова Татьяна
Научный руководитель:
доцент Сивицкий В.Г
Минск,2003
СОДЕРЖАНИЕ:
|ВВЕДЕНИЕ |3 |
|ГЛАВА I | |
|ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |4 |
|1.1 ВЛИЯНИЕ |4 |
|1.2 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |10 |
|ГЛАВА II | |
|ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | |
| |13 |
|2.1. ВЛИЯНИЕ ПРЕССЫ |14 |
|2.2 ВЛИЯНИЕ РАДИО |15 |
|2.3 ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ |17 |
|2.4 ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА |19 |
|2.5 ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ |22 |
|ГЛАВА III | |
|НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | |
| |25 |
|3.1 ВЛИЯНИЕ РАДИО |28 |
|3.2 ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ |29 |
|3.3 ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА |34 |
|3.4 ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ |38 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ |40 |
|ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ |41 |
|ПРИЛОЖЕНИЯ |43 |
ВВЕДЕНИЕ
Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все
стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития
общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений
на все стороны деятельности.
В наше время огромное психологическое влияние на сознание и
подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та
реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно
опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления,
анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как
человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень
многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично
её воспринимать.
СМИ сегодня- это мощный фактор влияния на психическое состояние людей.
За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному
вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама,
интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и
неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый
рост исследований.
Объектом данного исследования выступают психологические объекты
влияния.
Предметом СМИ как инструмент воздействия на психику человека.
Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио,
телевидение, реклама, интернет) на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог психологического влияния СМИ.
Гипотеза – СМИ оказывают как положительное, так и отрицательное
влияние на жизнь людей.
Психологические аспекты влияния СМИ рассматривались различными
авторами, но так как в нашей курсовой работе мы не сможем охватить весь
спектр мнений, то попробуем представить наиболее распространённые мнения.
ГЛАВА I
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. ВЛИЯНИЕ
«Если одно – два приветливых слова
могут сделать человека счастливым,
надо быть негодяем, чтобы отказать
ему в этом»
(Т.Пэн английский публицист)[17, 122].
Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого
человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и
оценок в ходе взаимодействия с ним.
Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства
и действия другого человека с помощью исключительно психологических
средств, спредоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Противостояние чужому влиянию – это сопротивление воздействию другого
человека с помощью психологических средств.
Инициатор влияния – тот, кто первым предпринимает попытку влияния.
Адресат влияния – тот, к кому обращена первая попытка влияния. В
дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного субъекта к
другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал
серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым
испытал его влияние, - адресатом. Однако, в процессе межличностного общения
происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в
большинстве случаев субъект может являться одновременно как и инициатором,
так и адресатом влияния.
Открытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели
которого заранее объявляются или не скрываются.
Скрытое психологическое взаимодействие – взаимное влияние, цели
которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.
К исключительно психологическим средствам влияния относятся
вербальные, паралингвистические и невербальные.
Вербальные сигналы – слова, и прежде всего их смысл, но также и
характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные
виды её неправильности.
Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных
слов и звуков.
Невербальные сигналы – взаимное расположение субъектов в пространстве,
позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения,
запахи [20].
Психологическое влияние осуществляется для достижения трёх целей:
1. Для удовлетворения своих потребностей с помощью других
субъектов или через их посредство;
2. Для подтверждения факта своего существования и значимости
этого факта;
3. Для преодоления пространственно – временных ограничений
собственного существования.
В сущности, первая из этих целей включает и две остальные, если
считать потребностями стремление утвердить факт своего существования и
стремление к преодолению пространственно – временных ограничений. Однако
различия между тремя целями всё же достаточно существенны.
В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы
добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей
влияния.
Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством
факта существования влияющего и значимости этого существования.
В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как
одна из форм стремления всего живого – преодоление пространственно –
временных ограничений своего существования.
Субъект может предпринимать попытки влияния, чтобы разрядить свои
агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от
нового. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или
тщательно скрываются.
С другой стороны, сопротивляясь чужому влиянию, мы также подтверждаем
факт своего отдельного от других существования, свою идентичность самому
себе.
Первый шаг на пути цивилизованного влияния – осознание своих истинных
целей. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы
мы стремились их реализовать, а затем найти цивилизованные способы
получения помощи и поддержки других субъектов для их осуществления [3].
Под цивилизованным влиянием в настоящем контексте мы понимаем влияние:
- соответствующее правилам этикета;
- соответствующее этическим нормам, принятым самим субъектом.
«Нормы этикета – это способы оказания уважения, знаков внимания,
почтения… Этикет приобретает нравственную ценностькак совокупность знаков
признания, которые удовлетворяют потребность людей в социальных
«поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет
моральное значение…» [3,с 16, 19].
Итак, цивилизованное влияние – это влияние одновременно и правильно
выполняемое, и благородное достойное человека.
В качестве операциональных критериев цивилизованного влияния можно
выделить на рисунке 1:
Дела
Цивилизованное = Влияние, способствующее
Деловых
влияние сохранению и развитию
отношений
Личностной
целостности
Рис.1 Критерии цивилизованного влияния.
В табл.1 даны определения различных видов влияния, в табл.2 –
определения различных видов противостояния влиянию.
Таблица 1. Виды психологического влияния
|Вид влияния |Определение |
|Аргументация |Высказывание и обсуждение доводов в пользу определённого |
| |решения или позиции с целью формирования или изменения |
| |отношения собеседника к данному решению или позиции |
|Самопродви-жение|Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей |
| |компетентности и квалификации для того, чтобы быть |
| |оценённым по достоинству и благодаря этому получить |
| |преимущество на выборах, при назначении на должность и |
| |др. |
Продолжение таблицы 1.
|Вид влияния |Определение |
|Манипуляция |Скрытое побуждение адресата к переживанию определённых |
| |состояний, принятию решений и/или выполнению действий, |
| |необходимых для достижения инициатором своих собственных |
| |целей |
|Заражение |Передача своего состояния или отношения другому человеку |
| |или группе людей, которые каким-то образом (пока не |
| |нашедшем объяснения) перенимают это состояние или |
| |отношение. Передаваться состояние может как |
| |непроизвольно, так и произвольно, усваиваться – также |
| |непроизвольно или произвольно |
|Пробуждение |Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта |
|импульса к |способность может как непроизвольно проявляться, так и |
|подражанию |произвольно использоваться. Стремление подражать и |
| |подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей)|
| |также может быть произвольным и непроизвольным |
|Формирование |Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата |
|благосклоннос-ти|путём проявления инициатором собственной незаурядности и |
| |привлекательности, высказывание благоприятных суждений об|
| |адресате, подражания ему или оказания ему услуги |
|Просьба |Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности|
| |или желание инициатора воздействия |
|Игнорирование |Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к |
| |партнёру, его высказываниям и действиям. Чаще всего |
| |воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, |
| |однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма |
| |прощения бестактности или неловкости, допущенной |
| |партнёром |
|Принуждение |Приневоливанье (синоним слова «принуждение») человека к |
| |выполнению определённых действий с помощью угроз и |
| |лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут |
| |использоваться угрозы физической расправы, ограничения |
| |свободы и физические воздействия. В последних двух |
| |случаях принуждение перестаёт быть собственно |
| |психологическим средством влияния |
Продолжение таблицы 1.
|Вид влияния |Определение |
|Нападение |Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с |
| |сознательным намерением или без такового и являющаяся |
| |формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание |
| |пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности|
| |человека; грубое агрессивное суждение, поношение или |
| |осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных |
| |или оскорбительных фактах его биографии; |
| |безапелляционное навязывание своих советов и др. |
|Внушение |Сознательное неаргументированное воздействие на человека|
| |или группу людей, имеющее своей целью изменение |
| |состояния, отношения к чему-либо и создание |
| |предрасположенности к определённым действиям |
Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию.
|Вид противостояния |Определение |
|влиянию | |
|Контраргументация |Сознательный аргументированный ответ на попытку |
| |убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы |
| |инициатора воздействия |
|Психологическая |Применение речевых формул и интонационных |
|самооборона |средств, позволяющих сохранить присутствие духа и|
| |выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в|
| |ситуации деструктивной критики, принуждения или |
| |манипуляции |
|Информационный диалог |Прояснение позиции партнёра и собственной позиции|
| |путём обмена вопросами и ответами, сообщениями и |
| |предложениями |
|Конструктивная критика |Подкреплённое фактами обсуждение целей, средств |
| |или действий инициатора воздействия и обоснование|
| |их несоответствия целям, условиям и требованиям |
| |адресата |
Продолжение таблицы 2.
|Вид противостояния |Определение |
|влиянию | |
|Конфронтация |Открытое и последовательно противопоставление |
| |адресатом своей позиции и своих требований |
| |инициатору воздействия |
|Энергетическая |Намеренная активизация фактов, производящих, |
|мобилизация |питающих, восстанавливающих и усиливающих |
| |индивидуальную энергию; в частности, |
| |преобразование любых отрицательных или |
| |амбивалентных эмоций в гнев |
|Творчество |Создание нового, пренебрегающее влиянием образца,|
| |примера или моды, либо преодолевающее его |
|Уклонение |Стремление избегать любых форм взаимодействия с |
| |инициатором воздействия, в том числе случайных |
| |личных встреч или столкновений |
|Отказ |Выражение адресатом своего несогласия выполнить |
| |просьбу инициатора воздействия |
Процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких воль,
сознательная или бессознательная борьба человека за уподобление других
людей себе, своим планам, замыслам желаниям. При этом симметрия уподобления
Страницы: 1, 2, 3, 4
|