МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику

    деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение

    помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные

    противоречия.

    Педагогической наблюдательностью обычно обладают люди с развитым

    творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе

    ситуации, как правило, неповторимы и каждый раз требуют нового подхода к их

    разрешению. Педагогические способности раскрываются, если социальный

    работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и

    обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогических

    знаний нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогический

    такт и технику.

    Эти понятия характеризуют комплекс навыков и умений, необходимых для

    применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык

    социального работника – интервьюирование.* Его различают по двум признакам:

    а) стандартизированное интервью – когда исследуемому задаются заранее

    намеченные по определённой программе вопросы и ответы обычно фиксируются на

    специальной карте или таблице и т.д.

    б) нестандартизированное интервью – когда исследуемому задаются вопросы

    произвольной формы, всесторонне охватывающие проблему какого – нибудь

    исследования.

    Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком,

    имеющим ту или иную проблему, чтобы он (или она) чувствовали себя в

    безопасности и могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь

    клиенту, создав нужную обстановку, способствующее доверию, получению

    необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только

    одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.

    Для социального работника важен и навык самообладания. Здесь он

    рассматривается, как показатель социальной зрелости личности. Самообладание

    не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в

    экстремальной ситуации. С учётом того, что социальному работнику приходится

    бывать именно в таких ситуациях, то ему просто необходимо развивать в себе

    способность к самообладанию.

    * Исследование проблемы при помощи вопросов и ответов.

    10

    Эти и другие навыки объединяются понятием «психологическая техника».

    Эффективность её применения будет гораздо выше, если сольётся в единое

    целое с педагогическим тактом.

    Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение

    принципа меры в общении с людьми. Педагогический такт проявляется в

    способности улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом

    состоянии клиента.

    Известный русский педагог К.Д. Ушинский не проводил различий между

    педагогическим и психологическим тактом. Он считал, что такт является

    педагогическим потому, что речь идёт о выборе методов воздействия на

    человека. Но вместе с тем такт является и психологическим, потому что выбор

    метода воздействия зависит от психологических особенностей объекта

    воздействия.

    В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но

    прежде всего в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и

    т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее. Это

    зависит от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также от

    общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения

    педагогический такт выступает в качестве регулятора, как фундаментальных,

    так и межличностных взаимоотношений между людьми.

    Важнейший путь овладения педагогическим тактом – постоянный самоконтроль

    и самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С.

    Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет

    подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не

    любят, когда с ним беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую

    фразу»1.

    В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять

    на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми

    пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.

    1 Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т.5. С. 92

    11

    §2. Психические процессы личности.

    В вышеизложенном параграфе упоминалось о первой группе качеств, которые

    необходимы социальному работнику. Теперь остановимся подробнее на том, от

    чего зависят эти качества, попытаемся охарактеризовать их.

    Восприятие. Восприятием является отражение предметов и явлений в

    совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействий их на

    органы чувств.

    Знания об окружающем нас мире при непосредственном контакте с ним мы

    получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Обе эти формы

    отражения представляют звенья одного единого процесса чувственного

    познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет свои отличительные

    особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об

    отдельных свойствах, качествах предмета (кто-то положил руку мне на плечо),

    то восприятие даёт целостный образ предмета или явления (моя подруга

    положила руку мне на плечо).

    «Восприятие – это реконструкция мира», - утверждают гештальтпсихологи.

    Эта теория трактует восприятие как спонтанный, т.е. сам по себе возникающий

    процесс, и фактически устраняет существование ощущений как перцептивного

    отражения отдельных качеств и свойств предмета, так и явлений окружающего

    нас объективного мира.

    Виды восприятия. Восприятие различается по двум видам в зависимости от

    преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

    Можно говорить о зрительном восприятии (когда перед социальным работником

    сидит клиент), слуховом восприятии (слушая рассказ клиента), об

    осязательном восприятии (когда лишившейся зрения человек пытается

    представить лицо собеседника).

    Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не

    одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно:

    какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют функции

    восприятие предмета или явления. Так, на лекции, слушая преподавателя,

    ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно мы видим

    преподавателя, следим за тем, что он говорит и пишет на доске, делаем

    конспекты в тетради. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора

    мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного и других

    анализаторов, но психическая деятельность будет по преимуществу занята

    слуховым восприятием.

    Наблюдаются также и проявления сложных видов восприятия, если одинаково

    интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, например,

    при просмотре передачи по телевидению возникает зрительно-слуховое

    восприятие.

    В сложных видах восприятия ведущая роль принадлежит моторике. При

    просматривании предметов глаз совершает множество движений; при

    осязательном восприятии ведущим становится движение рук.

    12

    Восприятие различается по видам и зависит от воспринимаемого объекта.

    Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи,

    музыки, восприятии человека человеком.

    Память. Под определением памяти следует понимать отражение прошлого

    опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем

    воспроизведении и узнавании того, что раньше было сделано1.

    Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следов

    воздействовавших раздражителей каждое ощущение или восприятие переживалось

    бы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающей

    среде. Мышление предполагает управление оператором понятий и представлений.

    Создание образов в воображении не возможно без создания представлений,

    преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперировать

    представлениями и понятиями необходимо хранить их в памяти. Целостность

    человеческого «я», осознание себя как личности с определённым отношением к

    миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без

    памяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти»

    перестаёт быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных

    потребностей и сиюминутных внешних стимулов.

    По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится,

    выделяют образную (зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-

    логическую и эмоциональную память (память на чувства).

    Воображение. Психический процесс создания образов предметов, ситуаций,

    обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое

    сочетание.

    Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть

    результаты труда можно было только «забежав вперёд» тех дел, которые

    совершались в данный момент.

    Например, хорошо знающий клиента социальный работник может «забежав

    вперёд» смело задавать вопрос, уже зная реакцию собеседника.

    Если при помощи восприятия человек узнаёт о свойствах, связях, явлений,

    существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но

    недоступно по каким - либо причинам, и то, что было, но свидетелем этого

    человек быть не мог, и то, чего нет, но может быть. В воображении находит

    отражение и то, что никогда не произойдёт, никогда не сбудется. Иначе

    говоря, в фантазии человек выходит за рамки реального мира во времени и в

    пространстве: он может соединить и разъединить несоединимое и неразложимое,

    перемешать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из

    одного пространства в другое.

    Виды и приёмы воображения. Различают два типа воображения – воссоздающее

    и творческое. В данной работе нас, конечно же, больше всего интересует

    творческое воображение.

    _______________________________________________

    1 См.: В.В. Нагаев. Лекции по общей психологии. С.136

    13

    Творческое воображение – создание нового оригинального образа, идеи. В

    данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно

    новое и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие

    в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не

    повторяет уже существующего, оно оригинально. Субъективно новое – новое для

    данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не

    знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает

    его неизвестным для других.

    Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез

    (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы «кирпичики»,

    из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению

    с тем какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов возникает новый

    образ. Результат творческого воображения может быть материализирован, иначе

    говоря, на его основе трудом человека создаётся вещь, предмет, но образ его

    может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его в

    практике невозможно.

    Приёмы творческого воображения. Принято различать несколько приёмов

    творческих образов. Наиболее простым является агглютинация.* Этот приём

    состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и

    они соединяются так, что получается образ нового предмета. Этим приёмом

    создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка,

    шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова

    женщины, хвост – рыбы).

    Агглютинация широкого распространения не имеет: при её помощи довольно

    редко удаётся образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он

    часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет

    надобности обращать образ в реальный предмет.

    Примером создания творческих образов является аналогия. Её сущность

    состоит в том, что строится образ, в чём-то похожий на реально существующую

    вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная

    инженерная наука – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые

    свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для

    создания механизмов. Так были созданы ныне действующие приборы разного

    назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши,

    электронный глаз - «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

    Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой.

    Например, внешний вид самолёта очень напоминает парящую птицу. Это самая

    близкая аналогия. Вертолёт – отдалённая аналогия с птицей.

    Творческие образы создаются при помощи анкетирования и преувеличения.

    Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая – либо часть, деталь

    выделяется, особенно подчёркивается. Писатель-юморист изображает

    действующее лицо, ситуацию, заострив то, что принадлежит осмеянию, должно

    __________________________________

    * с греч. – Склеивание.

    14

    вызвать чувство юмора.

    Приём преувеличения несколько отличен от акцентирования. Если

    акцентирование – подчёркивание части объекта, заострение, обнажение её, то

    преувеличение распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

    Для примера можно вспомнить сказку Салтыкова-Щедрина – «История одного

    города».

    Наиболее сложный приём творческого воображения – типизация. Художники,

    писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на неё. Чтобы

    произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации

    выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз

    повторяющееся, наиболее распространённое. Типизация – сложный процесс

    разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый

    образ (человека, его дела, взаимоотношения между людьми). По этому поводу

    А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно,

    не портретно, не берут какого-нибудь отдельного человека, а берут

    настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета и т.д. Всё

    это обобщённые типы». Типизация как приём воображения близко примыкает к

    мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания

    типического образа.

    Воображение является существенной составной частью творческого процесса,

    проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной

    приём создания творческих образов используется в зависимости от цели,

    стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства

    знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение имеет

    аналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, в

    литературном деле – типизация.

    15

    § 3. Качества, проявляемые социальным работником при общении с клиентом.

    Работа с людьми, переживающими тяжёлую утрату - трудна и требует большого

    напряжения и душевных сил. Создать верный климат бывает нелегко: тяжёлая

    утрата – глубокое личное переживание, которое может по-разному затронуть

    скорбящего. Часто реакция людей на горе непредсказуема. Люди, переживающие

    горе, становятся очень уязвимыми в результате потери, их нужно оберегать,

    стараться облегчить боль.

    Цели консультации и терапии тяжёлой утраты сложны, и при установлении

    отношений с теми, кто переживает горе, следует учитывать некоторые

    исключительные условия:

    . нет «правильного» или «неправильного» способа переживать горе (у

    любого человека душа болит так, как болит только у него). Это

    нормально – испытывать разные чувства при утрате: «жутко чувствовать

    себя, или быть в чрезмерном напряжении, прятаться и плакать, хотеть

    ругаться и кричать… Нормально почувствовать… облегчение». Поэтому

    необходимо позволить человеку горевать так, как получается у него,

    слушать и принимать его без осуждения;

    . поскольку мы не можем изменить случившегося, то мы должны принять, как

    данность то, что не можем помочь человеку сразу перестать чувствовать

    боль; горе преодолевается только со временем;

    . не возможно сразу предложить способы решения проблемы потому, что

    таких способов нет;

    . во время работы с людьми, переживающими тяжёлую утрату, самое лучшее,

    что им можно предложить, - это мы сами; мы просто должны быть рядом и

    выслушать человека;

    . также необходимо знать о своих собственных реакциях на горе, чтобы

    понять, что испытывает клиент, переживающий утрату;

    . нужно проявить искреннее сочувствие; нельзя чтобы клиент чувствовал

    поверхностное, неглубокое отношение к себе, к своей проблеме;

    формальное сочувствие не принесёт необходимого ему облегчения;

    . нужно быть готовым к агрессии, а иногда и к молчанию со стороны

    собеседника; не принимать злобу на свой счёт: она скорее всего – часть

    горя;

    . стоит подбадривать человека объяснением, что тяжёлые чувства являются

    частью горя, они естественны и неизбежны;

    . есть необходимость соблюдать дистанцию; собственные чувства могут

    отражать те чувства, которые испытывает потерпевший (если слишком

    близко принять их к сердцу), и тогда вряд ли можно сохранить позицию

    помогающего.

    Чтобы помочь потерпевшим утрату необходимо знать, как люди переживают

    горе. Несмотря на его личностный характер, всё же можно проследить процесс,

    16

    который проходят люди. Он состоит из нескольких стадий и заключается в

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.