МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности общения в процессе использования Интернет

    Интернет-аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени

    анонимности в ходе работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании

    к проявлениям зависимости от Интернета. относят не только зависимость от

    социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и

    привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и

    аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным

    применениям Интернета (Янг, 2000). Интернет-аддикция почти единогласно

    признается негативным направлением трансформации личности. Едва ли эта

    односторонняя точка зрения безусловно справедлива: как отмечалось, о

    психологической зависимости можно в данном случае говорить лишь условно.

    Более сбалансированная точка зрения представлена в помещенных в данном

    сборнике статьях А.Е.Войскунского и К.Мюррея. В монографии К.Сурратт

    утверждается, что в большинстве случаев общение посредством Интернета

    представляет собой просто-напросто обычное человеческое общение с

    поддержкой на уровне высоких технологий, и говорить о зависимости от

    Интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения

    между собой, последнее утверждение совершенно справедливо и не может

    считаться патологией (Surratt, 1999).

    Но среди возможных последствий виртуального общения возможны и позитивные

    изменения. В литературе описан случай преодоления юношей собственных

    комплексов после успеха в интерактивной игре, где его назначили командующим

    виртуальным войском. К позитивным аспектам личностного развития при общении

    посредством Интернета могут быть отнесены перспективы преодоления

    коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения

    информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых

    манипулятивных действий, своего рода сгущения. и компактности

    коммуникативного хронотопа (т.е. единства пространства/времени) при общении

    в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и

    настроениями (Арестова и др., 1996).

    Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. в работе «Интернет:

    воздействие на личность» отмечают наличие положительного влияния игр MUD

    (Multi-User Dimension/Dungeon - Многопользовательское

    измерение/подземелье). Так во время игры в MUD также появляется

    возможность личностного варьирования и переноса личностных свойств. В

    результате исследования выяснилось, что опытные игроки отличаются от

    неопытных более дифференцированными представлениями о себе, а локус их

    субъективного контроля сдвинут в интернальную область: это означает, в

    частности, что они готовы нести ответственность за предпринимаемые

    действия. Одна из функций компьютерных игр состоит в том, что они выступают

    в роли психокоррекционных методик, в качестве своеобразного

    психологического тренинга или возможности эмоциональной разрядки.

    Вопросы, затрагиваемые исследователями «киберпсихологии», требуют

    проведения дальнейших исследований и выявления закономерностей

    опосредованного общения и влияния такого взаимодействия на внутренний

    мир личности.

    Глава 2. Экспериментальная часть.

    Раздел 2.1.Методика проведения исследования

    Испытуемые: возраст 20-25 лет, студенты РГСУ и МАИ.

    В возрастной психологии возраст от 20 до 25 лет - это период ранней

    зрелости. Э.Эриксон характеризует данный возрастной отрезок следующим

    образом: при нормальном ходе развития в предыдущих периодах эго-

    идентичность уже сформирована и человек начинает ориентироваться на

    получение профессии, что дает толчок к новым межличностным отношениям.

    Человек к возрасту 20 лет готов к интимным отношениям, готов «слить свою

    идентичность с идентичностью другого человека без опасения потерять нечто

    в себе». К интимным Эриксон относит не только сексуальные отношения, но

    и эмпатию, открытость, способность к доверию.

    В исследовании участвовали 52 женщины и 26 мужчин (66,7% и 33,3% от

    общего числа испытуемых соответственно).

    По данным анкеты все испытуемые были разбиты на две группы:

    . Группа людей, общающихся с помощью Интернет (экспериментальная группа)-

    48 человек

    . Группа людей, пользующихся Интернет, но не общающихся с его помощью

    (контрольная группа)-30 человек

    В группе людей, общающихся с помощью Интернет, были выделены три

    подгруппы по стажу виртуального общения:

    №1 От 0 мес. до 1 года.

    №2 от 1 года 1 мес. до 3 лет

    №3 свыше 3 лет 1 мес.

    Материалы и оборудование: бланки методик, текстовый редактор Word,

    Microsoft Excel, статистический пакет Statgraphics

    Процедура:

    Для проведения данного исследования использовались следующие методики:

    а) Методика СУМО (саморегуляция и успешность межличностного общения)

    Кунициной В.Н.

    Данная методика содержит 102 вопроса и направлена на определение уровня

    развития следующих свойств личности:

    1) Личностные свойства, способствующие контакту:

    - эмпатия, способность к сопереживанию

    - самоуважение, адекватность самооценки

    - самокритичность,

    - доверие к людям

    1) Личностные свойства, затрудняющие контакт:

    - отчужденность, слабость социальных связей

    - аутистичность

    - агрессия, возбудимость

    - интроверсия, замкнутость

    - конфликтность

    - застенчивость

    3) Личностные характеристики и состояния, отражающие ситуации возрастного

    или личностного кризиса:

    - некоммуникативность, наличие нерешенных личных проблем

    - невротизация, напряженность, тревога

    - чувство одиночества

    - фрустрированность

    - удовлетворенность общением в близком кругу (низкие значения)

    4) Личностные свойства, определяющие характер общения

    - навыки, умения общения

    - экспрессия, владение мимикой и жестами

    - саморегуляция, владение своим состоянием

    - манипулятивный стиль общения

    - партнерский стиль общения, умение слушать

    - авторитарный стиль общения, склонность к принуждению

    - раскрытие, открытость в беседе

    - легкость, свобода общения

    - сензитивность, чувствительность

    - степень влияния, воздействия на других

    Автор выделяет три возможных уровня развития вышеперечисленных свойств:

    - низкий (0-4 балла)

    - средний (5-8 баллов)

    - высокий (9-12 баллов)

    После измерения уровня развития подсчитываются следующие обобщенные

    индексы: индекс суммарной легкости общения, индекс контактности, индекс

    коммуникативной совместимости, индекс адаптивности и интегральный индекс

    успешности общения. Интерпретация числовых показателей следующая:

    - 0-1-область низких значений

    - 1-1,8-область средних значений

    - 1,8-2,2 (максимум до 2,8)-область высоких значений

    - больше 2,8-приукрашивание и самообман в целях психологической защиты

    б) Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и

    Р. Даймонда

    Данная методика содержит 101 утверждение, каждое из которых оценивается от

    0 (это ко мне совершенно не относится) до 6 (это точно про меня). Она

    измеряет выраженность следующих качеств: адаптивность, самоприятие,

    принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к

    доминированию, эскапизм. Степень выраженности качества определяется

    соотношением двух противоположных составляющих шкалы (так для шкалы

    “адаптивность” это адаптивность и дезадаптивность, для шкалы “самоприятие”-

    приятие себя и неприятие себя и т.д.). Интерпретация результатов

    производится следующим образом: числовое значение каждой составляющая шкалы

    сравниваетя с областью неопределенных значений (для каждой шкалы она имеет

    свои границы). Результаты ниже зоны неопределенности интерпретируются как

    черезвычайно низкие, а выше – как высокие.

    В дополнение к вышеперчисленным методикам была составлена следующая анкета:

    1. Общаетесь ли Вы с помощью сети Интернет?

    . Да

    . Нет

    2. Как Вы можете охарактеризовать процесс общения в Интернете

    . Общаюсь только по работе (с заказчиком, начальником, клиентом и пр.)

    . Общаюсь ради самого общения, знакомлюсь, переписываюсь с друзьями и пр.

    . Общаюсь как по работе, так и из-за личного интереса

    . Иное______________________________________

    3. Укажите Ваш примерный стаж общения с помощью Интернета? (в годах, но,

    если это возможно, то в месяцах)__________________________________

    4. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «В моей жизни был период,

    когда я общался(общалась) с помощью Интернета достаточно интенсивно, но

    сейчас я стал(стала) общаться таким образом намного реже»

    . Да

    . Нет

    5. Как часто Вы пользуетесь Интернетом для общения?

    . общаюсь каждый день или почти каждый день

    . 1-2 раза в неделю

    . от 1 до 3 раз в месяц

    . очень редко, раз в несколько месяцев и даже реже

    6. Каким из перечисленных ниже средств общения вы пользуетесь чаще всего?

    . Электронная почта

    . Чат

    . Форум

    . Ролевые игры (MUD’s)

    . ICQ

    . Иное_______________________

    7. Ваш пол__________________

    8. Возраст___________________

    9. Образование___________________________________________

    10. Род занятий (с указанием специальности)

    . Учеба

    . Работа

    . Иное_______________________________________

    Исследование проводилось исключительно офф-лайн, без использования

    ресурсов Интернет, т.к. ситуация заполнения опросника влияет на результаты,

    что описано в работе В. Фрихте и Т. Келера “Конструирование “Я” в

    виртуальном общении”

    Результаты исследования:

    Обобщенные данные для экспериментальной группы, полученные из анкеты

    приведены в таблице 1.

    Таблица 1. Обобщенные анкетные данные.

    |№ |Форма общения |Частота общения |Характер общения |

    |груп| | | |

    |пы | | | |

    |Легкость общения |0,1547 |0,2890 |

    |Саморегуляция |0,0302 |0,8362 |

    |Навыки общения |0,2283 |0,1176 |

    |Экспрессия |0,335 |0,0217 |

    |Влияние на других |0,1441 |0,3233 |

    |Раскрытие |0,1239 |0,3955 |

    |Эмпатия |0,0991 |0,4969 |

    |Самоуважение |0,0761 |0,6021 |

    |Самокритичность |-0,0710 |0,6266 |

    |Агрессия |0,1553 |0,2870 |

    |Некоммуникативность |-0,1328 |0,3627 |

    |Отчужденность |-0,2181 |0,1349 |

    |Аутистичность |-0,1924 |0,1871 |

    |Застенчивость |-0,1074 |0,4617 |

    |Интроверсия |-0,0266 |0,8554 |

    |Манипулятивный стиль |-0,0317 |0,8278 |

    |Партнерский стиль |-0,0209 |0,8859 |

    |Авторитарный стиль |0,071 |0,6265 |

    |Удовлетворенность |0,1192 |0,4137 |

    |Невротизация |-0,0993 |0.4962 |

    |Одиночество |-0,019 |0,9896 |

    |Сензитивность |-0,1316 |0,3669 |

    |Доверие |0,1459 |0,3171 |

    |Фрустрированность |0,0813 |0,5775 |

    |Конфликтность |0,0669 |0,6463 |

    |Адаптивность |0,1398 |0,3379 |

    |Самоприятие |-0,0801 |0,5828 |

    |Принятие других |0,1066 |0,4647 |

    |Эмоциональный комфорт |0,1701 |0,2434 |

    |Интернальность |0,0983 |0,5004 |

    |Доминантность |0,0694 |0,634 |

    |Эскапизм |-0,1912 |0,1898 |

    Значимой считается величина больше 0,3 по модулю. Данному критерию

    отвечает лишь значение коэффициента корреляции между стажем общения в

    Интернет и показателями шкалы экспрессии. Но это очень слабая связь.

    Низкие значения коэффициента корреляции свидетельствуют об отсутствии

    прямой связи между параметрами. Но говорить о полном отсутствии влияния

    продолжительности общения в Интернет на коммуникативную сферу личности

    можно только после сравнения экспериментальной и контрольной групп и

    подгрупп по каждому параметру. Для этого я использовала ?-критерий Фишера.

    , где ?1 – величина, соответствующая большей

    процентной доле.

    ?2 - величина, соответствующая меньшей

    процентной доле

    n1 - количество наблюдений в выборке 1

    n2 – количество наблюдений в выборке 2

    При ?2,28 различия между признаками существуют и на уровне ?=0,01.

    Результаты приведены в таблице 2.

    Таблица 2. Значения ?-критерия Фишера*

    | |Полученные значения ?-критерия Фишера |

    | | |

    |Наименование | |

    |шкалы | |

    | |Экспериментальн|Группы: 1 и 2 |Группы: 2 и 3 |Группы: 1 и 3 |

    | |ая и | | | |

    | |контрольная | | | |

    | |группы | | | |

    |Область верх. знач. |Обл. низ. знач. |Область верх. знач. |Обл. низ. знач

    |Область верх. знач. |Обл. низ. знач |Область верх. знач. |Обл. низ. знач |

    |Легкость общения |0,14 |0,94 |1,4 |0,81 |0,17 |2,08 |1,02 |1,29 |

    |Саморегуляция |0,6 |0,59 |0,85 |0,36 |0,09 |1,69 |0,63 |1,29 | |Навыки

    общения |1,95 |0,61 |1,58 |2,34 |0,14 |2,09 |1,21 |0 | |Экспрессия |0,07

    |2,51 |0,7 |0,81 |0,95 |2,09 |1,49 |1,29 | |Влияние |0,77 |0,86 |0,17 |0,16

    |0,45 |0,44 |0,28 |0,28 | |Раскрытие |0,16 |0,43 |2,69 |0,85 |3,48 |0,62

    |1,01 |0,14 | |Эмпатия |1,31 |1,5 |0,02 |0,55 |1,06 |0,94 |1,01 |0,42 |

    |Самоуважение |0,24 |0,997 |1,22 |0,86 |1,39 |0,06 |0,28 |0,78 |

    |Самокритичность |0,24 |1,52 |0,02 |0,25 |0,06 |1,39 |0,04 |1,11 |

    |Агрессия |1,09 |0,17 |0,54 |0,51 |0,53 |0,37 |0,96 |0,78 | |Некоммуникатив-

    ность |2,51 |1,001 |0,85 |1,3 |0,46 |0,87 |0,28 |0,28 | |Отчужденность

    |0,48 |1,58 |1,33 |1,88 |0,46 |0,87 |1,56 |2,42 | |Аутистичность |0 |1,3 |0

    |1,65 |0 |0,22 |0 |1,2 | |Застенчивость |0,86 |0,36 |0,54 |1,1 |2,43 |0,4

    |1,84 |0,55 | |Интроверсия |0,21 |0,94 |0,2 |0,9 |1,19 |0,37 |1,29 |0,41 |

    |Манипулят. стиль |0,86 |0,86 |1,82 |0,08 |0,46 |1,09 |1,11 |1,11 |

    |Партнерский стиль |0,597 |2,81 |0,37 |0,29 |0,37 |0,04 |0,04 |0,28 |

    |Авторитарный стиль |0,24 |0,81 |0,29 |0,73 |2,297 |0,88 |1,93 |0,22 |

    |Удовлетворен-ность |1,18 |0,6 |0,698 |0,54 |0,45 |0,78 |1,01 |0,28 |

    |Невротизация |0,32 |0,22 |0 |0,95 |1,65 |0,95 |1,56 |0,09 | |Одиночество

    |0,61 |0,5 |0,196 |0,43 |0,46 |0,14 |0,27 |0,23 | |Сензитивность |2,82

    |1,41 |1,37 |0,91 |0,46 |0,37 |0,72 |0,42 | |Доверие |0,86 |0,26 |0,8 |0,36

    |0,62 |0,04 |0,09 |0,27 | |Фрустрирован-ность |0,61 |0,07 |1,89 |0,91 |0,04

    |2,71 |1,56 |1,798 | |Конфликтность |0,41 |1,09 |0,81 |0,55 |1,27 |0,94

    |0,52 |0,42 | |Сумм. легкость |0,38 |1,77 |1,3 |1,89 |1,21 |1,69 |0,016 |0

    | |Индекс контактности |0,31 |1,6 |2,12 |0,89 |0,14 |0,37 |1,93 |0,4 |

    |Индекс комм. совместимости |1,15 |2,04 |1,72 |0,89 |1,99 |0,74 |0,42 |1,46

    | |Индекс адаптивности |0,8 |2,05 |1,43 |0,02 |0,61 |0,78 |0,63 |0,72 |

    |Общая успешность |1,097 |2,29 |2,77 |0,89 |0,88 |0,37 |1,51 |0,4 |

    |Адаптивность |0,68 |0 |1,78 |0 |1,16 |0 |0,42 |0 | |Самоприятие |0,17 |0

    |0,02 |0 |1,55 |0 |1,49 |0 | |Принятие других |0,56 |0 |2,39 |0 |2,04 |0

    |0,09 |0 | |Эмоц. Комфорт |1,11 |0 |1,58 |0 |1,12 |0 |0,28 |0 |

    |Интернальность |0,44 |0 |1,33 |0 |1,43 |0 |0,23 |0 | |Доминирование |2,45

    |1 |2,12 |1,33 |1,47 |1,19 |0,4 |0 | |Эскапизм |1,77 |0,88 |0,196 |0,25

    |1,19 |0,67 |1,29 |0,42 | |*Различия для уровня значимости ?=0,05 помечены

    желтым маркером, а для ?=0,01 – голубым.

    Здесь приведен график распределения средних значений по шкалам методики

    СУМО. Он показывает, насколько малы расхождения между экспериментальной и

    контрольной группами.

    Обсуждение результатов

    Анализ таблицы 1 позволяет сделать следующие заключения:

    - с увеличением опыта общения в сети приоритет смещается в сторону

    каждодневного посещения Интернет.

    - предпочтение отдается моно- и диалогичным формам общения (электронная

    почта и ICQ).

    - С приобретением опыта люди начинают использовать Интернет не только для

    развлечения или общения сдрузьями, но и в деловых целях.

    Отсутствие значимых коэффициентов корреляции говорит о том, что между

    стажем и коммуникативными свойствами личности нет зависимости. Единственный

    параметр, на котором может отразиться длительность общения в Интернет, это

    экспрессия. Следовательно, для людей с большим опытом общения в Интернет

    вероятность снижения невербальной активности больше, чем у новичков.

    Из данных таблицы 2 можно сделать следующие заключения:

    1) Среди испытуемых с опытом Интернет-общения от 1 до 3 лет чаще, чем в

    группе испытуемых с опытом виртуального общения свыше 3 лет, встречаются

    люди с низкими показателями по шкале «Легкость в общении»

    2) В подгруппе №2 больше процент людей с пониженной саморегуляцией.

    3) Среди тех, кто не общается с помощью Интернет, чаще можно встретить

    людей с хорошо развитыми навыками общения.

    4) В контрольной группе совсем нет людей с низкими показателями по шкале

    «экспрессия», а потому различия между контрольной и экспериментальной

    группами оцениваются как значимые. Больше всего испытуемых с неяркой

    экспрессией в подгруппе №2 (стаж общения от 1 до 3 лет)

    5) Можно отметить достаточные различия между экспериментальной и

    контрольной группами по шкале некоммуникабельности. В экспериментальной

    группе некоммуникабельных людей несколько больше.

    6) В подгруппе №2 экспериментальной группы нет ни одного человека с высоким

    показателем по шкале «Раскрытие в беседе», что особенно контрастирует с

    подгруппой №3. О некоторой скрытности испытуемых второй подгруппы говорит

    еще и самое большое количество неправдоподобно высоких общих индексов по

    методике СУМО.

    7) От первой к третьей, самой «опытной» подгруппе, повышается процент людей

    с низкой отчужденностью. Следовательно, чем опытнее человек в плане

    виртуального общения, тем больше он стремится к контактам.

    8) Больше всего людей с низкими показателями по шкале «Аутистичность» в

    подгруппе №2, особенно это заметно при сравнении с менее опытными

    пользователями. Что говорит о том, что с опытом виртуального общения

    несколько снижается акцент на свой внутренний мир, повышается интерес к

    другим людям.

    9) Среди испытуемых с большим опытом общения не встречается застенчивых

    людей. Больше же всего застенчивых в подгруппе №2, что соотносится с

    заниженным уровнем раскрытия .

    10) С увеличением опыта виртуального общения понижается встречаемость

    манипулятивного стиля общения.

    11) Еще одно достаточно существенное различие между экспериментальной и

    контрольной группой состоит в количестве низких значений по шкале

    «Партнерский стиль общения»

    12) Процент высоких показателей по шкале «авторитарный стиль общения»

    растет с увеличением стажа виртуального общения. В подгруппе № 3 этот

    стиль общения преобладает.

    13) Испытуемые из подгруппы №2 меньше всех подвержены фрустрации.

    14) Среди тех, кто не общается в Интернет, нет очень чувствительных людей.

    Примерно 10% экспериментальной группы имеют высокие показатели по этой

    шкале.

    15) Испытуемые из подгруппы №2 в значительно большей мере принимают других

    такими, какие они есть.

    16) Испытуемые, общающиеся в Интернет, гораздо больше стремятся к

    доминированию, что особенно проявляется во второй подгруппе.

    Вывод

    Гипотеза о наличии критического стажа общения, негативно влияющего на

    общение, не подтвердилась в виду отсутствия корреляции между стажем и

    качествами, определяющими успешность общения.

    Малая степень различия между экспериментальной и контрольной группами

    говорят об отсутствии негативного влияния Интернет-общения на способность

    успешного осуществления реального общения.

    Каждой группе и подгруппе присуще качественное своеобразие, заметное лишь

    при их сопоставлении друг с другом. Так люди, общающиеся по Интернет,

    больше стремятся к доминированию и отличаются более высокой

    чувствительностью, но при этом у них чаще встречаются высокие показатели по

    некоммуникативности, низкие показатели по партнерскому стилю общения и

    экспрессии. Испытуемые со стажем общения до 1 года демонстрируют высокие

    показатели по шкале «манипулятивный стиль общения», но при этом у них в

    отличие от двух других подгрупп нет низких показателей по шкале «навыки

    общения». Наиболее интересна подгруппа №2. У людей из этой подгруппы самое

    сильное стремление к доминированию, хотя среди них много застенчивых людей.

    Они меньше других склонны к раскрытию и экспрессивному поведению, но

    одновременно с этим отличаются более низкими показателями по шкале

    «аутистичность». Третья подгруппа характеризуется преобладанием

    авторитарного стиля общения, отсутствием застенчивых людей, самым низким

    уровнем отчужденности и высокой степенью раскрытия. Стоит отметить, что в

    этой группе наиболее частый ответ на вопрос о частоте посещения Интернет –

    «каждый день или почти каждый день».

    Заключение

    В ходе данного исследования было установлено отсутствие влияния стажа

    общения в Интернет на развитие коммуникативных характеристик. Само по себе

    виртуальное общение существенно не влияет на осуществление общения в

    реальности и его успешность. Это позволяет сделать заключение о

    несоответствии реальности созданного СМИ образа пользователя Интернет.

    Также преувеличивается опасность Интернет-зависимости, что следует из

    анализа группы с наибольшим стажем общения. Более подробного изучения

    требует предположение о компенсаторном характере общения в Интернет о

    удовлетворении ситуативного ощущения одиночества посредством виртуального

    общения.

    Список литературы

    1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды:в 2 т.-М.,1980.-552 с

    2. Андреева Г.М. Социальная психология:учебник для высших учебных

    заведений/Г.М. Андреева.-5-е издание, исправленное и дополненное.-

    М.:Аспект Пресс,2002.-364 с.

    3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия

    информатизации // Психологический журнал, № 1,1998.

    4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.

    5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в

    игры/Перевод с английского. М.:Прогресс,1988.-322 с.

    6. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды.-2-е

    издание.-М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО

    “МОДЭК”,2002.-256 с.

    7. Бодалев А.А. Личность и общение.-М.,1983.-379 с.

    8. Введение в психологию/Под общей редакцией профессора А.В. Петровского.-

    М.:Издательский центр “Академия”,1996.-496 с.

    9. В глаза мне посмотри // Игромания № 8, 2001.

    10. Виртуальный человек // Известия от 25.08.2001

    11. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете.

    Психологический журнал, 1999, т.20, №1, с. 126-132

    12. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших

    учебных заведений.-М.:Издательский центр “Академия”,2002.-416с.

    13. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика,

    преодоление// Вопросы психологии , 1993, № 1.

    14. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики. М.,

    МГСУ, 1997

    15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.-М.: Московский

    психолого-социальный институт: Флинта, 2002.-336 с.

    16. Жертвы Всемирной паутины // Новые Известия от 06.03.2001.

    17. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир

    психологии, № 3, 1999.

    18. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете

    пользователей юношеского возраста. Автореферат диссертации на

    соискание ученой степени кандидата психологических наук. МГУ, 2000.

    19. Зараковский Г.М., Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая

    безопасность. М., 1997.

    20. Интернет за партой // Известия от 31.08.2001.

    21. Корсунцев И.Г. Субьект и виртуальная реальность.-М.,1998.-258 с.

    22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. "Межличностное общение",

    "Питер", С-Пб, 2001;

    23. Майерс Д. Социальная психология.: 6-е издание, переработанное и

    дополненное.-Спб.: Издательство “Питер”,2002.-752 с.

    24. Моисеенков И. Оно // Компьютерра, № 43, 1996.

    25. Мясищев В.Н. Психология отношений.-М.-Воронеж, 1995.-361 с.

    26. Напасть // Советская Россия, № 86, 26 июля 2001.

    27. Носов Н.А. Виртуальная психология.-М.:”Аграф”,2000.-432 с.

    28. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.-

    Спб.:Издательство “Питер”,2000.-528 с.

    29. Последний старт на равных //Ведомости от 10.03.2000.

    30. Психологические тесты / Составит. Ахмеджанов Э.Р. М., 1997.

    31. Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара,

    1998.

    32. Пространство, населенное Другими // Интернет. 1999. № 16 (июнь-

    август).

    33. Самопрезентация в виртуальной коммуникации - особенности идентичности

    подростков-пользователей Интернета // Образование и

    информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии

    образования. Том 5. Выпуск /под редакцией В.С.Собкина. М.: Центр

    социологии образования РАО, 2000.

    34. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.-М.:Институт практической

    психологии, 1996.-296 с.

    35. Урбах В.Ю. Биометрические методы. Статистическая обработка опытных

    данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине. М.: Наука, 1964.

    36. Форман П., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в

    психологических исследованиях // Психологический журнал, №2,1996.

    37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-Спб.: Питер, 2001.-608 с.

    ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

    38. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Региональная специфика

    сообщества российских пользователей Интернет

    http://www.relam.ru:8082/conf/conr97/10.html.

    39. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н,, Войскунский А.Е Мотивация пользователей

    Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt

    40. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Социальная и

    демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей

    http://www.relarn.ru:8082/human/dynamics.txt

    41. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при

    работе с Интернетом на примере российских пользователей

    http://www.relam.ru:8082/human/woman.txt

    42. Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях

    виртуальной реальности http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(l).doc

    43 .Белинская А.Е., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и

    их связь с реальной идентичностью

    http://flogiston.df.ru/projects/articles/strategy.shtml

    44. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими

    http://inter.net.ru/! 6/28.html

    45. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости,

    http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm

    46. Васюков И. Общение - золото и главное полезное ископаемое Интернет,

    http://flogiston.df.ru/projects/articles

    47. Васюков И. Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни

    компьютерной и Интернет-культуры), http://flogiston.df.ru/projects/articles

    48. Гуманитарные исследования в Интернете

    http://www.relarn.ru:8082/human/

    49. Жичкина А.Е. Особенности формирования образа себя и образа другого в

    Интернет-коммуникации. http://www.isn.ru/info/seminar-doc/socpsy-avc95.doc

    50. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете

    http://flogiston.df.ru/projects/articles/refmf.shtml

    51. Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю. Результаты исследования поведения в

    Интернете. http://flogiston.df.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml

    52. Избавление от Интернет-зависимости

    http://617.forumcity.ru/arch.cgi?read=184

    53. Интернет-зависимость приравнена наркомании и алкоголизму. Часть 1

    www.membrana.ru/articles/internet/2002/03/27/145900.html.

    54. Интернет-зависимость приравнена наркомании и алкоголизму. Часть 2

    www.membrana.ru/articles/internet/2002/04/05/222200.html.

    55. Краткий обзор глобальной Сети Интернет

    http://freenet.bishkek.su/training.room/internet_k.html

    56. Лейбов Р. Язык рисует Интернет, http://inter.net.ru

    57. Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет

    как нового слоя реальности

    http://flogiston.df.ru/projects/articles/minakov.shtml

    58. Нестеров В. К вопросу о социальной насыщенности межличностных

    коммуникаций в Интернете

    http://flogiston.df.ru/projects/articles/netmotivation.shtml

    59. Нестеров В., Нестерова Е. Карнавальная составляющая как один из

    факторов коммуникативного феномена чатов

    http://flogiston.df.ru/proiects/articles/nesterov.shtml

    60. Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru

    61. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические

    характеристики виртуального пространства.

    http://flogiston.df.ru/projects/translate/electronic.shtml

    62. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством

    Интернет. http://flogiston.df.ru/projects/articles/shevtchenko.shtml

    63. www.psychology.ru/mternet/ecology

    -----------------------

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.