МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности работы следователя

    достоверность и значение.

    Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам

    принимает решения, реализует их, распоряжается рабочим временем, выбирает

    пути и средства для раскрытия преступления и т.п.

    Показатель культуры следователя - умение организовать рабочий день

    так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.

    Путем анкетирования следователей установлено, что период

    "втягивания" в работу продолжается примерно 0,5-2 часа. Затем наступает

    период продуктивной работы в течение примерно 3,5 часа, а далее утомление и

    эффективность труда падает. В этом случае следует делать перерыв. После

    него возникает еще один рабочий цикл, но эффективность труда будет ниже,

    чем при первом цикле. Попытки в один день проделать еще третий и четвертый

    циклы ведут к переутомлению.

    По истечении часа после начала рабочего времени начинается самое

    продуктивное время для работы. Но за час до обеденного перерыва

    продуктивность работы резко падает.

    Во второй половине дня наиболее продуктивное время, как правило,

    наступает час спустя после обеденного перерыва и заканчивается за час до

    окончания рабочего времени. Это необходимо учитывать для правильного

    распределения своего рабочего времени: самая сложная работа должна

    планироваться в часы наивысшей продуктивности.

    Следователь, как правило, имеет дело с группой людей, которые

    вследствие стечения обстоятельств попали в орбиту следователя. Следователь

    должен уметь быстро организовать всех этих людей, определить каждому свое

    место, создать в считанные минуты монолитный коллектив, подчинив их всех

    своей воле, единой цели.

    Один из важных аспектов деятельности следователя как организатора -

    быстрое укомплектование групп людей, с которыми ему необходимо

    организовать взаимодействие или ему нужно получить дополнительную

    информацию.

    Следователь должен развить у себя умение управлять всех участниками

    осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку,

    принимать решения.

    Основа организаторской деятельности - способность точно

    ориентироваться в действительности, в частности, в начальной ситуации,

    качествах людей и их возможностях.

    Организаторские качества и умения в значительной степени можно

    привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что

    они формируются в условиях профессиональной деятельности.

    На наш взгляд, нужно определять следствие как " реконструктивную"

    деятельность, потому что речь идет о реконструкции событий прошлого по

    следам, которые остались в настоящем. В этой деятельности реализуются

    качества, характеризующие творческое начало следователя: следственное

    воображение, самостоятельность мышления, гибкость мышления, объективность

    мышления (смотреть на себя глазами постороннего человека, критически

    настроенного); интеллектуальный уровень (количество и качество материала,

    из которого создаются модели версий, общая эрудиция), хорошая память, ум

    (система знаний), интуиция.

    Следователь должен убедиться в надежности созданной конструкции. Он

    это делает путем следственных мероприятий, а также с помощью мышления.

    Наукой разработаны этапы следственного мышления:

    1. Определение задач и очередности их решения (выдвижение версий и их

    решение), проверка (путем следственных и оперативных действий);

    2. Определение источников информации, методов решения задач и времени

    для их решения (планирование следственных действий);

    3. Определение требуемой степени точности при решении задач (анализ

    данных, построение системы косвенных и прямых доказательств).

    Одно из профилирующих свойств личности, определяющее высокий уровень

    профессионализма следователя - комплексное чувство перспективы уголовного

    дела. В его основе лежат главным образом качества реконструктивной

    деятельности.

    Талантливого следователя характеризуют:

    1. Экономное (шмультанное) вычленение криминалистически значимой

    информации на месте происшествия и в других условиях;

    2. Быстрый перевод этой информации (перекодирование) в знаковую систему

    криминалистических понятий;

    3. Переработка полученной информации в закодированном виде, создание

    гипотез;

    4. Проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на

    предметном уровне. Построение при подтверждении гипотез версии в

    закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;

    5. Высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в

    периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными

    обстоятельствами. Для этого необходим механизм перекодирования,

    раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой.

    Это качество может быть названо "Детектором ошибок", которое является

    чрезвычайно значимым для профессиональной деятельности следователя. Еще

    Аристотель сказал: "Сомнение, есть начало мудрости".

    Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности

    следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему

    участке.

    Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть

    интерес к профессии, мотивы побуждения к следственной деятельности и

    эмоциональное к ней отношение (любовь, удовлетворенность, потребность и

    т.п.).

    Есть профессии, выбрав которые, человек одновременно приобретает

    постоянное напряжение, постоянную заботу. К каким относится и профессия

    следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до

    следующего рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного наблюдателя.

    Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к

    творческому поиску истины по каждому уголовному делу.

    Данные исследования показали, что удельный вес каждой из приведенных

    выше групп качеств в структуре конкретной личности следователя может быть

    различен. В этом случае недостаточное развитие качеств одной группы

    компенсируется качествами другой группы. Например, хорошие организаторские

    способности могут несколько компенсировать недостаточность конструктивных

    качеств и наоборот.

    При разделении следователей на две большие категории расследующих:

    . преступления против личности;

    . преимущественно хозяйственные преступления,

    следует учитывать специальный тип высшей нервной деятельности в личностной

    структуре данного следователя. Так, представляется, специалисты с

    "художественным" складом мышления при прочих равных условиях с большим

    успехом будут расследовать убийства, нежели крупное хозяйственное дело, а,

    например, ярко выраженный "абстрактный" тип следователя с большим успехом

    разбирается в сложном хозяйственном деле, требующим абстрактного

    осмысливания наиболее сложных проблем.

    В нашем исследовании наметились следующие типы следователей:

    . "Следователь-организатор" в структуре профессиограммы которого доминируют

    организаторские качества, реализующиеся в его деятельности. Он старается

    большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников

    и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо

    руководит бригадой, а впоследствии - следственным подразделением;

    . "Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества;

    . "Следователь-мыслитель" - доминируют конструктивные качества;

    . "Следователь-следопыт" - доминируют поисковые качества;

    . "Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы.

    С 1997 года произошла реорганизация правоохранительных органов, в том

    числе создание ГСК (государственного следственного комитета). При данном

    комитете были созданы отделы:

    1) расследования ДТП - именно в этом направлении должен работать

    следователь-следопыт;

    2) отдел по экономическим преступлениям, в этом направлении должен

    работать следователь-мыслитель, аналитик;

    3) отдел по общеуголовным делам, в этом направлении должен работать

    следователь- собеседник, организатор, следопыт.

    2.2 Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных

    работников

    Наша молодая независимая республика осуществляет переход к

    качественно новому состоянию и как никогда нуждается в личности ищущей,

    умеющей жить и работать в условиях демократии и рыночных отношений.

    Формирование личности работника следственных органов необходимо

    рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на наш

    взгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на

    объект, а обратное воздействие, то есть реакция объекта, его избирательное

    отношение к внешним воздействиям есть внутренний аспект.

    По мере формирования личности следователя должна возрастать роль

    осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели

    совпадают с содержанием работ, это приводит к положительным результатам.

    Изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению

    новых потребностей общества, которое уже не может быть удовлетворено

    уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и

    систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и

    познание. Знание психологии исключительно важно для следственной работы.

    Для того чтобы познать истину, сделать соответствующие выводы недостаточно

    знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает

    возможность контролировать собственно-познавательные, волевые,

    эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно

    принимать решения и т.д.

    Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно

    - розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает

    труд сотрудников правоохранительных органов, помогает ему регулировать и

    строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы

    поступков людей, познавать объективную действительность, правильно

    оценивать ее и использовать результаты познания в практической

    деятельности.

    В деятельности сотрудников следственных органов главная работа с

    людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение

    и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов,

    оказание на них своего влияния и т.д.

    Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо

    развивать ценностные ориентации на профессию следственных работников.

    Ценностные ориентации, как форма сознания цели оказывает регулирующие

    воздействия на всю деятельность связанную с достижением цели. Исходя из

    этого мы предлагаем модель ценностного ориентирования личности на

    следственную работу.

    Таблица 2

    |Деятельностная сфера |Когнитивная сфера |Мотивационная сфера |

    |умения: | | |

    |анализировать ситуацию; | | |

    |абстрактное мышление; | | |

    |логического мышления; | | |

    |творческого мышления; |Знание - осознание |Осознанность |

    |контактировать с людьми; |роли и значения |мотивации выбора |

    |владеть ситуацией; |следственной работы |профессии следователя|

    |контролировать свои |в развитии общества,| |

    |эмоции; |личности. | |

    |правильно отобразить события в | | |

    |письменном виде; | | |

    |наблюдать; | | |

    |запоминать; | | |

    |внимательного отношения к делу.| | |

    Данная модель является инвариантной из сетки трех сфер являются

    "плавающими" то есть умений, их количество может быть больше или меньше.

    Может изменяться ранжирование мотиваций в зависимости от их количества.

    Осознанность роли и значение следственной работы зависит от социальной

    среды. Для подтверждения и развития нашей модели мы провели тестирование

    работников правоохранительных органов г. Зыряновска по методике Д. Голланда

    на определение типа личности по профессиональному предпочтению.

    Таблица 3

    |№ |Реалисти-ч|Интеллек-т|Социальный |Конвицио- |Предприимч|Артистич-н|

    |п/п |еский |уальный | |нальный |ивый |ый |

    |1 |6 |9 |10 |8 |6 |3 |

    |2 |4 |9 |4 |10 |8 |6 |

    |3 |10 |7 |8 |8 |4 |3 |

    |4 |9 |11 |8 |9 |2 |2 |

    |5 |8 |7 |3 |11 |4 |7 |

    |6 |9 |5 |4 |12 |9 |3 |

    |7 |4 |8 |10 |13 |3 |3 |

    |8 |6 |8 |7 |7 |8 |6 |

    |9 |8 |7 |7 |6 |7 |7 |

    |10 |9 |6 |7 |8 |5 |6 |

    |11 |6 |10 |8 |9 |3 |5 |

    |12 |3 |6 |10 |10 |5 |7 |

    |13 |4 |5 |14 |7 |7 |5 |

    |14 |4 |13 |9 |12 |1 |2 |

    |15 |7 |0 |3 |5 |14 |4 |

    |16 |10 |10 |10 |10 |10 |2 |

    |17 |9 |10 |11 |11 |13 |2 |

    |18 |3 |14 |10 |10 |2 |2 |

    |19 |2 |8 |6 |7 |11 |7 |

    |20 |5 |5 |7 |3 |10 |2 |

    |21 |3 |6 |8 |9 |10 |6 |

    |22 |7 |8 |11 |8 |1 |9 |

    |23 |7 |7 |7 |7 |7 |7 |

    |24 |6 |7 |8 |3 |11 |6 |

    |25 |11 |12 |3 |9 |3 |4 |

    |26 |8 |4 |4 |8 |13 |5 |

    |27 |3 |5 |5 |10 |12 |7 |

    |28 |4 |13 |4 |11 |5 |5 |

    |29 |6 |10 |6 |12 |4 |4 |

    |30 |7 |13 |4 |3 |12 |5 |

    | |6,3 |8,3 |7,2 |8,5 |6,5 |5,2 |

    В тестировании участвовало 30 человек. Исходя из анализа проведенного

    тестирования можно провести структурирование типов личности. На наш взгляд

    работники правоохранительных органов соответствую 3 типам личности:

    интеллектуальной, социальной, реалистической. Только 11 человек из 30

    исходя из проведенного тестирования соответствуют данной типологии. Мы

    считаем, что при приеме на работу в правоохранительные органы, на учебу

    следственных работников, необходимо проводить комплексное психологическое

    тестирование. Нами методом анкетного опроса было проведено исследование

    изучения общественного мнения по проблемам преступности. Свои проблемы,

    связанные с разного рода преступными посягательствами на свою личность или

    личность своих родственников, 56% постараются решить собственными силами

    или при поддержке друзей. За последние 1-2 года преступным посягательствам

    подверглись 57% опрошенных, а вот мотивы отказа обращения в милицию

    достаточно понятны:

    а) Люди не уверены в качествах работником милиции, в том что

    преступление будет раскрыто ( 13,4%);

    б) Неуверенность в моральных качествах вышеназванных работников;

    в) Низкая оценка морально-деловых качеств (61%).

    Анализ анкеты обращает свое внимание на то, какими методами можно

    нормализовать криминогенную обстановку:

    1) повышение морально-деловых качеств работников милиции;

    2) тщательный подбор кадров;

    3) повышение профессионального уровня через спецкурсы, факультеты

    повышения квалификации.

    Заключение

    Государство в настоящее время должно оказать поддержку следственным

    работникам, так как они, наряду с рядом других государственных служащих,

    ведут работу от имени государства, наделены определенными властными

    полномочиями и вступают в контакт с лицами, преступившими закон, одни из

    первых.

    Стабильность следственного аппарата правоохранительных органов помимо

    определенной материальной и иной их заинтересованности требует от

    Государства психологической поддержки. Необходимо на государственном уровне

    поднять авторитет следственных работников, обеспечить на должном уровне их

    профессиональную неприкосновенность в следствии чего крайне необходимо

    создание закона о статусу следователей наряду с принятым законом о статусе

    судей.

    Действующее уголовное законодательство и уголовно-процессуальное

    законодательство требует коренных изменений, пересмотр перевода ряда

    преступлений в разряд административных правонарушений, а также ужесточение

    наказаний за совершение тяжких видов преступлений и в отношении лиц,

    неоднократно преступивших закон.

    Уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время излишне

    консервативно в части ведения дознания и предварительного следствия.

    Неукоснительно выполняя требования закона, начиная с установления

    фактических обстоятельств дела, установления виновного, изучения его

    личности, субъективной стороны преступления, а также причин и условий,

    способствующих совершению преступлений по конкретному уголовному делу,

    следователь ставит работу на уровень научно-исследовательской деятельности,

    в ходе которой следователь поставлен в заведомо безвыходную ситуацию, так

    как нельзя расследуя уголовное дело по убийству, понимая социальную

    опасность этого вида преступления, выявить все причины и условия,

    способствующие совершению данного преступления, и если бы следователь был

    бы в состоянии выполнить эту работу, то можно было бы с уверенностью

    сказать, что после десятка расследованных уголовных дел убийства бы

    прекратились, что свидетельствует о ненужной формальности в работе

    следователя и поглощает значительную часть следственной работы.

    Нельзя законом перелагать на следователя обязанности и проблемы,

    которые должны решаться в целом на общегосударственном уровне.

    Следователь должен раскрыть при расследовании уголовного дела общую и

    особенную части уголовного права, что практически невыполнимо.

    Необходимо при пересмотре уголовно-процессуального законодательства в

    разумных пределах упростить стадии предварительного следствия и большую

    часть нетяжких видов преступлений, в совершении которых лицо признает себя

    виновным, начинать с судебного рассмотрения, минуя предварительное

    следствие, единолично судьей.

    Это в значительной мере будет способствовать снижению напряженности в

    следственной работе и, что немаловажно, значительному сокращению

    гоcударственных средств, затрачиваемых на ведение предварительного

    следствия.

    Список литературы:

    1. Указ Президента Республики Казахстан. О государственном следственном

    комитете РК и его органах. Алматы., 1995. - 34 с.

    2. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. - М.:

    Юрист, 1996.-341 с.

    3. Васильев В.Л. Юридическая психология. Юрид. лит., 1991, - 90 с.

    4. Вопросы совершенствования предварительного следствия. Л., 1971, - 78 с.

    5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1984. - 58 с.

    6. Галкин И.С. Расследование преступлений группой следователей.- М. ,

    Прокуратура СССР, 1965. - 48 с.

    7. Курс судебной психологии. - Бухарест, 1957. - 65 с.

    8. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные

    произведения. - М., 1956. - 60 с.

    9. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений.- М.: Юрид.

    литература, 1981. - 80 с.

    10. Леви А.А. Применение метода реконструкции при расследовании. М., 1975.-

    112 с.

    11. Матышкина А.М. Психология мышления. -М., 1965, - 100 с.

    12. Настольная книга следователя. -М. :Госюриздат., 1949. - 116 с.

    13. Организация работы следователей. М., 1968. - 201 с.

    14. Повышение квалификации работников прокуратуры / методическое пособие/:

    М., 1973. - 58 с.

    15. Полянский Н.П. Вопросы теории советского уголовного процесса.

    Госюриздат., 1956. - 45 с.

    16. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М; 1967. - 100 с.

    17. Ратиков А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

    18. Соя-Серко Л.А. Рационализация работы следователя. - М., 1975.

    -48 с.

    19. Ульям Джеймс. Основы психологии. -М., 1946, - 90 с.

    20. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. -М., 1995.- 120 с.

    21. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М.,

    1996.- 68 с.

    23. Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственного

    мастерства.- Волгоград., 1980.- 125с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.