МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические типы Юнга

    Психологические типы Юнга

    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Курсовая работа

    по психологии

    Тема: Психологические типы Юнга

    Студентки 3 курса

    вечернего отделения

    Психологического факультета

    Храпоновай

    Марии Владимировны

    м о с к в а

    1998 г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    I. БИОГРАФИЯ

    II. ВВЕДЕНИЕ

    III. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТИПАХ

    ЛИЧНОСТИ:

    1. ОБЩИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ;

    2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ.

    V. ЭКСТРАВЕРТНЫЙ ТИП

    1. ЭКСТРАВЕРТНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

    а) МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП;

    б) ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП.

    2. ЭКСТРАВЕРТНЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

    а) ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП;

    б) ИНТУИТИВНЫЙ ТИП.

    VI. ИНТРОВЕРТНЫЙ ТИП

    1. ИНТРОВЕРТНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

    а) МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП;

    б) ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП.

    2. ИНТРОВЕРТНЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

    а) ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП;

    б) ИНТУИТИВНЫЙ ТИП.

    VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    VIII. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ЛИЧНОСТИ ПО ЮНГУ

    IX. ЛИТЕРАТУРА

    I. БИОГРАФИЯ

    Карл Густав Юнг родился 26 июля в 1875 году в Кенссвиле, городе

    стоящем на озере Констанца, в швейцарском кантоне Тюрго, вырос - в Базеле.

    Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был

    глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал,

    особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными

    прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы он

    был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями.

    Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и

    фантазия о том, что в нем существуют два совершенно разных человека.

    После школы Юнг поступает в Базельский университет с намерением

    специализироваться в классической филологии и, возможно, археологии, однако

    предположительно одно из его сновидений побудило интерес к естественным

    наукам и к медицине. По окончании Базельского университета в 1900 году,

    Юнг получает медицинскую степень по специальности психиатрия. В том же году

    он получил должность ассистента в Цюрихской больнице Бургхельцли и

    Цюрихском госпитале для душевнобольных, окончательно избрав карьеру

    психиатра. Он ассистировал, а позже начал сотрудничать с создателем

    понятия «шизофрения»- Эугеном Блеером, выдающимся психиатром, и некоторое

    время учился у Пьера Жане, ученика и преемника Шарко в Париже. Интерес Юнга

    к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам

    Фрейда.

    Находясь под сильным впечатлением, после прочтения работы З. Фрейда

    «The interpretation of dreams», опубликованной в 1900 году, еще молодой

    психиатр Карл Густав Юнг послал Фрейду копии своих сочинений, в которых в

    целом поддерживал его точку зрения. В 1906 году у них началась регулярная

    переписка, и на следующий год Юнг нанес первый визит Фрейду в Вене, где они

    беседовали в течение тринадцати часов! Образованность Юнга произвела

    большое впечатление на Фрейда, он полагал, что Юнг мог идеально

    представлять психоанализ в мировом научном сообществе.

    Фрейд считал, что Юнгу предстоит стать его наследником, его, как он

    писал Юнгу, «кронпринцем». В 1910 году, когда была основана Международная

    психоаналитическая ассоциация, Юнг стал первым её президентом и занимал

    этот пост до 1914 года. В 1909 году Фрейд и Юнг предприняли совместную

    поездку в Университет Кларка в Уорчестре (Массачусетс), оба по приглашению

    выступить с серией лекций на мероприятиях, посвященных 20-й годовщине

    основания университета. Однако три года спустя в отношениях между Фрейдом и

    Юнгом наступило охлаждение, и в 1913 году они прервали личную переписку, а

    через несколько месяцев - и деловую. В апреле 1914 года Юнг оставил пост

    президента ассоциации, а в августе 1914 года прервал свое членство в ней.

    Таким образом, разрыв был окончательным. Фрейд и Юнг больше никогда не

    встречались.

    На протяжении четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, он

    был буквально одержим изучением своих собственных снов, что по мнению

    некоторых ученых, едва не привело его к помешательству. В течение многих

    лет он вел семинары на английском языке для англо-говорящих студентов, а

    вслед за тем, как он ушел из активного преподавания, в Цюрихе открылся и

    начал работать институт названный в его честь. Только к концу первой

    мировой войны Юнг смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего

    мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве

    основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. В

    1944 году специально для Юнга была организована кафедра медицинской

    психологии в Базельском университете, но нездоровье заставило его через год

    отказаться от этого поста. Самый трагический эпизод его жизни был связан с

    обвинениями в симпатиях к нацистам, но он со всей страстью отвергал эти

    нападки и был в конце концов реабилитирован.

    Скончался Карл Густав Юнг 6 июня 1961 года, в возрасте 85 лет, в

    городе Кустанахте, Швейцария.

    II. ВВЕДЕНИЕ

    Юнг начал работать над «Психологическими типами» после своего

    окончательного разрыва с Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитической

    ассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете. Этот критический

    период (с 1913-1918 год) болезненного одиночества, который сам Юнг позже

    определил, как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни»,

    оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем

    он в последствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания.

    Сновидения. Размышления»(«Memories, dreams, reflections»), изданной в 1961

    году. Там, среди прочего, есть и такое свидетельство: «Эта работа возникла

    первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои

    взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот

    вопрос, я натолкнулся на проблему типов, поскольку именно психологический

    тип с самого начала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому

    моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с

    внешней средой, другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные

    аспекты сознания, многочисленные установки сознательного разума к

    окружающему его миру, и, таким образом, конституируется психология

    сознания, из которой просматривается то, что можно назвать клиническим

    углом зрения».

    III. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    Прежде чем приступить непосредственно к обсуждению психологических

    типов, мне кажется, необходимо показать, как Юнг рассматривал психическую

    субстанцию в целом.

    Под психической субстанцией (Psyche) Юнг понимает не только то, что

    мы обычно зовет душой, но и совокупность всех психических процессов - как

    сознательных, так и бессознательных, т.е. психическая субстанция - это

    нечто более обширное и развернутое, чем душа. Психическая субстанция

    состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг

    другу областей: сознания и бессознательного. Наше «Я», по мнению Юнга,

    принимает участие в обеих областях и условно его можно определить в центре

    круга.

    Если попытаться определить соотношение этих двух областей, то

    сознание будет составлять лишь очень малую часть нашей психической

    субстанции. На рисунке черной точкой в центре отмечено наше «Я»;

    окруженное сознанием, оно представляет собой ту часть психической

    субстанции, которая ориентируется прежде всего, на адаптацию к внешнему

    миру.

    «Говоря «Я», я имею в виду комплекс

    представлений, составляющий центр

    моего поля сознания и в очень

    высокой мере наделенный свойствами

    непрерывности и самоотверженности».

    Следующий круг - область сознания,

    окруженная бессознательным, которая

    способно одновременно

    удерживать лишь незначительный объем. 1. Я

    Содержание бессознательной сферы 2. сфера сознания

    включает те элементы содержимого нашей 3. сфера личного

    психики, которые мы так или иначе вытесняем бессознательного

    (но может в любой момент возвратиться на 4. сфера коллектив-

    уровень сознания), поскольку они по разным ного бессознатель-

    причинам неприятны - «все то, что забыто, ного.

    подавлено, что воспринимается, мыслится и

    ощущается лишь «под пороговым образом». Юнг называл эту область личностным

    бессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного.

    Коллективная часть бессознательного (самый большой круг на рисунке) не

    включает те элементы, которые приобретаются индивидом в течение его жизни и

    специфичны для его «Я»; содержимое коллективного бессознательного включает

    в себя «унаследованные нами функциональные возможности психической

    субстанции». Это наследие является общим для всех людей и составляет основу

    психической субстанции любого человека

    IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТИПАХ ЛИЧНОСТИ

    Согласно теории Юнга всякий имеет не только эго, тень, персону, и

    другие компоненты психического, но так же индивидуальные характеристики

    всего этого. Кроме того, существуют ряд измеряемых величин, определенных

    размеров, которые, комбинируясь в своем разнообразии, образуют типы

    личности. Юнг выделял два общих типа, которые назвал интровертным и

    экстравертным, и специальные типы, своеобразие которых получается

    вследствие того, что индивид приспособляется или ориентируется с помощью

    своей наиболее дифференцированной функции - ощущения, интуиции, мышления и

    чувства.

    Первыми он называл общие типы установки, отличающиеся друг от друга

    направлением своего интереса, движением либидо; последними - типами

    функций.

    1. ОБЩИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ:

    Итак, общие типы установки отличаются друг от друга особой установкой

    по отношению к объекту. У интроверта отношение к нему абстрагирующее, он

    старается оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный,

    наоборот, относится к объекту положительно, он ориентирует свою

    субъективную установку по объекту, т.е. иными словами экстравертная

    установка характеризуется позитивным, а интровертная - негативным

    отношением к объекту. Экстраверт «мыслит, чувствует и действует, соотнося

    себя с объектом»; он ориентируется прежде всего, на внешний мир. Юнг еще

    называл это тип ориентационным. Основой для интровертной ориентации служит

    субъект, а объект играет лишь второстепенную роль. На практике эти типы мы

    можем видеть даже не проводя специальных исследований. Замкнутые, трудно

    располагаемые к разговору, пугливые натуры представляют собой полную

    противоположность людям с открытым, обходительным, веселым и приветливым

    характером, которые со всеми ладят, иногда сорятся, но всегда стоят в

    отношении к окружающему миру, влияют на него и со своей стороны

    воспринимают его влияние.

    По мнению Юнга, эти установки по отношению к объекту являются основой

    процесс приспособления. Он пишет: «Природа знает два, коренным образом

    различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности

    поддержания живых организмов: первый путь это повышенная плодовитость при

    относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного

    индивида; второй путь - это вооружение индивида многообразными средствами

    самосохранения при относительно малой плодовитости». Эта биологическая

    противоположность, считает Юнг, являются основой двух общих типов

    установки.

    Например, экстраверт растрачивает свою энергию на внешний объект;

    интроверт - обороняется от внешних требований, воздерживается от всякой

    затраты энергии и тем самым создает для себя более обеспеченное положение.

    По мнению Юнга, формирование установки не является результатом

    онтогенеза, а является результатом индивидуального предрасположения, т.к.

    при однородных вешних условиях один ребенок обнаруживает один тип, а другой

    ребенок - другой.

    Между экстраверсией и интроверсией существует отношение компенсации:

    экстравертное сознание сочетается с интровертным бессознательным и

    наоборот.

    Представление об интроверсии и экстроверсии, и четырех функциях

    позволило Юнгу выстроить систему восьми психологических типов, четыре из

    которых являются экстровертными, а остальные четыре интровертными.

    Такая классификация, по мнению Юнга, поможет в понимании и принятии

    индивидуальных путей развития личности и способов мировоззрения.

    2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

    Под «психической функцией» Юнг понимает «форму психической

    деятельности, которая теоретически остается неизменной при различных

    обстоятельствах».

    Юнг выделяет рациональные и иррациональные функциональные типы. К

    рациональным относятся такие типы, которые «характеризуются приматом

    функций разумного суждения». Это мышление и чувство. Общим признаком обоих

    типов является то, что они подчинены разумному суждению, т.е. они, связаны

    с оценками и суждениями: мышление оценивает вещи через познание, в терминах

    истинности и ложности, а чувство через эмоции, в терминах привлекательности

    и непривлекательности. В качестве установок, определяющих поведение

    человека, эти две фундаментальные функции в каждый данный момент времени

    исключают друг друга; господствует либо дна из них, либо другая. Вследствие

    этого, некоторые люди, принимая решение, основываются на своих чувствах, а

    не на разуме.

    Две другие функции, ощущение и интуицию, Юнг называет

    иррациональными, т.к. они используют не оценки или суждения, а основываются

    на восприятии, которое не оценивается и не истолковывается. Ощущение

    воспринимает вещи такими, какие они есть, это функция «действительного».

    Интуиция так же воспринимает, но не столько благодаря осознаваемому

    чувственному механизму, сколько благодаря бессознательной способности

    внутреннему пониманию природы вещей.

    Например, личность ощущающего типа отметит все подробности какого-либо

    события, но не обратит внимание на его контекст, а личность интуитивного

    типа не обратит особого внимания на потребности, но без труда поймет смысл

    происходящего и проследит возможное развитие этих событий.

    Опыт показывает, что в каждом отдельном взятом человеке доминирует одна из

    функций, «она играет господствующую роль в процессе адаптации и придает

    осознанной установке человека определенные направленность и качество».

    Существует несколько критериев развития функций у человека:

    1. Относительно здоровая психическая субстанция. Если психическая

    субстанция расстроена, то развитие главной функции может тормозиться, а

    противоположная функция может выходить из сферы бессознательного и

    занимать главное место.

    2. Другой фактор - возраст человека. Считается, что сформированностью

    функций и их дифференциация максимальна к середине жизни.

    Лишь редкие люди до конца осознают, к какому функциональному типу они

    относятся, хотя это несложно определить, исходя из ее силы, устойчивости,

    постоянства и адаптированности.

    Низшая функция характеризуется ненадежностью, неспособностью

    противостоять окружающему влиянию, неустойчивостью. Юнг пишет: «Это не вы

    держите ее под башмаком; это она владеет вами».

    Но в реальной жизни эти типы почти никогда не встречаются в чистом

    виде, а существует бесконечное количество смешанных форм. Во всех смешанных

    типах взаимодействуют только смежные функции, а смешение либо двух

    рациональных типов, либо двух иррациональных исключается, но они всегда

    вступают друг с другом в отношения компенсации.

    Если посмотреть на рисунок, то мы видим на примере мыслительного типа

    взаимодействие этих функций.

    Если одна из функций оказывается подчеркнуто слишком сильно, то

    противоположная ей функция отвечает компенсаторными инстинктивными

    движениями.

    V. ЭКСТРАВЕТНЫЙ ТИП

    Экстравертный тип ориентируется по внешнему объекту, его решения и

    действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным

    обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных

    условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется

    внешним требованиям; все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и

    детерминирующие решения приходят к нему из вне. «Интерес и внимание

    сосредоточены на объективных происшествиях и прежде всего на тех, которые

    имеют место в ближайшей среде. Интерес прикован не только к лицам, но и к

    вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влиянию лиц и

    вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными и

    детерминациями и, так сказать, исчерпывающе объясняется ими».

    Но такая обусловленность объективными факторами совсем не означает

    идеальную приспособленность к условиям жизни вообще.

    Своей адаптивностью экстравертивный тип обязан тому, что он приспособился

    к определенным условиям, и не выходит за рамки объективно данных

    возможностей. Например, он выбирает занятие, имеющее значение для данного

    места и данного времени, или он производит то, что наиболее актуально для

    окружающей среды в данный момент, или он воздерживается от всего нового,

    которое не удовлетворяет интересы его среды.

    Эта сторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону,

    т.к. экстраверт ориентирует свою деятельность на фактическую сторону своих

    субъективных потребностей и нужд.

    «Опасность заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно

    теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные

    (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение

    компенсаций, ибо они принуждают объекта к недобровольному самоограничению».

    Самое частое расстройство, выраженное в форме невроза - истерия, при

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.