МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические типы Юнга

    которой отмечается преувеличенное отношение к лицам окружающей среды.

    Основной чертой истерии, по мнению Юнга, является постоянная тенденция

    делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Другою

    особенностью этой болезни является слепое подчинение обстоятельствам,

    «подражательная принаравленность».

    Если ориентирование и по объективным данным идет насильственно, то

    это ведет к подавлению множества субъективных побуждений, мнений, желаний,

    вследствие чего они лишаются той энергии, которая должна была бы

    затратиться на их долю. Но сознательная установка не может полностью лишить

    их энергии. Тот остаток, который она не может отнять, Юнг обозначил как

    первоначальный инстинкт. Этот инстинкт формируется в процессе

    филогенетического развития и не может быть уничтожен по желанию отдельного

    индивида. Сила инстинкта, вследствие лишения энергии, становится

    бессознательным.

    Чем совершеннее сознательная сторона - экстравертивная установка, -

    «тем инфантильнее и архаичнее установка бессознательного». В качестве

    доказательства этого утверждения Юнг приводит пример с типографом, у

    которого в виде компенсации за его деловые качества в нем бессознательно

    оживились воспоминания детства. Он ввел способность к рисованию в свою

    профессиональную деятельность и пытался производить продукцию по своему

    вкусу, что привело его к краху.

    Но чаще конфликт бессознательного противодействия, которое в итоге

    способно парализовать сознательное действие, выливается в виде нервного

    срыва или заболевания. На практике это проявляется в том, что люди не знают

    того, чего они хотят, или наоборот, хотят слишком многого. Не находя

    выхода, люди прибегают к наркотикам, алкоголю и т.д. В тяжелых случаях

    конфликт заканчивается самоубийством.

    У психически уравновешенного человека установка бессознательного

    компенсирует установку сознания. Но в любом психическом процессе

    присутствует как сознание, так и бессознательное.

    Итак, экстравертным типом мы называем такую личность, у которой

    механизм экстраверсии преобладает. «В таких случаях.... более ценная

    функция является всегда выражением сознательной личности, тогда как менее

    дифференцированные функции принадлежат к числу тех событий, которые

    случаются с нами».

    К этим событиям Юнг относит языковые ляпсусы, суждения не к месту,

    ошибки при письме и т.д., но они всегда «обнаруживают субъективную

    обусловленность, ярко окрашенную эгоцентризмом и личным сомнением, чем они

    доказывают телесную связь с бессознательным».

    1. ЭКСТРАВЕРТНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

    К экстравертным рациональным типам относятся экстравертное мышление и

    экстравертное чувство. Они характеризуются тем, что их жизнь подчинена

    разумному суждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от

    бессознательной неразумности. Разумное суждение у них представлено в

    сознательном исключении случайного и неразумного.

    Рациональность обоих типов ориентирована объективно и зависит от

    объективно данного. Их разумность зависит от того, что коллективно

    считается разумным.

    а) МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:

    Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по

    объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность

    мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с

    другой стороны - и это в большей степени, оно подкрепляется объективными

    данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.

    Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при

    условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание,

    образование и т. д. Отсюда вытекают следующие критерии экстравертного

    мышления:

    1) Направленность процесса суждения - передается оно извне или же имеет

    субъективный источник;

    1) Направленность умозаключений - имеет ли мышление преимущественное

    направление на внешнее или нет.

    Итак, «экстравертное мышление возможно лишь благодаря тому, что

    объективное ориентирование имеет некоторый перевес..., но это ни чуть не

    меняет мыслительной функции, а меняет лишь ее проявления».

    Рассмотрим человека, который представляет собой чистый тип

    экстравертного мышления. Вся его жизнь, его жизненные проявления находятся

    в зависимости от интеллектуальных выводов, общепризнанных идей и других

    объективных данных или фактах.

    Девиз его жизни - никаких исключений, его идеалы являются «чистейшей

    формулой объективной фактической реальности и потому они должны быть и

    общезначимой истиной, необходимой для блага человечества». В его жизни

    большую роль играют такие выражения, как, «собственно говоря», «следовало

    бы», нужно было бы» и т.д. Он как бы подавляет все то, что идет из

    чувственного познания - вкус, художественное понимание, эстетические

    занятия. Страсти, религия и другие иррациональные формы вообще удалены до

    полной бессознательности.

    Есть экстраверные идеалисты, которые так стараются над осуществлением

    своего идеала, что прибегают ко лжи и другим нечестным средствам,

    руководясь девизом - цель оправдывает средства. Вследствие этого человек

    может пренебрегать своим здоровьем, общественным положением, жизненные

    интересы его семьи подвергаются насилию и в конце концов, такого человека

    ожидает полный финансовый и моральный крах.

    Юнг объясняет это тем, что сознательно вытесненная, подчиненная

    функция чувства, «бессознательно действующая и вводящая в соблазн, может

    довести до таких заблуждений людей, в остальном стоящих на высоте».

    Чем сильнее вытеснены чувства, тем хуже и незаметнее их влияние на

    мышление, хотя они во всех остальных отношениях могут быть безупречны.

    Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно (т.е.

    продуктивно). Оно ведет или к новым фактам, или к общим концепциям

    разнообразного, не связанного между собой, опытного материала. Обычно его

    суждение называют синтетическое или предикативное. В большинстве случаев

    оно носит прогрессирующий или творческий характер, но если доминирующей

    функцией становится не мышление, а другая функция, то мышление принимает

    негативный характер. В этом случае мышление просто повторяет за

    доминирующей функцией, хотя это идет в противоречие законам логики.

    «Негативная особенность этого мышления столь неописуемо дешево, т.е. бедно

    производительной и творческой энергии. Это мышление тянется на буксире за

    другими функциями».

    б) ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП:

    Функция чувства постигает мир, оценивая явление с точки зрения того,

    приняты они или не приняты, приемлемы или не приемлемы. Эта функция, так же

    как и мышление в экстравертной установке ориентируется по объективному

    данному, т.е. «объект, является неизбежной детерминантой самого способа

    чувствования».

    Юнг разделяет экстравертное чувство на позитивное и негативное. Если

    люди ходят в театр, на концерт или в церковь - все это относится к

    позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то

    позитивное влияние утрачивается и «объект ассимилирует себе данное лицо,

    вследствие чего личностный характер чувствования, составляющий его главную

    прелесть утрачивается».

    Наибольшее количество представителей экстравертного чувствующего

    типа, по мнению Юнга, встречаются среди женщин. У большинства из них

    чувство развилось до такой функции, которая уже не подчиняется

    сознательному контролю, но приспособлено к объективным условиям. «Чувства

    согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями».

    Наиболее наглядно, по мнению Юнга, это проявляется в выборе объекта

    любви. Он пишет: «любят подходящего мужчину, а не какого-нибудь другого; он

    является подходящим не потому, что он вполне отвечает субъективному

    скрытому существу женщины, - в большинстве случаев она об этом совершенно

    не знает, - а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении

    сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности

    своей семьи». Такие женщины бывают хорошими женами и хорошими матерями, но

    до тех пор, пока чувству не будет мешать мышление. Поэтому мышление у этого

    типа по возможности подавляется. То чего женщина не может чувствовать, она

    не может и мыслить сознательно. При выходе компенсирующего мышления из

    сферы бессознательного у женщин наблюдаются моменты, когда то, что они

    больше всего ценили, совершенно утрачивает свою ценность. При этом у женщин

    наблюдаются неврозы в виде истерии «с характерным для нее инфантильно-

    сексуальным миром бессознательных представлений».

    2. ЭКСТРАВЕРТНЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ

    ТИПЫ:

    Следующие два типа относятся к экстравертным иррациональным типам:

    ощущающий и интуитивный. Их отличие от рациональных состоит в том, «что они

    основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной

    силе восприятия». Они основываются исключительно на опыте, а функции

    суждения оттеснены в бессознательное.

    а) ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП:

    В экстравертной установке ощущение зависит от объекта, определяется

    преимущественно объектом, его сознательным применением. Те объекты, которые

    вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими, по мнению Юнга, для

    психологии индивида. «Ощущение есть жизненная функция, наделенная самым

    сильным жизненным влечением. Если объект вызывает ощущение, значит, он

    является значимым и вступает в сознание как объективный процесс.

    Субъективная же сторона ощущения задержана или вытеснена

    Человек, принадлежащий к экстравертному ощущающему типу, в течение

    всей жизни накапливает опыт о реальном объекте, но как правило, не

    использует его. Ощущение лежит в основе его жизнедеятельности, является

    конкретным проявлением его жизни, его желания направлены на конкретные

    наслаждения и означает для него «полноту действительной жизни». Реальность

    для него состоит в конкретности и действительности, а все, что стоит выше

    этого «допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение». Все

    мысли и чувства, приходящие изнутри, он всегда сводит к объективным

    основам. Даже в любви он основывается на чувственных прелестях объекта.

    Но чем больше ощущение преобладает, тем неприятнее становится этот

    тип: он превращается «или в грубого искателя впечатлений, или в

    беззастенчивого, рафинированного эстета».

    Самые фанатичные люди относятся именно к этому типу, их религиозность

    возвращает их к диким ритуалам. Юнг отмечал: «Специфически навязчивый

    (компульсивный) характер невротических симптомов представляет собой

    бессознательное восполнение к сознательной моральной непринужденности,

    свойственной исключительно ощущающей установке, которая с точки зрения

    рационального суждения без выбора воспринимает все происходящее».

    б) ИНТУИТИВНЫЙ ТИП:

    Интуиция в экстравертной установке не является только восприятием или

    созерцанием, а представляет собой активный, творческий процесс, который с

    такой же степенью влияет на объект, с какой и он.

    Одной из функций интуиции является «передача образов или наглядных

    представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с помощью других

    функций или совсем непостижимы, или могут быть достигнуты лишь на далеких,

    окольных путях».

    Интуитивный тип при передаче окружающей его действительности

    постарается описать не фактичность материала, в отличие от ощущения, а

    ухватить наибольшую полноту событий, опираясь на непосредственное

    чувственное ощущение, а не на сами ощущения.

    Для интуитивного типа каждая жизненная ситуация оказывается замкнутой,

    гнетущей, и задача интуиции - найти выход из этого вакуума, постараться его

    отомкнуть.

    Еще одной особенностью экстравертного интуитивного типа является то,

    что у него очень сильная зависимость от внешних ситуаций. Но зависимость

    эта своеобразная: она направлена на возможности, а не на общепризнанные

    ценности.

    Этот тип направлен на будущее, он постоянно находится в поисках чего-

    либо нового, но как только это новое достигнуто и не видно дальнейшего

    прогресса, то он сразу теряет всяких интерес, становится безразличным и

    хладнокровным. В любой ситуации он интуитивно выискивает внешние

    возможности и ни разум, ни чувство не могут его удержать, даже если новая

    ситуация идет вразрез с его прежними убеждениями.

    Чаще эти люди становятся во главе кого-либо начинания, максимально

    используют все возможности, но как правило, не доводят дело до конца. Они

    растрачивают свою жизнь на других, а сам остается у разбитого корыта.

    VI. ИНТРОВЕРТНЫЙ ТИП

    Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он

    ориентируется преимущественно не на объект, а на субъективные данные. У

    него между восприятием объекта и его собственным действием вклинивается

    субъективное мнение, «которое мешает действию принять характер,

    соответствующий объективно данному».

    Но это не значит, что интровертный тип не видит внешние условия.

    Просто его сознание выбирает в качестве решающей субъективный фактор.

    Субъективным фактором Юнг называет «тот психологический акт или ту реакцию,

    которая сливается с воздействием объекта и дает тем самым начало новому

    психическому акту». Критикуя позицию Вейнингера, который характеризовал эту

    установку как себялюбивую или эгоистическую, он говорит: «субъективный

    фактор есть второй мировой закон, и тот, кто основывается на нем, тот имеет

    столь же верную, длительную и значащую основу, как и тот, кто ссылается на

    объект.... Интравертная установка опирается на всюду наличное, в высшей

    степени реальное и абсолютно неизбежное условие психического

    приспособления».

    Как и экстравертная установка интровертная имеет в своей основе

    наследственную психологическую структуру, которая присуща каждому индивиду

    от рождения.

    Как мы знаем из предыдущих глав, бессознательная установка является

    как бы противовесом сознательной, т.е. если у интроверта эго приняло на

    себя притязания субъекта, то в качестве компенсации возникает

    бессознательное усиление влияния объекта, которое в сознании выражается в

    привязанности к объекту. «Чем больше эго старается обеспечить за собой

    всевозможные свободы, независимость, отсутствие обязательств и всяческое

    преобладание, тем более оно попадает в рабскую зависимость от объективно

    данного». Это может выражаться в финансовой зависимости, моральной и

    других.

    Незнакомые, новые объекты вызывают у интровертного типа страх и

    недоверие. Он боится попасть под власть объекта, вследствие чего у него

    развивается трусость, мешающая отстаивать себя и свое мнение.

    1. ИНТРОВЕРТНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

    Интровертные рациональные типы, так же как и экстравертные,

    основываются на функциях разумного суждения, но это суждение ориентируется

    преимущественно по субъективному фактору. Здесь субъективный фактор

    выступает как нечто более ценное, нежели объективное.

    а) МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:

    Интровертное мышление ориентируется на субъективный фактор, т.е. имеет

    такую внутреннюю направленность, которая в итоге определяет суждение.

    Внешние факторы не являются причиной и целью этого мышления. Оно

    начинается в субъекте и приводит обратно к субъекту. Реальные, объективные

    факты имеют второстепенное значение, а главное для этого типа, развитие и

    изложение субъективной идеи. Такой сильный недостаток объективных фактов

    компенсируется, по мнению Юнга, обилием бессознательных фактов,

    бессознательных фантазий, которые в свою очередь, «обогащаются множеством

    архаически оформленных фактов, пандемониумов (адом, местообиталищем

    демонов) магических и иррациональных величин, принимающих особые лики,

    смотря по характеру той функции, которая прежде других сменяет функцию

    мышления в качестве носительницы жизни».

    В отличие от экстравертного мыслительного типа, который оперирует

    фактами, интровертный тип ссылается на субъективные факторы. Он

    находится под влиянием идей, которые вытекают, но не из объективного

    данного, а из субъективной основы. Такой человек будет следовать своим

    идеям, но не ориентируясь на объект, а ориентируясь на внутреннюю основу.

    Он стремиться к углублению, а не к расширению. Объект для него никогда не

    будет иметь высокую цену и в худшем случае он будет окружен ненужными

    мерами предосторожности.

    Человек этот типа молчалив, а когда говорит, чаще наталкивается на

    людей, которые его не понимают. Если же его случайно однажды поймут, «тогда

    он впадает в легковерную переоценку». В семье он чаще становится жертвой

    честолюбивых женщин, умеющих эксплуатировать, или же он остается холостяком

    «с сердцем ребенка».

    Человек интровертного типа любит одиночество и думает, что уединение

    защитит его от бессознательных воздействий. Однако это еще больше уводит

    его в конфликт, который внутренне его изнуряет.

    б)ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП:

    Как и мышление интровертное чувство в основе своей определено

    субъективным фактором. По мнению Юнга, чувство имеет негативный характер и

    его внешнее проявление идет в негативном, отрицательном смысле. Он пишет:

    «Интровертное чувство старается не приноровиться к объективному, а

    поставить себя над ним, для чего оно бессознательно пытается осуществить

    лежащие в нем образы». Люди такого типа обычно молчаливы и трудно доступны.

    В конфликтной ситуации чувство проявляется в виде отрицательных суждений,

    либо в полном равнодушии к ситуации.

    По мнению Юнга, интровертный чувствующий тип встречается, главным

    образом, среди женщин. Он характеризует их следующим образом: «...они

    молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или

    банальной маской, нередко так же отличаются меланхолическим характером».

    Хотя внешне такой человек выглядит как полностью уверенный в себе,

    умиротворенный и спокойный, но его истинные мотивы в большинстве случаев

    остаются скрытыми. Его холодность и сдержанность является поверхностной, а

    истинное чувство развивается вглубь.

    При нормальных условиях этот тип приобретает некую таинственную силу,

    которая способна очаровать экстравертного мужчину, т.к. оно затрагивает его

    бессознательное. Но при акцентуации «слагается тип женщины, известный в

    неблагоприятном смысле своим беззастенчивым честолюбием и коварной

    жестокостью».

    2. ИНТРОВЕРТНЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ

    ТИПЫ:

    Иррациональные типы намного сложнее подлежат анализу, вследствие их

    меньшей способности к обнаружению. Их главная деятельность направлена

    вовнутрь, а не во вне. Вследствие этого их достижения имеют малоценные

    свойства, а все их стремления прикованы к богатству субъективных событий.

    Люди такой установки являются двигателями своей культуры и воспитания.

    Они воспринимают не слова как таковые, а всю окружающую среду в целом,

    которая показывает ему жизнь окружающих людей.

    а) ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП:

    Ощущение в интровертной установке имеет субъективный характер, т.к.

    радом с объектом, который ощущается, стоит субъект, который ощущает и

    который «привносит к объективному раздражению субъективное расположение».

    Такой тип чаще всего встречается среди художников.

    Иногда детерминанта субъективного фактора становится настолько

    сильной, что она подавляет объективные воздействия. В этом случае функция

    объекта сводится к роли простого возбудителя и субъект, воспринимающий те

    же вещи, не останавливается на чистом воздействии объекта, а занимается

    субъективным восприятием, которое вызвано объективным раздражением.

    Иными словами, человек интровертного ощущающего типа передает образ,

    который не воспроизводит внешнюю сторону объекта, а обрабатывает его в

    соответствии с его субъективным опытом и воспроизводит в соответствии с

    ним.

    Интровертный ощущающий тип относится к иррациональным, т.к. он

    производит выбор из происходящего не на основании разумных суждений, а

    ориентируясь по тому, что именно происходит в этот момент.

    Внешне этот тип производит впечатление спокойного, пассивного

    человека с разумным самообладанием. Это происходит вследствие его не

    соотнесенности с объектом. Но внутри этот человек - философ, задающий себе

    вопросы о смысле жизни, назначении человека и т.д.

    Юнг считает, что если у человека нет художественной способности

    выражения, то все впечатления уходят вовнутрь и держат сознание в плену.

    Ему стоит большого труда донести до других людей объективное понимание, да

    и к себе он относится без всякого понимания. Развиваясь, он все дальше

    удаляется от объекта и переходит в мир субъективных восприятий, которые

    переносят его в мир мифологии и домыслов. Хотя этот факт остается у него

    неосознанным, но он влияет на его суждения и поступки.

    Его бессознательная сторона отличается вытеснением интуиции, которая в

    корне отличается от интуиции экстравертного типа. Например, человек

    экстравертной установки отличается находчивостью, хорошим чутьем, а

    интровертной - способностью «пронюхать все двусмысленное, темное, грязное и

    опасное на задних планах деятельности».

    б) ИНТУИТИВНЫЙ ТИП:

    Интуиция в интровертной установке направлена на внутренние объекты,

    которые представляются в виде субъективных образов. Эти образы не

    встречаются во внешнем опыте, а являются содержанием бессознательного. По

    мнению Юнга, они являются содержанием коллективного бессознательного,

    следовательно, не доступны онтогенетическому опыту. Человек интровертного

    интуитивного типа, получив раздражение от внешнего объекта, не

    останавливается на воспринятом, а пытается определить что было вызвано

    внешним внутри объекта. Интуиция идет дальше ощущения, она как бы старается

    заглянуть дальше, за ощущение, и воспринять внутренний образ, вызванный

    ощущением.

    Отличие экстравертного интуитивного типа от интровертного состоит в

    том, что первое выражает безразличие по отношению к внешним объектам, а

    последние к внутренним; первое чувствует новые возможности и шагает от

    объекта к объекту, второе переходит от образа к образу, ища новые

    заключения и возможности.

    Еще одной особенностью интровертного интуитивного типа является то,

    что он захватывает те образы, «которые возникают из основ бессознательного

    духа». Здесь Юнг имеет в виду коллективное бессознательное, т.е. то, что,

    представляет собой «...архетипы, сокровенная сущность которых опыту

    недоступна, представляет собой осадок психического функционирования у

    целого ряда предков, т.е. это суть опыты органического бытия, вообще,

    накопленные миллионократными повторениями и сгущенные в типы».

    По мнению Юнга, тот человек, который является интровертным интуитивным

    типом, представляет собой мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны,

    фантазера и художника, с другой стороны. Углубление же интуиции вызывает

    удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится

    совершенно непонятен даже для самых близких. Если же этот тип начинает

    задумываться о смысле жизни, что он представляет собой и его ценность в

    мире, то перед ним становится моральная проблем, которая не ограничивается

    одним только созерцанием.

    Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта, т.к. «в

    его бессознательном имеется компенсирующая экстравертная функция ощущения,

    отличающаяся архаическим характером». Но при актуализации сознательной

    установки наступает полное подчинение внутреннему восприятию. Тогда

    возникают навязчивые ощущения привязанности к объекту, которые

    сопротивляются сознательной установке.

    VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на

    природу человеческой психики. Его труды включают глубоко разработанную

    теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного,

    обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное

    описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в

    глубинных пластах бессознательной психики.

    Задача которую ставил Юнг, при разработке аналитической психологии -

    раскрыть психический мир человека как естественное целое явление, не

    ограничивается лишь терапией неврозов или изучением его интеллекта или

    патологических особенностей. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал

    сам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том

    смысле, что наряду с познанием целостной природы психики она оказывается и

    техникой психического развития, применимой к обычным людям, является

    вспомогательным средством в области медицинской и педагогической,

    религиозной и культурной деятельности.

    VIII. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА

    ЛИЧНОСТИ ПО ЮНГУ

    И в заключении я хотела бы привести методику определения типа

    личности, разработанной Юнгом.

    Предлагается дать ответ на поставленный вопрос и выбрать вариант

    ответа а или б .

    1. Что Вы предпочитаете?

    а) немного близких друзей;

    б) большую товарищескую компанию.

    2. Какие книги предпочитаете читать?

    а) с занимательным сюжетом;

    б) с раскрытием переживанием другого.

    3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

    а) опоздание;

    б) ошибки.

    4. Если Вы совершаете дурной поступок, то:

    а) остро переживаете;

    б) острых переживаний нет.

    5. Как Вы сходитесь с людьми?

    а) быстро, легко;

    б) медленно, осторожно.

    6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

    а) да;

    б) нет.

    7. Склонны ли Вы смеяться от души?

    а) да;

    б) нет.

    8. Считаете ли Вы себя:

    а) молчаливым;

    б) разговорчивым.

    9. Откровенны ли Вы или скрытны?

    а) откровенен;

    б) скрытен.

    10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

    а) да;

    б) нет.

    11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

    а) говорить;

    б) слушать.

    12. Часто ли переживаете недовольство собой?

    а) да;

    б) нет.

    13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

    а) да;

    б) нет.

    14. Хотелось ли Вам вести интимный дневник?

    а) да;

    б) нет.

    15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?

    а) да;

    б) нет.

    16. Легко ли меняется Ваше настроение?

    а) да;

    б) нет.

    17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

    а) да;

    б) нет.

    18. Ваши движения:

    а) быстры;

    б) медленны.

    19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?

    а) часто;

    б) редко.

    20. В затруднительных случаях Вы:

    а) спешите обратиться за помощью;

    б) не обращаетесь.

    Для определения типа личности предлагается ключ к методике «Типология

    личности»:

    Об экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 1б, 2а, 3б,

    5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

    Подсчитывается количество совпавших ответов и умножается на 5.

    Баллы 0-35 - интроверсия;

    Баллы 36-65 - амбиверсия;

    Баллы 66-100 - экстраверсия.

    IX. ЛИТЕРАТУРА

    1. К. Юнг «Психологические типы» под общей редакцией

    В. Зеленского, Москва, издательская фирма

    «Прогресс - Универс», 1995 г.;

    2. Карл Густав Юнг «Дух и жизнь» под редакцией

    Д.Л. Лахути, Москва, 1996 г.;

    3. Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности» 2-е издание,

    Санкт - Петербург, 1997 г.;

    4. Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности»,

    Москва, «КСП+», 1997 г.;

    4. «Практическая психодиагностика». Методики и тесты.

    Учебное пособие. Редактор - составитель

    Д.Я. Райгородский;

    6. Психологический словарь под редакцией В.В. Давыдова,

    В.П. Зинченко и других, Москва, «Педагогика-Пресс»,

    1996 г.;

    7. М.Г. Ярошевский “История психологии”. Москва , 1976 г.;

    7. Психология личности в социалистическом обществе.

    Москва, 1989 г.;

    9. Р.С.Немов “Психология” 2 тома Москва, 1994 г.;

    10. К.Г.Юнг “Аналитическая психология. Прошлое и

    настоящее”. Москва, 1995 г.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.