МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологический анализ коллектива осужденных

    Психологический анализ коллектива осужденных

    § 2. Психологический анализ коллектива осужденных

    Создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании.

    В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через

    коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и

    целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с

    этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на

    организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет

    однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей,

    личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При

    создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной

    деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся

    отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.

    Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам

    осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого

    типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы,

    соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило,

    учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы

    по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную

    помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который

    формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою

    очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив'.

    Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из

    членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный интерес в

    этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко,

    который писал: «Я то и дело пересматри-

    'См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф. Психологические основы режима. М., 1968,

    с. 9.

    вал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения

    социальной и человеческой ценности»'.

    Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому

    воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об

    удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в

    данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это

    группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают

    активное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое

    главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других

    осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести

    воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал

    коллектива в целом.

    Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь исправления,

    принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной

    инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.

    Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего

    поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся

    ситуации.

    Последней является группа тредновоспитуемых, к которым относятся лица, не

    только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в

    трудовом процессе, стремящиеся активно противодействовать положительному

    воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта

    группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать

    на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных

    членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие,

    более сильные подразделения и коллективы.

    Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и

    непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она

    находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.

    Малые группы возникают самостоятельно, независимо от администрации, как

    правило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой

    стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании

    осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат»,

    который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей

    силой здесь действуют механизмы подражания, соперничества и

    самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с

    групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями.

    'Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М., 1957. с. 241.

    Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью

    осужденного, всегда стоит малая группа. Возникнув, она проходит свой путь

    развития, внутри группы создается определенная структура, выражающаяся в

    установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих

    групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В такой

    группе всегда имеется лидер, вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группе с

    положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские

    отношения, проявляются взаимные симпатии. В процессе организации и

    становления отрицательно направленной малой группы часто возникает

    нездоровое соперничество, а порой и борьба между отдельными лидерами.

    Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Захватив

    лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную

    работу он поручает другим осужденным, оставляя за собой функцию

    организатора. Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно

    направленной малой группы не может быть и речи.

    Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно многообразны:

    от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень

    длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых аффективных

    действий.

    Каждый конфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1) начало,

    характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновением

    интересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтных

    отношений; 3) открытое столкновение конфликтных сторон; 4) разрешение

    возникших противоречий. Все это важно знать для профилактики,

    предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов

    всех индивидов, особенно психопрофилактика, имеет важное значение для

    исправления и перевоспитания осужденных.

    Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осу-,

    ществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания,

    сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер по

    отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более

    серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и

    внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на

    личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление

    правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что

    создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и

    создания перспективы для социальной адаптации.

    В ряде ИТУ достигаются заметные успехи в ресоциализирующей деятельности,

    особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и

    теоретическому наследию известных педагогов и психо-логов, где образуется

    сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников, формируются механизмы

    социально адаптированной групповой интеграции в среде заключенных,

    создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы

    исправления, сопровождающиеся получением определенных льгот, создается

    перспектива будущего.

    § 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их

    перевоспитания

    Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при

    активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреплению

    самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости и

    взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание

    воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом.

    Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия,

    которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны

    обеспечивать определенное воспитательное воздействие одновременно и на

    конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и

    дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на

    коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на

    каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с

    отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В

    сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка

    идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не

    утверждая, что до личности нам нет никакого дела»'.

    Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздействия на

    отдельную личность не исключает и целенаправленного личностного воздействия

    воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этого применяются

    следующие основные методы.

    Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведения

    индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в

    себе цели изучения и воздействия на личность.

    Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель действий

    администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поняли, что цели

    действий администрации полностью совпадают с их собственными интересами.

    Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный

    период к жизни и деятельности в об-

    ' Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.

    щем коллективе российских граждан. Эти знания будут способствовать

    направленности их деятельности, волевых и интеллектуальных способностей на

    достижение таких промежуточных целей. Создается отрицательное отношение

    осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело

    его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения к своему

    прошлому поведению не может создаться новое отношение ктруду, к жизни,

    новое мировоззрение.

    Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.

    Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеет большую

    возможность влиять на психические общения, регулировать те из них, которые

    складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с

    родными, близкими ему людьми.

    Воспитательное воздействие представителей общественных организаций и

    коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими

    наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами российского

    общества.

    Особое значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который

    во многом способствует выработке у него положительных качеств, изменению

    его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная роль

    принадлежит и воспитателям колонии, которые должны обеспечить в необходимых

    случаях связи с семьей, соответствующее отношение членов семьи к

    осужденному. Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного

    воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно

    подготавливать. Перед свиданием воспитатель информирует их о тех

    изменениях, которые произошли в психологии данного осужденного, о возможных

    путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично

    подсказать наиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д.

    Для достижения целей перевоспитания воспитатель должен использовать все

    психические общения, в которые вступает осужденный.

    Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая

    информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению

    его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он

    раньше не получал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень

    важно собирать" сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее

    время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше

    работал. На наглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред

    государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы

    его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на

    выработку твердого решения перевоспитываться, повысить активность в труде,

    скорее вернуться к нормальной жизни.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.