МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

    Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

    Содержание:

    Введение....................................................................

    ...............................................2

    Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии

    и агрессивности

    ............................................................................

    ..........3

    Определение

    понятия...................................................................

    ......................3

    Причины

    агрессивности.............................................................

    .......................4

    Социальные условия, способствующие закреплению

    агрессии..................19

    Подросток в

    семье.......................................................................

    .................19

    Подросток в группе

    сверстников...............................................................24

    Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового

    созревания..................................................................

    ............................................27

    Практическая часть.

    1.Метод исследования.

    2.Организация исследования.

    3. Результаты исследования.

    4. Второй этап исследования.

    5.Общие выводы.

    Заключение.

    Приложение.

    Список литературы.

    Введение

    В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся

    с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост

    числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в

    асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного

    порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и

    вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали

    проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди

    молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки

    участвуют в военизированных формированиях политических организаций

    экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и

    сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких

    преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов

    агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей

    социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения

    по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности.

    На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные

    конфликты.

    Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

    Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране

    и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не

    пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения

    быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты

    проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее

    усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии,

    индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы

    предотвращения агрессии.

    В теоретической части мы рассмотрели основные подходы к

    пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления и

    возможные факторы ее провоцирования. В практической части - три этапа

    планируемого лонгитюдного исследование школьников общеобразовательной

    школы.

    Объект исследования – агрессия и агрессивность.

    Предмет – агрессия как личностное образование в старшем

    подростковом и раннем юношеском возрасте.

    Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования

    в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

    Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста

    агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное

    образование.

    Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:

    1. теоретический анализ литературы по проблеме;

    2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9

    и 10 классов;

    3. выявление гендерных различий;

    Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме

    агрессии и агрессивности.

    1.Определение понятия

    В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь,

    вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-

    захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие

    (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

    С.18.)

    Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для

    обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры

    всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой

    силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В

    понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты

    поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и

    убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного

    поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость",

    "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние

    враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние,

    всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность

    сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях,

    однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без

    враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не

    питают.

    В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие

    авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.

    Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

    Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие

    группы:

    1. Представление об агрессии как мотивированных действиях,

    нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане

    различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная

    агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно,

    но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив

    существует, но он не осознается.

    Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют

    осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.

    Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает,

    что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностью

    принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

    Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является

    тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие

    нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность

    создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную

    самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной

    ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает

    интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.

    2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая

    составляющая).

    Например:

    Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это

    любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда

    другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

    - агрессия обязательно подразумевает преднамеренное,

    целенаправленное причинение вреда жертве;

    -в качестве агрессии может рассматриваться только такое

    поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым

    организмам;

    -жертва должна обладать мотивацией избежания подобного

    обращения с собой;

    Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.

    Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального

    поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но

    поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место

    губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

    Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это

    поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение

    физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность –

    относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к

    агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение

    другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру

    личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

    В данной дипломной работе под агрессией мы подразумеваем

    личностную черту, которая формируется под воздействием социально-

    психологических факторов.

    2. Причины агрессивного поведения и агрессивности

    Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется

    значительное внимание во всех основных психологических направлениях.

    В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается

    как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он

    приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной

    работе, сложностей в окружающей его среде.

    Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является

    подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная

    перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые

    образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый

    период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло

    переплетаются противоречивые тенденции развития.

    В отечественной психологии показано, что человек не рождается

    эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким.

    Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально

    полезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.).

    Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия

    взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди

    сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция,

    препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен

    слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет

    психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным

    формам поведения.

    Агрессивность в личностных характеристиках подростков

    формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-

    за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в

    соответствующем поведении.

    Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то

    можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы

    и кризисе личности (Ю.М. Можгинский). Не путать личностный кризис

    личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного

    отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и

    оторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение

    утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется

    негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных

    колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях,

    мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное

    поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не

    нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием

    лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств

    личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в

    системе ценностных ориентаций.

    Зарубежные подходы к изучению агрессии

    Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение,

    имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому

    агрессивное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому

    подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически

    «запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученые

    психоаналитического и этологического подходов.

    Основоположником психоаналитического подхода является З.Фрейд.

    Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект

    научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической

    трактовке выступает Танатос – инстинктивное влечение к смерти и разрушению.

    Эта концепция сложилась в поздних работах Фрейда, а первоначально он

    придерживался иных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все

    человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого

    направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом

    контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование

    либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась

    Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.

    Первым исследователем психоаналитической школы, заговорившим об

    изначальной природе человеческой деструктивности, была С.Шпильрейн. Её идея

    заключалась в следующем: чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему

    предшествовало, то есть во всяком акте созидания содержится процесс

    разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равных

    компонента – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества

    влечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив,

    влечение к смерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни.

    По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса

    направлена на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение

    является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и

    между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между

    сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлять

    энергию Танатоса вовне, в направлении от Я. Таким образом, Танатос косвенно

    способствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других.

    Получается, что агрессивное поведение – не только врожденное,

    берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и

    неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это

    вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность,

    что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать

    разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более

    опасных действий. Вывод заключается в следующем: агрессивность как

    неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.

    Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством

    сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой

    материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление

    к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только

    в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание

    порождает различные формы агрессивного поведения – от открытого до

    символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает

    символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая

    ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной

    реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать

    себя субъектом, а не объектом.

    В русле психоаналитического подхода причиной возникновения

    агрессивного поведения занимался и Д.Доллард. он разработал фрустрационно-

    агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта:

    здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не

    эволюционный процесс. Агрессия – это не автоматически возникающее в

    организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть

    препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия

    и эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, а

    фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается как

    попытка навредить другому своим действием. При чем степень фрустрации

    зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности

    препятствия и количества целенаправленных действия.

    Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых

    неразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и

    замещения. Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-

    за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии

    прямопропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение

    прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией,

    которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник

    этого торможения.

    Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.