Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка
со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он
быстро деградировал бы как личность.
Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом
практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных
способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и
быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения,
например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по
генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе
рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов
жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов,
закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При
рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные формы восприятия,
памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее
познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой
генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых
непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся
более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов
восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и
мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в
пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.
Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен
различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и
важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после
рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и
слух.
В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к
рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета
к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает
общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется
также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота
головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни
инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется
дневной свет.
Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно
предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень
сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы,
изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и
физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых
людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.
Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих
самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией
пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов
и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные,
ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов;
все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только
основные органы чувств, но и головной мозг.
Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти
такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи
между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в
мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после
рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и
развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных
внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей
среды.
Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента
рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать
различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия
цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в
состоянии формировать условные рефлексы.
Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики
и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение
в первые месяцы жизни имеет развитие движений .
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА
Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она
включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У
новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность
конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в
будущем сложных комплексов координированных движений.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень
быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за
двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа,
располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений
рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только
легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно
передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног
выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от
локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и
предназначенными для исследования окружающего мира.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей,
особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти
движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении
познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям
рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на
движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные ручные
движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой
частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности
человека.
Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются
почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в
частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к
особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный
характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент
непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев
приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания
предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа.
Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять
движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла
сенсомоторная координация.
Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка
довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая
сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы,
которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем
месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев,
система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней
выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет
схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать
траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их
движение.
Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в
руке, пытаясь приблизить их ко рту.
Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм,
связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и
исследования окружающего мира были челюсти.
Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы,
которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем
движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом
зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от
ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства
этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он
начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет
погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает
предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним
предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом
возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений
способно еще раз воссоздать желаемый результат.
В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и
все это относится к первому полугодию жизни.
На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых,
повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу
научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют
ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных
движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,
контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более
совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных
движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше
новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным
источником познания ребенком окружающей действительности.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма
движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и
управления его поведением с целью удовлетворения актуальных потребностей
ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому,
сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает
взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.
ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ
Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение.
Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у
месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие
движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом
появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту
отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз.
Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на
предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования
занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они
накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является
чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень
развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя
новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако
вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно
слабым.
Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у
ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития
этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и
качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды.
Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными
при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей,
совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.
Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к
различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы
предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый
образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что
младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его
взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда
чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая
экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно
создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).
Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л.
Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни
ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если
раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и
быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок
долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется
улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка
осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи,
побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца
“комплексом оживления”.
На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей,
выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека
являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На
улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также
улыбкой и общей активизацией движений.
Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса
оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от
рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном
возрасте, услышав только голос своей матери.
Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее
появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком
или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого
должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.
Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком
способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса
оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.
Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б. Эльконина,
М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления есть не что иное,
как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка
малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним.
Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни.
Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале
возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце
жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый
из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия
взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На
заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется
ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со
взрослым.
К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо
показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со
знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми
месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его
зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в
незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним
находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно
быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого
года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться
рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой
разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха
перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14
- 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо,
проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период
жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.
Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия
предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое
свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и
образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего
возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен
различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и
хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у
младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста
ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не
более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери
в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле,
причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время
начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения,
что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в
долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней,
то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.
Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого
Страницы: 1, 2, 3, 4
|