МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическое развитие в среднем детстве

    идет по пути, который характерен и для других видов когнитивного развития.

    У дошкольников понимание мира ограничено их эгоцентризмом. Хотя к 7

    годам дети достигают разумного возраста и могут выполнять некоторые

    логические операции, им еще несколько мешает неспособность видеть мир с

    других точек зрения. В среднем детстве они постепенно развивают менее

    эгоцентрическую позицию, принимающую в расчет то, что думают и чувствуют

    другие люди.[8]

    Поэтому первым компонентом социального познания является социальный

    вывод — догадки и предположения о том, что чувствует, думает или

    намеревается сделать другой человек

    Например, маленький ребенок слышит смех матери и предполагает, что ей

    весело. Взрослый человек, возможно, услышит в смехе матери этого ребенка

    некую принужденность, и тогда он делает вывод, что она скрывает свои

    чувства. Разумеется, маленький ребенок не в состоянии сделать столь тонкий

    вывод, но к 6 годам дети уже способны прийти к выводу, что мысли другого

    человека могут отличаться от их собственных. Примерно к 8 годам они

    отчетливо сознают, что другой человек способен представить ход их

    собственных мыслей. К 10 годам дети способны представить себе содержание и

    ход мыслей другого человека, предполагая в то же время, что этот другой

    человек делает то же самое с их собственными мыслями. Рассуждение ребенка

    при этом может выглядеть примерно так: «Джонни сердится на меня и знает,

    что я знаю, что он сердится». Процесс развития точных социальных выводов

    продолжается еще и в подростковом возрасте.

    Вторым компонентом социального познания является понимание ребенком

    социальных отношений. Дети постепенно накапливают знания о существовании

    таких налагаемых дружбой обязательств, как честность и верность, уважение к

    авторитету, и о таких понятиях, как законность и справедливость,

    одновременно углубляя и расширяя их понимание. [5]

    Третьим аспектом социального познания является понимание социальных

    предписаний, таких как обычаи и условности. Многие из этих условностей

    поначалу заучиваются механически или исполняются путем простого подражания.

    Позже они утрачивают свою жесткость, в зависимости от способности ребенка

    делать правильные социальные выводы и понимать социальные отношения.

    Психологи, изучающие социальное познание, считают, что оно развивается

    в предсказуемой последовательности, а некоторые из них даже называют

    ступени этой последовательности стадиями. Большинство исследователей

    сходятся в том, что дети преодолевают пик своего эгоцентризма к 6-7 годам.

    Они преодолевают центрацию на одном аспекте ситуации и постепенно

    совершенствуют умение делать социальные выводы. Как мы вскоре увидим, эти

    успехи дают ребенку возможность строить прочные и приносящие удовлетворение

    отношения с другими детьми. Они также влияют на способность ребенка

    размышлять о нравственных вопросах.

    2.2 Представления детей о дружбе

    Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий,

    чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что,

    значит, быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки

    зрения другого человека, в большей степени способны устанавливать и

    поддерживать прочные, близкие отношения со сверстниками.

    Используя модель социального познания, Селман изучал дружбу между

    детьми в возрасте 7-12 лет. Его подход имеет сильное сходство с подходом

    Колберга в исследовании морального развития, речь о котором пойдет в

    дальнейшем. Детям рассказывают историю, в которой содержится социальная

    дилемма, затем им задают вопросы, построенные таким образом, чтобы можно

    было оценить понимание ими других людей и самих себя, их способность к

    рефлексии и общие представления о дружбе и тех поступках, которые ее

    подрывают. Вот пример одного из использованных Селманом рассказов. [8]

    Кэтти и Дебби были лучшими подругами с 5-летнего возраста. В соседний

    дом приехала новая семья, в которой есть девочка Жанетта; она быстро

    подружилась с Кэтти, но Дебби ей не понравилась, потому что считает Жаннету

    воображалой. Позже Жанетта приглашает Кэтти пойти в цирк, который дает

    представление в их городе только один день. Проблема Кэтти состоит в том,

    что она обещала Дебби играть с ней в этот день. Что будет делать Кэтти?

    Этот рассказ поднимает вопросы о характере отношений, о выборе между

    старой и новой дружбой, о верности и доверии. Дети должны обдумать эти

    вопросы, обсудить, как зарождается и поддерживается дружба, и решить, что в

    этих отношениях представляет первостепенную важность. Иными словами, метод

    Селмана дает возможность оценить представления ребенка и ход его

    размышлений — как он принимает решения относительно того, что является

    главным.

    Селман описывает 4 стадии дружбы. На первой стадии (до 7 лет) дружба

    основана на соображениях физического или географического порядка и носит

    довольно эгоцентрический характер. Друг — это просто партнер в играх, тот,

    кто живет неподалеку, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О

    том, чтобы понять и принять в расчет собственные интересы друга, речь пока

    не идет.

    На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей

    взаимности и сознавать чувства другого. Дружба рассматривается главным

    образом с точки зрения поступков одного человека и их субъективной оценки

    другим человеком. На этой стадии ребенок мог бы сказать, что Кэтти может

    пойти в цирк с Жанеттой и остаться подругой Дебби только в том случае, если

    Дебби не будет возражать против изменения первоначальных планов.

    На третьей стадии (от 9 до 12 лет) дружба основана на идее подлинно

    равного обмена: друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу.

    Дети осознают, что могут оценивать действия своих друзей и что друзья, в

    свою очередь, могут оценивать их действия. На этой стадии впервые

    появляется понятие обязательства. Дети могут осознавать, что дружба между

    Кэтти и Дебби отличается от дружбы между Кэтти и Жанеттой, потому что

    старая дружба основана на давнишних обязательствах.

    На четвертой стадии, которая довольно редко встречалась среди

    участвовавших в исследовании Селмана 11-12-летних детей, дружба понимается

    как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и

    взаимном доверии, Дети теперь становятся способны смотреть на эти отношения

    с позиции третьей стороны. На этом уровне ребенок мог бы так

    прокомментировать ситуацию: «Кэтти и Дебби должны суметь понять друг

    друга». Селман утверждает, что ключом к пониманию возрастных изменений в

    дружбе детей является способность встать на точку зрения другого.

    Не все исследователи соглашаются с моделью Селмана. Например, имеются

    данные, что маленькие дети имплицитно знают гораздо больше о том, что

    значит быть другом, чем они могут рассказать интервьюеру. Кроме того,

    реальная дружба характеризуется довольно сложными и динамичными

    отношениями. В одно время они могут предполагать взаимозависимость,

    обоюдное доверие и взаимодействие, а в другое — независимость,

    соперничество или даже конфликт. Такого рода сложности нелегко объяснить с

    помощью модели, рассматривающей только когнитивные аспекты детской дружбы и

    игнорирующей ее эмоциональные аспекты.

    Дружбе, как и всем человеческим отношениям, свойственны моральные

    суждения о людях, идеях, ситуациях и событиях. Подобно другим областям

    социального познания, мораль также развивается с возрастом.

    2.3 Моральные суждения и их аргументация

    В процессе взросления большинство детей каким-то образом выучиваются

    отличать хорошие поступки от дурных, различать сердечность и бессердечие,

    великодушие и себялюбие. Зрелое моральное суждение, таким образом,

    предполагает непросто механическое заучивание социальных правил и

    условностей, — оно представляет собой принятие решений о том, что

    справедливо, а что нет. Существуют значительные разногласия по поводу того,

    как у детей происходит развитие морали. Приверженцы теории социального

    научения считают, что дети усваивают мораль благодаря вознаграждению и

    наказанию за различные виды поведения, а также благодаря подражанию ролевым

    моделям. Психологи, придерживающиеся психодинамического подхода, полагают,

    что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением

    потерять любовь и одобрение родителей. Сторонники когнитивной теории

    считают, что, подобно умственному развитию, развитие морали носит

    прогрессивный, стадиальный характер. Давайте поближе рассмотрим когнитивные

    подходы к изучению морального развития. [3]

    Пиаже определял мораль как «уважение индивидуума к нормам

    общественного строя и его чувство справедливости», где справедливость

    понимается как «забота о взаимообмене и равенстве между людьми* Согласно

    Пиаже моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их

    развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся

    социальным опытом. Развитие морального чувства осуществляется в 2 стадии.

    На стадии нравственного реализма дети думают .что необходимо соблюдать все

    правила, потому что это реальные, нерушимые условия, а не абстрактные

    принципы. На этой стадии они судят о нравственности того или иного поступка

    исходя из его последствий и еще не способны оценивать намерения. Например

    ребенок будет считать девочку, накрывавшую правила и нормы поведения - на

    стол и нечаянно разбившую 12 тарелок, более виноватой, чем девочку,

    намеренно разбившую 2 тарелки в порыве гнева на свою сестру. [5]

    Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они

    понимают, что правила создаются людьми на основе взаимной договоренности и

    что при необходимости их можно изменять. Это приводит к осознанию того, что

    в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного и что

    нравственность поступка за- висит не от его последствий, а от намерений.

    Теория морального развития Л. Колберга. Теория Пиаже о двух стадиях

    морального развития была развита Лоуренсом Колбергом. Колберг предлагал

    своим испытуемым (детям, подросткам и взрослым) серию коротких рассказов

    морального характера, а затем по ним задавал вопросы. Главный герой каждого

    рассказа сталкивался с моральной дилеммой, и испытуемому предлагалось

    разрешить эту дилемму. Колберга не столько интересовали предлагавшиеся в

    ответах испытуемых конкретные решения, сколько обоснование этих решений.

    Вот одна из дилемм, ставшая классической.

    В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака.

    Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее

    спасти. Таким лекарством был препарат радия, открытый недавно местным

    аптекарем. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но аптекарь назначил

    цену, в 10 раз превосходящую его себестоимость. Он платил 200 долларов за

    радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства, Муж больной

    женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раздобыть денег,

    но смог собрать только 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он

    сказал аптекарю, что его жена умирает, он попросил аптекаря снизить цену

    или разрешить ему заплатить оставшуюся сумму позже. Но аптекарь ответил;

    «Нет, я открыл это лекарство и хочу сделать на этом деньги». Хайнц пришел в

    отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей

    жены.

    Испытуемого спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство?

    Почему?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превосходящую

    реальную стоимость лекарства? Почему?», «Что хуже — позволить человеку

    умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?»

    То, как представители различных возрастных групп отвечали на подобные

    вопросы, подтолкнуло Колберга к предположению, что в развитии моральных

    рассуждений можно выделить ряд стадий. Он определил 3 основных уровня

    моральных суждений и разделил их на 6 стадий. Его теория нашла

    подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики, по

    крайней мере в западных странах, обычно проходят через эти стадии именно

    так, как предсказывает теория. В одном 20-летнем лонгитюдном исследовании

    48 мальчиков Колберг и его коллеги обнаружили замечательное соответствие

    развития моральных суждений постулированным в теории стадиям.

    Теория Колберга встретила много возражений. Некоторые исследователи

    пришли к выводу, что очень трудно в точности следовать инструкциям к

    довольно громоздким тестам Колберга и не менее трудно согласиться с

    предложенной им методикой оценивания в баллах ответов детей на его тесты.

    Много нападок испытала теория Колберга за положенный в ее основу принцип

    этического абсолютизма. Она не учитывала существенные культурные различия,

    определяющие специфику господствующей морали в различных обществах Колберг

    и сам признавал, что необходимо принимать во внимание социальные и

    моральные нормы той группы, к которой принадлежит человек. Он пришел к

    заключению, что постулируемая его теорией 6-я стадия морального развития

    может оказаться неприменимой ко всем людям, живущим в разных культурах.

    Пауер и Раймер нашли другие слабые места в теории Колберга. Они

    указывают, что шкала Колберга измеряет моральные установки, а не поведение,

    в то время как существует огромная разница между моральными суждениями

    человека и его реальным поведением в ситуациях морального выбора.

    Нравственный выбор делается не в вакууме, наоборот, делать его, как

    правило, приходится в «кризисных ситуациях». Как бы высоки ни были наши

    моральные принципы, когда наступает время действовать в соответствии с

    ними, наше поведение может значительно отличаться от наших суждений и

    мнений по вопросам морали.

    Стадии морального развития по Л. Колбергу.

    |стадия |Характер рассуждения |

    | |Уровень I. Предконвенциональный (основанный на |

    | |наказаниях и вознаграждениях) |

    |1-я стадия. |Нужно подчиняться правилам, чтобы избе жать |

    |Ориентация на |наказания |

    |избежание наказаний | |

    |и послушание | |

    |2-я стадия. Наивный |Нужно подчиняться правилам ради |

    |инструментальный |получения вознаграждения или личнывыгод |

    |гедонизм | |

    | |Уровень 2. Конвенциональный (основанный на |

    | |социальной конформности) |

    |3-я стадия. Мораль |Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать |

    |«пай-мальчика», |неодобрения или неприязни со стороны других |

    |ориентация на |людей |

    |поддержание хороших | |

    |отношений и | |

    |одобрение со стороны| |

    |других людей | |

    |4-я стадия. Мораль, |Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать |

    |поддерживающая |осуждения со стороны законных властей и |

    |власть и закон |последующего чувства вины |

    | |Уровень 3. Постконвенциональный (основанный на |

    | |моральных принципах) |

    |5-я стадия. Мораль |Нужно соблюдать законы данной страны ради |

    |общественного |всеобщего благосостояния |

    |договора, | |

    |индивидуальных прав | |

    |и демократически | |

    |принятого закона | |

    |6-я стадия. Мораль, |Нужно следовать универсальным этическим |

    |ориентированная на |принципам |

    |законы свободной | |

    |совести | |

    Возражения Кэрол Гиллиган. Кэрол Гиллиган заявляет, что Колберг

    построил свою теорию, опираясь исключительно на результаты исследования лиц

    мужского пола, и не учел возможности, что моральное развитие у

    представительниц женского пола могло бы происходить несколько иначе. Иными

    словами, она обвинила Колберга в мужской необъективности. Гиллиган

    обнаружила, что девочки и женщины обычно получают более низкие оценки в

    тестах Колберга за разрешение моральных дилемм, чем мальчики и мужчины.

    Однако, утверждает она, это еще не значит, что они отличаются более низким

    уровнем мышления, — просто для своих моральных суждений они используют

    другие критерии.

    По мнению Гиллиган, девочек и мальчиков с раннего детства учат ценить

    разные человеческие качества. Мальчиков приучают стремиться к независимости

    и ценить абстрактное мышление. Девочек, наоборот, учат быть заботливыми и

    внимательными к нуждам других людей и ценить хорошие отношения с ними.

    Гиллиган считает, что существуют 2 разных типа морального рассуждения; один

    базируется на понятии абстрактной справедливости, а другой — на

    человеческих отношениях и заботе о ближнем. Подход к морали с позиций

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.