Психология
удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции,
сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения
этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального
функционирования организма.
Теории эмоций.
* Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция
организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как
определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале
ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем,
что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся
потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".
* Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по
мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые
физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует
это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.
* Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между
возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью
информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо
потребности.
Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация.
Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию
о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная
эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмо-
ция отрицательная.
Классификация эмоций.
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить
их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые
индивидом как положительные.
2. Также существует классификация, предлагающая делить эмоции на
стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к
деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека,
вызывающие заторможенность).
3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать
эмоции по трем направлениям:
- удовольствие-неудовольствие;
- напряжение-разряжение;
- возбуждение-торможение.
4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные
эмоции:
* интерес-волнение;
* радость;
* удивление;
* горе-страдание;
* гнев;
* отвращение;
* презрение;
* стыд;
* вина.
Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются
производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких
фундаментальных.
5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную
классификацию эмоций:
* альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);
* коммуникативные эмоции (возникающие при общении);
* глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);
* праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);
* пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью
рисковать);
* романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);
* гностические эмоции (возникающие в познании);
* эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);
* гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии,
удобствах);
* акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению,
коллекционированию).
Эмоциональные состояния.
Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является
эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими
анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную
или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное
количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.
Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную
эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент
хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше
отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей
тарелке", "неуютно", напряженно, неспокойно. Особенно важное значение для
формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые
раздражители. Обоняние - древнейший из анализаторов. Оно через нервную
вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней
секреции и существенно влияет на общее состояние организма - в том числе и
на общий эмоциональный тон.
Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времени
окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:
* эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);
* четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)
Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от
физиологических до высокодуховных. Так, например, несварение желудка,
чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация в
семье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуют
формированию плохого настроения, а, скажем, ощущение благополучия организма
после лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа,
встреча с дорогим человеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение.
Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи в
определенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в те
же эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценить
адекватно.
Фрустрация - состояние острого переживания неудовлетворенной
потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.
Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а
ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными
ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов:
физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные
сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения,
недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)
Человек, находящийся в состоянии фрустрации, испытывает целую гамму
негативных эмоциональных переживаний: раздражение, чувство вины,
разочарование, отчаяние. Фрустрационная ситуация обычно разрешается либо
при устранении фрустратора (т.е. удовлетворении потребности), либо при
реорганизации
существую???????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????, которая зависит от функциональных особенностей нервной системы,
системы мировоззрения данного индивида, его самооценки.
Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к
новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему
требование" (Селье).
В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:
- физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический
труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);
- психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий,
потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).
Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяет
следующие фазы развития общего синдрома адаптации:
* реакция тревоги - на этой стадии возбуждается симпатическая нервная
система и надпочечники выбрасывают в кровь "гормоны стресса" - адреналин и
норадреналин;
* фаза сопротивления - на этой стадии происходит мобилизация всего
организма для преодоления стрессовой ситуации;
* фаза истощения - эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают
слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между
стрессами.
Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к.
стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие,
закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных
стрессоров. Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой
(а в условиях современного крупного города человек подвергается воздействию
стрессоров почти ежеминутно), то организм не успевает восстановиться и
войти в нормальный режим работы - стресс становится хроническим.
Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадии
истощения:
* бессонница;
* боль в груди;
* постоянное покашливание;
* сексуальная неудовлетворенность;
* эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);
* непреходящая усталость;
* мышечные боли.
Неблагоприятные последствия хронического стресса часто называют дистрессом.
Дистресс вызывает самые разнообразные нарушения в жизнедеятельности
индивида: снижает сопротивляемость инфекциям вследствие ослабления
иммунитета, способствует появлению различных психосоматических (т.е.
имеющих психическую природу) заболеваний - гастритов, язвы желудка,
сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, бронхиальной астмы, заболеваний
позвоночника и многих других, формирует различные нарушения в сфере
мотивационной активности личности, невротические реакции и даже реактивные
психозы.
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное
состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни.
Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего
конфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия
между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и
возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических,
неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не
может найти выход из них.
Признаки аффекта:
* сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособность
адекватно оценивать ситуацию и свои действия;
* выраженная двигательная активность, связанная с необходимостью выплеснуть
сильнейшее психическое напряжение, порожденное ситуацией;
* частичная или полная потеря памяти о событиях, предшествовавших аффекту и
своих действиях во время него;
* сильное психическое истощение, физическая слабость после аффективной
реакции;
* наличие "постаффекторных следов или комплексов", которые в случае
наступления впоследствии похожей ситуации навязывают тот же способ ее
разрешения, который был предпринят субъектом в первый раз.
Депрессия - эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным
эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью
волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов,
неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии
испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску. Характерными являются
мысли о собственной никчемности, о невозможности предотвратить наступление
каких-то ужасных событий, страх перед будущим, чувство вины за прошлые
события. Длительные тяжелые депрессии могут привести к попыткам
самоубийства. Депрессии у здоровых людей могут быть результатом
хронического стресса, длительного перенапряжения, психической травмы.
Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения
к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства появляются позже
ситуативных эмоций, они представляют собой личностный уровень
переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры
общества, в котором воспитывался человек, степени его развития. Иными
словами, раздражители, вызывающие отрицательные или положительные эмоции,
одинаково действуют и на человека примитивной культуры, и на современного
высокообразованного англичанина, а вот факторы, вызывающие чувство стыда
или негодования, будут совершенно различными. Важным отличием чувств от
эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и
постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией
на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны,
т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных
эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются
основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства
начинают определять содержание ситуативных эмоций.
Страсти - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над
другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете
страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страстей почти
исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующих реализации
в сфере сознания. Как всякие бессознательные влечения, эти комплексы не
могут быть реализованы в своем настоящем виде и поэтому подвергаются
изменению, сублимации, чтобы преодолеть цензуру Я. Будучи следствием
неблагоприятного личного опыта индивида, страсти вместе с тем зачастую
становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих
величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при
других условиях формирования личности.
2. Волевые процессы.
Воля - способность человека самостоятельно регулировать свою
деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.
Волевое усилие включается при следующих условиях:
* при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во
всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами
формируем их;
* при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда
внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом
случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;
* при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в
тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и
должны сделать выбор между ними.
Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении
активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего-
то.
Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е.
представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей
раннего возраста реактивно - они реагируют на внутренние ("Хочу!") и
внешние ("Сделай так и получишь конфетку!") побуждения к деятельности. По
мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым
действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их
регулятором. Волевое усилие - это преодоление себя, высшее выражение
сознательности, власть над собой.
Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный
человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя
равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших
уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить
элементарный выбор (ситуация "буриданова осла"). Патология развития воли
называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то,
но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии
является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной
патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на
пути.
Раздел 6: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. Понятие личности в психологии.
Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых
признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее
свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими
людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически,
т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе
общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само
это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного
воспитания, т.е. только в том
сл??????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????
?????????????????
??????????????????????????
?????????????????????????????????????????????ответствует психосексуальному
развитию человека, причем на каждом этапе либидо (сексуальная энергия,
детерминирующая активность человека) проявляется через различные эрогенные
зоны.
Фрейд выделяет следующие фазы психосексуального развития:
* на оральной стадии (0-1 год) снятие напряжение либидо связано с сосанием
- материнской груди, соски-пустышки или бутылочки с молоком, собственного
пальца или любого предмета; если по каким-либо причинам потребность в
сосании не будет удовлетворяться, то человек задерживается на этой стадии и
впоследствии у него могут во взрослом состоянии проявиться такие пороки как
страсть к алкоголю ("к бутылочке"), к курению
("сосанию сигареты"), обжорству или сквернословию;
* на анальной стадии (1-2 года) напряженность либидо снимается во время
акта дефекации; при непоследовательном поведении родителей, слишком суровом
воспитании может произойти задержка личностного развития и на этой стадии -
в этом случае развиваются такие черты характера как пунктуальность и
педантичность ("главное - успеть вовремя"), скупость (нежелание
расставаться ни с чем, принадлежащим мне), чрезмерная чистоплотность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|