МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология

    удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции,

    сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения

    этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального

    функционирования организма.

    Теории эмоций.

    * Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция

    организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как

    определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале

    ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем,

    что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся

    потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".

    * Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по

    мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые

    физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует

    это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.

    * Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между

    возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью

    информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо

    потребности.

    Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация.

    Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию

    о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная

    эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмо-

    ция отрицательная.

    Классификация эмоций.

    1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить

    их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые

    индивидом как положительные.

    2. Также существует классификация, предлагающая делить эмоции на

    стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к

    деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека,

    вызывающие заторможенность).

    3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать

    эмоции по трем направлениям:

    - удовольствие-неудовольствие;

    - напряжение-разряжение;

    - возбуждение-торможение.

    4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные

    эмоции:

    * интерес-волнение;

    * радость;

    * удивление;

    * горе-страдание;

    * гнев;

    * отвращение;

    * презрение;

    * стыд;

    * вина.

    Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются

    производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких

    фундаментальных.

    5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную

    классификацию эмоций:

    * альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);

    * коммуникативные эмоции (возникающие при общении);

    * глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);

    * праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);

    * пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью

    рисковать);

    * романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);

    * гностические эмоции (возникающие в познании);

    * эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);

    * гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии,

    удобствах);

    * акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению,

    коллекционированию).

    Эмоциональные состояния.

    Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является

    эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими

    анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную

    или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное

    количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.

    Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную

    эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент

    хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше

    отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей

    тарелке", "неуютно", напряженно, неспокойно. Особенно важное значение для

    формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые

    раздражители. Обоняние - древнейший из анализаторов. Оно через нервную

    вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней

    секреции и существенно влияет на общее состояние организма - в том числе и

    на общий эмоциональный тон.

    Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времени

    окрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:

    * эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);

    * четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)

    Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от

    физиологических до высокодуховных. Так, например, несварение желудка,

    чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация в

    семье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуют

    формированию плохого настроения, а, скажем, ощущение благополучия организма

    после лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа,

    встреча с дорогим человеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение.

    Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи в

    определенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в те

    же эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценить

    адекватно.

    Фрустрация - состояние острого переживания неудовлетворенной

    потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели.

    Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а

    ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными

    ситуациями. Фрустраторами может быть широкий спектр факторов:

    физиологических (лишение сна, пищи, холод, жажда, неудовлетворенные

    сексуальные потребности и т.д.), психологических (отсутствие общения,

    недостаток информации, этические внутренние конфликты и т.д.)

    Человек, находящийся в состоянии фрустрации, испытывает целую гамму

    негативных эмоциональных переживаний: раздражение, чувство вины,

    разочарование, отчаяние. Фрустрационная ситуация обычно разрешается либо

    при устранении фрустратора (т.е. удовлетворении потребности), либо при

    реорганизации

    существую???????????????????????????????????????????????????????????????????

    ????????????????????????????????

    ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

    ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

    ????, которая зависит от функциональных особенностей нервной системы,

    системы мировоззрения данного индивида, его самооценки.

    Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к

    новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему

    требование" (Селье).

    В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:

    - физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический

    труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);

    - психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий,

    потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).

    Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяет

    следующие фазы развития общего синдрома адаптации:

    * реакция тревоги - на этой стадии возбуждается симпатическая нервная

    система и надпочечники выбрасывают в кровь "гормоны стресса" - адреналин и

    норадреналин;

    * фаза сопротивления - на этой стадии происходит мобилизация всего

    организма для преодоления стрессовой ситуации;

    * фаза истощения - эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают

    слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между

    стрессами.

    Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к.

    стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие,

    закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных

    стрессоров. Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой

    (а в условиях современного крупного города человек подвергается воздействию

    стрессоров почти ежеминутно), то организм не успевает восстановиться и

    войти в нормальный режим работы - стресс становится хроническим.

    Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадии

    истощения:

    * бессонница;

    * боль в груди;

    * постоянное покашливание;

    * сексуальная неудовлетворенность;

    * эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);

    * непреходящая усталость;

    * мышечные боли.

    Неблагоприятные последствия хронического стресса часто называют дистрессом.

    Дистресс вызывает самые разнообразные нарушения в жизнедеятельности

    индивида: снижает сопротивляемость инфекциям вследствие ослабления

    иммунитета, способствует появлению различных психосоматических (т.е.

    имеющих психическую природу) заболеваний - гастритов, язвы желудка,

    сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, бронхиальной астмы, заболеваний

    позвоночника и многих других, формирует различные нарушения в сфере

    мотивационной активности личности, невротические реакции и даже реактивные

    психозы.

    Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное

    состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни.

    Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннего

    конфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречия

    между требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) и

    возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических,

    неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек не

    может найти выход из них.

    Признаки аффекта:

    * сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособность

    адекватно оценивать ситуацию и свои действия;

    * выраженная двигательная активность, связанная с необходимостью выплеснуть

    сильнейшее психическое напряжение, порожденное ситуацией;

    * частичная или полная потеря памяти о событиях, предшествовавших аффекту и

    своих действиях во время него;

    * сильное психическое истощение, физическая слабость после аффективной

    реакции;

    * наличие "постаффекторных следов или комплексов", которые в случае

    наступления впоследствии похожей ситуации навязывают тот же способ ее

    разрешения, который был предпринят субъектом в первый раз.

    Депрессия - эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным

    эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью

    волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов,

    неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии

    испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску. Характерными являются

    мысли о собственной никчемности, о невозможности предотвратить наступление

    каких-то ужасных событий, страх перед будущим, чувство вины за прошлые

    события. Длительные тяжелые депрессии могут привести к попыткам

    самоубийства. Депрессии у здоровых людей могут быть результатом

    хронического стресса, длительного перенапряжения, психической травмы.

    Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения

    к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства появляются позже

    ситуативных эмоций, они представляют собой личностный уровень

    переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры

    общества, в котором воспитывался человек, степени его развития. Иными

    словами, раздражители, вызывающие отрицательные или положительные эмоции,

    одинаково действуют и на человека примитивной культуры, и на современного

    высокообразованного англичанина, а вот факторы, вызывающие чувство стыда

    или негодования, будут совершенно различными. Важным отличием чувств от

    эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и

    постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией

    на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны,

    т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных

    эмоциях. Более того, если на первых годах жизни именно эмоции являются

    основой формирования чувств, то по мере развития личности уже чувства

    начинают определять содержание ситуативных эмоций.

    Страсти - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над

    другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете

    страсти всех его устремлений и сил. Причины формирования страстей почти

    исключительно связаны с бессознательными комплексами, требующих реализации

    в сфере сознания. Как всякие бессознательные влечения, эти комплексы не

    могут быть реализованы в своем настоящем виде и поэтому подвергаются

    изменению, сублимации, чтобы преодолеть цензуру Я. Будучи следствием

    неблагоприятного личного опыта индивида, страсти вместе с тем зачастую

    становятся движущей силой великих дел, подвигов, открытий, требующих

    величайшего напряжения и концентрации сил, которое было бы невозможно при

    других условиях формирования личности.

    2. Волевые процессы.

    Воля - способность человека самостоятельно регулировать свою

    деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.

    Волевое усилие включается при следующих условиях:

    * при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во

    всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами

    формируем их;

    * при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда

    внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом

    случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;

    * при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в

    тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и

    должны сделать выбор между ними.

    Волевое усилие заключается не только в сознательном побуждении

    активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего-

    то.

    Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е.

    представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей

    раннего возраста реактивно - они реагируют на внутренние ("Хочу!") и

    внешние ("Сделай так и получишь конфетку!") побуждения к деятельности. По

    мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым

    действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их

    регулятором. Волевое усилие - это преодоление себя, высшее выражение

    сознательности, власть над собой.

    Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный

    человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя

    равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших

    уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить

    элементарный выбор (ситуация "буриданова осла"). Патология развития воли

    называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то,

    но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии

    является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной

    патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на

    пути.

    Раздел 6: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

    1. Понятие личности в психологии.

    Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых

    признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее

    свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими

    людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически,

    т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе

    общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само

    это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного

    воспитания, т.е. только в том

    сл??????????????????????????????????????????????????????????????????????????

    ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

    ????????????

    ?????????????????

    ??????????????????????????

    ?????????????????????????????????????????????ответствует психосексуальному

    развитию человека, причем на каждом этапе либидо (сексуальная энергия,

    детерминирующая активность человека) проявляется через различные эрогенные

    зоны.

    Фрейд выделяет следующие фазы психосексуального развития:

    * на оральной стадии (0-1 год) снятие напряжение либидо связано с сосанием

    - материнской груди, соски-пустышки или бутылочки с молоком, собственного

    пальца или любого предмета; если по каким-либо причинам потребность в

    сосании не будет удовлетворяться, то человек задерживается на этой стадии и

    впоследствии у него могут во взрослом состоянии проявиться такие пороки как

    страсть к алкоголю ("к бутылочке"), к курению

    ("сосанию сигареты"), обжорству или сквернословию;

    * на анальной стадии (1-2 года) напряженность либидо снимается во время

    акта дефекации; при непоследовательном поведении родителей, слишком суровом

    воспитании может произойти задержка личностного развития и на этой стадии -

    в этом случае развиваются такие черты характера как пунктуальность и

    педантичность ("главное - успеть вовремя"), скупость (нежелание

    расставаться ни с чем, принадлежащим мне), чрезмерная чистоплотность

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.