МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и ее предмет

    Психология и ее предмет

    Казанская государственная академия культуры и

    искусств

    Факультет: Экономика и управление социально-культурной

    деятельности.

    Контрольная работа по общей психологии

    Тема: Психология и ее предмет

    выполнила: Хафизова

    А.И.

    гр. № 015

    проверил :

    Казань 2002

    Вопросы для самостоятельной работы:

    1. Структура психологической науки . . . . . . 2 - 6

    2. Методы психологического исследования . . . 6 -11

    3. категория сознания . . . . . . . 12 - 13

    4. общее представление о деятельности . . . . . . . 13 - 18

    5. категория личности . . . . . . . . 18 - 21

    6. внимание . . . . . . . . 21 - 24

    7. Ощущения . . . . . . . . 24 - 26

    8. восприятие . . . . . . 26 - 27

    9. память . . . . . . . . 28 - 31

    10. мышление . . . . . . 31 - 34

    11. воображение . . . . . . . 34 - 35

    12. воля . . . . . . . . . 35 - 37

    13. темперамент . . . . . . . . 37 - 39

    14. характер . . . . . . . . 40 - 41

    15. способности . . . . . . . . 41 - 43

    литература . . . . . . . 44

    психология как наука

    Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают

    ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию

    знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается,

    решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система

    жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она

    представлена ему в виде собственных ощущений, образов,

    представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,

    интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

    Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у

    самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

    В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI

    вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась

    изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е.

    таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном

    сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,

    сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в

    себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и

    деятельность человека.

    В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех

    явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.

    В этой связи название «психология» отчасти утратило свой

    первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только

    к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым

    человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся

    веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

    С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной

    областью научных знаний.

    Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего,

    психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные

    явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и

    восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь,

    человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными

    процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми,

    непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют

    психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число

    потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции,

    склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология

    изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от

    психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и

    развития психических явлений от них.

    Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных

    процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с

    целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных

    потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы

    понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому

    понятию, как личность.

    В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека,

    особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до

    конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни

    человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и

    обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также

    поэтому составляют предмет современных психологических

    исследований.

    Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и

    деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в

    действительности они тесно связаны друг с другом и составляют

    единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

    Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с

    одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его

    индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых

    строится и по которым функционирует общество. В последнем случае

    исследуется зависимость психики и поведения человека от места,

    занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы,

    строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений,

    складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той

    социальной роли, которую он играет в обществе, от видов

    деятельности, в которых непосредственно участвует.

    Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых

    психологией, входят и отношения между людьми в различных

    человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

    Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы

    явлений, которые изучает современная психология.

    Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены

    примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие

    явления.

    Таблица 1

    |№ |Явления, изучаемые |Понятия, характеризующие эти явления |

    |п/п |психологией | |

    | |Процессы: индивидуальные,|Воображение, воспоминание, восприятие, забывание,|

    | | | |

    | |внутренние (психические) |запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция,|

    | | | |

    | | |мотивация, мышление, научение, обобщение, |

    | | |ощущение, |

    | | |память, персонализация, повторение, |

    | | |представление, |

    | | |привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, |

    | | |самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, |

    | | |самоконтроль, самоопределение, творчество, |

    | | |узнавание, |

    | | |умозаключение, усвоение. |

    | |Состояния: |Адаптация, аффект, влечение, внимание, |

    | |индивидуальные, |возбуждение, галлюцинация, гипноз, |

    | |внутренние (психические) |деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, |

    | | |любовь, меланхолия, мотивация, намерение, |

    | | |напряженность, настроение, образ, отчуждение, |

    | | |переживание, понимание, потребность, |

    | | |рассеянность, самоактуализация, самообладание, |

    | | |склонность, страсть, стремление, стресс, стыл, |

    | | |темперамент, тревожность, убежденность, уровень |

    | | |притязаний, усталость, установка, утомление, |

    | | |фрустракция, чувство, эйфория, эмоция. |

    | |Свойства |Иллюзии, константность, воля, задатки, |

    | |индивидуальные, |индивидуальность, комплекс неполноценности,|

    | |внутренние (психические) |личность, одаренность, предрассудок, |

    | | |работоспособность, решительность, |

    | | |ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, |

    | | |характер, эгоцентризм. |

    | |Процессы: |Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, |

    | |индивидуальные, |мимика, навык, подражание, поступок, реакция, |

    | |внешние (поведенческие) |упражнение. |

    | |Свойства: |Авторитетность, внушаемость, гениальность, |

    | |индивидуальные, |настойчивость, обучаемость, одаренность, |

    | |внешние (поведенческие) |организованность, темперамент, трудолюбие, |

    | | |фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм. |

    | |Процессы: групповые, |Идентификация, коммуникация, конформность, |

    | |внутренние |общение, межличностное восприятие, межличностные |

    | | |отношения, формирование групповых |

    | | |норм. |

    | |Состояния: групповые, |Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, |

    | |внутренние |психологический климат |

    | |Свойства: групповые, |Совместимость, стиль лидерства, соперничество, |

    | |внешние |сотрудничество, эффективность деятельности |

    | | |группы. |

    | |Процессы: групповые, |Межгрупповые отношения |

    | |внешние | |

    | |Состояния: групповые, |Паника, открытость группы, закрытость |

    | |внешние |группы. |

    | |Свойства: групповые, |Организованность. |

    | |внешние | |

    ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

    В настоящее время психология представляет собой весьма

    разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей,

    представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся

    направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то

    обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук

    продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-

    либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной

    науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

    Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные,

    общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли

    психологических наук имеют общее значение для понимания и

    объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они

    и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны

    давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют

    психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти

    знания иногда объединяют термином «общая психология».

    Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются

    на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково

    важные для развития всех без исключения научных направлений, а

    специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для

    познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

    Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и

    специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

    Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные

    процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения,

    восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С

    помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию

    о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

    Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки

    человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки,

    мотивация, темперамент, характер и воля.

    Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и

    практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую

    психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию,

    возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую

    психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую

    психологию, психодиагностику и психотерапию.

    Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и

    поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология

    выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки

    и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия

    представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также

    изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

    Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе

    взятые являются научной основой для понимания законов психического

    развития ребенка.

    Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения,

    явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг

    с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в

    ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы

    для психологически правильной организации воспитания.

    Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с

    обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на

    обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей

    разного возраста.

    Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а

    также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и

    поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки —

    объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать

    методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там,

    где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе

    педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в

    психологической помощи. Юридическая психология рассматривает

    усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна

    для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы

    психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

    Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так

    как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в

    курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том

    материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако

    то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая

    психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка

    материалов из различных областей психологической науки, имеющих

    значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно,

    составляют общепсихологические знания.

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

    Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью

    которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее

    для построения научных теорий и выработки практических

    рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов

    исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро

    и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и

    использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в

    методах других наук. Там где это удается сделать, обычно

    наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

    Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны

    и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на

    протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно

    зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со

    временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук.

    Это — методы философии и социологии, математики и физики,

    информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и

    истории, ряда других наук.

    Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология

    начиная со второй половины прошлого века выделилась в

    самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента

    психологические знания получали в основном путем самонаблюдения

    (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением

    других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных

    фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они

    послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих

    сущность психологических феноменов и человеческого поведения.

    Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и

    сложность явились причиной того, что психология долгое время

    оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной

    предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи,

    существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем

    из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически

    оторвана от практики.

    Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически

    полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления

    было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и

    измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.