МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и ее предмет

    замещается внутренним, про-приоцептивным. Скорость выполнения действия и

    операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все

    это обычно происходит в результате упражнений и тренировки. Развитие и

    совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход

    компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В

    качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются

    частью более сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации

    ее отдельных компонентов, «разгружаясь от регулирования относительно

    элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач».

    Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности,

    первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и

    затем превращающихся в навыки, является, как показал Н.А.Бернштейн, переход

    управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный

    уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

    Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов

    деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с

    другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может

    быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния

    до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции. Согласование

    навыков происходит тогда, когда: а) система движений, входящих в один

    навык, соответствует системе движений включенных в другой навык; б) когда

    реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения

    второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в)

    когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот.

    Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется

    одно из следующих противоречий: а) система движений, включенных в один

    навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих

    структуру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому

    фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка; в)

    когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в

    другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении

    нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее

    усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь

    усваиваемого навыка); г) когда начала и концы последовательно выполняемых

    навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков

    явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

    Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их

    перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в

    результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для

    того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык

    стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками,

    действиями и видами деятельности, доведенным до автоматиизма.

    Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их

    объединения в системы с помощью действий, которые находятся под

    сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется

    оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить

    безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате

    надежного итога действия. Само действие в структуре умения конролируется по

    его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют

    ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом

    навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений

    рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении

    умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого

    действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение

    низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы

    навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением

    позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо

    собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда

    будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых

    условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого

    нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

    Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что

    человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и

    действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения,

    сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру,

    может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия,

    сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими

    подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

    Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную

    деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный

    интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков.

    Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те

    моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные

    ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

    Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные,

    теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения,

    сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.

    Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком

    построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения

    включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и

    переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими

    процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и

    навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности

    человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории,

    производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие

    умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с

    получением идеального продукта мысли.

    Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют

    упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков,

    совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как

    на этапе выработки умении и навыков, так и в процессе их сохранения. Без

    постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются,

    теряют свои качества.

    Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она

    отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный

    элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо

    задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в

    структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и

    неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически

    и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

    В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени

    сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не

    всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как

    элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

    Введение в психологию личности

    На вопрос, что такое личность психологи отвечают по-разному, и в

    разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет

    проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений

    личности, имеющихся в литературе, заслуживает того чтобы учесть его в

    поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют

    как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. Это

    значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека,

    которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от

    жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к

    числу личностных не относятся психологические качества человека,

    характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль

    деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям,

    в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые

    являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности

    человека, определяя его значимые для людей поступки.

    Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?

    Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических

    характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по

    природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные

    поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и

    окружающих.

    Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются

    термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность»

    состоит в следующем.

    Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих

    качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или

    отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид»

    характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и

    биологические свойства), которые наряду с личностными также ему присущи.

    Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного

    человека от других людей, так и общие для него многих других людей

    свойства.

    Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех

    обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства

    человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других

    людей. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности,

    темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные

    установки.

    Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека,

    определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент

    включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и

    социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие

    поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают

    несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к

    достижению пocтавленных целей. Эмоции и мотивация это, соответственно,

    переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения

    и отношения людей.

    Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период

    ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о

    его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно

    широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может

    назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение,

    культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

    Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания.

    Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее

    человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что

    сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном

    творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности

    вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других,

    отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием,

    данное определение представляется слишком широким.

    Р Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт Каждая из них

    получила двойное название, характеризующее степень ее развитости сильную и

    слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел

    построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник.. В целом же в

    многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле

    теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

    В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них

    они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в

    соответствии с «ключом» и определяется выраженность того или иного фактора,

    свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности.

    Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли, достаточно полно

    характеризуют личность:

    Уверенность в себе — неуверенность

    Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого

    воображения).

    Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

    Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность

    влиянию.

    Спокойствие (самообладание) - невротнчность (нервозность).

    Сила воли - безволие.

    Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность

    Последовательность, дисциплина ума — нcпocлeдoвaтельность, разбросанность.

    Уверенность — неуверенность.

    Взрослость — инфантилизм.

    Тактичность — бестактность.

    Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

    Оптимизм — пессимизм.

    Смелость - трусость. и т.д.

    Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция

    личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной

    классификации может быть отнесена к числу социодинамических,

    экспериментальных структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю

    человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих

    терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории

    — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение

    человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или

    осуждение с их стороны его поступков.

    Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и

    взрослых, являются, согласно данной теории результатом опыта их длительного

    пребывания в различных жизненных условиях, взаимодеиствия и взаимоотношений

    с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм

    поведения и, следовательно, его развития как личности это научение

    условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и

    подражание.

    Устойчивость человека как личности определяется не его собственными

    психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения

    одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними

    подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со

    стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом

    соответствующих социальных действий.

    Примером интеракционистской теории личности является концепция,

    разработанная американским ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции,

    личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение

    человека, делятся на ряд групп.

    1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и

    независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

    2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации,

    выбора форм поведения в ней.

    3. Ожидания - оценки вероятных последствии совершения в данной ситуации

    тех или иных поступков.

    4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет

    смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой

    способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

    5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-

    либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них

    способом, по уже проверенно-опытом плану.

    Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:

    «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее

    глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я»

    представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно»

    действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я»

    ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными

    представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

    «Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим

    собственной личности и поведения. «Сверх-Я» -- это итог воздействия

    общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей

    общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности —

    это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек

    вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также

    произведения литературы и искусства.

    Свои теоретический подход к психологии личности предложили и представители

    гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как

    своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично

    отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности,

    разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду

    психодинамических и одновременно интеракционистских, неэкспериментальных,

    структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и

    описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и

    особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях

    этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга)

    сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в

    том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и

    мышлении.

    Сторонников гуманистических теории личности прежде всего интересует то, как

    человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни.

    Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее

    объяснение, поэтому теории данного типа иногда называют

    феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в

    основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или

    будущем, даются в терминах типа «смысла жизни», «ценности», «жизненные

    цели» и т.п.

    Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, —

    это самоактушизация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

    Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех

    представителей данного теоретического направления в изучении психологии

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.