МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и ее предмет

    ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту,

    ассоциируется с ним).

    Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их

    образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для

    восприятия в его отличии от ощущении, называется объективацией.

    Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в

    том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство

    (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия

    и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ,

    включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых

    человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы

    некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-

    либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и

    уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

    Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и

    достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы —

    рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате

    процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу

    сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает

    активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые

    признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают

    и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое,

    осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный

    и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

    Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие

    решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений,

    получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое

    явлений. Это синтез выступает в виде образа данного предмета или явления

    который складывается в ходе активного их отражения.

    Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность

    и означенность) — это основные свойства o6pаза, складывающиеся в процессе и

    результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать

    мир не виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме

    отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами вызывающими

    данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ

    воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми

    необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой

    целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в

    том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в

    данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как

    способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету

    и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических

    условии восприятия. Категориалъность человеческого восприятия проявляется в

    том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы

    обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии

    с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки

    свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и

    содержании этого понятия.

    Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на мере зрения — ведущего

    органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из

    отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их

    целостная картина - образ, внесли представители гештальтпсихологии —

    направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии.

    Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных

    ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер.

    Выделенные им факторы следующие:

    1 Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших

    соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в

    зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей

    вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

    2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что

    похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

    3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы,

    выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей

    вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и

    контуры, чем в другие.

    4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как

    стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые

    изображения.

    В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы

    факторов: 1.Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга

    избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную

    насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются

    клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они

    выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые

    линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на

    контурных изображениях.

    2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные

    гештальтпсихологами и описанные выше.

    3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и

    поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в

    пространстве.

    ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

    „Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют

    определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и

    возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.,«Без

    памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше

    прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания,

    безвозвратно исчезало бы в прошлом».Память лежит в основе способностей

    человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования

    умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни

    личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек

    выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас

    находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения

    этой функции немыслим.

    Память можно определить как способность к получению, хранению и

    воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и

    приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,

    передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной

    жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в

    подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим

    быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм

    просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он

    приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно

    утрачивалось.

    Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего

    развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями,

    какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У

    дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и

    механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения

    в поколение жизненно необходимых биологических, психологических

    поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности научению, к

    приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде

    сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности

    для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они

    могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть

    приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викартного

    научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

    У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения

    информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет

    необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как

    главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации

    находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии

    совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей

    собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо

    более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и

    опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания,

    вторая - с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных

    средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов

    материальной и духовной культуры.

    Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно

    определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в

    жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти

    функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей

    структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей

    развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но

    зато неплохо воспроизводят и Довольно долго хранят в памяти запомненный ими

    материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди,

    которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что

    когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды

    памяти.

    ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

    Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.

    Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по

    преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения

    материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную,

    кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во

    втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной,

    осязательной, эмоциональной и других видах памяти Рассмотрим и дадим

    краткое определение основным из названных видов памяти.

    Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной

    картины только что воспринятого органом чувств, без какой бы то ни было

    переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение

    информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.. Это — память-

    образ.

    Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в

    течение короткого промежутка времени Длительность удержания мнемических

    следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20

    (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь

    обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта

    память работает без предварительной сознательной установки на запоминание,

    но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

    Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем.

    Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием

    человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая

    сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека,

    привлекает к себе его повышенное внимание.

    Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение

    определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до

    нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей,

    вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

    После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид

    памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает

    промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

    Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение

    практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища

    долговременной памяти, может воспроизводится человеком сколько угодно раз

    без утраты. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко

    требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике

    обычно связано с двумя этими процессами.

    Генетическую память можно определить как такую, в которой информация

    хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным

    биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-

    видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.

    Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем

    оказывать влияние через обучение и воспитание.

    Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных

    образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для

    инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с

    эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного

    времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как

    она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид

    памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней

    основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала то,

    что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче

    запоминает и воспроизводит.

    Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение

    разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима

    филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

    Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая

    тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти

    характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может

    запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства,

    смысл читаемого.

    Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при

    необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных

    сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности

    трудовых и спортивных, умений и навыков.

    Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе

    всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На

    эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания

    материала: то что у человека вызывает эмоциональные переживания,

    запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

    Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в

    жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной,

    слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в

    основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или

    потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

    По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения

    материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае

    имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит

    автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им

    перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание.

    сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно

    присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых

    усилий.

    Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем

    произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено,

    например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является

    объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства

    осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также

    материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и

    который для человека имеет большое значение.

    Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей

    перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная

    и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит

    информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями,

    экономится время человека. Без хорошей кратковременной памяти невозможно

    нормальное функционирование долговременной памяти.

    Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с

    рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6

    единиц информации поступившие через органы чувств, они-то и проникают в

    первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие,

    повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более

    длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить

    перевод из кратковременной в долговременную память такого количества

    информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти.

    Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

    Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что

    находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной

    памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего

    лишь 3 буквы и спустя примерно 18 секунд воспроизвести их. Но в интервале

    между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают

    возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех

    разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет

    тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом

    случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить

    данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти

    людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20%

    первоначально воспринятой ими информации.

    Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является

    временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде

    определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или

    зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что

    можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся,

    мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или

    осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.