МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и ее предмет

    зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее,

    мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того,

    чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся

    мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить

    его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось,

    мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию.

    Порождение такой реакции следует рассматривать как особый физиологический

    механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих

    средством запоминания и воспроизведения.

    ПРИРОДА И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

    «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» — так

    охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных

    исследователей К.Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому

    смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его

    высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к

    жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла».

    Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания

    человеком действительности.

    Прежде всего мышление является высшим познавательны процессом. Оно

    представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого

    отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает

    такой результат какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный

    момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется

    и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое

    преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том,

    что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,

    которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача

    задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно

    данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной

    информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно

    отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и

    определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего

    непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и

    явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде

    законов, сущностей.

    На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно

    незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии,

    внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов

    обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих

    познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является

    не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может

    выступить понятие ~ обобщенное отражение класса предметов в их наиболее

    общих и существенных особенностях.

    Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность,

    предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-

    исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

    Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым

    человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия

    в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов

    чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме,

    пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в

    понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное

    мышление характерно для научных теоретических исследований.

    Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что

    материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются

    не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно

    извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким

    мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди

    творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных

    задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в

    результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение

    интересующей его задачи.

    Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое

    образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо

    дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные

    стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное,

    но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности.

    Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное

    ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без

    того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы

    столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками,

    каким оно является на деле.

    Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть

    представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее

    характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому

    основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по

    требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим

    способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

    Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с

    определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить

    следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и

    обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом

    сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как

    первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое

    проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей,

    закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа

    и синтеза.

    Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые

    в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование

    выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе

    предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих

    операций нередко выступает формирование понятий.

    Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в

    частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие

    условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и

    осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

    Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и

    связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из

    форм мысленного обобщения.

    Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется,

    например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о

    принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

    Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К

    ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция,

    дедукция. Суждение — это выбывание, содержащее определенную мысль.

    Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из

    которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как

    система суждений о некотором классе предметов, выделяющая наиболее общие их

    признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений,

    отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция

    предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего

    суждения из частных. Хотя логические операции органически входят в состав

    мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором присутствуют

    только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя

    его, эмоции. Эмоциональное мышление с более или менее страстной

    предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения.

    Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление.

    Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность,

    остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства

    продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений,

    навыков Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно

    пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления

    В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения

    человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и

    регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении

    (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в

    пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция

    эмоции в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск

    нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и

    замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления

    мысли ошибочен.

    Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому,

    что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не

    ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые

    противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие

    им, получают простор даже в том случае, если порождают логические

    несоответствия. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно

    реалистическому, основные виды и операции которого нами были рассмотрены

    раньше. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает

    поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление

    представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту.

    Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из

    классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам

    экстраверсии и интроверссии, доминирования рационального или

    иррационального эмоционального и логического в процессах мышления предложу

    К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

    1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и

    доминированием правого полушария головного мозга над левым.

    2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого

    полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

    Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности

    и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются

    эксперимент и логическая безупречность вывода.

    Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания

    интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересуется знанием как

    таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время

    как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное

    использование знаний вне зависимости от их истинности и логической

    непротиворечивости. Истинно то, что полезно, — вот его жизненное кредо.

    ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творческого мышления,

    рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные

    дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала

    отметим, что творческое мышление не обязательно связано только с одним из

    обсуждавшихся ранее видов мышления, скажем, словесно-логическим, оно вполне

    может быть и практическим, и образным.

    Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более

    глубокого понимания абстрактных вещей понятий может служить следующий

    пример. Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка,

    прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые

    благодаря подкупающей простоте и законченности строения считались

    абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с

    конкретно-образными представлениями.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

    Воображение — особая форма человеческом психики, стоящая отдельно от

    остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное

    положение между восприятием, мышлением и памятью Специфика этой формы

    психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно

    только для человека и странным образом связано деятельностью организма,

    будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических

    процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме

    воображения. проявляется идеальный и загадочный) характер психики, но

    предполагать, что именно воображение, желание его noнять и объяснить

    привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и

    продолжает его стимулировать в наши дни.

    Благодаря воображению человек творит, разумно планирует деятельность и

    управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура

    является продуктом воображения, творчества людей, а какое значение эта

    культура имеет психического развития и совершенствования вида

    «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека

    за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом,

    открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в

    разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в

    мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых

    усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего

    человеку ориентироваться в ситуации и решении задачи без непосредственного

    вмешательства практических действии. Оно во многом помогает ему в тех

    случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены,

    или просто нецелесообразны (нежелательны).

    От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда

    соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если

    воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что

    соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

    ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

    В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим

    человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное

    внимание к воле. В начале XX в. в связи с кризисным положением в этой

    науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой

    трудной из тех которые необходимо было ставить и решать на новой

    методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было

    невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду

    с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости

    доказывать.

    Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследовании воли

    многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще

    отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его

    поведенческими характеристиками или какими-либо другими,

    операционализируемыми и верифицируемыми, т.е. такими, которые можно

    наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо

    понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» —

    настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в

    преодолении возникающих на ИХ пути преград. Эту настойчивость, в свою

    очередь, объясняли такими характеристиками личности, как

    целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и

    т.п.

    Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того,

    чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в

    соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.

    Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный

    изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление

    и темп.

    Один из существенных признаков волевого акта заключается в том. что он

    всегда связан с приложением усилий, принятием решении и их реализацией.

    Воля предполагает борьбу мотивов, по этому существенному признаку волевое

    действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно

    принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно

    из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого

    решения.

    Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к

    такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в

    процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое

    действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального

    удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно

    связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось

    выполнить.

    Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить

    и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя.

    Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и

    эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим

    природным или характерологическим данным.

    Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетии

    набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека

    понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный

    способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания

    поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только

    требует возвращения психологии се прежнего названия как науки о внутреннем

    опыте, но и уделения достойного внимания проблеме во ли в научных

    исследованиях человеческого поведения.

    Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской

    физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной

    борьбы между ни ми и теорией активного волевого поведения будет существенно

    зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими

    экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы,

    источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они

    объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса.

    Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.