МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    - социальный, или общественный, психологический стресс – связан с

    социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей,

    вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или

    региональными конфликтами и войнами;

    - семейный психологический стресс – включает все трудности по

    поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми,

    родственниками и т.п.;

    - внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт»,

    нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

    - экологический психологический стресс – возникает в связи с

    неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые

    климатические условия, скученность проживания и т.д.

    Все определения по данной классификации (то же самое относится и к

    другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от

    обусловливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют

    социальные факторы – социальный стресс, личностные факторы –

    внутриличностный стресс и т.п. Тем не менее любой тип психологического

    стресса включает в себя как общие факторы (характерные для других видов

    стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа

    стресса). А также внешние, или объективные, факторы, под которыми

    выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса

    (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера,

    нарушение проксемических переменных – скученность и т.п.), и

    субъективные, личностные факторы - неадекватную самооценку,

    мотивационные особенности, проявления темперамента, высокие

    7

    уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т.п.

    Особенности проявлений дистресса и эустресса

    В последние десятилетия внимание психологов сконцентрировано вокруг

    того факта, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и

    мобилизующее, и дезорганизующее действие на поведение, деятельность

    человека. Значительное распространение получили понятия – деструктивный,

    или дистресс, и конструктивный, или эустресс. Тем не менее подавляющее

    большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной

    степени с позиции его деструктивного характера. Во многих исследованиях

    акцентируется внимание на проблемах, связанных с дистрессом, и гораздо

    меньшее количество работ посвящено эустрессу.

    В то же время современное состояние проблемы изучения дистресса и

    эустресса позволяет дать общий сравнительный анализ этих понятий. Он

    включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов,

    изменения в общении и деятельности.

    Изменение физиологических параметров

    Пульс.

    При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту.

    При дистрессе – свыше 100 ударов в минуту.

    Артериальное давление.

    При эустрессе – давление умеренно повышается.

    Если возникает дистресс – давление резко повышается или понижается, в

    зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.

    Дыхание.

    Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным

    ритмом.

    Во время дистресса происходит сильное учащение дыхания, которое

    напоминает одышку.

    Реакция кожных покровов.

    Для эустресса характерно покраснение кожи.

    Для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение.

    Температурные изменения.

    Эустресс сопровождается ощущением тепла или жара.

    Для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот.

    8

    По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев.

    Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю.

    Продолжительность занятий: от 2.5 до 3.5 академических часов. Количество

    участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав

    желательно подбирать примерно одинаковый.

    Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор

    основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной

    программе. Среди них:

    1. Телесно-ориентированные психотехники.

    2. Танцевально-двигательные психотехники.

    3. Арт-технологии.

    4. Релаксационные технологии.

    Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих

    этапов.

    Первый этап: активационный.

    На данном этапе осуществляется разминка, «разогрев» участников группы

    на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку

    танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например:

    техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец», «Зеркальный танец», «Змейка» и

    т.п. (К. Рудестам «Групповая психотерапия», Н.Л. Кряжева «Развитие

    эмоционального мира ребенка», Н.В. Самоукина «Коррекционные и

    психотехнические игры и упражнения» и т.п.). Цель данного этапа заключается

    не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в

    начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне,

    способствующих развитию стрессоустойчивости.

    Второй этап: основная часть.

    Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной

    (теоретической) и практической частях. Например, тема очередного занятия

    «Мир наших эмоций и стрессовые состояния». Тренер (ведущий) в диалогической

    форме работает с группой, раскрывая в доступной, научно-популярной форме

    особенности, природу эмоций и роль эмоций в возникновении и развитии

    стрессового состояния, особенности эмоциональных проявлений в стрессах

    различного типа. Участники группы при этом могут задавать

    различные вопросы, выполнять практические задания тренера (в парах,

    микрогруппах) с целью осмысления данной темы. Эффективным является

    применение на данном этапе приема ролевой игры.

    29

    5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных

    ситуациях, работа с индивидуальными моделями стресса.

    Критерии эффективности:

    1. Понижение высокого уровня личностной тревожности, напряженности.

    2. Увеличение актуально переживаемых позитивных эмоциональных

    состояний, улучшение настроения.

    3. Повышение работоспособности и социальной активности.

    4. Улучшение общего самочувствия.

    5. Повышение заниженной самооценки, коррекция неадекватной самооценки.

    Возможно использование следующих психодиагностических методов для

    отслеживания результатов действия тренинговой программы:

    1. Включенное внешнее наблюдение.

    2. Устный опрос, письменный опрос (анкетирование, тестирование).

    3. Анализ письменных и устных самонаблюдений участника программы.

    В качестве тестовых методик рекомендуется применить

    Ситуативные тесты.

    1. «Н.П.Н» Т.А. Немчина.

    2. «РТ» С.Спилбергера.

    3. САН (самочувствие, активность, настоение).

    4. «Цветопись» А.Н. Лутошкина.

    Личностные тестовые методики.

    1. «Общая самооценка» Г.Н. Казанцевой, «Кто я в этом мире» В.В.

    Новикова (шкала самооценки).

    2. «Шкала общей интернальности» («УСК» – уровень субъективного

    контроля).

    3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина,

    «Личностная агрессивность» Басса-Дарки.

    4. «Шкала личностной тревожности» С. Спилбергера, факторы эмоционально-

    волевых особенностей (факторы C, G, J, O, Q3, Q4) – 16 PF опросника

    Кеттелла.

    28

    Двигательная активность.

    Двигательная активность возрастает и при дистрессе, и при эустрессе. Но

    многие исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа

    двигательных реакций – чрезмерно повышенная двигательная активность,

    выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной

    жестикуляции, и двигательная заторможенность, застывание на одном месте.

    Изменение познавательных процессов

    Наиболее распространенными являются изменения внимания, памяти и

    мышления.

    Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к

    концентрации, переключению и распределению внимания. Во время дистресса

    появляются различные трудности в управлении вниманием, особенно это

    касается сосредоточения, концентрации внимания. Встречаются случаи

    гиперфиксации внимания, когда человек «застревает» на какой-либо проблеме и

    не в состоянии отказаться от нее.

    Во время эустресса улучшается память. Человек быстрее и успешнее

    запоминает и с легкостью вспоминает значительный объем материала. Например,

    студент в состоянии эустресса в период экзаменационной сессии способен

    усвоить очень большой объем материала, порой за несколько учебных

    семестров. Во время дистресса ухудшается и запоминание, и воспроизводство

    материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями.

    Для эустресса характерно инсайтное мышление творческого характера. При

    дистрессе качество мышления ухудшается. Характерная особенность мышления в

    состоянии дистресса – узость поля зрения. Мысль вращается как в порочном

    круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Человек в состоянии

    дистресса также не понимает юмора и шуток.

    Изменение деятельности

    Эустресс мобилизует деятельность человека, она становится более

    успешной и результативной. Дистресс, напротив, дезорганизует деятельность,

    очень часто делает невозможным её осуществление.

    Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера играет важнейшую

    роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение

    проявлений психологического стресса в общении представляет собой

    относительно новую, интереснейшую сферу

    9

    исследования в психологической науке и практике.

    Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде

    Коммуникативный стресс: определение понятия

    Интеграция различных областей психологических знаний позволяет

    рассматривать и актуализировать в качестве предмета исследования различные

    типы психологического стресса. Известно, что весомое место в западных и

    отечественных концепциях психологического стресса занимают социально-

    психологические теории. В то же время отдельные типы стресса в рамках

    социально-психологических концепций явно недостаточно изучены. Так,

    например, коммуникативный стресс представляет собой малоисследованную

    область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических

    наук В.И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках

    авторской концепции коммуникативного развития личности студента;

    исследования кандидата психологических наук Самоукиной Н.В., в которых

    коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в

    профессиональной деятельности.

    Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса вовсе не означают

    отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно

    утверждать, что коммуникативный стресс – распространенное явление в

    молодежной среде. Это обусловлено:

    1. Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном возрасте.

    2. Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа

    (межличностных, социальных).

    3. Значительной степенью конфликтогенности коммуникативных процессов у

    молодежи.

    4. Отсутствием необходимых умений и навыков в психопрофилактике и в

    преодолении коммуникативного дистресса.

    5. Низким уровнем коммуникативной культуры, коммуникативной

    компетентности.

    10

    3. Вы – живой человек. Можете быть естественным и испытывать живые,

    непосредственные эмоции.

    Овладение навыками ведения

    «Дневника стресса» и «Календаря радостей»

    «Дневник стрессов» представляет собой регулярное ведение записей об

    особенностях своего стрессового состояния, включая анализ своих ощущений

    на физиологическом, эмоциональном, поведенческом уровнях. Желательно

    систематически вести записи, анализируя причины (факторы) своего

    стрессового состояния в свободной форме. Возможно использовать различные

    варианты записей.

    «Календарь радостей» И.С. Шемет представляет собой методику,

    актуализирующую положительные эмоциональные состояния, успехи, достижения в

    различных сферах жизнедеятельности. Записи также необходимо вести

    систематически (желательно ежедневно) по следующей инструкции:

    «В данном календаре Вы должны ежедневно записывать все радости,

    успехи, достижения, которые вы пережили за день. Записывайте все, даже

    самые незначительные положительные события. Желаем вам успеха в заполнении

    данного календаря».

    «Календарь радостей» возможно сочетать с методикой «Цветопись» А.Н.

    Лутошкина.

    Тренинговая программа

    «Профилактика деструктивного стресса»

    Цель:

    Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью тренинговых занятий

    в группе.

    Задачи:

    1. Овладение навыками различных релаксационных техник.

    2. Получение базовых знаний о факторах, механизмах развития

    психологического стресса различного типа.

    3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря

    радостей».

    4. Овладение навыками позитивного конструктивного мышления в проблемных

    ситуациях.

    27

    запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и

    противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные

    отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку,

    отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их

    позитивное продолжение.

    Например, в левой части вы записали:

    1. Отсутствие достаточного жизненного опыта.

    2. Резкость в общении.

    3. Излишняя поспешность в принятии решений.

    4. …

    Продолжая отмеченные качества в сторону позитива, в правой части листа

    можно написать следующее:

    1. Открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить

    новую проблему.

    2. Критичность, способность увидеть допущенные ошибки.

    Упражнение «Ситуация»

    У вас произошел конфликт. После него вы видите только отрицательные

    последствия произошедшего. Поэтому напряжение, которое возникло у вас в

    конфликте, вы переживаете долго и не можете от него избавиться. Как

    «сбросить» это напряжение и быстро успокоиться?

    Возьмите чистый лист бумаги и в левой части листа перечислите

    отрицательные последствия данного конфликта. Затем отмеченные вами

    характеристики ситуации переведите в позитив в правой части листа.

    Например, в левой части страницы вы отметили:

    1. Проблема осталась нерешенной.

    2. Вы испытываете чувство вины, вам кажется, что вы могли бы вести себя

    более конструктивно.

    3. Как только вы видите человека, с которым произошел конфликт, вы

    испытываете сильное раздражение

    В правой части вы можете написать:

    1. Проблема осталась нерешенной, поэтому вы имеете возможность найти

    действительно конструктивное решение. У вас было время для поиска

    дополнительной информации для принятия конструктивного решения.

    2. Если вы вините самого себя, следовательно, вы не утратили

    способность видеть свои недостатки. А значит, вы можете

    совершенствоваться, подниматься вверх по пути повышения и при

    построении своего социального статуса.

    26

    В настоящее время можно дать как минимум два определения

    коммуникативного стресса – в широком и узком смыслах. В широком смысле –

    коммуникативный стресс представляет собой вид психо-социального стресса,

    обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов,

    негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и

    осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие

    которых проявляется в процессе общения.

    В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры

    общения – обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле –

    сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в

    результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида,

    находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в

    роли коммуникатора (передающего информацию).

    В то же время нельзя исключить из внимания деятельностную

    детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в

    рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе.

    Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений

    целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например,

    коммуникативный стресс в учебной деятельности проявляется в ответ на

    сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может

    быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.