МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях – педагог-

    учащийся и учащийся-учащийся.

    Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности связан с

    проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности,

    неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать

    отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от

    манипулирования.

    Факторы и психологические проявления

    коммуникативного стресса

    Понятие «стресс-фактор» (стрессор) – традиционно для различных концепций

    стресса и определяется как причина, вызывающая состояние

    стресса. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено

    концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных,

    поведенческих реакциях того или иного типа

    11

    стресса. При коммуникативном стрессе специфика стрессоров во многом

    обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией – конфликт в семье или

    конфликт в учебной группе, ответы на семинаре, экзамене или выступление на

    совещании в рамках профессиональной деятельности. Например, для студента

    высшей школы наиболее типичными коммуникативными стрессовыми ситуациями

    являются: ответы на семинарах, экзаменах, конфликты с преподавателями или

    однокурсниками в сфере учебной деятельности. А также проблемы, часто

    конфликты с родителями, близкими противоположного пола, друзьями. Для

    многих студентов стрессовой оказывается ситуация вынужденного общения с

    незнакомыми людьми, выступления перед незнакомой аудиторией.

    Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы:

    объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия,

    влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например

    сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для

    выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как

    индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие

    сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени

    коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с

    кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного

    партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в

    общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения,

    прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику

    слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону

    общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного

    стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность,

    агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность,

    особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть:

    особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как

    потенциально стрессовые – отсутствие должных коммуникативных навыков,

    свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые

    дефекты и другие.

    В качестве практического примера доминирующих стресс-факторов возможно

    представить случай из психологической практики.

    Клиент – девушка, студентка вуза, 19 лет, М.С. Наиболее типичными

    стрессовыми ситуациями для нее являются:

    12

    вторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не

    тревожит».

    5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все

    части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас.

    Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите

    спокойно, как «тряпичная кукла».

    6. Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда

    я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя

    бодрым».

    Упражнение «Внутренний луч»

    Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней

    части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и

    последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным

    светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча

    разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы

    лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения

    плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность – внешность спокойного

    и удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами:

    «Я стал(а) новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!»

    Упражнения, развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях

    Упражнение «Мой враг – мой друг»

    После конфликта с кем-либо чаще всего вы оцениваете этого человека

    сугубо отрицательно. Вы настроены критиковать его: выделяете его недостатки

    и в определенной мере «зацикливаетесь» на них. Вы переложили всю вину на

    данного человека и тем самым «закрыли» для себя возможность конструктивного

    подхода в решении проблемы.

    Объективное представление предполагает видение не только негативных

    сторон, как это бывает в конфликтной ситуации, но и имеющихся позитивных

    характеристик. Более того, недостатки являются следствием достоинств, и,

    наоборот, достоинства перерастают в недостатки.

    Для данного упражнения необходимо взять чистый лист и разделить

    его на две половины – правую и левую. В левой части листа

    25

    2. Овладение навыками психопрофилактики дистресса в условиях развития

    «острого стресса» различного типа.

    3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря

    радостей».

    4. Овладение навыками позитивного, конструктивного мышления в

    проблемных ситуация.

    5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных

    стрессовых ситуациях.

    Профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что индивидуальная

    психокоррекционная работа представляет собой важное направление в общей

    программе.

    Следует представить некоторые основные упражнения, психотехники,

    позволяющие реализовать цель и задачи программы.

    Релаксационные упражнения

    Условия проведения: выполняются в спокойной обстановке, в течение 10-15

    минут. Возможно, под спокойную, функциональную музыку. Желательно, 1-2 раза

    в неделю.

    Антистрессовая релаксация

    (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения).

    1. Лягте (в крайнем случае – присядьте) поудобнее в тихом, слабо

    освещенном помещении, одежда не должна стеснять ваших движений.

    2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на

    десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь,

    следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох,

    как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем

    отдохните около двадцати секунд.

    3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение

    удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом

    пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с

    ним происходит.

    4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение

    расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног

    через икры, бедра, туловище до головы. По-

    24

    1. общение в учебной группе,

    2. ответ на экзамене по предметам специальности,

    3. конфликт в семье с родной сестрой.

    В первой ситуации доминирующие стрессогены являются результатом либо

    оценки девушки других студентов учебной группы в качестве источников ее

    коммуникативного стресса (черты внешности, манера, стиль общения,

    коммуникативные барьеры в результате общения с однокурсниками). В качестве

    субъективных личностных стрессогеннов необходимо отметить заниженную

    самооценку, высокую личностную напряженность, тревожность.

    Во второй ситуации (ответ на экзамене по предметам специальности –

    иностранный язык) доминирующими объективными факторами стали: сложный

    учебно-коммуникативный материал, ограничение времени для ответа

    преподавателем. Субъективными факторами выступают: неуверенность в

    правильности ответа на экзамене, страх сделать ошибку.

    В третьей ситуации (конфликт с сестрой) в качестве источника самого

    конфликта возможно рассматривать различные взгляды сестер на способы

    ведения домашнего хозяйства. Данный межличностный конфликт выступает в

    значении коммуникативного стрессора, субъективная оценка которого

    предопределена высоким уровнем личностной конфликтогенности и агрессивности

    со стороны М.С.

    Характерные эмоциональные и поведенческие

    проявления коммуникативного стресса

    Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития

    стресса, в том числе и коммуникативного. Анализ психологической теории и

    практики показывает, что доминирующим эмоциональным проявлением

    коммуникативного стресса является страх и его трансформация в агрессивные

    эмоции.

    1. Большое значение в сфере эмоциональных

    проявлений коммуникативного стресса имеют социальные эмоции – стыд

    и вина. В целом следует выделить пассивное и активное эмоциональное

    реагирование в процессе развития коммуникативного стресса. К пассивному

    эмоциональному реагированию относятся не проявляющиеся открыто: страх,

    внутренние агрессивные эмоциональные реакции, присущие людям с

    преобладанием флегматического, сангвинического темперамента. Активность, но

    внутренняя закрытость эмоциональных проявлений наблюдается у меланхоликов,

    а бурно протекающие эмоциональные реакции (открытая агрессия, явно

    выраженный страх) преобладают у холериков.

    13

    Аналогично эмоциональным реакциям людям с различными типами

    темперамента также присущи свои стили поведения в процессе коммуникативного

    стресса. Во многом это зависит и от переживания либо коммуникативного

    эустресса, либо коммуникативного дистресса. Речь человека во время

    эустресса становится быстрее, но само изложение фраз более логично и

    последовательно, чем в обычном состоянии. При дистрессе возникают различные

    отклонения в речи. Они выражаются в пропусках некоторых букв и слов,

    непроизношении окончаний слов, запинках, заикании, заметном увеличении

    количества лишних междометий, предлогов. Очень часто во время стресса

    поведение человека меняется в противоположную сторону по сравнению с

    обычным спокойным состоянием. Так, речь и в целом общение спокойного,

    уравновешенного человека становится оживленным, суетливым, с активной

    жестикуляцией. Напротив, у человека с «живым» стилем общения последний

    меняется на медлительный, заторможенный.

    Стресс выражается в проявлениях некоторых странностей в общении людей.

    Необоснованно плохие отношения в стрессе могут усугубиться и вызвать

    ответную неприязнь. Такие отношения часто бывает очень трудно исправить в

    дальнейшем.

    В целом, проблема коммуникативного стресса достаточно многогранна и,

    несомненно, заслуживает глубокого и всестороннего исследования в молодежной

    среде.

    14

    «Шкала личностной тревожности» С. Спилбергера, «Самооценка» С.А.

    Будаси, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина,

    «Уровень субъективного контроля» В.Д. Бажина, Е.А. Галынкиной, А.Н.

    Эткинда.

    Критериями возможной предрасположенности к переживанию

    психологического стресса являются: высокий уровень личностной

    напряженности, тревожности, неадекватная (заниженная) самооценка и

    другие.

    2) Отслеживание динамики изменений в переживании стрессовых состояний

    посредством контрольных срезов до и после тренинговых занятий или

    серии индивидуально-коррекционных занятий по предложенным

    программам.

    Методы:

    1. Наблюдение.

    2. Интервьюирование, беседа.

    3. Анкетирование.

    4. Тестирование.

    5. Анализ самонаблюдений участника программы (в основном письменного

    анализа своих состояний: «Дневник стрессов», «Календарь

    радостей», а также вербального самоанализа, например, в течение

    тренинга, индивидуального занятия).

    3 блок – Психокоррекционный

    Данный блок представлен двумя программами.

    Индивидуально-коррекционная программа

    Основа программы:

    Индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих

    личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный «стрессовый

    сценарий».

    Цель:

    Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью индивидуальных

    психокоррекционных занятий.

    Задачи:

    1. Овладение навыками различных релаксационных психотехник.

    23

    формирование эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе

    переживания стресса.

    Задачи:

    1. Осознание причин в возникновении и развитии психологических стрессов

    различного типа.

    2. Овладение базовыми теоретическими знаниями, касающимися факторов,

    стрессовых ситуаций, реакций, динамики острого и хронического

    стресса.

    3. Формирование и развитие стрессоустойчивости как многопланового

    интегрального качества личности.

    4. Снижение невротизации психической, эмоциональной сферы.

    5. Овладение умениями и навыками преодоления деструктивного стресса.

    Содержательное обеспечение программы

    Содержание программы возможно разделить на три блока:

    1 блок – психологическое консультирование;

    2 блок – психодиагностический;

    3 блок – психокоррекционный.

    1 блок – Психологическое консультирование

    Методы:

    Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое

    интервью.

    1 ступень. Первичная психологическая консультация.

    2 ступень. Плановая психологическая консультация.

    3 ступень. Специализированная психологическая консультация.

    2 блок – Психодиагностический

    Методы:

    Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование.

    Психодиагностика предусматривает:

    1) Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной

    консультации. Центральным аспектом данного этапа является

    модель психологического стресса (приложение 2), а также

    такие личностные тестовые методики, как

    22

    Анализ основных подходов в рассмотрении

    феномена стресса в психологической практике

    Динамика развития стрессового состояния

    Возвращаясь к теме дистресса и эустресса, логичным продолжением

    становится комплекс вопросов, связанных с возможностями управления своим

    стрессом и соответствующими психологическими механизмами, активизирующими

    стрессоустойчивость человека. Важным является определение своего

    индивидуального порога чувствительности к стрессу, т.е. представление о

    том, до какого уровня человек может испытывать воздействие стрессогенного

    фактора, не снижая своей успешности и даже повышая ее, и какие по степени

    воздействия факторы становятся деструктивными, дезорганизующими

    деятельность. Актуальным представляется поиск индивидуальных способов

    защиты от дистресса и спокойного отношения к эустрессу. Решению данных

    задач может способствовать схема динамики протекания стресса у человека:

    1 2 3

    временной период

    AD – уровень фоновой активности в спокойном состоянии.

    15

    Данная модель включает в себя три основные стадии:

    1. AB – нарастание психологического напряжения.

    2. BC – высокий уровень психического напряжения до критического

    максимума.

    3. CD – снижение психологического напряжения.

    1 стадия сопровождается тем, что состояние человека меняется на

    противоположное по эмоциональному знаку. Спокойный и уравновешенный человек

    начинает суетиться и раздражаться. Живой и подвижный человек становится

    внезапно мрачным и неразговорчивым. На данной стадии возможно развитие

    конфликтных ситуаций. У человека ослабевает самоконтроль: он постепенно

    теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.

    2 стадия начинается в точке B и доходит до наивысшего напряжения (точка

    C). Человека поглощает деструктивный стресс, происходит полная или

    частичная потеря сознательного самоконтроля, сопровождаемая аффективным

    состоянием.

    3 стадия - снижение психологического напряжения (от точки C до точки

    D). На данной стадии человек вновь возвращается к своему исходному

    состоянию, но проявляется оно в ощущении чувства апатии, безразличия, часто

    – чувства стыда или вины. Депрессия в таком случае – результат переживания

    острого кратковременного или длительного хронического стресса. Длительность

    стрессового «сценария» в целом и отдельных стадий в частности обусловлена

    многими объективными и субъективными факторами, последние из которых часто

    доминируют. Продолжительность стрессовых стадий колеблется от 2-3 минут до

    нескольких недель. Индивидуальные особенности переживания стресса могут

    усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне.

    Психокоррекционные направления изменения

    индивидуального «стрессового сценария»

    Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции.

    Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек,

    соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т.п., способен

    выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике

    деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса.

    16

    Условия проведения программы

    1. Возрастной состав: молодежь от 17 до 25-26 лет.

    2. Вариативность реализации программы, включая выбор различных

    подпрограмм:

    - Индивидуальная психо-коррекционная программа.

    - Тренинговая программа (групповой формат проведения).

    3. Период проведения программы: в течение учебного года;

    продолжительность консультаций, диагностики, занятий – от 1

    академического часа до 3.5 академических часов.

    4. Материально-техническое обеспечение: аудиомагнитофон, музыкальный

    центр, компакт-диски, аудиокассеты с функциональной музыкой, ватман,

    цветные карандаши, фломастеры.

    5. База реализации программы – Центр социального здоровья (возможна

    площадка центра практической психологии, социально-психологической

    помощи, молодежного центра и т.п.), учебно-образовательные

    учреждения (вузы, средние учебные заведения).

    Достаточно полно организационные аспекты отражены на примере алгоритма-

    схемы реализации программы «Психопрофилактика деструктивного стресса»

    (приложение 1).

    Концептуальное обеспечение программы

    Программа основана на авторской концептуальной модели, отражающей

    наличие деструктивного влияния различных стресс-факторов на психическое,

    личностное развитие учащейся молодежи. Программа призвана оказать

    психологическую поддержку, помощь молодому человеку в решении проблем,

    связанных с переживанием психологического стресса.

    Программа предусматривает возможность получения знаний о причинах,

    характере, особенностях возникновения и развития психологического стресса

    различного типа, преобладающих поведенческих стилей во время переживания

    стресса.

    Цель программы:

    Формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции

    молодого человека на основе развития его личностной

    стрессоустойчивости, ослабление влияния субъективных стресс-факторов,

    21

    - Осмотр того помещения, где вы находитесь, мысленное описание

    внешнего вида предметов.

    - Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что

    Вы видите.

    - Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.

    3. Если стресс застигает где-либо вне помещения необходимо:

    - Осмотреться по сторонам, попробовать взглянуть на окружающие

    предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.

    - Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно

    взгляду.

    - Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно

    рассматривать его не менее 3-4 минут.

    - Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать,

    что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.

    Программа для учащейся молодежи

    «Психопрофилактика деструктивного стресса»

    Программа «Психопрофилактика деструктивного стресса» сформировалась на

    основе практической работы с молодежью, в основном студентами вузов и

    средних специальных учебных заведений. Экспериментальная апробация

    программы прошла в течение 1998 -1999 годов, и с 1 сентября 1999 года

    программа внедрена в деятельность областного Центра социального здоровья

    детства, юношества и семьи, имеющего статус экспериментального центра.

    Организационное обеспечение программы

    1 ступень

    Сбор и анализ данных с помощью различных психодиагностических методов

    (диагностическая, психотерапевтическая беседы, интервьюирование,

    анкетирование, тестирование).

    2 ступень

    Коррекционные занятия – индивидуальные, в тренинговой группе (работа

    практического психолога); психотерапевтические консультации, занятия

    (работа психотерапевта).

    20

    Самодиагностика состояния

    Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается

    стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и

    поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых

    ситуациях.

    Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса

    является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом

    ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся

    ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои

    ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работах К. Шрайнера

    приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни,

    проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.

    Таблица

    |Человек, ведущий |Человек, ведущий |

    |стрессовый стиль жизни |нестрессовый стиль |

    | |жизни |

    |Хронический |Допускает эустресс в |

    |неослабевающий стресс, |определенные периоды |

    |не допускает |напряженной |

    |возможности изменения |деятельности. Считает |

    |своего стрессового |возможным влиять и |

    |сценария. |изменять индивидуальный|

    | |стрессовый сценарий. |

    |Участвует в |Участвует в интересной,|

    |неинтересной, скучной |благодарной, стоящей |

    |работе без какого-либо |работе, которая |

    |самоудовлетворения. |обеспечивает подлинное |

    | |вознаграждение. |

    |Испытывает постоянную |Сохраняет стимулирующую|

    |нехватку времени, берет|рабочую нагрузку, где |

    |слишком большой объем |периоды перегрузки и |

    |нагрузки за короткий |кризисов |

    |промежуток времени. |уравновешиваются |

    | |периодами спокойной |

    | |работы. |

    |Беспокоится по поводу |Уравновешивает опасные |

    |потенциально неприятных|события полезными |

    |поступающих событий. |целями и положительными|

    | |событиями, к которым |

    | |следует стремиться. |

    |Поглощен одним видом |Вкладывает энергию в |

    |жизнедеятельности |различные виды |

    |(например, только |деятельности, что в |

    |работой или только |целом приносит |

    |личной жизнью), что не |удовлетворение. |

    |приносит | |

    |удовлетворения. | |

    17

    |Окончание таблицы |

    |Считает, что трудно |Умеет доставлять себе |

    |просто хорошо провести |удовольствие, |

    |время, расслабиться. |расслабиться. |

    |Воспринимает и |Не соглашается и |

    |соглашается с |стремится не выполнять |

    |выполнением угнетающих,|угнетающие социальные |

    |неблагодарных |роли, способен выражать|

    |социальных ролей. |потребности и чувства |

    | |без оправдания. |

    |Воспринимает жизнь в |В целом, наслаждается |

    |целом как тяжелые, |жизнью, настроен |

    |трудные ситуации, не |оптимистически, имеет |

    |имеет чувства юмора |хорошо развитое чувство|

    | |юмора. |

    Овладение способами и навыками позитивного конструктивного

    мышления

    Большое значение имеют навыки позитивного мышления, которые позволяют

    жить настоящим и без страха смотреть в будущее, а также не «зацикливаться»

    на своих проблемах и недостатках. Каждое событие имеет и отрицательный, и

    положительный полюса, которые в большинстве случаев оценивает сам человек.

    Один и тот же факт в различных ситуациях может быть истолкован как

    позитивно, так и негативно.

    Достаточно успешной считается позиция, когда первоначально замечаются

    положительные стороны проблемы. Если стремиться выделить только негативные

    явления, то ситуация может оказаться безнадежной для какого-то решения.

    Навыки позитивного мышления полезно развивать с коррекцией адекватности

    собственной самооценки.

    Релаксационные психотехники

    Релаксационные технологии являются эффективным средством помощи во время

    «острого» внезапного стресса, а также данные навыки оказываются

    необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса.

    Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно

    полезна в периоды особой по интенсивности деятельности. Существует

    значительное количество разнообразных релаксационных психотехнологий,

    описанных в психологической

    18

    литературе (частично она дана в списке используемой в пособии литературы).

    Среди них можно выделить:

    1) Технологии глубокой релаксации, цель которых заключается в

    максимально полном расслаблении за достаточно длительный период

    времени;

    2) Технологии активизирующей релаксации за относительно короткий

    временной период;

    3) Технологии, основанные на методах аутотренинга;

    4) Технологии, использующие в качестве релаксационных механизмов

    телесные прикосновения, элементы массажа.

    Большую роль в выборе той или иной релаксационной технологии играет

    индивидуальная предпочтительность ведущих анализаторов, воспринимающих

    информацию, а также особенности эмоционально-волевых процессов, процессов

    воображения и образного мышления. Как показывает психологическая практика,

    наиболее распространенными вариантами релаксации являются те, которые

    основаны на сочетании функциональной релаксационной музыки и голоса

    ведущего (возможно, записанного на аудио- или видеокассету).

    Программа психологической помощи во время острого стресса

    Острый стресс характеризуется внезапностью влияния стрессогенных

    факторов. Как правило, используя термин острый стресс, исследователи также

    рассматривают относительную кратковременность переживания стресса, которое

    во многом обусловлено индивидуальными особенностями человека.

    1. В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является

    осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы».

    Нельзя принимать никаких решений. Также первыми шагами в ослаблении

    стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное

    глубокое дыхание.

    2. Если стресс застигает в помещении, следующими действиями становятся:

    - Выход из того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться

    одному.

    - Использование любого шанса, чтобы смочить лоб, виски, руки

    холодной водой.

    19

    -----------------------

    Стрессовая ситуация

    Условия стресса, внешние

    объективные факторы.

    Субъективные причины

    переживания стресса.

    Оценка уровня НПН (нервно-психического напряжения),

    ситуативной тревоги.

    Аппаратурные методики.

    1. Индикатор психического напряжения;

    2. Частота пульса;

    3. Динамика изменения артериального давления;

    4. Частота дыхательных движений.

    Ситуативные тесты.

    1. «Цветопись» А.Н. Лутошкина;

    2. «РТ» С. Спилбергера;

    3. «НПН» Т.А. Немчина.

    Характерные эмоциональные проявления

    Страх

    Гнев

    Стыд, вина

    Изменения поведения, деятельности, общения

    (фиксируются индивидуально)

    Первичная психологическая консультация

    Психодиагностика (первичная)

    Анализ полученных данных

    Диагностическая беседа с родителями, преподавателя-ми , друзьями

    Плановая психологическая консультация

    Психодиагностика

    (планового характера)

    Консультация психотерапевта, психиатра, других специалистов в области

    стресса

    Работа психолога

    Индивидуальная психо-коррекционная программа

    Тренинговая программа (групповой формат проведения)

    A

    B

    C

    D

    уровни психологического напряжения

    33

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.