МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология конфликтов

    а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между

    субъектами противоречий;

    б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному

    стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он

    прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

    в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина

    скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с

    объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие

    выдается за причину;

    г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный

    виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а

    в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это

    делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать

    столкновение в группе противника.

    Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и

    соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то

    конфликты делятся на:

    . рациональные;

    . эмоциональные.

    В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты

    подразделяются на :

    . позитивные;

    . негативные;

    . конструктивные;

    . деструктивные.

    Социальный психолог В.И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие

    подходы к классификации конфликтов:

    . внешний — конфронтация между субъектами;

    . внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

    . конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;

    . конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между

    вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

    . групповой — между группами людей;

    . коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся

    следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

    . мотивационный — между потребностями и намерениями;

    . открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

    . скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

    . конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с

    тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

    . конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными

    личными мотивами и запретительными общими императивами;

    . статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью

    участников;

    . целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели;

    . и т.д.

    Основные виды социальных конфликтов.

    По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей

    нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому,

    который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от

    того, что берется за основание классификации.

    Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:

    . межличностные;

    . между личностью и группой;

    . внутригрупповые;

    . между малыми и большими социальными общностями;

    . межэтнические;

    . межгосударственные.

    В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных

    конфликтов:

    1. конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий

    и позиций;

    2. конфликты по поводу материальных ресурсов;

    3. конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.

    Таким образом, классификация конфликтов — метод познания,

    заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака.

    Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие

    структурные единицы.

    В принципе, в основе классификации может лежать любой признак

    конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам,

    то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

    |Базисная классификация конфликтов |

    |Конфликты |

    |Конфликты с участием человека |Зооконфликты |

    |Социальные |Внутри личностные | |

    |межличностные (между |между хочу и не хочу; |интропсихич|Между двумя|

    |личностью и группой) |между могу и не могу; |еские |животными; |

    |между малыми |между хочу и не могу | |Между |

    |социальными группами; |между нужно и не нужно | |животным и |

    |между средними |между хочу и нужно; | |группой; |

    |социальными группами; |между нужно и не могу | |Между |

    |между большими | | |группами |

    |социальными группами | | |животных |

    | | | | |

    |Между |Между | | | |

    |отдельными |коалициями | | | |

    |государст |государства| | | |

    |вами | | | | |

    Глава VI. Копинг — стратегии поведения

    Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие

    основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии

    поведения:

    . в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий);

    . в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);

    . в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий).

    Виды копинг-стратегий поведения распределяются по трем основным

    группам с учетом степени их адаптивных возможностей:

    . адаптивные;

    . относительно адаптивные;

    . неадаптивные.

    К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой

    сфере относятся сотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления

    отражают такое поведение личности, при котором она вступает в ближайшем

    социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодоления

    трудностей.

    В когнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ,

    установка собственной ценности, сознание самообладания. Это формы

    поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей

    выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое

    осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные

    ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

    В эмоциональной сфере вариантами являются протест, оптимизм,

    отражающие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по

    отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой

    сложной ситуации.

    К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся:

    . в поведенческой среде — активное избегание, отступление, которые

    предполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о

    неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от

    активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы;

    . в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция,

    игнорирование — пассивные формы поведения отказом от преодоления

    трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные

    ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей;

    . в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность,

    самообвинение, агрессивность — варианты поведения, характеризующиеся

    подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости

    и возложение вины на себя и других.

    К относительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения,

    конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации

    преодоления, относятся:

    . в поведенческой сфере — компенсация, отвлечение, конструктивность —

    формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу

    от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств,

    погружения в любимое дело, путешествия, с помощью исполнения своих

    заветных желаний;

    . в когнитивной сфере — относительность, придача смысла, религиозность

    — формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с

    другими, придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и

    стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами;

    . в эмоциональной сфере — эмоциональная разгрузка, пассивная

    кооперация — поведение, которое направлено на снятие напряжения,

    связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на

    передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

    Ниже предлагается текст опросника (модифицированной инструкции) для

    выявления у исследуемых их копинг-стратегий поведения. Это те варианты

    копинг-стратегий индивидуального поведения, с помощью которых исследуемые

    разрешают трудности, выходят из конфликтных ситуаций и защищаются в этих

    ситуациях.

    Модифицированная инструкция копинг-стратегий поведения.

    I. В поведенческой сфере.

    П-1. Отвлечение.

    «Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о своих проблемах».

    П-2. Альтруизм.

    «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю свои горести».

    П-3. Активное избегание.

    «Стараюсь не думать, всячески избегаю думать о своих неприятностях».

    П-4. Компенсация.

    «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных

    средств, вкусной еды, теле-,видео-,аудеотехники и т.п.).

    П-5. Конструктивная активность.

    «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление своей давней

    мечты».

    П-6. Отступление.

    «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

    П-7. Сотрудничество.

    «Я использую сотрудничество со значимыми для меня людьми в целях

    преодоления трудностей»

    П-8. Обращение.

    «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

    II. В когнитивной сфере.

    К-1. Игнорирование.

    «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности»

    К-2. Смирение.

    «Говорю себе: это судьба, с этим нужно смириться».

    К-3. Диссимуляция.

    «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все

    хорошо».

    К-4. Сохранение апломба.

    «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и

    стараюсь никому не показывать своего истинного состояния».

    К-5. Проблемный анализ.

    «Я старюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же

    случилось».

    К-6. Относительность.

    «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это

    пустяк».

    К-7. Религиозность.

    «Если что-то случиться, то так угодно Богу».

    К-8. Растерянность.

    «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться

    из этих трудностей».

    К-9. Придавание смысла.

    «Я придаю своим трудностям особой смысл, преодолевая их, я

    совершенствую себя».

    К-10. Установление собственной цены.

    «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но

    со временем смогу справиться с ними не более сложными, как это происходило

    ранее».

    III. В эмоциональной сфере.

    Э-1. Протест.

    «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и

    протестую».

    Э-2. Эмоциональная разгрузка.

    «Я впадаю в отчаянье, я рыдаю и плачу».

    Э-3. Подавление эмоций.

    «Я подавляю эмоции и прячу их в себе».

    Э-4. Оптимизм.

    «Я всегда уверен, что выход из трудной ситуации есть всегда, и ищу

    его».

    Э-5. Пассивная кооперация.

    «Я доверяю преодоление трудностей другим людям, которых готовы помочь

    мне».

    Э-6. Покорность.

    «Я впадаю в состояние безнадежности».

    Э-7. Самообвинение.

    «Я считаю себя виновным в происходящем и потому получаю по заслугам».

    Э-8. Агрессивность.

    «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным, так как не в состоянии

    решить проблему».

    Таким образом, подводя итог сказанному о копинг-стратегиях поведения в

    конфликтной ситуации, хотелось бы отметить, во-первых, связь копинг-

    стратегий со стилями поведения личности во внешнем конфликте, во-вторых,

    копинг-стратегии поведения является основой психологических защит в

    конфликтной ситуации, в-третьих, коринг-стратегии во многом зависят от

    основных психологических типов личности.

    Следует также отметить, сто методика применения копинг-стратегий

    помогает исследовать психологические и социальные особенности личности в

    конфликтных ситуациях, особенности, которые важны при решении, при

    нахождении выхода из конфликтной ситуации. Эта методика позволяет решить

    многие психологические проблемы студентов, позволяет разобраться в себе и

    помогает изменить свое поведение, свои действия и свои мотивации во многих

    трудных ситуациях.

    Данные методики могут пригодиться не только самим исследуемым, но и

    преподавателям, работающими со студентами, для более свободного

    установления контакта с обучаемыми, для предупреждения спорных ситуаций,

    часто возникающих в парадигме преподаватель-студент, а также для того,

    чтобы эти спорные ситуации не переросли в конфликт.

    Методика позволяет и самим студентам поразмышлять над отношениями друг

    с другом и, как следствие этого, устанавливать более глубокие дружеские

    связи, улучшает сам процесс коммуникации.

    Глава VII. Стили поведения во внешнем конфликте

    Американский психолог Р. Томас разработал систему классификации стилей

    поведения индивида в развертывающемся внешнем конфликте. В эту систему

    включены пять основных стилей: избегание, приспособление, компромисс,

    сотрудничество и соперничество. Из перечисленных стилей только один —

    сотрудничество — является активным и эффективным в смысле определения

    исхода конфликтной ситуации. Наиболее конфликтным считается второй активный

    стиль — соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной

    формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение,

    совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования. Далее приведена

    характеристика основных систем поведения людей в конфликтных ситуациях.

    Сотрудничество — стиль, направленный на разрешение противоречий,

    лежащих в основе конфликта. Характеризуется тем, что субъект конфликта

    ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в

    связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей.

    Человек с таким ведущим стилем разрешения конфликтных ситуаций способен

    пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации. Как

    правило, этот стиль присутствует у неформальных лидеров, способных

    регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое

    собственное, что возможно благодаря тому, что в системе мотиваций

    доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием

    социального волевого контроля.

    Соперничество — стиль поведения, в большей степени свойственный

    активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-

    оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих

    мотиваций. Соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у

    партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем

    порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний

    конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид,

    демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со

    стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем.

    Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное

    завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования

    определенных форм психологической защиты.

    Компромисс — стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей,

    ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей

    цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые

    интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее

    конфликт, естественно, не разрешается, а маскируется и временно загоняется

    внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника

    конфликта. Тактика этого стиля — постепенное сближение интересов и сведение

    их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если

    остальные участники готовы идти на уступки. Наименее активен в конфликтной

    ситуации способ поведения, когда один из партнеров демонстрирует стиль

    соперничества. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и

    способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого

    интеллекта и адекватной высокой самооценки.

    Приспособление — стиль, ориентированный на сохранение социальных

    отношений, доминирует у представителей женского пола, занимающих

    подчиненную социальную позицию на фоне неадекватной, заниженной самооценки.

    Субъект с этим стилем поведения осознает наличие внешнего конфликта и

    пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик, в том числе с

    участием какой-то психологической защиты. Противоречие, вызвавшее конфликт,

    как бы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.