МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология личности военнослужащего

    2. Изучение документов.

    3. Анализ практической деятельности военнослужащих и подразделений.

    4. Обсуждение вопросов на общих собраниях.

    5. Индивидуальная воспитательная работа.

    6. Круглые столы.

    7. Вечера вопросов и ответов.

    8. Опросы.

    Схема изучения общественного мнения

    1. Определение предмета исследования общественного мнения (ОМ)

    воинского коллектива.

    2. Разработка программы исследования.

    3. Определение содержания, формы и методов работы по изучению ОМ.

    4. Формирование и инструктирование рабочих групп по изучению ОМ.

    5. Организация деятельности рабочих групп по изучению ОМ.

    6. Обобщение и систематизирование результатов изучения ОМ.

    7. Выработка рекомендаций для командиров и штабов.

    Влияние боевой обстановки на личность воина.

    Боевая обстановка оказывает на военнослужащих сильное психологическое

    воздействие и требует от них проявления стойкости, инициативы и дисциплины.

    Поэтому воины, которым предстоит вступить в бой, должны обязательно пройти

    психологическую подготовку. Как правило, психологически подготовленные

    воины в боевой обстановке проявляют повышенное внимание, разумное мышление,

    их действия отличаются активностью и целеустремленностью. Всего этого не

    скажешь о психологически неподготовленных.

    Командирам необходимо знать факторы, определяющие поведение боя в бою. Они

    зависят от боевого настроя, степени душевного и физического утомления,

    воздействия стресса и чувства страха.

    Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.

    Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется

    характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные

    взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество

    учебно-боевой деятельности, а несложившиеся - разрушают коллектив и

    затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и

    порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об

    этом помнить.

    Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия

    между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе.

    психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя

    разнообразные формы и виды психологических свои людей. В воинских

    коллективах (группах) также осуществляется воспитательный процесс, а

    отношения между военнослужащими, как правило, складываются на основе

    взаимного познания, межличностных действий и взаимных оценок в ходе

    воинской службы.

    Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими

    в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них

    сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие,

    субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская

    вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

    Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основами

    взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного

    (неформального) характеров. Служебные взаимоотношения проявляются при

    выполнении военнофункциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной

    и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач.

    Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных

    контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга.

    Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

    Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная

    деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований

    (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по

    форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности

    (служебные, общественные).

    Самой широкой разновидностью взаимоотношений являются товарищеские

    отношения. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели,

    средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие

    связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения

    военнослужащих друг к ДРУГУ - «товарищ».

    Дружба - также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из

    взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому

    человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то

    уважение – на признании высоких нравственных качеств другой личности.

    В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют

    место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы

    предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия

    военнослужащих при выполнении различных задач.

    Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество.

    По-другому его называют военным братством. Его роль и значение особенно

    ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему

    принадлежит известное крылатое выражение; «Сам погибай, а товарища

    выручай».

    В далеком 1913 году Главным управлением военно-учебных заведений во все

    военные училища и кадетские корпуса были разосланы «12 заповедей

    товарищества». Вот слова из этого исторического документа; «Товариществом

    называются добрые взаимоотношения вместе живущих или работающих, основанные

    на доверии и самопожертвовании. Военное товарищество доверяет душу,

    жертвует жизнью. На службе дружба желательна, товарищество же обязательно.

    Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. Долг товарищества

    преклоняется перед долгом службы. Честь непреклонна, бесчестное во имя

    товарищества остается бесчестным. Подчиненность не исключает взаимного

    товарищества. Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена

    товариществу. Товарищество трав собственности не уменьшает.

    Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение.

    честь товарищей нераздельна. Оскорбление своего товарища - оскорбление

    товарищества».

    С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих -

    участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны,

    ветераны-«афганцы», участники боевых действий на Северном Кавказе и других

    «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей,

    сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной

    службе, не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению

    воинского долга.

    К огромному сожалению, славные традиции войскового товарищества зачастую

    нарушаются в некоторых воинских коллекти-

    вах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами,

    сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении

    человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как

    противоестественны природе цивилизованного человека. Командир же,

    призванный руководить воинским коллективом, должен учитывать индивидуальные

    особенности своих подчиненных.

    Он должен относиться с уважением к военнослужащим, имеющим больший опыт

    службы и уровень воинского мастерства, к тем, кто реально является его

    опорой в поддержании боеготовности подразделений, успешном выполнении

    учебно-боевых и служебных задач, поддержании правопорядка, дисциплины и

    здорового морально-психологического климата в коллективе. А того, кто в

    качестве самоутверждения и способа жизни избирает моральное и физическое

    подавление слабых, откровенное «паразитирование» за счет сослуживцев,

    выпячивает национальные, региональные или другие особенности, занимается

    вымогательтвом личных вещей и имущества у слабых и неопытных сослуживцев,

    подвергать справедливой критике. Из-за таких сослуживцев в нашей армии

    ежегодно сотни молодых людей теряют здоровье, а порой - жизни, а армия

    теряет свой авторитет. Бороться с «неуставщиной» - дело не только

    командира, а и целого коллектива. Порой при безмолвном попустительстве

    коллектива один-два негодяя измываются над всеми остальными. Поэтому

    каждому стоит задуматься и пересмотреть взгляд на собственное отношение к

    «безмолвию» души, которое оборачивается предательской трусостью,

    инфантильностью, рабской покорностью.

    Ведь пока мы сами не научимся и не станем уважать себя, нас не начнут

    уважать другие.

    Практика показывает, что между военнослужащими нередко возникает конфликт.

    Научные исследования свидетельствуют о том, что ежедневно по разным

    причинам в среднем возникает до 10 конфликтов. Наиболее часто встречаются

    конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных

    конфликтов. Их основами причинами являются:

    - слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных

    военнослужащих (32%);

    - стремление некоторых военнослужащих занять социальнопрестижный статус в

    коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);

    - неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);

    - отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);

    - действия, направленные на восстановление справедливости, против

    безнравственных действий сослуживцев (5%);

    -другие причины

    (19%).

    Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и

    сержантов отдельного подразделения позволило выявить частоту

    возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и

    распределить их по значимости .

    При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда

    являются негативными, например, если в результате конфликта победу

    одержала справедливость, если разрешено противоречие, такой

    конфликт признается позитивным. Его результатом может стать: '

    - улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной

    деятельности (службы) военнослужащих;

    - улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в

    подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и

    правопорядка и др.

    Но немало конфликтов, возникающих между военнослужащими по призыву, имеют

    своим результатом негативные последствия. К ним относятся:

    - физическое насилие и моральное подавление сослуживцев;

    - разрыв позитивных межличностных отношений или их существенное ухудшение;

    - снижение качества воинской деятельности и социальной активности:

    - острое переживание (стресс, фрустрация) негативных эмоций:

    - совершение грубых дисциплинарных проступков, нарушение уставных правил

    взаимоотношений и т.д.

    Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:

    - низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому

    мнению;

    - завышенная самооценка,

    - эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;

    - негативизм в поведении и отношениях;

    - отрицательная установка на сослуживцев, командиров;

    - стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.

    Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов

    между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться

    своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать

    культуру межличностных взаимоотношений.

    Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является

    насущной армейской задачей.

    Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной

    культуры каждого солдата, сержанта и ''лица офицера. Очевидным является

    тот факт, что культурные и коммуникативно- компетентные люди, как

    правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Из каких

    же основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее основанием

    принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и

    специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и полдержания

    благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и

    др.).

    Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав,

    классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и

    культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи

    (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-

    развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации

    (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

    Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении,

    фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно

    обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Уметь извлекать

    полезное из этих отношений, делающее нас мудрыми и успешными.

    На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные

    элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного

    социального взаимодействия с окружающими.

    К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро

    устанавливать контакты с окружающими: оказывать благоприятное впечатление

    (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и

    взаимодействию и разделять их.

    Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков:

    предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в

    сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на

    окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных

    действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности,

    заинтересованности , доброжелательности к людям и др.

    Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки

    постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом

    трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения. А

    привычка, как известно, вторая натура.

    Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной

    культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее

    результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы

    личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и

    убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят

    достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в

    совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует

    считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора,

    искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам

    (оценкам), открытость и др.

    Наряду с признанием важности мотивационно-потребностной сферы личности

    нельзя обойти вниманием способности – как особое психологическое условие

    результативности той или иной деятельности.

    Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей являются

    важным и сложным этапом в достижении высокой коммуникативной культуры . Его

    выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и

    повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи

    самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и

    развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются

    параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.

    Основными способами совершенствования практических коммуникативных

    элементов в условиях воинской службы могут быть признаны:

    - публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях

    воспитательной работы;

    - самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в

    споре, дискуссии:

    - индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на

    принципах и в форме диалога;

    - составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также

    переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы,

    обращение к какому-либо лицу и т.п.);

    - самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях

    межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой

    разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

    - аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в

    своих силах; - групповые социально-психологические тренинги,

    консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под

    руководством войсковых психологов и др.

    Представленный в ходе изучения данного учебного вопроса материал может и

    должен быть взят за основу длительного, целенаправленного и комплексного

    процесса самосовершенствования личности военнослужащего с акцентом на

    формирование его культуры отношений с сослуживцами.

    В качестве же практических, ситуативных способов улучшения межличностных

    отношений на основе установления взаимопонимания с окружающими предлагается

    ряд рекомендаций

    Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных

    рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним

    относятся:

    - формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения

    к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого

    человека;

    - целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих

    по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;

    - уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные

    оценки;

    - стремление и умение заметить и выделить в партнере его положительную

    сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

    - компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

    - критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

    Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.