МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология личности военнослужащего

    проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать

    управление этим сложным процессом.

    Управление конфликтом – это сознательная целенаправленная деятельность по

    отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития

    и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она

    включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику,

    предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно

    управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно,

    что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по

    предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным

    направлениям. Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих

    возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций.

    Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом,

    конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций.

    К объективным условиям, обеспечивающим профилактику деструктивных

    конфликтов, относятся:

    1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих;

    2. Оптимизация нормативнорегламентирующих основ служебной деятельности.

    Субъективные способы предупреждения и конструктивного разрешения

    предконфликтных ситуаций заключаются в выработке

    навыков неконфликтного поведеия. Формирование и закрепление их включает в

    себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам

    теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих

    системы знаний об особенностях функционирования психики человека в

    конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической

    природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и

    возможных исхо-

    дах конфликтов между военнослужащими.

    Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения

    использовать элементарные психотехнические методики для управления

    конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество,

    избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими

    методиками позволяет военнослужащим с меньшими «издержками» выходить из

    стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд

    субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением

    военнослужащего грамотно общаться.

    Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений в воинских коллективах

    сложна. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных

    военнослужащих повысить индивидуальную общую и коммуникативную культуру.

    Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как оно является наиболее

    значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон

    жизнедеятельности армии и флота страны.

    Национально-психологические особенности военнослужащих.

    Российская Федерация является многонациональным государством, на территории

    которого проживают представители более 100 различных национальностей и

    народностей. По данным военых социологов в отдельных соединениях и

    объединениях ВС РФ проходят службу воины 20 -30 этнических общностей.

    Многонациональный состав воинских коллективов - важный фактор,

    определяющий состояние служебной и учебно-боевой деятельности, морально-

    психологический климат, правопорядок и взаимоотношения между

    военнослужащими.

    Под национально-психологическими особенностями в широком

    смысле подразумевают национальные специфические черты, которые отличают

    одни народы от других. Эти отличия проявляются в различиях культур,

    религии, фактах повседневной деятельности и поведения, восприятия, оценках,

    предпочтениях и вкусах и др. Этнические явления изучаются многими науками:

    историей, культурологией, социологией, социальной психологией, педагогикой,

    политологией, лингвистикой, этнографией и др. Но внимание к данной

    проблеме проявляет этнопсихология - наука, которая целиком посвящена

    исследованию этнических особенностей народов. Этнос как интегративное

    социокультурное явление имеет собственную структуру .

    По мнению этнопсихологов, основные различия народов и их

    типичных представителей заключаются в:

    - национальных особенностях темперамента, мышления, проявлениях эмоций

    (чувств) и воли;

    - специфике построения взаимоотношений, формах общения и

    поведения внутри своей группы, а также во взаимодействии с другими

    - национальных стереотипах, установках, предубеждениях, традициях, обычаях,

    ритуалах;

    - этническом самосознании, этикете, национальном характере

    и др.

    Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко

    проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе

    службы которых значительную

    роль играют национальные (этнические) стереотипы. Под этим явлением

    понимается схематизированный образ (шаблон) представителя какой-либо нации.

    Как правило, упрощенный, односторонний, сформированный на основе

    поверхностных знаний о

    психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа).

    Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-

    образы: "лицо кавказской национальности", "скупой хохол", "вспыльчивый

    татарин", "хитрый еврей" и др. На основании таких стереотипов

    военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой

    национальности и ведут себя неверно: проявляют агрессивность, замкнутость,

    недоверие и т.д. Для предупреждения подобного командирам и каждому

    военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества

    цивилизованного человека - терпимость и уважение к другой культуре, интерес

    к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т.п. Важным условием

    предупреждения негативных национальных стереотипов является ванная на

    убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает,

    равно как нет народов избранных и отверженных.

    Для быстрого установления доверительных отношений с военнослужащими другой

    этнической группы важно знать и соблюдать их национальный этикет. Данное

    понятие выражает установленный порядок, набор правил, определяющий

    поведение людей, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности.

    Элементы этикета тесно связаны с национальными традициями и обрядами.

    Национальный этикет выступает своеобразной формой общественного контроля за

    поведением каждого представителя своего народа. Его несоблюдение и

    нарушение влечет за собой различные санкции - наказания: неодобрение,

    осуждение, отвержение и т.д. Являясь внутренним психологическим механизмом

    своего носителя, он определяет:

    - правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия и прощания;

    - правила поведения за столом, ведения беседы, посещения и приема гостей;

    - нормы взаимоотношения между людьми разных поколений, вероисповеданий,

    мужчиной и женщиной:

    -семейные, родственные, дружеские отношения и т.д.

    Незнание и несоблюдение национального этикета может принести к грубым

    нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию.

    Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного

    состава об особенностях содержания и формах проявления этикета

    военнослужащими различных национальностей, повышением собственной

    межэтнической культуры общения и др.

    В структуре национально-психологических особенностей. Важное место

    принадлежит национальным чувствам. Данное явление характеризуется

    эмоционально-окрашенным отношением людей к своей этнической общности и ее

    интересам, к другим народам и их национальным ценностям.

    Источниками национальных чувств являются:

    - экономические и социальнополитические условия жизнедеятельности нации;

    - быт и культура, межнациональные отношения, войны, экономические кризисы и

    др.

    Национальные чувства передаются из поколения в поколение и в зависимости от

    своей направленности могут быть как позитивными, так и негативными. Их

    положительная сторона выражается в таких свойствах, как чувства

    национальной гордости, патриотизма, любви к своему народу, дружбы и

    братства. Негативизм проявляется в национализме и шовинизме, национальных и

    расовых предрассудках, в чувстве отчужденности по отношению к своему народу

    или другим.

    Для наиболее полного понимания особенностей национальнопсихологического

    своеобразия различных народов необходимо знать и учитывать специфику их

    национального склада ума. Она заключается в особенности мышления, которое

    имеет свою национальную специфику. Так, например, мышлению представителей

    славянской и финно-угорской культуры свойственны идеалистичность,

    умозрительность и логика. Мыслительной деятельности тюркских и некоторых

    северокавказских народов присущи остроумие, красноречие, практичность и

    живость воображения.

    Для мышления представителей семитских народов характерны рационализм,

    критичность, аналитичность, склонность к философствованию. Народы

    монгольской и тунгусо-маньчжурской

    групп отличают сдержанность, отсутствие поспешности в принятии решения,

    всесторонняя обдуманность, конкретность. Чтобы правильно построить учебно-

    воспитательный процесс, а также распределить воинов по штатнодолжностным

    позициям в подразделениях, необходимо учитывать их национальные

    особенности.

    Надо также понимать, что такое национальный темперамент и характер.

    Темперамент предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и

    поступков представителей определенной этнической общности, характеризует

    своеобразие их активности в различных видах деятельности. Он проявляется

    также

    в жестах. Психологи установили, что за час беседы финн употребляет 1 жест,

    итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180.

    Ученые издавна изучают особенности национального темперамента и находят

    своим исследованиям практическое применение.

    Так представители наций, обладающих подвижным, динамичным темпераментом

    скорее поддаются внушению. У них в относительно

    короткий срок можно вызвать ярко выраженное воодушевление, прилив эмоций,

    но также быстро у них может наступать и спад подобных реакций, особенно а

    сложной обстановке. Народностям и нациям, отличающимся устойчивостью

    переживаний, свойственны логика, апелляция к разуму.

    В отличие от темперамента национальный характер - более устойчивое и

    собирательное явление психики, определяющее привычную манеру поведения и

    типичный образ жизни людей, их

    отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

    В характере тесно соединены элементы сознания, идеологии, нравственной

    культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему миру

    определяет направленность национального сознания людей. К ведущим чертам

    характера относят: религиозность, традиционализм, консерватизм, оптимизм

    (пессимизм), деловитость, практичность, пунктуальность, обязательность,

    предприимчивость, организованность и др.

    В силу особенностей исторического, экономического и социально-политического

    развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и

    других влияний многие нации и народы России имеют значительное

    хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство.

    Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных

    регионов нашей страны, целесообразно объединить их (с определенной долей

    условности) в несколько этнорегиональных групп .

    Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт

    представителей славянских национальностей, обобщение результатов

    социальнопсихологических исследований свидетельствует, что в целом

    большинству из них в настоящее время присущи:

    - высокое стремление к осмыслению действительности;

    - высокий общеобразовательный уровень и хорошая подготовленность к жизни и

    труду;

    - уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях

    на сложности и трудности жизни;

    - общительность, дружелюбие, постоянная готовность оказать поддержку другим

    людям;

    - ровное и доброжелательное отношение к представителям других

    национальностей;

    - отсутствие в повседневной жизни стремления к образованию изолированных

    микрогрупп по национальному признаку;

    - стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в

    экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного

    напряжения духовных и физических сил.

    Важнейшими чертами русского народа являются человеколюбие и терпимость,

    милосердие и сострадание к другим людям, готовность прийти на помощь

    нуждающимся. Известные российские мыслители и литераторы Л. Н. Толстой,

    А.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, К.М. Симонов и другие

    подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера

    являются высокая гражданственность, общительность, доброжелательность,

    храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

    На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно,

    оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека,

    его мировосприятие, душевные устремления и образ действий, не осознав

    правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других

    религий и других конфессий христианства.

    Тюркские и алтайские народы России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы,

    хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории

    Поволжья , Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой

    самобытные, сплоченные национальные общности, в силу исторического прошлого

    по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг

    от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению,

    например, с коренными народами Кавказа.

    Наиболее общими национально-психологическими особенностями их

    представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

    - острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей

    национальной принадлежности:

    - неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении

    профессиональных и повседневных обязанностей;

    - высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и

    сослуживцами;

    - дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении

    любых видов деятельности;

    - резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с

    представителями своей и других этнических общностей, стремление к

    равноправным отношениям;

    - групповая, национальная и родовая сплоченность;

    - при слабом знании русского языка у них могут проявляться стеснительность

    и скованность в общении.

    Татары - представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны.

    Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских

    татар. Волго-уральские, сибирские и астраханские татары консолидированная и

    сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX

    столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Волго-

    уральские татары расселены как в Республике Татарстан, так и в

    Башкортостане, Чувашии. Сибирские татары проживают в Кемеровской,

    Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Астраханские татары

    расселены в окрестностях Астрахани. Их отличают сильная приверженность к

    национальным культуре, традициям, быту. В профессиональной деятельности

    татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.

    Склон-ны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по

    национальному признаку, иногда бывают резкими, категоричными в своих

    суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут

    проявлять вспыльчивость и обидчивость.

    Башкиры - коренное население Республики Башкортостан.

    Как показывают социологические и социально-психологические исследования,

    отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны,

    аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских

    обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем им

    свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных

    ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и

    меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту

    башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять

    вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им

    всегда

    владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны,

    иногда чересчур медлительны в работе.

    Представители чувашской национальности, проживающие главным образом в

    Чувашской Республике, отличаются большой сплоченностью внутри своей

    этнической общности и в то же время умением строить отношения с

    представителями других народов, заимствовать у них элементы культуры,

    миропонимания и образа жизни. Они ровны в своем поведении, малоконфликтны,

    исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных

    обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в

    достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы чуваши

    обычно ставят выше личных.

    Финно-угорские народы России (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси,

    саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала, в

    Карелии и на севере Кольского

    полуострова, а также финнов, карелов и венгров объединяют общее

    происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и

    своеобразные национально-психологические особенности. Их отличают:

    - трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность, последовательность и

    аккуратность во всех видах деятельности;

    - неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

    - твердость, рассудительность и неторопливость в действиях и поступках;

    - обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле

    продуктивных положительных результатов;

    - стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми,

    пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев

    и привычек;

    - высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и

    простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

    Буряты и калмыки - представители группы монгольских народов, проживающих на

    территории нашей страны. Они ведут свое происхождение от потомков

    сформировавшегося в XII – XIV вв. монгольского суперэтноса,

    консолидировавшегося в составе Российского государства.

    В национальной психологии бурят, с одной стороны, утвердились такие

    качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое

    выражение эмоций и чувств, внутренняя

    уравновешенность, а с другой коллективизм, взаимопомощь взаимовыручка,

    исполнительность, устойчивость родственных связей, уважительное отношение к

    старшим, стремление обойти острые углы, проявление терпимости во

    взаимоотношениях.

    Отличительными национальнопсихологическими особенностями калмыков являются:

    выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение

    довольствоваться малым. Жизнь в достаточно трудных природноклиматических

    условиях сформировала в их психологии такие черты, как ровное отношение ко

    всем другим людям, стремление мирно решать спорные проблемы, ориентация на

    бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.

    Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России (якуты, ненцы,

    коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы),

    проживая в тяжелых условиях Крайнего Севера) Сибири и Дальнего Востока,

    отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в

    быту. Тяжелый труд северянина требует от них специальной выучки, раннего и

    активного включения в трудовой процесс. У представителей этих народов, в

    большинстве своем охотников, оленеводов, рыболовов, формируется

    естественная этика отношения к природе, другим людям, с детства развиваются

    такие качества, как выносливость, воля) товарищество, чувство самоуважения.

    Они, как правило, хорошо переносят тяготы и

    лишения. В то же время болезненно переживают разлуку с домом, исконными

    местами проживания. Многие из них труднее адаптируются к условиям

    многонационального коллектива, чем выходцы из других регионов нашей страны.

    Народы Северного Кавказа. Кавказ представляет собой историко-

    этнографическую область, очень сложную по национальному составу. В свое

    время арабские географы называли Кавказ "Джабельталь-Суни", что дословно

    означает "Гора языков". На сравнительно небольшом пространстве Кавказа

    расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих

    на разных языках. У представителе различных этнических общностей,

    проживающих в этом обширном регионе, есть различия в культуре и психологии,

    но есть и большое сходство. Данные этнографических, социально-

    психологических и социологических исследований показывают, что они

    наделены:

    - высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и

    самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам,

    способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;

    - чертами преимущественно холерического и сангвинического типов

    темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к

    чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и

    самопрезентации;

    - большой самостоятельностью, активностью и инициативностью,

    упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей

    во всех видах деятельности;

    - вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и

    должности;

    - достаточно высоким, образовательным уровнем, хорошей физической

    подготовкой, относительно слабым знанием русского

    языка;

    - стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей

    и в многонациональных микрогруппах по земляческому признаку.

    В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями

    других национальностей у жителей Северного

    Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по

    национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа.

    Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными

    качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами

    в коллективах.

    Поэтому командиру, который хочет пользоваться авторитетом в коллективе,

    создать в нем благоприятный микроклимат, необходимо учитывать характерные

    национально-психологические черты всех своих подчиненных.

    Список использованной литературы.

    1. Шамаев В.Г., Локтев Е.М. Общественно-государственная подготовка.

    Воронеж,2004.

    2. Барабаш А. Влияние боя на психику воина. Ориентир.-2004.-№6

    3. Буранов С. Национально-психологические особенности

    военнослужащих.Ориентир.-2003.-№7

    4. Стрельников В. Особенности взаимоотношений в воинском

    коллективе.Ориентир.-2004.-№7

    5. Буранов С. Конфликты в воинских коллективах.Ориентир.-2003.-№7

    6. Морозов А.В. Психология личности. СПб.: Издательство «Союз», 2002.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.