Психология труда (Обзорный реферат по психологии труда)
Психология труда (Обзорный реферат по психологии труда)
Психология труда
Контрольные работы
Методы психологии труда 1
Профессиограмма клинического психолога 4
Психические регуляторы и психологические признаки труда как метод оценки
уровня сформировавшегося специалиста (на конкретных примерах) 9
Психологические признаки труда 12
Множество эргатических функций клинического психолога (на примере курсовой
работы) 14
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как средство адаптации человека в
деятельности 16
Контрольная работа
Методы психологии труда
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда.
Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.
Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся
различные варианты метода наблюдения.
Метод наблюдения
Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;
Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.
В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются
вспомогательные методы и средства.
Измерения различных параметров процесса труда;
Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;
Анализ продуктов трудовой деятельности;
Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания
профессиональной деятельности.
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса
Метод опроса
Беседа;
Устный опрос (интервью);
Письменный опрос (Анкета);
Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);
Метод обобщения независимых характеристик
Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной
документации помогает в работе методикам из I и II блока.
Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды
экспериментальных методик.
Лабораторный эксперимент
Абстрактный;
Модель отдельных элементов трудового процесса;
Модели профессиональной деятельности в целом;
Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;
Метод тестов
Производственный эксперимент
Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и
ритм работы.
Метод искусственной деавтоматизации.
К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы
работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.
Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже
перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В.
Котеловой добавляет
Методы построения теории
Методы построения простых и сложных теоретических объектов;
Методы интерпретации;
Номологизации;
Определения;
Верификации;
Доказательства;
Объяснения.
Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:
методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных
свойств (тренажеры, деловые игры);
консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений
человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов
с определенной группой или несколькими группами профессий;
методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;
методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов
управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов
планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного
проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).
Контрольная работа
Профессиограмма клинического психолога
Что делают клинические психологи.
а) В чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и
во что).
Задача клинического психолога – не только забота о здоровье человека, но и
создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического
психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития,
связанными с его здоровьем.
б) Особенности практической деятельности и перечень исполнительных
действий.
Клинический психолог является, по сравнению с другими психологами,
максимально практическим психологом. Особенности практической деятельности
клинического психолога состоят в том, что он работает с индивидуальными
психическими характеристиками человека.
Практическая деятельность клинического психолога
диагностическая;
формы психологического воздействия;
участие в разных экспертных задачах;
реабилитация;
профилактика заболеваний;
консультирование;
научная работа.
в) особенности познавательной деятельности и перечень гностических
действий.
Клинический психолог имеет дело со страждущими людьми – людьми,
нуждающимися в понимании. Поскольку лечат не болезнь, а больного, то
клинический психолог познаёт не только болезнь, но и психические
особенности больного.
2. Перечень и особенностей знаний, элементов опыта, умений успешных
клинических психологов
Клинический психолог познаёт симптом – единичный признак проявления
болезни, синдром – набор закономерно сочетаемых симптомов, нозологию –
набор синдромов. Клинический психолог должен владеть как разносторонними
психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в
частности – в области психиатрии и неврологии. Должен быть знаком с
педагогикой. Необходимо умение вести клиническую беседу с пациентом.
Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических
материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать
современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и
делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой
клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-
информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести
научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального
признания своего профессионального сообщества и своего профессионального
коллектива.
3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов,
проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка
усилий; поведение, выразительные движения, наружность).
Движения клинического психолога, впрочем как и любого другого, являются
основным проводником взаимодействия его с внешней средой. В зависимости от
характера этого взаимодействия (в его физических и психологических
аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами,
задается структура и динамика двигательного акта, которая может быть самой
разнообразной. Дозировка усилий у клинического психолога должна быть
достаточной, но не чрезмерной, чтобы не причинить пациенту вред в замен
надлежащей пользы. Поведение в целом, как непременный атрибут, должно
соответствовать профессиональной подготовке клинического психолога и быть
строго дозированным согласно конкретной ситуации. Подчас существует
потребность у клинического психолога в выразительных движениях и
наружности. Особенно это касается психологов, работающих с детьми. В этих
случаях для психологического влияния хороша наглядная демонстрация, что
часто и применяться.
4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание,
ощущения, восприятия, память, воображение, мышление—их виды и свойства)
При работе с пациентами для клинического психолога важна правильная
организация процесса и состояния на восприятие приоритетной информации и
выполнение поставленных клинических задач, т.е. внимания. Поэтому и в
теоретическом и в операциональном плане внимание у клинического психолога
должно характеризоваться достаточно высоким уровнем (интенсивностью,
концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения
(перемещения), длительностью и устойчивостью.
Среди процессов памяти для клинического психолога по особенному важно —
запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения
клинического материала, прочность и длительность его сохранения. Условия
продуктивности запоминания в работе связаны ещё и с тем, что протекает оно
в форме как непроизвольного, так и произвольного процесса.
Восприятие клинического психолога во многом зависит от прошлого опыта,
накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой
клинической деятельности, психических состояний и индивидуальных
особенностей психолога (потребностей, склонностей, интересов, мотивов,
эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов и создается
характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные
различия при восприятии одних и тех же вопросов обычными людьми и
клиническими психологами.
Необходимо для клинического психолога развитое воображение как
универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов
действительности с помощью переработки содержания сложившегося
практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового
клинического опыта.
Мышление в работе клинического психолога находит целенаправленное
использование в развитии и приращении знаний, поскольку в мышление
важнейшую роль играет понимание людьми друг друга, средств и предметов их
совместной деятельности.
5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов,
эмоциональных особенностей индивидуальности
Чтобы быть способным успешно выполнять обязанности клинического психолога
специалист должен действовать в направлении сознательно поставленной цели,
преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные
желания и стремления) – для чего необходима развитая эмоционально-волевая
регуляция. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех
действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к
достижению поставленной цели. Специфичным является наличие внутреннего
интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у психолога в данный
момент побуждения в направлении такого их упорядочивания, при которой
ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.
В множестве эмоциональных процессов для клинического психолога важен особый
вид –собственно эмоций, которые в отличие от аффектов могут слабо
проявляться внешне. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.
е. выражают оценочное отношение психолога к складывающимся или возможным
ситуациям клинической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в
этих ситуациях.
6. Каковы особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к
деятельности, к труду, к вещам, к себе)
Работник в области клинической психологии должен иметь выраженный интерес к
человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских
отношений, профессионально положительное отношение к людям независимо от их
социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и
индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных
убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возможностях
положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить
стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими
профессиональными средствами (такими, как консультирование, психологическое
просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних
средств, участие в проектирование внешних средств и условий, коррекция
индивидуального стиля, активизация самопознания и саморегуляции человека).
7. Каковы особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше
всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы
и время).
Клинические психологи ценят в своих коллегах способность организовывать и
проводить соответствующую работу по специальности, разрабатывать (и
дорабатывать после коллективных обсуждений, эмпирической проверки) приемы,
пути, методы, средства развития клинической психологии; разбираться в
конкретных психологических и клинических противоречиях жизненной ситуации
пациента; предлагать и корректно внедрять рекомендации по организации
помощи нуждающимся, отдыха и быта людей, учебной деятельности, по
оптимизации процессов психологического воспитания детей и взрослых. Подобно
другим специалистам клинические психологи в своей работе не приемлют
отсутствие профессионализма в работе, слабодушие, корыстолюбие.
8. Каковы особенности творческости (креативности)
Работа клинического психолога заставляет мобилизоваться для работы не
только "по интересам", сложившимся в предшествующем своем развитии, но и
"по заданию", и работать в группе разнопрофильных специалистов-непсихологов
над решением комплексных задач, не всегда связанных с психологическими
проблемами
9. Каковы особенности саморегуляции
У клинического психолога саморегуляция (если её понимать как один из
уровней регуляции активности, для которых характерно использование
психических средств отражения и моделирования реальности) используется для
управления различных аспектов жизнедеятельности, включая целенаправленную
профессиональную деятельность. Особенность саморегуляции в работе
клинического психолога состоит в произвольное и целенаправленное изменение
отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом,
которое осуществляется самим психологом путем специально организованной
психической активности. В последнем случае формирование и эффективность
использования внутренних средств деятельности по управлению собственным
состоянием выступают в качестве центрального момента клинической работы,
поскольку правильно организованная саморегуляция психолога действенным
образом сказывается и на пациенте клинического психолога.
10. Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психологические)
к выбору профессии клинического психолога и какие качества данная профессия
развивает у человека.
Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо
психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку,
который придёт к нему за помощью или консультацией.
Профессия клинического психолога развивает у специалиста умение входить в
деловой контакт с людьми на основе научной методики социально-контактного
взаимодействия, применять полученные знания для решения конкретных научно-
практических, преподавательских, организационно-методических,
информационных, исследовательских задач; пользоваться научными методами
поиска и производства необходимых знаний (методами психологических
исследований, построения научного знания), методами воспитательного
воздействия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктивной
деятельности, методами психологически обоснованной коррекции деятельности.
Контрольная работа
Психические регуляторы и психологические признаки труда как метод оценки
уровня сформировавшегося специалиста (на конкретных примерах)
Психические регуляторы
Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет
собой сложнейшую психическую структуру. Е. А. Климов выделяет следующие
группы психических регуляторов.
1. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений
трудовой деятельности):
чувственный образ (сенсорный, перцептивный).
Например, знание и различение множества оттенков цвета позволяют маляру
доводить колер до нужного образца; знание и различение вкусовых и
ароматических свойств предметов питания позволяют повару быть на уровне
запросов потребителя; тонкая ориентировка в прилагаемых к ручному
инструменту усилиях — важное условие правильности действий регулировщика,
сборщика, гравера;
репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения).
Например, об особенностях прочности, хладо- и жаростойкости, тепло- и
электропроводности материалов).
репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий,
усвоенные алгоритмы действий).
Например, для медника латунь — это и достаточно прочный, хорошо
обрабатывающийся под давлением материал, высокопластичный, стойкий к
коррозии, и в то же время — материал, с помощью которого можно соединять
пайкой изделия из углеродистой стали, меди; для плодоовощевода почва
выступает как сложный, богатый признакам объект — здесь и влажность, и
температура, и воздухонепроницаемость, водопроницаемость и т.д.
Этого рода психические регуляторы поведения, деятельности усваиваются
прежде всего в теоретическом обучении и в процессе самостоятельной работы
ума человека).
II. Образ субъекта:
актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный
момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и
ограничениях).
Например, «это я смогу сам, а вот это без помощи других не удастся
сделать», «это я плохо знаю, надо посмотреть в справочнике», «когда я
тороплюсь, у меня все из рук валится, поэтому надо к предстоящей работе все
заранее приготовить в избытке, чтобы не пришлось срочно что-нибудь
разыскивать».
обобщенный "Я-образ " ("Я — концепция" — я в прошлом, я ныне, я в будущем;
я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как
Страницы: 1, 2
|