МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

    качестве мужчины или женщины.

    Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни -

    это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и

    сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые

    самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация. Половая

    идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом,

    настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой

    самосознания. (32,с.61)

    В свете современной науки становится очевидной необходимость полового

    воспитания уже на ступени дошкольного детства. Но в силу ряда причин

    начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не

    решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на

    абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как

    половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих

    особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие

    «усредненного» существа. А результаты не заставили себя ждать: мальчики

    оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными,

    сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости,

    терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех

    специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни.

    Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался

    неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов.

    Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации

    женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных

    причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно

    назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в

    детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в

    значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание

    детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной

    жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными

    зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины

    привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и

    мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.

    Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро.

    Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для

    детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и

    психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых,

    необходимой им для полового воспитания детей.

    Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного

    становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности

    мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-

    физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

    Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель

    определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в

    том, чтобы помочь половой идентификации ребенка.

    В процессе общения с окружающим миром ребенок дошкольного возраста уже

    сталкивается с проблемами пола. Он замечает, что рождаются дети, взрослые

    вступают в брак, у женщины есть грудь, а у мальчиков и мужчин— половой

    член. Дошкольник включает эти познания в игру, ставит перед взрослыми

    вопросы о половых отношениях. Сексуальные проблемы являются неотъемлемой

    составной частью жизни человека. Точно так же им принадлежит весьма

    серьезная роль в процессе воспитания дошкольников.

    Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется

    анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что

    ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки,

    о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и

    взросления человека. Почему такие представления надо формировать у

    маленького ребенка. Специальными исследованиями (И.С.Кон, В. Е. Каган, Д.Н.

    Исаев) доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с

    устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то

    постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

    Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую

    роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым

    содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже

    цвет которой говорит о поле, в подборе игрушек, в играх. Оказывается, в

    половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма

    существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю

    своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном.

    Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком

    ногти и т.д.

    В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми,

    что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере

    их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а

    мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка

    были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице

    папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано

    «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу,

    «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом,

    словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки

    физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к

    совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома. (28,с.41)

    Очень рано родители должны начинать поощрять в ребенке то поведение,

    которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в

    сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для

    девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на

    забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают

    аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!»

    Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем

    девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут

    себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты»,

    «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т. д. Иногда в целях

    воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость

    сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа

    сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость,

    покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет

    большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка

    соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела

    встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и

    высмеять. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его

    полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родственники или

    друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится процесс половой

    социализации.

    У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они

    рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними, в дошкольном

    возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами,

    ну и половым органом. Как вести себя родителям?

    Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас

    же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Необходимо

    искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки,

    внимание.

    Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с

    осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и

    предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат

    естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не

    возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной

    реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе,

    демонстрацией отвращения. (30,с.10)

    С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве

    образов для подражания дети выбирают книжных и кино. У девочек это

    принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам

    нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных

    способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки

    танцуют, поют, рисуют. У современных мальчиков носителями мужского

    поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои,

    персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении

    мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на

    первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно

    расцениваются как проявления мужественности. (6,с.30) Серьезную ошибку

    допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как

    мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился.

    И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился

    ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика,

    приучают к не традиционным для неё занятиям и формам поведения.

    Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на

    целостном развитии ребенка. Даже невинные на первый взгляд переодевания

    малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый

    затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка

    различных сексуальных отклонений.

    Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда

    родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой

    идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка

    в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни,

    сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей

    неполноценности может занизить самооценку ребенка, омрачить и последующую

    его жизнь.

    Формирование достаточно полных представлений о взаимоотношении полов и

    деторождении занимает особое место в воспитании семьянина. Современному

    ребенку не подходят версии о добром аисте, о капусте, о покупке в магазине,

    к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не

    только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их

    непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в

    самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против

    измышлений в области деторождения: современная наука располагает данными о

    том, что ребенок-дошкольник может усваивать простейшие естественнонаучные

    сведения об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся дети».

    Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержанию и методике

    формирования у детей представлений о деторождении. Одни считают, что детям

    сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами,

    реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для

    дошкольных учреждений. Их цель - формирование достаточно полных и

    откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые

    дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушками (например,

    беременной куклой с прозрачным покрытием живота). Другие ученые

    (В.Ф.Базарный) придерживаются иной точки зрения: не следует торопиться с

    раскрытием всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить

    их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интимность, личную

    окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся

    дети?», А.С.Макаренко говорил «В этих вопросах не содержится еще никакого

    особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и

    страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете

    вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем

    вопросе и займется чем-либо другим». (27,с.105) Наиболее эффективной будет

    соответствующая работа в семье, а не в дошкольном учреждении отмечает

    В.Ф.Базарный. Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его

    следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у

    детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств

    женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных

    социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца).

    Глава II. Изучение характера взаимоотношений в семье и их влияния на

    готовность к семейной жизни.

    2.1 Изучение характера взаимоотношений в семье. Для проверки выдвигаемой

    гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью

    практической части работы – выявить влияние семейной атмосферы на половую

    идентификацию ребенка, на формирование у детей полноценных представлений о

    семье, семейной экономике.

    Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие

    факторы:

    1. Типовые состояние семьи:

    - эмоциональный комфорт;

    - тревожность

    2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.

    3. Особенности семейного воспитания:

    - создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные

    жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней

    библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-

    гигиенического режима.

    - родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми

    слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми

    в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

    - родители оказывают помощь в научении, организации домашнего труда.

    - дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье соответствующие полу

    ребёнка.

    - родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их

    минимизируют.

    Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в

    семье проводилась с помощью следующих методов:

    . беседа с родителями и детьми;

    . тест –ОРО (опросник родительского отношения авторы А.Я. Варга, В.В.

    Столин), выполняемый родителями

    . опросник «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П.

    Бутенко)

    . тест КРС (кинетический рисунок семьи) авторы С.Кауфман, Р.Бенс

    выполняемый детьми

    . наблюдение

    Исследование проводилось в с. Упорово на базе детского сада МУП ДОУ

    «Солнышко». Нами были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей

    являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся

    система нашей работы направлена на выявление характера взаимоотношении в

    семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации

    социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного

    возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении

    различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают

    точку зрения детей дошкольного возраста.

    Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.

    Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье

    (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).

    Код 01. Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец

    –образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л

    Код 02. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец

    –образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л.

    Код 03. Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец –

    образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л.

    Код 04. Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец

    –образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3.

    Люда, 6 л.10 м.

    Код 05.Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец

    –образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м.

    Код 06. Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л.

    Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л.

    Код 07. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец –

    образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м.

    Код 08. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л.

    Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м.

    Код 09. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л.

    Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м.

    Код 10. Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец –

    образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.

    1). Общий анализ данных выглядит следующим образом:

    1. 100% из 10 семей имеет полный состав.

    10% ( 1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец практически не

    участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

    2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей,

    70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей.

    С целью выявления взаимоотношений в семье, получения данных о том, как

    ребёнок воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был

    проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р.Бенса и С.Кауфмана. Этот

    метод даёт богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого

    ребенка.

    Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после

    рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.