Психопатии и акцентуации характера у подростков
|подростков... | |
|Слабоволие является, видимо, | |
|одной из основных черт | |
|неустойчивых. Именно слабоволие | |
|позволяет удержать их в | |
|обстановке сурового и жестко | |
|регламентированного режима. Когда| |
|же за ними непрерывно следят, не | |
|позволяют отлынивать от работы, | |
|когда безделье грозит суровым | |
|наказанием, а ускользнуть некуда,| |
|да и вокруг все работают - они на| |
|время смиряются. Но как только | |
|опека начинает ослабевать, они | |
|немедленно устремляются в | |
|ближайшую "подходящую компанию". | |
|Слабое место неустойчивых - | |
|безнадзорность, обстановка | |
|попустительства, открывающая | |
|просторы для праздности и | |
|безделья. | |
|Самооценка неустойчивых | |
|подростков нередко отличается | |
|тем, что они приписывают себе | |
|либо гипертимные, либо конформные| |
|черты. | |
|КОНФОРМНЫЙ ТИП | |
|П. Б. Ганнушкин (1933) метко | |
|обрисовал некоторые черты этого | |
|типа - постоянную готовность | |
|подчиниться голосу большинства, | |
|шаблонность, банальность, | |
|склонность к ходячей морали, | |
|благонравию, консерватизму, | |
|однако он неудачно связал данный | |
|тип с низким интеллектом. В | |
|действительности дело вовсе не в | |
|интеллектуальном уровне. Подобные| |
|субъекты нередко хорошо учатся, | |
|получают высшее образование, при | |
|определенных условиях с успехом | |
|работают. | |
|Главная черта характера этого | |
|типа - постоянная и чрезмерная | |
|конформность к своему | |
|непосредственному привычному | |
|окружению... | |
|Этим личностям свойственны | |
|недоверие и настороженное | |
|отношение к незнакомцам. Как | |
|известно, в современной | |
|социальной психологии под | |
|конформностью принято понимать | |
|подчинение индивидуума мнению | |
|группы в противоположность | |
|независимости и | |
|самостоятельности. В разных | |
|условиях каждый субъект | |
|обнаруживает ту или иную степень | |
|конформности. Однако при | |
|конформной акцентуации характера | |
|это свойство постоянно | |
|выявляется, будучи самой | |
|устойчивой чертой. | |
|Представители конформного типа - | |
|это люди своей среды. Их главное | |
|качество, главное жизненное | |
|правило - думать "как все", | |
|поступать "как все", стараться, | |
|чтобы все у них было "как у всех"| |
|- от одежды и домашней обстановки| |
|до мировоззрения и суждений по | |
|животрепещущим вопросам. Под | |
|"всеми" подразумевается обычное | |
|непосредственное окружение. От | |
|него они не хотят ни в чем | |
|отстать, но и не любят | |
|выделяться, забегать вперед. Это | |
|особенно проступает на примере | |
|отношения к модам одежды. Когда | |
|появляется какая-нибудь новая | |
|необычная мода, нет более ярых ее| |
|хулителей, чем представители | |
|конформного типа. Но как только | |
|их среда осваивает эту моду, | |
|скажем брюки или юбки | |
|соответствующей длины и ширины, | |
|как они сами облачаются в такую | |
|же одежду, забывая о том, что | |
|говорили два-три года назад. В | |
|жизни они любят руководствоваться| |
|сентенциями и в трудных ситуациях| |
|склонны в них искать утешение | |
|("утраченного - не воротишь" и т.| |
|п.). Стремясь всегда быть в | |
|соответствии со своим окружением,| |
|они совершенно не могут ему | |
|противостоять. Поэтому конформная| |
|личность - полностью продукт | |
|своей микросреды. В хорошем | |
|окружении - это неплохие люди и | |
|неплохие работники. Но, попав в | |
|дурную среду, они со временем | |
|усваивают все ее обычаи и | |
|привычки, манеры и правила | |
|поведения, как бы все это ни | |
|противоречило предыдущим и как бы| |
|пагубным ни было. Хотя адаптация | |
|у них первое время происходит | |
|довольно тяжело, но когда она | |
|осуществилась, новая среда | |
|становится таким же диктатором | |
|поведения, как раньше была | |
|прежняя. Поэтому конформные | |
|подростки "за компанию" легко | |
|спиваются, могут быть втянуты в | |
|групповые правонарушения. | |
|Конформность сочетается с | |
|поразительной некритичностью. | |
|Все, что говорит привычное для | |
|них окружение, все, что они | |
|узнают через привычный для них | |
|канал информации, - это для них и| |
|есть истина. И если через этот же| |
|канал начинают поступать | |
|сведения, явно не соответствующие| |
|действительности, они по-прежнему| |
|их принимают за чистую монету. | |
|Ко всему этому конформные | |
|субъекты - консерваторы по | |
|натуре. Они не любят новое, | |
|потому что не могут к нему быстро| |
|приспособиться, трудно | |
|осваиваются в новой ситуации... | |
|От еще одного качества зависит их| |
|профессиональный успех. Они - | |
|неинициативны. Очень хорошие | |
|результаты могут достигаться на | |
|любой ступени социальной | |
|лестницы, лишь бы работа, | |
|занимаемая должность не требовали| |
|бы постоянной личной инициативы. | |
|Если именно этого от них требует | |
|ситуация, они дают срыв на любой,| |
|самой незначительной должности, | |
|выдерживая гораздо более | |
|высококвалифицированную и даже | |
|напряженную работу, если она | |
|четко регламентирована. | |
|Опекаемое взрослыми детство не | |
|дает чрезмерных нагрузок для | |
|конформного типа... | |
|Они совсем не склонны менять свою| |
|подростковую группу, в которой | |
|свыклись и освоились. Нередко | |
|решающим в выборе учебного | |
|заведения является то, куда идет | |
|большинство товарищей. Одной из | |
|самых тяжелых психических травм, | |
|которая, по-видимому, для них | |
|существует, - это когда привычная| |
|подростковая группа почему-либо | |
|их изгоняет... | |
|Лишенные собственной инициативы | |
|конформные подростки могут быть | |
|втянуты в групповые | |
|правонарушения, в алкогольные | |
|компании, подбиты на побег из | |
|дому или науськаны на расправу с | |
|чужаками. | |
|Реакция эмансипации ярко | |
|проявляется только в случае, если| |
|родители, педагоги, старшие | |
|отрывают конформного подростка от| |
|привычной ему среды сверстников, | |
|если они противодействуют его | |
|желанию "быть как все", перенять | |
|распространенные подростковые | |
|моды, увлечения, манеры, | |
|намерения. Увлечения конформного | |
|подростка целиком определяются | |
|его средой и модой времени. | |
|Самооценка характера конформных | |
|подростков может быть неплохой...| |
| | |
|Смешанные типы. Эти типы | |
|составляют почти половину случаев| |
|явных акцентуаций. Их особенности| |
|нетрудно представить на основании| |
|предыдущих описаний. | |
|Встречающиеся сочетания не | |
|случайны. Они подчиняются | |
|определенным закономерностям. | |
|Черты одних типов сочетаются друг| |
|с другом довольно часто, а других| |
|- практически никогда. Существуют| |
|два рода сочетаний. | |
|Промежуточные типы обусловлены | |
|эндогенными закономерностями, | |
|прежде всего генетическими | |
|факторами, а также, возможно, | |
|особенностями развития в раннем | |
|детстве. К ним относятся уже | |
|описанные лабильно-циклоидный и | |
|конформно-гипертимный типы, а | |
|также сочетания лабильного типа с| |
|астено-невротическим и | |
|сенситивным, | |
|астено-невротического с | |
|сенситивным и психастеническим. | |
|Сюда же могут быть отнесены такие| |
|промежуточные типы, как | |
|шизоидо-сенситивный, | |
|шизоидо-психастенический, | |
|шизоидо-эпилептоидный, | |
|шизоидо-истероидный, | |
|истероидно-эпилептоидный. В силу | |
|же эндогенных закономерностей | |
|возможна трансформация | |
|гипертимного типа в циклоидный. | |
|Амальгамные типы - это тоже | |
|смешанные типы, но иного рода. | |
|Они формируются как следствие | |
|напластования черт одного типа на| |
|эндогенное ядро другого в силу | |
|неправильного воспитания или иных| |
|хронически действующих | |
|психогенных факторов. Здесь также| |
|возможны далеко не все, а лишь | |
|некоторые наслоения одного типа | |
|на другой. Подробнее эти явления | |
|рассматриваются в главе о | |
|психопатических развитиях. Здесь | |
|же следует отметить, что | |
|гипертимно-неустойчивый и | |
|гипертимно-истероидный типы | |
|представляют собой присоединение | |
|неустойчивых или истероидных черт| |
|к гипертимной основе. | |
|Лабильно-истероидный тип обычно | |
|бывает следствием наслоения и | |
|истероидности на эмоциональную | |
|лабильность, а | |
|шизоидо-неустойчивый и | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|