МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психотехники Свободного Дыхания

    Психотехники Свободного Дыхания

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

    ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Академия педагогики

    Факультет психологии

    Реферат по курсу “Аутодидактика”

    “Психотехники Свободного Дыхания”

    Фамилия, и.о. студента

    Студенческий билет

    Преподаватель ______________________

    Рецензент ______________________

    1999

    Введение

    Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)

    1. Ребёфинг (rebirthing)

    2. Вайвейшн (vivation)

    3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    На одном из психологических Web-сайтов в глобальной сети Интернет я

    встретил эту интересную фразу: “Личностное развитие – это величайшее

    увлечение в мире”.

    Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным,

    сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые

    приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед

    собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности.

    Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон

    – от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и

    танатотерапии.

    Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть

    ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного

    развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного

    развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или

    иной мере доступны для изучения.

    Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они

    призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное

    равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить

    возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.

    Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)

    Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим

    появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг

    от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.

    Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В

    этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые

    кратковременны и физиологичны.

    Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в

    данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде

    всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов

    заключается в:

    . использовании принципа связного дыхания для достижения измененного

    состояния сознания

    . самих результатах.

    1. Ребёфинг (rebirthing)

    Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике,

    названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в

    труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет

    работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого

    центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

    . без паузы между вдохом и выдохом;

    . с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью

    расслабленным, пассивным выдохом.

    Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К

    последствиям травмы родов относится следующее:

    1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом

    рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к

    ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);

    2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого

    целого, а как имеющего две независимо существующие составные части,

    положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений

    на “плохо” и “хорошо”;

    3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии

    “запускающих” какое-то заболевание);

    4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

    Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра

    продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй,

    разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др.

    Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания

    понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана

    в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение

    ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

    2. Вайвейшн (vivation)

    Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США).

    Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и

    было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате

    практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году.

    Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных

    практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как

    Rebirthing и Free Breathing.

    Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность,

    что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и

    духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники

    достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с

    профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.

    Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются

    одновременно в ходе исполнения:

    1. Связное дыхание.

    Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы

    между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой

    ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации

    регулируется частотой дыхания.

    В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые

    различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание

    (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело

    больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип –

    глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание

    (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип –

    поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным

    состоянием и состоянием в процессе).

    2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат

    занятия АТ, йогой, медитацией.

    3. Внимание к деталям (Объемное внимание).

    Считается, что одним из негативных представлений о внимании является

    убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать

    информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием

    утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как

    бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

    4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).

    Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность

    интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и

    негативных, и их полное принятие.

    Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая

    количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так

    они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.

    В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого

    хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать

    себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно

    описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что

    связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

    5. Активное доверие.

    Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в

    обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом

    процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному

    человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов.

    Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в

    собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

    В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться

    одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:

    а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;

    б) “вдыхать” через самое сильное чувство;

    в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

    Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время

    “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все

    пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных

    результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого

    процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий –

    до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной

    жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом

    сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения

    определённой задачи.

    Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность

    интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и

    негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому

    проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя

    свежим и обновленным.

    Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит

    от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”.

    Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более

    включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на

    неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.

    Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию,

    перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное

    чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая

    посмотреть на жизнь новыми глазами.

    3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

    Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского

    происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику,

    названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом

    глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.

    Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные

    противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься

    ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.

    Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:

    . в два раза чаще и в два раза глубже обычного;

    . без паузы между вдохом и выдохом;

    . с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).

    Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания

    разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный

    “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии

    сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические,

    трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания.

    Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и

    устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями,

    не поддающимися рациональному постижению.

    Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов

    психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и

    шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения

    сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание.

    Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных

    культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в

    сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания –

    интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и

    другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и

    его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги,

    тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую

    медитации и т. д.

    Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически

    ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.

    С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее

    важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно,

    полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него.

    Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней

    мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной

    методикой “вайвейшн”.

    Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет

    психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению

    бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического

    сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей.

    Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в

    определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В

    дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются.

    Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до

    разрешения и pacслабления.

    Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-

    ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие

    воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические

    гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы.

    Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому

    выздоровлению.

    Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.

    Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или

    лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и

    психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им

    отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от

    намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток

    вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за

    возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

    Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может

    помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.

    Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию

    установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий

    по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и

    сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения

    будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно

    Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь

    анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному

    процессу.

    Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и

    эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания,

    дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных

    областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание

    стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки,

    рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые

    могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным

    доверием к процессу.

    В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с

    интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим

    состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и

    др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения

    сознания.

    Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает

    мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения,

    интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний.

    Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление

    специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли,

    сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение,

    экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В

    холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей

    отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным

    образом.

    Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с

    телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип

    направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса

    состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта,

    связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые

    предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы

    месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается

    усилить симптом.

    В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения

    усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном

    выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и

    продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический

    дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и

    удовлетворенным.

    С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”,

    являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная

    терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение

    законченной системы понятий и правил.

    Заключение

    Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как

    благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это

    связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

    Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет

    следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:

    1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих

    личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в

    противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая

    пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным

    психологическим дискомфортом и растерянностью.

    2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии

    выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому

    состоянию равновесия.

    3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом

    процессе.

    Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными

    психотехники Свободного Дыхания?

    Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их

    использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от

    беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных

    техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного

    внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего

    появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти

    верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к

    настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к

    людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост

    творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.

    Список использованной литературы:

    1. В. Заставный. “Дыхание – Исцеление – Самопознание”. М, 1993.

    2. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994.

    3. Н. Коляну. “Введение в психотехнику Свободного Дыхания”. Переяславль-

    Залесский, 1992.

    4. Н. Коляну. “Практика использования психотехник Свободного Дыхания”.

    Переяславль-Залесский, 1993.

    Также использовались ресурсы из компьютерной сети Интернет.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.