МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пубертатный кризис

    Пубертатный кризис

    Кризис 13 – 17 лет.

    Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями

    условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии

    организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми,

    сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и

    способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.

    Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм

    взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается

    из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения

    в группах сверстников строится на более серьезных, чем развлекательные

    совместные игры, делах, охватывающих диапазон видов деятельности, от

    совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные

    темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи

    интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые

    позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со

    сверстниками.

    В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы

    самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

    Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его

    готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного

    участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости

    — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может

    включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со

    взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во

    внешнем облике, в манерах/. Внешний вид подростка часто становится

    источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье . Подросток

    стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с

    группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной

    безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и

    называют социальной мимикрией.

    Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание

    идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от

    содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки,

    дискотеки и т.п. Одновременно с внешними, объективными проявлениями

    взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как

    к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

    Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием

    младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).

    Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко

    связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое

    созревание не становится основным источником формирования чувства

    взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще

    совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя

    взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта.

    Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в

    желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к

    маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со

    старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство

    взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить

    некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей, Это касается

    вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем

    случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения

    домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются

    собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток

    с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в

    современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на

    неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно,

    взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную

    точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

    Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые

    усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,

    предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со

    сверстниками Чувство взрослости становится центральным новообразованием

    младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет,

    подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков

    себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система

    внутренне согласованных представлений а себе, образов «Я».

    Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а

    затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.

    Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания,

    связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки

    анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на

    самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему

    помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства,

    и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться

    в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и

    дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

    Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к

    недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой

    по своему общему уровню и неустойчивой.

    Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно

    наблюдают за ними, оценивают их.. Имея воображаемую аудиторию, подросток

    чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно

    незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что

    усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им

    ранимость часто сочетается с грубостью.

    С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте

    склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые

    чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных

    вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

    Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны —

    они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о

    собственной внешней привлекательности, представления о своем уме,

    способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и

    других качествах, соединяясь, образует «Я-концепцию» — так называемое

    реальное «Я».

    Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

    когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще

    два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой

    он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные

    особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся

    главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки

    поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или

    физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать

    определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной,

    держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой,

    но очень умной.

    Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно

    диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость,

    подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста

    приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза,

    комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда

    же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или

    поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы

    психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсил.

    Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может

    вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает

    убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его

    требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм

    рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели —

    трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.

    Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При

    высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей

    идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда

    переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным

    своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может

    выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности/ Когда идеальный образ

    представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не

    только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся

    развить в себе желательные качества.

    Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у

    подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны

    проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к

    созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская

    надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый

    вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще

    напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки

    погружаются в мир фантазий.

    В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,

    представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-

    концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в

    старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в

    развитии самосознания. Подросток обладает сильными, иногда

    гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со

    сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в

    стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а

    также в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Эти потребности так

    ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

    Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» —

    характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст

    без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе,

    подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную

    потребность, и некоторые другие.

    Именно в этот период появляется потребность в серьезной самостоятельной

    деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного

    обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен

    к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может

    приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и

    самосовершенствованию Характер увлечений подростка тесно связан с

    интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Общение со

    сверстниками - у подростков столь же эмоционально, что и увлечения.

    Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение,

    и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью

    в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее

    содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.

    Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток

    стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно

    он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных

    переживаний и установок. Отношения со взрослыми прежде всего с родителями,

    — еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже

    ограничено — иваются все сферы жизни, как это было в младшем школьном

    возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно

    наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в

    вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой

    и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,

    нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции

    родителей.

    В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от

    близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они

    испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

    То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит

    главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей

    родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

    Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная

    нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах

    настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной

    лабилъностии, связанной с процессом полового созревания,

    физиологическими перестройками в организме.

    Но личностная нестабильность — это больше, чем колебания

    эмоционального фона. Для подростка характерна нравственная

    неустойчивость. Нормам, правилам поведения большинство подростков

    следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей,

    сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация

    на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет

    неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних

    влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди

    сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних

    становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы («за

    компанию») дети совершают поступки, на которые самостоятельно не

    решились бы и о которых позже могут жалеть.

    Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как

    поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-

    то особенно посмотрела на перемене девочка — и подросток кажется себе

    лучше и интереснее, чем раньше. О личностной нестабильности подростка

    судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств,

    часто противоположных, по противоречивости его характера и

    устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка

    стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается с показной

    независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость — с

    развязностью, сентиментальность — с черствостью, чувственное

    фантазирование — с сухим мудрствованием. Подросток хочет быть таким

    же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется с

    авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет

    случайных кумиров.

    Список Литературы.

    1. Р.С. Немов – Психология обазования.

    2. Л.С. Выготский – Психолгия.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.