МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения

    отличаются от своих одноклассниц. На уроках они ведут себя прилично,

    выглядят аккуратно. "Трудность" девочек в большей степени касается их

    личной жизни, морали, чем их поведения в школе, а потому более скрыта и

    менее видна посторонним.

    Когда имеешь дело с трудновоспитуемым, как правило, обнаруживаешь в

    семье воспитанника нездоровую атмосферу; часто семья ребенка внешне

    выглядит вполне благополучной и надежной, однако при более тщательном

    ознакомлении с взаимоотношениями, связывающими членов семьи, становятся

    явными условия, которые порождают или усиливают свойства и качества

    характера, присущие трудновоспитуемым детям.

    Некоторые авторы (Л.С.Алексеева и др.) основной причиной моральной

    деформации личности ребенка считают неполную семью.

    Как известно, отклонения от норм социального поведения могут начинаться

    еще в дошкольном возрасте, когда и закладывается фундамент основных

    компонентов социально-психологической структуры личности, база для создания

    как правильных, так и неверных представлений и взаимоотношений с людьми,

    предметами и явлениями окружающего мира.

    Л.С.Алексеева выделяет два типа неблагополучных семей:

    - постоянно конфликтные семьи

    - семьи, где конфликты возникают эпизодически.

    В постоянно конфликтных семьях прежние конфликты подготавливают почву

    для возникновения последующих. Ребенок воспринимает взаимоотношения

    взрослых, основанные на ругани, драках и взаимных угрозах, вне какой-либо

    критической их оценки и принимает их в качестве образца для собственного

    поведения, поэтому обстановка, складывающаяся в семье, оказывает

    своеобразное воздействие на формирование определенных свойств его личности.

    По мысли автора, опасней всего выработка у ребенка представлений о том, что

    якобы, формы поведения взрослых, воспринятые им в семье, представляют собой

    вполне приемлемые средства разрешения жизненных ситуаций. На основе

    учащающихся и развивающихся конфликтов между родителями у ребенка

    формируется представление, что в споре побеждает тот, кто более агрессивен,

    непокорен и кто обладает большим "запасом" конфликтности. В таких семьях

    родители настолько заняты постоянными ссорами друг с другом, что забывают о

    своих обязанностях по отношению к детям, не думают о необходимости создать

    для них элементарный психологический комфорт. Как следствие, у детей,

    выросших в подобных семьях, остаются неудовлетворенными потребности в

    любви, ласке и внимании со стороны родителей, что непременно доставляет им

    неприятные переживания и впоследствии становится основой формирования их

    отношения к окружающим людям.

    Таким образом, накопленный в семье запас агрессивности способствует

    неадекватному самоутверждению ребенка, и поэтому этот процесс протекает при

    помощи драк, стычек и других, порой сомнительных, "героических" поступков.

    Часто у таких детей формируется желание установить дружеские

    взаимоотношения с группой сверстников или старших ребят за пределами семьи,

    что способствует определенной компенсации дефицита внимания и дружеских

    взаимоотношений, ощущаемого ребенком в семье. Именно такие дети вызывают

    претензии за безоговорочное лидерство среди ровесников. Невозможность

    удовлетворения этой претензии в классе, в силу различного рода причин

    (плохая академическая успеваемость, недисциплинированность, отсутствие

    авторитета у актива класса и преподавателей), доводит их до того, что на

    улице такие дети превращаются в своего рода "вожаков"

    Мы также считаем, что невозможно не уделить внимания такому условию

    возникновения трудновоспитуемости ребенка, как наличие в семье отца-

    пьяницы. В такой семье и мать, и дети постоянно испытывают чувство унижения

    и часто подвергаются физическому оскорблению и побоям. Здесь нередко

    формируется "тихий" и "трусливый" тип ребенка, в большинстве это происходит

    с мальчиками. Поведение этих детей сведено к полному, но пассивному

    следованию требованиям и нормам, подсказываемым обстановкой и течением

    событий. Такие дети в последующем пополняют контингент ребят, попавших под

    влияние уличного "вожака".

    В.Г.Сенько подчеркивает, что уже к моменту достижения школьного

    возраста ребенок накапливает достаточный нравственный опыт, у него

    формируются признаки индивидуального характера, вырабатываются привычки и

    навыки поведения, которые, в зависимости от условий воспитания, могут быть

    как положительными, так и отрицательными. Нежелательные с педагогической

    точки зрения условия воспитания ребенка способствуют накоплению

    отрицательных взаимоотношений, перерастающих в результате многократного их

    повторения в стойкое отношение, в привычку и проявляющихся в поведении

    ребенка в виде различных отклонений. (45,1980г.)

    Н.Н.Верцинская изучила и проанализировала особенности ситуаций развития

    ребенка и нравственных отношений. Она выделяет пять наиболее характерных

    ситуаций развития.

    Первая группа ситуаций характеризуется неупорядоченностью семейных

    взаимоотношений, низким уровнем духовных потребностей родителей,

    невниманием к интересам детей, негативным отношением к педагогам и

    конфликтами с ними, изолированностью ребенка от классного коллектива в

    результате его академической неуспеваемости. Эти обстоятельства стимулируют

    изменение поведения, способствуют концентрации внимания на отрицательных

    моментах из личного опыта ребенка.

    Для второй группы ситуаций характерны повышенные материальные

    потребности, чрезмерная забота о ребенке, которая связана с неумением

    установить в коллективе отношения взаимопонимания, с пренебрежительным

    отношением к родителям, с неспособностью ребенка наладить положительные

    контакты с другими детьми на равноправной основе.

    Ситуации, входящие в третью группу, характеризуют сложные

    взаимоотношения между взрослыми членами семьи, нравственное содержание

    этих взаимоотношений остается для ребенка непонятным, "борьба за ребенка",

    его вовлечение в нее отвлекает учащегося, мешая ему сконцентрировать

    внимание на школьной жизни. Переживая подобные ситуации, ребенок либо

    озлобляется, либо замыкается в сфере болезненных эмоций.

    Четвертая группа ситуаций - это ситуации, в ходе развития которых

    педагогическая запущенность проявляется уже на уровне системы отношений

    ребенка, дефекты которой незаметны для воспитателя. Причины следует искать

    в педагогической непросвещенности родителей, в их неумении понять

    индивидуальные свойства и качества собственного ребенка. В эту ситуацию

    дети часто, совершенно неожиданно, привносят целый комплекс аморальных

    проявлений.

    В пятой группе ситуаций ведущим отношением, вызывающим педагогическую

    запущенность ребенка, могут стать его неудачи в учебе, отрицательно

    влияющие на атмосферу в семье, в такой ситуации в поведении ребенка иногда

    происходит поворот в сторону отрицательных поступков.

    Итак, взаимоотношения в семье для ребенка являются сферой приобретения

    опыта и, в силу этого, нравственный облик будущей личности во многом

    определяется именно семейным воспитанием.

    С того момента, когда ребенок осознает существование иных

    взаимоотношений, он начинает впитывать культуру через посредство родителей

    (или людей, выполняющих функции родителей), а позднее путем контактов с

    другими членами его семьи.

    В научной литературе выделяют следующие основные условия морального

    развития:

    а) наиболее прочным фундаментом воспитания моральной зрелости у ребенка

    является истинная, всеобъемлющая и безупречная родительская любовь.

    Удовлетворение потребности ребенка в такой любви со стороны родителей

    убеждает его в том, что жизнь и люди "хороши". В таких условиях у ребенка

    складываются отношения, дающие толчок к приближению его к жизни, другим

    людям.

    б) Вторым значительным условием морального развития является адекватное

    представление о собственной личности, формирование правильной оценки своего

    "я" в процессе взаимодействия с другими людьми и жизнью. Социальное

    окружение может внедрить в сознание ребенка мысль о том, что он красив,

    лучше всех вокруг, или, напротив, плох и ничего не стоит. Особенно важны в

    данном случае взаимосвязи, которые складываются у ребенка в раннем

    возрасте. Грубость и постоянное порицание вырабатывает у ребенка мысль о

    том, что он плохой и не добьется успеха в жизни.

    Выработка правильной оценки собственной личности - обязательное условие

    морального роста, поскольку индивид возьмется за выполнение ответственной

    роли в какой-либо ситуации лишь в том случае, если ощущает в себе

    достаточно сил, чтобы внести свой вклад в решение поставленной задачи, и

    понимает, что он должен сделать это. Если в ранние годы самооценка

    чрезвычайно занижена, у ребенка нет альтернативы: он должен забыть об

    ответственности и жить за счет компенсационных представлений. Если родители

    многократно задевают чувство собственного достоинства ребенка, это может

    вызвать излишний конформизм, сформировать у ребенка мнение, что он ничего

    из себя не представляет и полностью зависит от других. Многочисленные

    исследования свидетельствуют, что преступники, несмотря на внешнее

    бахвальство и довольство собой, в действительности глубоко страдают из-за

    ощущения собственной бесполезности и тяжело переживают свою никчемность.

    Необъективное представление о себе, будь оно чрезмерно занижено или,

    напротив, необоснованно завышено, может повлечь за собой установление

    ложных взаимосвязей и отношений, духовное оскудение или совершение

    компенсирующих это представление поступков. Различные образцы поведения

    часто обусловлены одной и той же психической причиной.

    Когда вышеперечисленные условия не соблюдены, ребенком овладевает

    глубокое чувство недовольства обществом и у него рождается склонность

    отрицать социальные ценности, вместо того, чтобы принимать их. Так он может

    связаться с группой подростков, у которой появляется целый ряд критериев

    для статуса своих членов, защищая требования группы, ребенок может легче

    добиться успеха.

    Различия в окружении подростков могут быть достаточно широкими и

    разнообразными по форме, также чрезвычайно обширны и границы

    воспитательного воздействия - от одной крайности, когда нежеланного,

    незаконного ребенка откровенно отвергают, и по другой - когда ребенок

    окружен истинной любовью в единой и счастливой семье. Также не совпадают и

    мнения педагогов и родителей о воспитании. Встречаются школы и семьи, где

    господствует авторитарный, строгий стиль воспитания, и рядом с ними есть

    школы и семьи, в которых царит либеральная атмосфера. Различны и

    воспитатели - среди них есть проникнутые апатией и цинизмом, но есть и

    носители глубоко нравственных представлений.

    Семье и существующими между ее членами взаимоотношениям отводится

    решающая роль в деле формирования будущей личности. На основе изучения

    детей и их семей было выделено несколько групп, выявлена связь между

    различными типами детей и взаимоотношениями в семье.

    Первый уровень морального развития объединяет два типа:

    Первый тип детей - импульсивная неморальная личность, мотивацией ее

    поведения преимущественно служит наказание либо поощрение; эгоистический

    тип, другие люди для него лишь средство для получения чего-либо, не может

    контролировать свои импульсы, не способен решить реальные задачи.

    Семья не внедрила в сознание такого ребенка никаких принципов, родители

    непоследовательно использовали метод наказания.

    Второй тип - уживчивая личность. Проявляет целесообразность, интересы

    других учитывает настолько, насколько это может быть ему полезным,

    удовлетворяет свои интересы за счет других, ищет легкие пути, не

    предъявляет к себе особых требований, в присутствии других ведет себя

    хорошо, уважительно относится к желаниям и приказам взрослых, поскольку они

    могут и покарать и похвалить, добивается определенных успехов.

    Атмосфера в таких семьях может быть различна: либо чрезмерный контроль,

    автократия, либо вседозволенность, либерализм.

    Второй уровень - конформистская личность. Соблюдает правила, но не

    принципы, делает то, что от него ждут. Вариацией этого типа может быть

    личность, соблюдающая правила принужденно. Такой подросток не понимает, что

    правила существуют для людей и действуют помимо мотиваций и чувств.

    Семьи авторитарны, родители любят наказывать, по большей части в них

    ощущается взаимное недоверие и недовольство друг другом, дети пытаются

    положительно относиться к семье.

    Третий уровень - рационально альтруистическая личность, чувствительная,

    дружелюбная, заботится о других.

    Семьи таких детей прочные, любящие, демократичные. В них проявляется

    доверие друг к другу, родители помогают детям в принятии решений, однако

    сами остаются "последней инстанцией", оставляя за собой проконтролировать

    ребенка, т.е. осуществляют рациональную дисциплину.

    Как видим, на ребенка оказывают воздействие четыре сферы семейной

    жизни: взаимное доверие и одобрение, прочность семейного уклада,

    демократический контроль со стороны родителей и степень строгости

    применяемых ими наказаний.

    В зависимости от того, какие взаимоотношения складываются у детей с

    родителями, они по-разному учатся воспринимать моральные явления и правила

    морального поведения.

    Недостатки семейного воспитания, в основном, вызваны тем, что родители

    или не знают природу ребенка, пути и методы воспитания, или не уделяют

    достаточно времени и энергии делу воспитания своего ребенка. Всегда, когда

    речь заходит о неблагополучности семьи, особое внимание обращают на

    неполные и распавшиеся семьи, однако следует отметить, что большинство

    трудновоспитуемых растет в формально полных, материально обеспеченных

    семьях. Можно сказать, что решающую роль играет не состав семьи, а

    взаимоотношения, установившиеся между ее членами, их влияние на ребенка;

    именно нездоровые отношения в семье, пример отрицательного поведения

    родителей и является важнейшей причиной трудновоспитуемости.

    Проблема семейных конфликтов представляет интерес не только для

    исследования семейных отношений, она имеет значение и для изучения

    отклонений, наблюдаемых в поведении детей.

    Изучение особенностей конфликтных взаимоотношений в семье, исследование

    факторов, способствующих возникновению конфликтов, способствует

    своевременному выявлению неблагополучных семейных ситуаций. В то же время

    изучение возникающих в семье конфликтных ситуаций позволит психологам

    вовремя помочь тем семьям, взаимоотношения в которых представляют опасность

    для нормального развития личности ребенка.

    Множество социальных исследований посвящено вопросам семейного

    воспитания. Целый ряд авторов изучает семейные проблемы - это

    А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, Л.С.Алексеева, И.А.Андреев,

    Н.И.Болдырев и др.

    Эти авторы с различных точек зрения изучали различные стороны семейного

    воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в

    воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета

    родителей; другие - о такте родителей, о взаимоотношениях между членами

    семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках

    родителей.

    Выделим некоторых из вышеперечисленных авторов, которые рассматривают в

    своих трудах сложные педагогические ситуации.

    А.С.Макаренко называет исключительные случаи, сложные педагогические

    ситуации семейными "катастрофами". (33,1983г.) В своей "Книге для

    родителей" великий педагог описывает неблагополучные семьи, родителей,

    которые потеряли детей из-за своих ошибок, семьи, где между воспитателями и

    воспитанниками установилось чувство ненависти.

    Всему этому предшествовало возникновение причин, которые обязательно

    доводили дело до семейной "катастрофы". Например, стремясь предстать перед

    гостями в лучшем свете, родители учили ребенка лгать, лицемерить. ИЛИ такая

    картина: отец находит время для всего - поиграть в домино с соседями,

    выпить с друзьями, поболтать с прохожими, но у него нет времени для

    собственного ребенка. Когда же у отца возникло желание наладить отношения с

    сыном, он был очень удивлен, что сердце ребенка оказалось закрытым для

    него.

    Дети, выросшие в таких семьях, как правило, в дальнейшем ставят

    родителей перед большими трудностями и проблемами.

    А.С.Макаренко пристально всматривался в каждого воспитанника и совмещал

    индивидуальный подход с общей системой воспитания. На основе подобного

    подхода к каждой личности он разработал целый ряд новых средств

    педагогического воздействия на воспитанника: упражнение, доверие, обходное

    движение, параллельные педагогические действия, ирония, метод "взрыва" и

    др.

    Макаренковская вера в ребенка, тщательный анализ его поступков имеет

    огромное значение для родителя, ибо, не обладая этими качествами, он не

    сможет верно понять и оценить тот или иной поступок ребенка, а без этого

    невозможно сознательно управлять процессом воспитания.

    В книге В.А.Сухомлинского "Родительская педагогика" приводится

    несколько образцов писем, где описаны типичные сложные ситуации. Например:

    "Что нам делать с тринадцатилетним мальчишкой? Был тихим, послушным,

    покорным ребенком… и внезапно, абсолютно беспричинно - словно его кто-то

    подменил, как сказали бы наши предки, грубит, перечит нашим просьбам и

    наставлениям, дает наглые ответы. Как нам поступить? Что же будет с нами,

    если в дальнейшем эта злость и грубость буту развиваться в ребенке также

    стремительно?"

    В различных вариантах разыгрывается эта трагедия в семьях. И во всех

    письмах родителей звучит мольба родителей: "Скажите, что нам делать?"

    Подобные письма и откровенные беседы с родителями послужили причиной

    тому, что В.А.Сухомлинский свел воедино в этой книге советы и рекомендации,

    следование которым позволит избежать возникновения сложных педагогических

    ситуаций.

    В книге М.М.Поташника и Б.З.Вульфова "Педагогические ситуации" описаны

    критические случаи, возникшие в процессе воспитания.

    Некоторые из них проанализированы авторами, некоторые нет, для того,

    чтобы читатель попытался сам решить поставленные в них проблемы и

    почувствовал себя как бы соавтором книги. Авторы книги избегают шаблонных

    оценок нравственных ситуаций. Они не дают однозначного ответа на

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.