МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения

    поставленные вопросы.

    Книги Ю.П.Азарова "Педагогика семейных отношений" и "Семейная

    педагогика" состоят из конкретных полезных советов и рекомендаций. Автор

    характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися

    между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная

    модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные

    ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. Для тех, у кого

    взаимоотношения с детьми сложились в негативную модель, автор дает 21 совет-

    рекомендацию о том, как родитель должен приступать к улучшению сложившегося

    положения, как помочь ребенку; ученый подчеркивает, насколько важно

    начинать с малого, вселить в ребенка уверенность в свои силы.

    Любопытен сам принцип подачи материала в книге, обеспечивающий

    включение читателя в размышления автора. Начиная разговор с узнаваемых,

    типичных педагогических ситуаций в семье, Ю.П.Азаров стремится объяснить их

    психологическую основу, а затем показать педагогические механизмы,

    управляющие непростыми двигателями педагогического процесса.

    Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с

    читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей.

    Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт

    семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот

    процесс.

    Нужно отметить также книгу В.А.Кан-Калика "Семейная педагогика", в

    которой представлена галерея разнообразных моделей организации

    взаимоотношений в семье, там же дается псиохолого-педагогическое

    истолкование, которое так необходимо каждому родителю не в отрыве от

    реального педагогического факта, а именно в связи с ним.

    Автор книги выступает как тонкий наблюдатель педагогических ситуаций.

    Именно этим отмечается глава "Формула семейного воспитания". Как же

    формируется поступок ребенка, то сокровенное, что мы называем его

    качеством? В книге в популярной форме показывается, как в механике создания

    нравственного качества взаимодействует способ поведения и мотив, подробно

    анализируются пути развития и изменения мотивационно-потребностной сферы

    ребенка. И, что очень важно, прослеживается главный принцип организации

    воспитательного процесса, выдвигаемый автором, - творческий подход. Так на

    узнаваемых педагогических ситуациях В.А.Кан-Калик показывает реальные пути

    осуществления этой работы в семье, доступные каждому родителю.

    В педагогической литературе все еще не должным образом разработано

    понятие "сложная педагогическая ситуация", недостаточно полно определена

    его сущность. Кроме того, ни один из авторов не предпринял попытки

    классифицировать такие ситуации.

    Рассмотрим понятие "сложная педагогическая ситуация".

    СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - явление, обусловленное многообразными

    факторами, и постольку, выделение его специфических особенностей сопряжено

    с определенными трудностями. Нелегко описать его, т.к. оно характеризуется

    весьма различными формами проявления. Непросто также определить, в каком

    случае можно отнести то либо иное педагогическое явление именно к сложным

    педагогическим ситуациям. Безусловно, констанция этих трудностей не

    означает, что вопросы теории и методики сложной педагогической ситуации

    вообще должны рассматриваться на эмпирическом уровне. Думается, что

    установление сущности понятия "сложная педагогическая ситуация" - это один

    из важнейших моментов теоретического исследования вопроса. При недостаточно

    четком определении сущности этого понятия становится почти невозможным

    решить на практике, в воспитательном процессе, много методических вопросов.

    Так, например, можно ли считать сложной педагогической ситуацией, скажем,

    случай, когда родители требуют от ребенка, чтобы он сначала выполнил

    домашнее задание и только потом вышел во двор поиграть, а ребенок все-таки

    идет во двор. В другом случае можно ли назвать сложной педагогической

    ситуацией такую картину: мальчик украл из дома и продал какую-то вещь,

    родители узнали об этом и собираются наказать его.

    Ни в одном, ни в другом случае нельзя твердо сказать, что мы имеем дело

    со сложной педагогической ситуацией, если неизвестно, какие причины

    предшествовали описанным случаям, если мы не знаем психологических

    особенностей воспитанника, каковы взаимоотношения между ребенком и

    родителями, какой ориентации о воспитании придерживаются родители и т.д.

    Таким образом, причины осложнения взаимоотношений воспитателя и

    воспитанника скрыты за своего рода оболочкой субъективных и объективных

    факторов. Для того чтобы принять правильные, способные оказать

    воспитательное влияние меры, обязательно необходимо знать причины, лежащие

    в основе зарождения собственно данного конфликта. Иначе говоря, как врач не

    будет прав, если назначит больному лекарство, не установив точного

    диагноза, так и действия педагога не будут целенаправленными, если он

    применяет воспитательные меры лишь на основе внешних признаков, эмоций.

    Неправильно назначенное лекарство может еще больше осложнить положение

    здоровья пациента, а неверные педагогические меры еще более осложнят и

    обострят конфликтную ситуацию.

    Здесь нужно отметить, что в арсенале педагогики как науки, есть много

    воспитательных методов, средств, возможностей, но педагогическую ценность

    они приобретают лишь тогда, когда используются по назначению, в

    соответствии со сложившейся обстановкой. Метод убеждения, например,

    действенный педагогический инструмент, однако, если он будет использован в

    не очень подходящий для этого обстановке, то его педагогическое значение

    будет утрачено. Это мы подчеркиваем здесь потому, что многие воспитатели

    иногда, анализируя причины безрезультатности воспитательной работы,

    проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: "К какому бы

    педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не

    получилось". Эти слова ничто иное, как свидетельство неправильного

    применения педагогического инструмента, который из-за этого утратил силу

    воздействия в ходе воспитательного процесса.

    Выявление сущности сложной педагогической ситуации, в первую очередь,

    связывается с сущностью собственно педагогической ситуации. Что такое

    педагогическая ситуация?

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ, по Ю.П.Азарову, считается конкретное

    положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанника и

    требующее решения. (4,1977г.)

    Педагогическая ситуация создается, например, при следующих

    обстоятельствах:

    - ребенок просит отца купить фотоаппарат: "Я буду снимать…очень хочется…и

    у друзей моих есть фотоаппараты!" А отец знает, что сын часто увлекается

    чем-нибудь, то одно, то другое дело захватывает его, но ни одним он не

    занимается долго. Поэтому отец ищет такие пути решения этой ситуации,

    которые, с определенной точки зрения, будут способствовать воспитанию

    ребенка.

    - Девочка обиделась на брата за то, что он не взял ее с собой на прогулку.

    У брата не было для этого времени. Мать не смогла помирить детей. В этом

    случае должен вмешаться отец, который должен подойти к детям таким

    образом, чтобы и мальчик и девочка ощутили чувство стыда за свое

    поведение.

    - Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за

    помощью к матери: "Он побил меня", - указал мальчик на своего товарища.

    Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые

    положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же

    время это будет способствовать воспитанию других детей.

    Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия. Кроме

    того, здесь на первый план выдвинуты стороны описываемых явлений,

    необходимые для характеристики педагогических ситуаций.

    Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки

    характеризуют их?

    В первую очередь отметим, что ситуация будет педагогической только в

    том случае, когда воспитатель, на которого возложена обязанность найти

    решение, выход из сложившегося положения, будет правильно воспитывать

    ребенка, действуя с целью оказания на него положительного воздействия.

    Таким образом, конкретная обстановка, сложившаяся в сфере

    взаимоотношений родителя и ребенка, требующая завершения и преодоления,

    может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда

    воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные

    воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел,

    не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может

    приобретать антипедагогический характер.

    Вторым существенным признаком педагогической ситуации считаются

    трудности, возникшие во взаимоотношениях воспитателя и воспитанника. Вопрос

    следует рассматривать следующим образом: в ходе воспитательного процесса

    родитель замечает, чувствует, видит, что в определенных условиях ребенок

    выходит из сферы его влияния. Это может проявляться в различных формах: в

    явных конфликтах, в скрытности ребенка, его непокорности, во лжи и т.д.

    Таким образом, возникшие препятствия могут резко приостанавливать обычный

    ход воспитательного процесса, могут оказывать свое воздействие скрытно. В

    таком случае для того, чтобы заметить появление подобных препятствий,

    необходимы интуиция, внимательность, знания и опыт родителей. С

    субъективной точки зрения, препятствия могут исходить от ребенка, который

    вдруг, "неожиданно" оказывает противодействие влиянию родителей в ходе

    педагогического процесса, не подчиняется его требованиям. Они могут

    исходить и от родителя, который сам ощутил, заметил сбой в работе с

    ребенком и поэтому посчитал целесообразным принять целесообразные

    педагогические меры. Мы коснулись субъективной стороны педагогической

    ситуации потому, что зачастую причиной осложнения ситуации считают внешние

    признаки ее возникновения. В действительности же на педагогическую ситуацию

    воздействует множество факторов и поэтому ее следует рассматривать с

    различных точек зрения. Здесь нужно предполагать такие факторы, как,

    например, ошибка, невольно допущенная родителем во взаимоотношениях с

    ребенком. Скажем, родитель, по каким-то причинам выведенный из равновесия

    прибегает к мере, которую ребенок воспринимает как личное оскорбление.

    Поэтому он агрессивно настраивается, грубо отвечает. Так возникает

    ситуация, которая, казалось бы, исходит от ребенка. Можно представить и

    такую ситуацию: в данный конкретный момент ребенок охвачен каким-то

    переживанием, о котором родитель ничего не знает. Поэтому он продолжает

    общение с ребенком по ранее выработанным стереотипам и наталкивается на

    сопротивление.

    Таким образом, складывается впечатление, что ситуация возникает по вине

    родителя. Однако истинную причину возникновения педагогической ситуации

    следует искать глубже; обычно она назревает и развивается постепенно и в

    определенный момент проявляется как препятствие, мешающее нормальному

    течению педагогического процесса.

    Третий существенный признак педагогической ситуации - необходимость

    применения особых, специальных, соответствующих этой ситуации

    воспитательных мер. Сложившаяся обстановка, какой бы она ни была, указывает

    на то, что воспитательные меры, используемые в ходе педагогического

    процесса, недостаточно эффективны, неадекватны ситуации.

    Педагогическая ситуация или сложившаяся педагогическая обстановка

    требует решения, выхода, а это уже особое положение, для преодоления

    которого необходимо использовать соответствующие методические пути. Иначе

    говоря, педагогическая ситуация схожа с нетипичной задачей, для решения

    которой требуется творчески переосмыслить уже выработанные ранее

    стереотипы. Преодоление каждой из вышеописанных педагогических ситуаций

    связано с основательным анализом сложившейся обстановки. Однако в таких

    ситуациях требуется специфическое педагогическое воздействие, причем не

    краткое, а длительное, последовательное, целенаправленное. Однако

    собственно разработка специфического педагогического воздействия должна

    увязываться с глубоким изучением явления.

    Педагогическая ситуация не относится к такому ряду явлений, решение

    которых можно отложить на какое-то время, пока не будет выработана

    педагогическая система ее преодоления. Точнее, не всегда есть возможность

    "заморозить" и впоследствии не дать ситуации осложниться до тех пор, пока

    не будут найдены ее решения. Чаще всего преодоление педагогической ситуации

    происходит без промедления, поэтому родитель не застрахован от ошибок, тем

    более, что на процесс выбора средств воздействия оказывают влияние и

    эмоционально-экспрессивные факторы. Хотя бывает, обстоятельства

    складываются таким образом, что для их преодоления требуется длительное

    время, а это позволяет родителю тщательно изучить сложившуюся ситуацию,

    причины возникновения ситуации и в соответствии с этим постепенно дополнять

    меры воздействия. Таким образом, педагогическая ситуация потому является

    ситуацией, что обыкновенные меры и средства, используемые в педагогическом

    процессе, утратили функции адекватности, точной целенаправленности, а это

    поставило родителя перед необходимостью поиска специфических мер для

    преодоления создавшейся обстановки.

    Когда педагогическая ситуация может быть сложной?

    Педагогическая ситуация, когда ребенок обращается к родителям с жалобой

    на друга: "Он меня побил", не может быть определена ни как сложная, ни как

    простая. В зависимости от того, каким педагогическим тактом, знаниями и

    опытом обладает мать и как она будет действовать, ситуация либо легко будет

    преодолена, либо еще более осложнится и превратится в источник

    возникновения в дальнейшем других сложных ситуаций. При определении понятия

    "СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ" придается существенное значение

    собственно педагогической подготовке воспитателя, его педагогическому

    чутью, личным качествам и т.д.

    Для сложной педагогической ситуации характерна и другая особенность,

    заключающаяся в том, что иногда в педагогическом арсенале не находится

    соответствующий вариант воспитательной системы для преодоления данного

    конкретного случая. Поэтому родителю необходимо проявлять творческий подход

    к сложившейся педагогической обстановке. Сложная педагогическая ситуация

    еще больше осложняется, а возможность нахождения оптимального, в некоторых

    случаях единственного решения проблемы еще больше затрудняется из-за

    множественности факторов, способствовавших возникновению данной обстановки,

    а также индивидуальных психологических особенностей ребенка и родителя.

    Здесь еще нужно указать на то обстоятельство, что педагогическая ситуация

    может осложниться еще и потому, что она вступила в новую фазу своего

    развития и ее своевременной коррекции не произошло.

    В данном параграфе дипломной работы дано понятие «сложная

    педагогическая ситуация» и «педагогическая ситуация», когда и при каких

    обстоятельствах последняя становится «сложной». Рассмотрено понятие

    «трудный ребенок» и выделено три основные понятия трудновоспитуемости.

    Рассмотрены исследования авторов, которые изучают семейные проблемы,

    таких, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.С.Алексеева, И.А.Андреев

    Н.И.Болдырев и др. Эти авторы с различных точек зрения изучали различные

    стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности

    родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного

    примера, о роли авторитета родителей; другие – такте родителей, о

    взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах

    воспитания, о типичных ошибках родителей.

    Выделили некоторых из вышеперечисленных авторов, которые рассматривают

    в своих трудах сложные педагогические ситуации: А.С.Макаренко,

    В.А.Сухомлинского, М.М.Поташника и Б.З.Вульфова, Ю.П.Азарова, В.А.Кан-

    Калика.

    В следующем разделе нашей дипломной работы речь пойдет о внутрисемейных

    отношениях, которые являются ведущим фактором возникновения и развития

    сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

    2. Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и

    развития сложной педагогической ситуации в процессе семейного

    воспитания.

    В данном разделе мы обратимся к рассмотрению ведущего фактора

    возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье –

    внутрисемейным отношениям. Семья, как определенная общность, выступает как

    конкретная система связи и взаимоотношения между ее членами, возникающими

    по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей.

    Говоря о внутрисемейных отношениях, мы, прежде всего, имеем в виду

    отношения между супругами, между родителями и детьми. Внутрисемейные

    отношения одновременно являются и компонентом более широкой категории –

    семейных отношений в целом, включающих в себя также отношения между семьей

    и обществом.

    Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает

    ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее

    воспитательных возможностей.

    В чем же заключается воспитательная значимость внутрисемейных

    отношений?

    Прежде всего, это то, что данные отношения являются первым

    специфическим образцом общественных отношений, с которыми впервые

    сталкивается ребенок с момента рождения. Именно семья создает возможность

    посвящения в систему данных отношений.

    Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения выступают в форме

    межличностных отношений (один из социально-психологических механизмов

    становления и развития личности), осуществляющихся в процессе

    непосредственного общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок

    приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает

    основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и

    усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные

    людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы

    опыта жизни в собственной деятельности.

    Таким образом, все факторы, способствующие общению ребенка с взрослыми,

    как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его

    психического и нравственного развития. Оптимальные возможности для

    интенсивного общения ребенка со взрослым создает семья как посредством его

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.