МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения

    записать по-детски.

    Анализ: Воспитание ребенка неверно организовано. Мать избрала

    либеральный стиль воспитания. Ее доброта доходили до «мягкотелости». Видя

    слабинку матери, девочка пользовалась этим. Пытаясь заставить Аню делать

    что-либо, мать натыкалась на упрямство и «сделаю потом». Ошибка матери

    заключалась в том, что она слишком разбаловала девочку. Выполнив однажды

    домашнее задание, ей пришлось записывать его регулярно.

    Рекомендации: Аня пользуется излишней добротой матери. Прежде всего,

    матери нужно увлечь девочку. Совместно выполнять все домашние, семейные

    дела, а также домашние задания (можно рассказать какую-нибудь притчу

    относительно того или иного задания). Требования, которые предъявляет мать

    к Ане, должны быть доведены до логического конца.

    Ситуация 3: Сережа был открытым мальчиком, всегда доверял и рассказывал

    свои тайны матери. Но в один день он резко переменился, замкнулся и стал

    агрессивен.

    Описание положения: Сережа рано приходил из школы, его мать была еще на

    работе, и мальчика всегда встречала бабушка, которая жила вместе с ними.

    Бабушка, порой без причины, ругала Сергея (за то, что он бегал за котом

    по квартире; за то, что он все время гуляет и ничего не делает; за то, что

    очень часто приходят его друзья и многое другое). Приходя с работы, мать

    сразу получала порцию кляуз, которые слетали с бабушкиных уст. Сначала она

    сопротивлялась, не верила, но вскоре начала привыкать и верить в то, что ее

    сын не совершал. Мать беспричинно ругала сына.

    Однажды Сергей увидел в школе объявление: «Приглашаются мальчики и

    девочки на каратэ…» Он очень обрадовался, так как всегда хотел заниматься

    этим. Вечером он рассказал об этом матери, также сказал, что многие

    мальчишки из его класса записались. Занятия стоят 100 рублей. Мать сразу же

    «отрезала», что таких денег за ерунду она платить не будет, что это ему

    совершенно не нужно, что это пустое времяпрепровождение. Долгое время его

    еще поучала бабушка.

    Сергея это отношение к себе очень обидело, и он замкнулся в себе. Он

    заходил на секцию, но без денег ему заниматься не разрешали. После уроков

    он не шел домой, а стоял под окнами и слушал, как занимались другие. Дома

    его ругали все больше и больше, все чаще и чаще.

    Анализ: Все дети очень ранимы, а мать это не учла. И когда Сергей

    поделился своим желанием с матерью, как это делал всегда, не ожидал такой

    ответной реакции.

    В большей степени не права бабушка, которая безосновательно ругала

    ребенка и надоедала своими кляузами матери. А так как эти кляузы были

    настолько частыми, мать начала верить в них и решила, что Сергей

    действительно много бездельничает и доводит старую бабушку. Запретив ему

    ходить на секцию, она тем самым хотела наказать его за то, что он не делал.

    Рекомендации: Матери, прежде всего, нужно поговорить с бабушкой,

    выяснить, как все было на самом деле, и насколько это серьезно. Объясниться

    с Сергеем, сделать это нужно откровенно, чтобы опять завоевать доверие

    сына. Если есть возможность, отправить сына на секцию. Если нет, объяснить

    ему это и попытаться увлечь его чем-нибудь другим. А бабушку попросить быть

    более сдержанным относительно Сергея.

    Подробно проанализировав детские рисунки и подведя итоги индивидуальных

    бесед с родителями, а также анкетирования и тестирования, мы хотели бы

    предложить несколько вариантов занятий с родителями и детьми, направленных

    на совершенствование во взаимопонимании, позволяющие родителям посмотреть

    на себя со стороны, а, может быть, скорректировать свои педагогические меры

    воздействия и уровень психолого-педагогического образования.

    Работа будет проходить по двум направлениям: в детской игровой группе и

    в родительской группе.

    а) Работа в детской игровой группе.

    Цель: перестройка привычных социальных ролей и сложившихся мотивов и

    моделей поведения.

    Занятия проводятся один раз в неделю, в течение академического часа,

    группа состоит из 7-10 чел. Занятия проводятся в игровой комнате с

    использованием всевозможных игр и игрушек.

    Краткое описание содержания первого занятия.

    Первая встреча посвящается знакомству детей друг с другом. На каждой

    встрече присутствует и учитель, во время занятия психолог, преподаватель и

    дети ведут беседу, сидя на стульях, поставленных кругом. Всем участникам

    предлагается дать себе любое имя или название любого животного, которое

    сохранялось за ним на все время занятий. Коррекционный смысл данного

    занятия состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из

    собственного представления о себе, из личного «Я» и попробовать

    почувствовать себя в другой роли. Диагностический смысл выбора «другого»

    имени можно трактовать, как неприятие собственной личности.

    После первоначального знакомства детям предлагается поиграть в игру

    «Жмурки». Выбор данной игры обусловлен следующими моментами:

    - игра прекрасно снимает первоначальную настороженность ребенка,

    - является хорошим диагностическим приемом для выявления исходного уровня

    самостоятельной активности группы,

    - позволяет наметить и увидеть будущие групповые роли в возникающей

    групповой иерархии.

    Структура последующих занятий может быть более произвольной, в отличие

    от первой встречи.

    1 этап. Если на протяжении первой встречи группа ведет себя активно,

    можно выбрать форму проведения занятия – спонтанная игра. В ходе спонтанных

    игр складывается стихийная групповая структура (иерархия), которая

    поддерживает и даже усугубляет «силы» одних и показывает слабость и

    несостоятельность других. Это необходимо для уточнения психологического

    диагноза и накопления опыта группового общения. Игры проходят в течение 5

    встреч.

    Согласно проводимым методикам могу выделиться стихийные роли: лидер,

    помощник лидера, оппозиционер, покорный конформист, «козел отпущения».

    В конце первого этапа возможно укрепление ролей и появление реакции на

    присутствие ведущих.

    Этот этап переходит в этап направленных игр. Они отличаются от

    спонтанных тем, что в них содержание осваиваемых навыков и действий

    целенаправленно задается ведущим. Ведущие же активно предлагают игры, в

    которых для всех должно быть место. Все игры вместе с правилами

    предлагаются в конце данной работы в «Приложении №1».

    На одном занятии проводится по два вида игр, чтобы водящим смог

    побывать каждый ребенок. Основная цель ведущих – перестройка групповой

    иерархии: поддерживать слабых и сдерживать сильных.

    2 этап – индивидуализированная коррекционная работа. На этом этапе

    ребенок усваивает новые для себя формы поведения и накапливает опыт

    общения, но это возможно лишь тогда, когда ребенок чувствует себя в

    безопасности и принятым окружающими. Потребность в безопасности может быть

    удовлетворена у детей на первом этапе коррекции во время направленной игры.

    Удовлетворение потребности в признании требует построения более полного

    образа собственной личности. Для этого используется прием обратной связи в

    играх: «Модифицированное зеркало», «Ассоциация», «Семейный портрет»,

    «Падение с подоконника», «Страшные сказки», «Необитаемый остров». Ключевым

    моментом второго этапа является игра «День рождения». Описание игр

    приведено в приложении № 1. На данном этапе особое внимание нужно обратить

    на те игры и игровые ситуации, которые могут поставить детей в сложные

    конфликтные ситуации и привести к непониманию. Здесь можно использовать и

    другие соревновательные игры.

    б) Работа в родительской группе.

    Цель: выявление общего уровня психолого-педагогической подготовки

    родителей и понимания ими проблем семейного воспитания; коррекция

    родительских позиций, воспитательных установок и отношений.

    Особенности данной методики:

    1. Цели и формы групповой работы ограничены выбранной родительской

    темой. Не ставится прямой задачи личностного развития членов группы.

    Обсуждение конкретных проблем воспитания детей ставится на занятиях во

    главу угла, также есть прекрасная возможность в решении личных сложностей,

    возникающих в процессе воспитания ребенка в семье.

    2. Направление тем для обсуждения, многообразие ролевых игр и домашние

    задания обсуждаются предварительно в группе, обобщаются и формируются

    ведущим.

    3. Основным методом групповой коррекции родительских отношений является

    когнетивно-поведенческий тренинг, осуществляемый при помощи ролевых игр.

    Параллельное ведение двух групп – родительской и детской – позволяют

    получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том,

    как ребенок воспринимает своих родителей. Именно поэтому в каждое

    родительское занятие обязательно должен включаться рассказ о событиях в

    детской группе, таким образом, родители смогут следить за развитием событий

    в детской группе.

    Занятия с родителями проводятся один раз в неделю в течение 2 часов

    (весь курс занимает 20 часов). Для участия приглашаются оба родителя.

    1-е занятие посвящается первичному знакомству родительской группы. Его

    можно образно назвать «интервью». У каждого человека по очереди берется

    интервью, задаются вопросы различного характера, каждому задавать не более

    3-4 вопросов. Участникам беседы дается установка: отвечать в любой степени

    откровенности.

    Также на первом занятии дается анкета для родителей. (см. Приложение

    №2).

    Цель: выявить представления родителей о целях семейного воспитания.

    На этом занятии предлагается деловая игра «Эстафета семейного опыта

    успешного воспитания детей». (см. Приложение №3)

    Следующие занятия ведутся в форме групповых дискуссий. Темы для

    обсуждений могут быть следующими:

    1.«Мы и наши родители. Семейные линии воспитания. Воспроизводство

    отношений и конфликтов».

    2. «Различия между детьми и взрослыми. Важность отношений ребенок –

    родитель. Взгляд ребенка на окружающий мир».

    3.«Ожидаемое поведение на различных этапах возрастного развития. Теории

    детского развития».

    4.«Потребности родителей и стили общения с детьми».

    5.«Взаимодействие в семье. Проявление любви. Способы общения и разрешения

    конфликтов».

    6.«Поощрения и наказания. Их психологическое воздействие и воспитательное

    влияние».

    7. «Что родители должны дать своим детям, и как могут обогатить дети своих

    родителей в процессе повседневного общения?»

    8.«Мешает ли ребенок нам в нашей личной жизни? Амбивалентность в общении с

    детьми. Оптимальная дистанция в общении с ними».

    9.«На какие тревожные сигналы и родительские стимулы реагируют дети?

    Вербальное и невербальное общение с ребенком. Роль прикосновений

    в эмоциональной жизни детей».

    10.«Какими нас видят наши дети? Обсуждение детских рисунков по теме: «Как

    бы я изобразил своих родителей в виде сказочного животного?»

    Можно предположить, что метод групповой дискуссии поможет снизить

    педагогическую и психологическую напряженность в семьях, повысят интерес

    родителей к ребенку, его проблемам, заботам, даст возможность родителям

    посмотреть на методы и приемы воспитания собственных детей, позволит

    значительно расширить арсенал различных средств воздействия на ребенка.

    Также групповые дискуссии с целью исправления и предупреждения ошибок

    семейного воспитания могут быть по следующим вопросам:

    1. «Отношение родителей к детям (умеем ли мы принимать своих детей?)

    2. «Что такое родительская любовь?»

    3. «Контроль (как мы добиваемся дисциплины и послушания?)

    4. «Поощрения и наказания в семье».

    5. «Авторитет (что такое родительский авторитет?), авторитет и

    авторитарность – в чем различия?»

    Особенностью групповой дискуссии является то, что любая точка зрения

    здесь имеет право на существование, только необходимо ее тщательно

    аргументировать. Дискуссия принесет пользу, если собравшиеся задумаются над

    тем, что именно несет их детям каждое воспитательное воздействие.

    Хочется также сказать о взаимодействии семьи и школы с целью укрепления

    внутрисемейных отношений.

    Учителю не просто увидеть во всей полноте картину современной семьи,

    становление ее новых форм, уследить за развитием семейных отношений. И это

    неудивительно: семья чрезвычайно динамична и в настоящее время находится в

    стадии интенсивных изменений. Вместе с тем учитель включен в жизнь людей,

    дети которых учатся в школе.

    Известно, что родителям становится все сложнее справляться с

    воспитанием детей, и они все больше надеются на воспитательные функции

    школы. В свою очередь, их неудачи значительно усложняют работу

    педагогических коллективов.

    Как бы ни был осведомлен учитель о родителях ученика, об их отношениях

    к ребенку, семья как единый организм, с присущим ей микроклиматом, остается

    вне поля действия школы. Учителя и родители, несомненно, находятся в

    несколько неравных взаимоотношениях. Одна из главных задач преподавателя –

    это поддержание постоянного тесного контакта с родительским коллективом в

    целом и с каждым родителем в частности.

    В проблеме «Учитель и семья школьника» много различных сторон. По

    нашему мнению, школа и семья больше всего нуждается в знании того, как

    объединить свои усилия для создания условий, способствующих полноценному

    развитию ребенка для его счастья в настоящем и будущем.

    Педагог наблюдает ученика в общении со сверстниками, в процессе

    обучения, то есть в ситуациях, большей части недоступных наблюдению

    родителей. За учителем – авторитет знания и педагогический опыт. В его

    руках все приобретает воспитательный смысл: и его общение с учениками, и

    общение учеников между собой, и само знание. Но учитель не знает домашней

    жизни ребенка, не видит его общения с близкими и с самим собой, поэтому у

    него нет целостной картины развития.

    За семьей – эмоциональная связь с ребенком, и если авторитет родителей

    основан на этой связи, они могут влиять на различные стороны его

    жизнедеятельности. Никакое самое разумное школьное воспитание не заменит

    полноценного контакта с отцом, матерью, другими близкими, и даже самые

    грубые промахи учителей обычно не так фатально складываются на развитии

    личности ребенка, как неправильное поведение родителей. Но и родители не

    имеют полного знания о развитии своего ребенка.

    Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их

    союз на благо ребенка выявит сильные стороны каждого и даст им возможность

    скорректировать свои ошибки.

    Успех содружества школы с семьей особенно зависит от

    систематического и корректного соблюдения учителями этико-педагогических

    требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями. Основной

    смысл этих требований, как подтверждают результаты исследований, сводится к

    следующему:

    1. Отношение в системе «учитель-ученик» должны строго соответствовать

    нормам педагогической этики. Это положение приобретает чрезвычайную

    важность потому, что, к сожалению, многие родители нередко видят учителя

    глазами своего ребенка. И даже незначительное нарушение учителем этики во

    взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке учебного

    труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно,

    затрудняют контакт учителя и семьи.

    2. Учитель должен глубоко осознавать основные этико-педагогические

    взаимодействия и причины возможных противоречий с родителями.

    К числу основных причин относятся:

    - сложность учебно-воспитательного процесса, зависимость его

    эффективности от многих факторов (помимо школы и семьи),

    - различия в отношениях к ребенку со стороны учителя и со стороны

    родителей,

    - разные уровни общей и педагогической культуры,

    - этическая неподготовленность учителя или родителя к педагогическому

    взаимодействию.

    3. Отношения в системе «учитель-семья-ученик» должны строиться в

    соответствии с требованиями педагогической этики при ведущей роли школы и

    активном участии родителей.

    От того, как будет обращено слово учителя, каким тоном, при каких

    обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат.

    Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям

    поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет

    иногда гораздо больше сближает учителя с семьей и укрепляет его авторитет,

    чем прочитанная лекция.

    При работе с семьями учитель слабо представляет специфику семейного

    воспитания и воспитательный потенциал каждой семьи. Изучение семьи ведется

    стихийно.

    Нами было опрошено 22 учителя школы №15, и вот результаты мы предлагаем

    Вашему вниманию.

    Анализ степени информированности учителей о семьях учащихся у

    опрошенных нами учителей показал следующее.

    Таблица 5.

    Степень информированности учителей о различных сторонах жизни семей

    школьников.

    (респонденты не ограничивались в выборе ответов)

    Виды информации о семье

    % информированных учителей

    1.О материально-бытовых

    условиях.

    78%

    2.Охарактере взаимоотношений

    в семье.

    23%

    3.О нравственной позиции

    в семье.

    47%

    4.О месте и роли ученика в семье.

    19%

    5.Об организации жизнедеятельности

    ученика в семье.

    52%

    6.О воспитательных возможностях

    семьи, наличие трудностей и

    ошибок в семейном воспитании.

    28%

    Как видим из таблицы, информация преподавателя о семьях своих

    подопечных явно недостаточна. В сущности, каждый учитель осведомлен лишь о

    какой-либо одной стороне жизни семьи ребенка. Этот вывод подтверждают и

    сами учителя. На вопрос о степени информированности преподавателя о жизни

    семьи учащихся только 18% ответили, что имеют достаточно полную информацию,

    78% - информированы лишь об отдельных сторонах жизни и 4% - совершенно не

    информированы.

    Приведенные нами данные указывают на недооценку контактов школы и семьи

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.