МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ранний детский аутизм

    нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное » мышление опережает

    развитие наглядно - действенного и наглядно –

    образного.

    Ранее развитие формально – логического мышления усиливает способность к

    абстракции и способствует безграничным возможностям для умственных

    упражнений, не ограниченных рамками социально значимых оценок.

    Психологическая диагностика таких детей ни в коей мере не

    должна сводиться к оценке умственных способностей. Данные об

    интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены только в контексте

    особенностей его общего психического развития. В центре внимания должны

    находиться интересы ребенка, уровень сформированности произвольной

    регуляции поведения, и в первую очередь регуляции, связанной с

    ориентировкой на других людей, и социальные мотивы.

    Вопрос о возможностях и формах обучения сложен, но нужно отметить, что

    индивидуальное обучение рекомендовано только в исключительных случаях.

    II Поиски причин этого расстройства психического

    развития шли по нескольким направлениям.

    Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их

    нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее

    распространенной была гипотеза о психогенном происхождении страдания.

    Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности

    в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с

    неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими

    способами воспитания.

    Здесь можно отметить следующую характерную особенность, -

    было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный

    семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так

    называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не

    ограничивается той или иной социальной группой.

    Таким образом, ответственность за нарушение психического развития

    биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто

    было причиной тяжелых психических травм самих родителей.

    Дальнейшие сравнительные исследования семей умственно

    отсталых детей и детей, страдающих ранним детским аутизмом, показали, что

    аутичные дети перенесли не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а

    родители аутичных детей даже более заботливы и преданы им , чем это

    обычно наблюдается в

    семье ребенка с умственной отсталостью.

    В настоящее время большинство исследователей полагают, что

    ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе

    которой лежит недостаточность центральной нервной

    системы.

    Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин:

    врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями,

    органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов,

    рано начавшимся шизофреническим процессом. Указывается более 30 различных

    патогенных факторов , которые могут привести к формированию синдрома

    Каннера.

    Конечно, действия различных патологических агентов вносит

    индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может

    быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым

    недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные

    расстройства.

    Как и при любой другой аномалии развития, общая картина

    тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его

    биологических первопричин.

    Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть

    расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического

    дизонтогенеза.

    Механизм формирования вторичных нарушений наиболее очевиден

    при рассмотрении клинической картины сквозь призму аномального психического

    развития.

    Психическое развитие не только страдает от биологической

    неполноценности, но и приспосабливается к ней как к внешним

    условиям.

    Аутичный ребенок оценивает как опасные большинство ситуаций

    взаимодействия с окружающим. Аутизм в этом плане может быть представлен как

    основной именно из вторичных синдромов, как компенсаторный механизм,

    направленный на защиту от травмирующей внешней среды.

    Аутистические установки являются наиболее значительными в

    иерархии причин, формирующих само аномальное развитие такого ребенка.

    Наиболее страдает развитие тех сторон психики, которые

    формируются в активных социальных контактах. Как правило, нарушается

    развитие психомоторных навыков. Период с 1.5 до 3 лет, являющийся в норме

    временем овладения навыками опрятности, одевания, самостоятельной еды,

    игровых действий с предметами, для ребенка, страдающего аутизмом, часто

    оказывается кризисным, труднопреодолимым. При этом, в отличии от других

    категорий детей, имеющих двигательные дефекты, у аутистов нет или почти нет

    самостоятельных попыток компенсации этих трудностей.

    Тем не менее, для детей с синдромом раннего детского аутизма

    различной этиологии основные моменты клинической картины, общая структура

    нарушения психического развития, проблемы, стоящие перед семьями, остаются

    общими.

    Проявление раннего детского аутизма меняются с возрастом.

    Клиническая картина формируется постепенно к 2.5-3 годам и остается

    наиболее выраженной до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание

    первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей,

    возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к

    ним и ребенка и взрослых.

    Если попробовать проследить, как возникают трудности

    психического развития аутичного ребенка, то большинство исследователей

    сомневаются, что у таких детей существует хотя бы короткий период

    нормального развития. Хотя педиатр, как правило, оценивает такого ребенка

    как здорового , его «особость» часто

    заметно с самого рождения и уже в младенчестве отмечаются

    начальные признаки нарушения развития.

    Известно, что в младенческом возрасте патологии физического

    и психического развития переплетаются особенно тесно. У аутичных детей уже

    в это время обнаруживается нарушения наиболее простых инстинктивных форм

    приспособления к жизни (о которых говорилось выше): трудности засыпания,

    неглубокий прерывистый сон, искажение ритма сна и бодрствования. Возможны

    трудности кормления таких детей : вялое сосание, ранний отказ от груди,

    избирательность в принятии прикорма. Функция пищеварения неустойчива,

    часто нарушается , отмечается склонность к

    запорам.

    Такие дети могут быть как сверхпассивными, неотзывчивыми, так

    и возбудимыми, со склонностью к панической реакции. При этом один и тот же

    ребенок может демонстрировать оба типа поведения. Возможно, например, и

    отсутствие реакции на мокрые пеленки, и совершенная нетерпимость к ним.

    Одних детей, мало реагирующих на окружающее, подозревают в слепоте и

    глухоте, другие же часами кричат в ответ на непривычный громкий звук,

    отвергают яркие игрушки. Так, мальчик на зависть всем мамам, спокойно сидит

    на одеяле, в то время как другие малыши неудержимо расползлись по лужайке;

    как выяснилось, он боится с него слезть. Страх тормозит его активность,

    любознательность, внешне же он кажется спокойным.

    Необходимо добавить, что раз испытанный испуг может на долго

    фиксироваться у таких детей и через месяцы, и даже годы оказывать влияние

    на их поведение. Так, одна девочка, которая после испуга, произошедшего в

    возрасте 3-х месяцев, когда мать ненадолго ушла из дома и ее попытались в

    первый раз накормить из бутылки , в течении нескольких месяцев

    ежедневно начинала

    кричать именно в это время.

    Особенности в установлении эмоционального контакта аутичных

    детей с близкими так же проявляются уже на первом году жизни. Часто

    отмечается пассивность в отношениях с родными: такой ребенок слабо выражает

    радость при появлении близкого лица, мало просится на руки, не

    приспосабливается к положению на руках. Тем не менее, согласно наблюдениям,

    в большинстве случаев аутичный ребенок в раннем возрасте пусть не так

    активен как здоровый, но способен установить простейшую эмоциональную связь

    с близкими. Исключение составляют лишь самые тяжелые случаи, возможно,

    осложненные умственной отсталостью. Но в большинстве случаев аутичный

    ребенок получает удовольствие от эмоционального контакта, любит когда с ним

    возятся, кружат, подбрасывают.

    Особенности моторного развития тоже обращают на себя

    внимание. Примерно к полугоду родителей может начать тревожить моторная

    вялость. Детские врачи, пытаясь объяснить причину этого явления, начинают

    предполагать остаточное явление родовой травмы, которая, возможно, не была

    зафиксирована сразу. Назначенный массаж, лекарственные препараты,

    повышающие мышечный тонус, как правило, вскоре дают возможность ребенку

    догнать сверстников в моторном развитии (сесть и встать). При этом

    характерно, что ребенок , начиная ходить в нормальные сроки, быстро встав и

    научившись ходить по барьеру, стенке, долго, часто 3-4

    месяца, не может оторваться от опоры и пойти самостоятельно. Это вызвано,

    видимо, тем, что он боится. Развитие навыка ходьбы тормозится при малейших

    неудачах. Начав ходить, ребенок еще долго сохраняет неуклюжесть,

    неловкость, угловатость движений, возникают трудности в овладении бегом,

    возможностью прыгать.

    В целом же все эти особенности детей не вызывают большой

    тревоги родителей и педиатра. Чаще всего они воспринимаются просто как

    индивидуальные особенности ребенка, тем более, что он может радовать

    близких сообразительностью в играх, любовью к серьезной музыке, ранним

    вниманием к стихам, сказкам. Пассивные (спокойные) дети даже более удобны в

    быту: они редко что-либо просят, могут часами играть в манеже одни, не

    беспокоя мать, полностью подчиняются ей. «Идеальные дети» – так их часто

    называют. Основные трудности бытового плана начинаются немного позже.

    Когда ребенок начинает ходить, меняется его характер: из

    спокойного он становится возбужденным, расторможенным, не подчиняется

    взрослым, с трудом и большой задержкой усваивает навыки самообслуживания,

    он плохо сосредоточивается на происходящем вокруг, его трудно организовать,

    научить чему-то.

    Впервые начинает обозначаться опасность особой

    задержки психического развития ребенка.

    Основными причинами такого искажения психического

    развития , как считают исследователи ( К. С. Лебединская ,

    Е.Р. Баенская, О.С. Никольская) , являются следующие:

    1. Болезненно повышенная чувствительность, ранимость эмоциональной сферы с

    плохой переносимостью обычных по своей силе воздействий внешней среды,

    склонностью фиксации на неприятных впечатлениях , которая обуславливает

    готовность

    аутичного ребенка тревожности и страхам;

    2. Слабость общего и психического тонуса, обуславливающая низкую

    способность к сосредоточению внимания, формированию произвольных форм

    поведения, повышенную пресыщаемость в контакте с окружающим.

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РДА

    I Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого

    развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и

    по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при РДА.

    Не останавливаясь на них более конкретно, следует отметить, что несмотря на

    большое разнообразие речевых нарушений в целом, характерных для отдельных

    вариантов, имеются и общие, специфичные для РДА особенности:

    1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает

    общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна,

    эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением.

    2. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем

    сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является

    позднее появление в речи местоимения «я» и др. личных местоимений в

    первом лице.

    3. Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, «неологизмам» Почти у

    всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми

    являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности

    речи.

    II Другим признаком РДА являются трудности формирования

    целенаправленного поведения аутичных детей. Они должны быть рассмотрены с

    нескольких сторон.

    1. Остановимся на многочисленных жалобах родителей о расторможенности,

    несобранности, отвлекаемости таких детей. Поставленная взрослыми цель,

    просьба не регулируют поведение ребенка, он не может отвлечься от

    непосредственных впечатлений окружающего, эти впечатления разрушают

    организующее влияние взрослых.

    Такая ситуация типична и для здорового маленького ребенка. Но для него

    взрослый является самым эмоционально значимым явлением окружающего мира.

    Аутичный же ребенок с его пассивностью, ослаблением эмоциональных связей со

    взрослым, в большей степени зависит от посторонних воздействий. Его

    поведение и с возрастом может определяться не логикой отношений со

    взрослым, а оставаться как бы эхом случайных впечатлений.

    Подобное поведение называется «полевым». Наблюдая за

    свободным поведением аутичного ребенка можно увидеть, что не ребенок

    обращает внимание на предмет, а предмет как бы притягивает к себе его

    внимание. В сущности, если знать, что и как расставлено в комнате,

    поведение ребенка можно почти точно предсказать.

    Вот ребенок пассивно перемещается, «мотается» по комнате,

    притягиваясь то к одним, то к другим объектам, трогает, не глядя толкает

    мяч, ударяет по ксилофону, включает свет, бежит по длинному коридору.

    Если взрослый не учитывает степени порабощения ребенка этими внешними

    влияниями, если он не чувствует сам направления действия этих сил и его

    требования постоянно идут вразрез с ними, контакт со взрослым становится

    мучительным для ребенка.

    2. Существуют так же и другие жалобы родителей аутичного ребенка. Так, если

    ребенок и сосредоточен на каком –либо занятии, его трудно научить чему

    –либо новому даже в русле этого интереса. Дело не в том, что родители

    сомневаются в его умственных способностях. Такие дети очень изобретательны

    в действиях со своими игрушками, сами осваивают устройство домашних

    приборов. Характерно, что они до всего предпочитают доходить сами,

    действовать своими способами и не принимают предложения взрослых. Кажется,

    что само взаимодействие со взрослым ребенку трудно и неприятно. Возникает

    недоумение, почему ребенка, который все схватывает « на лету», трудно чему-

    либо научить, внести что-то новое, трудно приспособить к быту, обучить

    навыкам самообслуживания. При ручной ловкости в своих излюбленных занятиях

    дети крайне неловки, когда надо действовать по образцу, по инструкции. В

    условиях произвольной деятельности все их умения как бы распадаются.

    Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного

    напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на

    короткие мгновения, а затем наступает или

    полное изнеможение, или перевозбуждение.

    В результате исходных особенностей аффективной сферы,

    трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается

    психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту,

    поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых и носят

    патологический характер.

    Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется

    между 2-3 годами жизни и в течении нескольких лет (до 5-6 летнего

    возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты

    нередко сглаживаются, а в других случаях трансформируются в иные

    болезненные состояния.

    Еще Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и

    стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической

    картины. У ребенка 3-4 года – это уже сложные образования.

    Аутизм с аутистическими проявлениями - это исходная трудность

    установления эмоционального контакта с людьми, внешним миром и поэтому

    вторично выработанные реакции

    избегания контактов.

    Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,

    отсутствие реакции на окружающее. При этом может быть сверхизбирательность

    контакта: общение только с одним человеком, даже полная зависимость от него

    – так называемая «симбиотическая связь» (о ней уже говорилось ранее).

    Контакт с внешним миром, в этом случае, осуществляется только через этого

    человека (чаще мать), ребенок находится в постоянном страхе его потери.

    Такая реакция – это своеобразное приспособление аутичного

    ребенка.

    Наблюдается так же и тенденция к сохранению постоянства,

    стереотипов в контактах с людьми и окружающим – это в конечном счете тоже

    приспособление ребенка к своим трудностям. Ребенок не может гибко

    приспосабливаться и , оставшись вне привычной обстановке, становиться

    беспомощным. Его ритуалы, стереотипные интересы и действия выражают и его

    способ приспособления, и его истинный уровень социализации. Он требует, что

    бы все было как всегда, как он привык: одни и те же маршруты прогулок,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.