МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие и функции речи

    кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые

    раздражители. И уже само слово вызывает реакцию.

    Показ предмета и его называние постепенно приводят к формированию их

    ассоциации, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Это

    происходит к концу первого года жизни и началу второго. Однако слово

    сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу

    вообще. На этом этапе развития слово выступает как интегратор первого

    порядка.

    Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «сигнал

    сигналов», происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо,

    чтобы на него был выработан пучок связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок

    должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми одним

    словом. Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом,

    который замещает лишь конкретный предмет.

    Между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия —

    интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как

    «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году жизни понятия усложняются.

    Так, ребенок пользуется словом «вещь», относя его к игрушкам, посуде,

    мебели и т.д.

    В процессе онтогенеза взаимодействие двух сигнальных систем проходит

    через несколько стадий. Первоначально условные рефлексы ребенка реализуются

    на уровне первой сигнальной системы: непосредственный раздражитель вступает

    в связь с непосредственными вегетативными и двигательными реакциями. По

    терминологии А.Г. Иванова-Смоленского, это связи типа Н-Н (непосредственный

    раздражитель — непосредственная реакция). Во втором полугодии ребенок

    начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными

    вегетативными и соматическими реакциями, следовательно, добавляются

    условные связи типа С-Н (словесный раздражитель — непосредственная

    реакция). К концу первого года жизни (после 8 мес.) ребенок уже начинает

    подражать речи взрослого так, как это делают приматы, используя отдельные

    звуки для обозначения предметов, происходящих событий, а также своего

    состояния. Позже ребенок начинает произносить отдельные слова. Сначала они

    не связаны с каким-либо предметом. В возрасте 1,5-2 лет часто одним словом

    обозначается не только предмет, но и действия и связанные с ним

    переживания. Лишь позже происходит дифференциация слов на категории,

    обозначающие предметы, действия, чувства. Появляется новый тип связей Н-С

    (непосредственный раздражитель — словесная реакция). На втором году жизни

    словарный запас ребенка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может

    объединять слова в простейшие речевые цепи и строить предложения. К концу

    третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции

    вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами.

    Появляется новый тип связей С-С (словесный раздражитель — словесная

    реакция), и ребенок научается говорить.

    С развитием речи у ребенка в возрасте 2—3 лет усложняется

    интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения

    величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3—4 лет

    вырабатываются различные двигательные и некоторые речевые стереотипы.

    Итак, единственная сигнальная система у животных и первая у человека

    обеспечивают отражение действительности в виде непосредственных чувственных

    образов. Второсигнальная система возникла в результате развития речи как

    средства общения между людьми в процессе труда. Второсиганльные нервные

    связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают

    существенные отношения между предметами. Вторая сигнальная система

    открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

    III. ФУНКЦИИ РЕЧИ.

    Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную,

    регулирующую и программирующую.

    1. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью

    языка.

    Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого

    осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка

    в целях общения людей.

    Люди жили и живут в обществе. Общественная жизнь и труд людей вызывают

    необходимость постоянно общаться, устанавливать контакты друг с другом,

    воздействовать друг на друга.

    Под деятельностью общения не следует понимать простую передачу от

    одного индивида к другому некоторой информации. “Коммуникация есть не

    только и не столько взаимодействие людей в обществе, сколько прежде всего

    взаимодействие людей как членов общества, как «общественных индивидов» -

    говорил К. Маркс). Применительно к первобытному человеческому коллективу

    можно сформулировать эту мысль так: речь есть не столько общение во время

    труда, сколько общение для труда. Одним словом, речь не «прилагается» к

    жизни и совместной деятельности общества, социальной группы, а является

    одним из средств, конституирующих эту деятельность. Речь по существу своему

    не дело индивида, не дело изолированного носителя языка: это прежде всего

    внутренняя активность общества, осуществляемая им через отдельных носителей

    языка или, точнее, при их помощи.

    Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего

    мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов

    расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде,

    возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания,

    накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи,

    человек связан с прошлым и будущим.

    Способность человека к общению с помощью слов-символов имеет свои

    истоки в коммуникативных способностях высших обезьян.

    Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их

    образования. Человек осваивает язык в течение жизни. Какой язык он усвоит

    как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания.

    Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность

    к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи,

    утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой

    функции.

    Человек может владеть многими языками. Это означает, что он использует

    возможность обозначать один и тот же предмет разными символами как в

    устной, так и в письменной форме. При изучении второго и последующих

    языков, по-видимому, используются те же нервные сети, которые ранее были

    сформированы при овладении родным языком. В настоящее время известно более

    2500 живых развивающихся языков.

    Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются

    генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они

    заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и

    речедвигательного аппарата, гортани. Амбидексы — лица, у которых

    функциональная асимметрия полушарии менее выражена, обладают большими

    языковыми способностями.

    2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических

    функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей

    психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими

    отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических

    функций является их произвольный характер.

    Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии

    произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция

    как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение

    другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых

    наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному

    поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции

    поведения других людей, человек приходит к овладению собственным

    поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней

    речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем

    механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными

    произвольными действиями.

    А.Р. Лурия и Е.Д. Хомская в своих работах показали связь регулирующей

    функции речи с передними отделами полушарий. Ими установлена важная роль

    конвекситальных отделов префронтальной коры в регуляции произвольных

    движений и действий, конструктивной деятельности, различных

    интеллектуальных процессов. Больной с патологией в этих отделах не может

    выполнять соответствующие действия, следуя инструкции. Таким образом,

    высшие формы управления фазическим и тоническим ориентировочными

    рефлексами, так же как и регулирующая функция речи, зависят от сохранности

    лобных долей.

    3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем

    речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от

    замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса —

    внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как

    показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого

    высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.

    Программирующая функция речи страдает при поражениях передних отделов

    речевых зон — заднелобных и премоторных отделов полушария.

    Клинические данные, полученные при изучении поражений мозга, а также

    результаты его электрической стимуляции во время операций на мозге

    позволили выявить те критические структуры коры, которые важны для

    способности говорить и понимать речь. Методика, позволяющая картировать

    области коры, связанные с речью, с помощью прямого электрического

    раздражения, была разработана в 30-х годах У. Пенфильдом в Монреале в

    Институте неврологии для контроля за хирургическим удалением участков мозга

    с очагами эпилепсии. Во время процедуры, которая проводилась под местным

    наркозом, больной должен был называть показываемые ему картинки. Речевые

    центры выявлялись по афазической остановке (потере способности говорить),

    когда на них попадало раздражение током.

    Наиболее важные данные об организации речевых процессов получены при

    изучении локальных поражений мозга. Согласно взглядам А.Р. Лурия, выделяют

    две группы структур мозга с различными функциями речевой деятельности. Их

    поражение вызывает две категории афазий: синтагматические и

    парадигматические. Первые связаны с трудностями динамической организации

    речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого

    полушария. Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и

    связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного,

    семантического и т.д.).

    К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он

    расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей

    в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее

    поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой страдает

    собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется.

    При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов за

    счет невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на

    другой. Больные с афазией Брока большую часть своих ошибок осознают.

    Говорят они с большим трудом и мало.

    Поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах

    премоторной коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда

    больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои

    мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).

    Протекает она на фоне относительной сохранности повторной и

    автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку.

    Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он

    расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При его поражении

    возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в

    понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь

    такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больной

    не замечает своих дефектов. С поражением задних отделов речевых зон коры

    связывают также акустико-мнестическую, оптико-мнестическую афазии, в основе

    которых лежит нарушение памяти, и семантическую афазию — нарушение

    понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные

    отношения предметов.

    А.3. Дамазиу и А. Дамазиу показали, что функция называния в отношении

    различных категорий объектов выполняется различными областями мозга. Они

    описали поведение больных А.Н. и Л.Р. с поражениями в передней и

    средневисочной коре. У больных полностью сохранилась понятийная система.

    Они безошибочно узнают, что за объекты находятся перед ними. Могут

    определить их функциональное назначение, среду, в которой они существуют,

    ценность объекта. Но они с трудом называют многие хорошо знакомые предметы.

    При этом они делают меньше ошибок при назывании инструментов, чем при

    назывании животных, овощей и фруктов. Они правильно называют части тела, но

    с трудом называют знакомые музыкальные инструменты. Кроме того, пациенты

    А.Н. и Л.Р. испытывали трудности, когда их просили называть своих друзей,

    родственников, известных популярных деятелей.

    Авторы рассматривают структуры мозга, обеспечивающие функцию

    называния, как систему посредника, связывающую структуры, в которых

    представлены понятия, со структурами, формирующими слова и предложения. По

    их данным, функция называния для общих понятий локализована в задних левых

    височных областях, а для более специальных — в передних, вблизи левого

    височного полюса. По существу авторы расширяют представление о функции

    заднеречевой системы, куда входит и центр Вернике. Они полагают, что задняя

    речевая система в левом полушарии хранит слуховые и кинестетические записи

    фонем и их последовательностей, составляющих слова. Поражение задней

    речевой области не нарушает ритма человеческой речи и ее скорости. Не

    страдает и синтаксическая структура предложений.

    Задняя речевая система сообщается с моторной и премоторной зонами коры

    как непосредственно, так и через подкорковый путь. Последний включает левые

    базальные ганглии и ядра передней части таламуса. Через эти пути

    осуществляется двойной контроль произнесения звуков речи. Подкорковый путь

    активируется при приобретении и исполнении речевого навыка. Корковый путь

    связан с более осознанным контролем речевого акта. Похоже, что во время

    речевого акта корковая и подкорковая системы действуют параллельно. При

    заучивании ребенком слова «желтый» одновременно активируются область,

    ответственная за цветовые понятия, система словообразования и двигательного

    контроля (через корковый и подкорковый пути). Со временем устанавливается

    прямой путь между понятийной системой и базальными ганглиями, и тогда роль

    структуры посредника уменьшается. Последующее заучивание нового названия

    цвета на иностранном языке снова потребует участия системы посредника для

    установления соответствия слуховых, кинестетических и двигательных фонем.

    [pic]

    На рисунке в обобщенном виде представлена схема распределения системы,

    ответственной за речь, по Г. Шеперду (1987). Она основана на результатах

    электростимуляции речевых центров у нейрохирургических больных и

    анатомического изучения мозга обезьян и человека. Показаны структуры и их

    связи, с помощью которых выполняется функция называния. Зрительная

    информация сначала поступает в поле 17, затем она обрабатывается в полях 18

    и 19. Отсюда перцептивный образ объекта передается в обширную заднюю

    речевую зону, в состав которой наряду с центром Вернике входит поле 39 (в

    теменной доле). Оно посылает информацию о зрительном образе предмета полю

    22, где хранится его слуховой образ. Из поля 22 информация передается в

    речевую зону Брока, в которой находятся двигательные программы речи. Нужная

    программа считывается в моторную кору, которая и управляет речевой

    мускулатурой, обеспечивая сложную пространственно-временную координацию

    работы соответствующих мыщц, необходимую для того, чтобы мы могли назвать

    увиденный предмет.

    Спереди от роландовой (центральной) борозды находится область,

    ответственная за ритм речи и грамматику, — так называемая дополнительная

    (или добавочная) моторная область (ДМО). Больные с поражением этой области

    говорят без интонации, делают большие паузы между словами, путаются в

    грамматике, пропускают союзы, местоимения, нарушают грамматический порядок

    слов. Им легче пользоваться существительными, чем глаголами. Поражение

    данной области нарушает грамматическую обработку как произносимой, так и

    слышимой речи, что наводит на мысль о том, что здесь происходит «сборка»

    целых фраз.

    [pic]

    На рисунке можно видеть картину локального мозгового кровотока во

    время устной речи и его отличие от активации мозга при движении или только

    при его воображении — ритмического сжимания и разжимания правой руки, а

    также в состоянии покоя. Видно, что речь активирует как заднюю, так и

    переднюю речевые зоны. При представлении движения появляются очаги

    активации в лобной, теменной и височной коре. Однако в моторной коре (вдоль

    центральной борозды) активность пока незначительна. При выполнении движения

    фокус активации смещается в область моторной коры. В состоянии покоя можно

    видеть очаги активации в лобных долях, по-видимому, отражающие течение

    когнитивных процессов, не контролируемых заданием.

    Левые базальные ганглии — составная часть передней и задней систем

    речи. Известно, что базальные ганглии объединяют компоненты сложных

    движений в единое целое. По-видимому, сходную функцию они выполняют и в

    отношении речевых реакций, связывая слова в предложения.

    Передняя речевая область коры, похоже, связана с мозжечком,

    осуществляющим точное временное кодирование двигательных реакций. При

    поражении мозжечка возникает моторная и когнитивная дисметрия — плохое

    выполнение точных действий, включая когнитивные. Это указывает на

    причастность мозжечка к выполнению речевых и мыслительных операций.

    Таким образом, исследователи выделяют три основные функции речи:

    коммуникативную, регулирующую и программирующую.

    Эти функции выполняют важную роль для общения людей. Они обеспечивают

    общение между людьми с помощью языка, с их помощью человек овладевает

    собственным поведением, а так же правильно строит свое речевое

    высказывание, различные движения и действия.

    Организацию речевых процессов осуществляет центр Брока, который

    отвечает за активность речи (устной и письменной) - за возможность

    произносить слова, отвечает за координацию движений руки при письме.

    Центр Вернике отвечает за восприятие речи. Этот центр позволяет

    расшифровывать услышанное, дает возможность читать.

    Заключение.

    Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения

    субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи

    между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в

    группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в

    значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

    Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает

    человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным

    жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только

    немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи

    лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в

    основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями

    и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

    Список литературы.

    1. Александров Ю.И. “Основы психофизиологии” М.: Инфра – М, 1997. – 432 с.

    2. Годфруа Ж. “Что такое психология” Т –1, М.: Мир, 1992. – 496 с.

    3. Данилова Н.Н. “Психофизиология” М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.

    4. Крутецкий В.А. “Психология” М.: Просвещение, 1990. – 352 с.

    5. Немов Р.С. “Психология” М.: Владос, 1997. – 688 с.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.