МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания

    Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания

    План:

    Введение

    I История развития вопроса в работах педагогов.

    1. Взгляды зарубежных представителей педагогики.

    2. Развитие вопроса в России.

    3. Сущность индивидуально-личностного взаимодействия.

    II Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства.

    1. История развития народного промысла.

    2. Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.

    3. Обработка пряжи.

    4. Развитие вязального производства в настоящее время.

    III Практическая часть.

    1. Использование техники вязания в кружковой работе.

    2. Методы, используемые на занятиях по вязанию.

    3. Конспекты занятий.

    4. Рекомендации.

    IV Заключение.

    V Список литературы.

    VI Приложение.

    Введение.

    Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников,

    воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает

    педагогическим сознанием преподавателей.

    Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и

    средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития

    индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя

    кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его

    художественного развития.

    В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике

    вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных

    возможностей. На это ориентирует программа кружковых занятий.

    Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития

    индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому

    способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях,

    показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому

    руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности

    детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в

    соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям

    самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить

    новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия

    заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники

    самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика,

    содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с

    учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного

    выполнения намеченных планов.

    Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно

    заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание

    преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение

    владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для

    всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-

    разному.

    В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это

    проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому

    задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и

    требованиям детей.

    «Индивидуальному развитию способствует формирование самостоятельной

    работы, которая активизирует ребят для достижения наилучшего результата,

    овладения умениями и навыками. Довольно часто самостоятельной считают любую

    работу по изготовлению изделия, объясняя это так: ребята ведь сами делают.

    Действительно, учащиеся сами выполняют трудовые операции, но чаще всего их

    деятельность носит подражательный характер. Что не ведёт к умению

    индивидуального проявления и к развитию творческого мышления».1

    Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в

    изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же

    способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами

    вязания, работе с материалом и инструментами.

    На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со

    школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и

    неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием

    привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания

    неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь

    не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные

    ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её

    создавали.

    Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности,

    выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на

    уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и

    углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие

    увлекательным.

    Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по

    вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что

    успешно при правильной организации работы. Не все дети, занимающиеся в

    детстве рукоделием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что

    уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с

    материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам

    трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных

    школ.

    Целью дипломной работы является показать, как овладение техникой

    вязания влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.

    Задачи включают:

    - показать, как знакомство с техникой вязания можно осуществить развитие

    творческого мышления и индивидуальных возможностей.

    - сообщить об истории вязания и о его значении в русском народном

    творчестве.

    - рассказать о развитии и значении трикотажной промышленности в прошлом и

    настоящем времени.

    - рассказать о влиянии кружковых занятий по вязанию на развитие

    индивидуальных возможностей детей.

    - предоставить пособия, способствующие глубокому изучению техники вязания.

    - дать рекомендации по использованию данной работы.

    Объектом изучения вопроса являются школьники, субъектом- кружковые

    занятия по вязанию.

    История развития вопроса в работах педагогов.

    Взгляды зарубежных представителей педагогики.

    История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории

    в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается.

    Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание

    уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. «Впервые

    этот вопрос рассматривался Джоном Локком – представителем новой буржуазии.

    В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила

    почву для преобразования общеобразовательных учреждений. Обобщив передовой

    для той эпохи опыт воспитания обучения, опираясь на последние научные

    данные, Локк научно разработал единую систему народного образования,

    которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

    Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Некоторые мысли о

    воспитании» (1693), оказавшей огромное влияние на европейскую

    педагогическую мысль XVII века. Джон Локк считал, что для достижения

    положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать

    индивидуальные особенности ребёнка, надо выявлять у детей различные

    качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться методы»,

    писал Джон Локк. По его мнению «в зависимости от преобладающей страсти и

    господствующих наклонностей» ребёнку следует заниматься любимым видом

    творчества. Целью воспитателя является помочь детям развивать способности в

    этой сфере».2

    «Французский материалист XVIII века Иоганн Генрих Песталоцци хотел

    «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие

    физических, умственных и нравственных особенностей». Он считал, что общая

    цель воспитания – проявление в детях «истинной человечности», которая

    достигается путем гармонического развития у каждого ребёнка всех его

    природных способностей, стремлений, индивидуальных возможностей. Большой

    заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в

    процессе обучения индивидуальных способностей детей и подготовки их к

    деятельности.

    Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, теоретик

    дошкольного образования. Свою деятельность она разворачивала в конце XIX

    века, когда капитализм вступил в высшую фазу своего развития – империализм.

    Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их

    самостоятельные занятия притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями

    детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму –

    индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах

    (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает

    максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого

    отвлекающего влияния личности воспитателя. Она считала, что учитель имеет

    право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает. Педагогика

    Монтессори и сегодня применяется в детских садах многих капиталистических

    государств».3

    1.2.Развитие вопроса в России.

    «В начале XVIII века происходило быстрое развития Русского

    государства. По инициативе Петра I открываются школы, университеты. Важную

    роль в развитии этой эпохи внесли Ломоносов, Бецкой, Новиков. Касаясь

    вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения

    должен быть приятым для детей, проводиться без принуждения, опираясь на

    индивидуальные особенности детей».4

    «Других взглядов на воспитание придерживался А.Н. Радищев. Критикуя

    русских (И.И. Бецкой) и западноевропейских педагогов (Жан-Жак Руссо и др.),

    которые выступали с требованием индивидуального воспитания детей, Радищев

    подчёркивал: «Человек рождён для общежития …». Он говорил, что удаление

    детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов. Радищев

    утверждал, что характер человека формируется его деятельностью на общее

    благо. Воспитание должно способствовать развитию в ребёнке интересов,

    присущих обществу.

    Среди советских педагогов принадлежит В.А. Сухомлинскому. Активный

    последователь идеи Макаренко он внёс много нового в методику работы с

    отдельным учеником. В своей книге «Сердце отдаю детям» он ярко показал, что

    успех воспитания возможен только при глубоком знании индивидуальных

    особенностей каждого ребёнка».5

    «В 60-70-х годах началась работа по совершенствованию воспитания

    учащихся. Духовное становление личности не может происходить без

    художественного воспитания детей. В школах вводится новая программа по

    музыке, трудовому воспитанию, рисованию. Через единство этих видов

    деятельности в процессе познания осмысливается основная функция искусства.

    В 70-80-е годы проводилась экспериментальная работа советских педагогов-

    новаторов. Педагогический поиск И.П. Волкова ориентировался на развитие

    индивидуальных творческих возможностей ученика; М.П. Щетинина – на создание

    школы – комплекса как центра гармоничного развития детей, школы, где

    учебная деятельность сливается с индивидуально – художественной».6

    В курсе лекций по педагогике Б.Т. Лихачёв полно раскрыл проблему

    индивидуально – личностного воспитательного взаимодействия педагога и

    воспитанника.

    Теория индивидуального творческого развития находит применение на

    практике и в наше время, постоянно совершенствуясь в методиках различных

    видов творчества.

    1.3.Сущность индивидуально-личностного взаимодействия.

    «Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива

    привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам

    индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло

    противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном

    поощрении воспитания коллективиста в коллективе и осуждении воспитания

    индивидуальности средствами парно – индивидуального взаимодействия.

    Ортодоксально – коллективное воспитание, хотя и имеет в виде

    формирование каждой личности, всё же проходит мимо тончайших сфер

    психической жизни и свойств индивидуальности ребёнка. Общим характером

    воздействия и взаимодействия оно усредняет личность не только с точки

    зрения общих нравственных свойств, но и ограничивая возможности творчески –

    индивидуальных проявлений. На общем фоне одних только коллективных

    отношений блекнет интимный мир каждого отдельного ребёнка, его натура не

    находит выхода общению, самоутверждению, обогащению. Как не парадоксально,

    но такое состояние воспитания обедняет ребёнка, противостоит

    действительности коллективности, суть которой во взаимообогащающих

    взаимодействиях здоровых индивидуальностей,

    личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально –

    парное воспитание, игнорирующее общественное начало, подавляет

    коллективистические устремления ребят, ведёт к укреплению в сознании и

    привычках ребёнка эгоистического индивидуализма.

    В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно –

    индивидуальное взаимодействие детей и взрослых органически и неразрывно

    переплетаются между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг

    друга. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное

    взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многообразнее,

    эмоциональнее, духовно – нравственнее и одновременно мягче, эстетичнее,

    светлее, человечнее. Подлинный мастер, педагог – воспитатель, организуя

    жизнь детского коллектива, одновременно выходит на обустройство личной

    жизни, стабилизацию духа каждого ребёнка с помощью индивидуально

    личностного, парного взаимодействия детей. Успех парного взаимодействия не

    может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя. Его задача в

    том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том,

    чтобы обеспечить каждого ребёнка возможностью педагогически

    целесообразного, многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально –

    личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого,

    взаимообогащающего взаимодействия. Система парного общения помогает

    завоевать доверие ребёнка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в

    сложном деле самостановления.

    Цель индивидуально – личностного взаимодействия взрослых и детей

    расслаивается на деловую и духовно – нравственную. Деловая цель состоит в

    том, что воспитатель делится с ребёнком своим жизненным опытом. Он учит

    работать с иглой, рисовать, петь, вязать и др. Это своеобразная форма

    шефства. Реальный критерий успешности такого взаимодействия – овладение

    детьми знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и

    товарищества с воспитателем в совместном труде.

    Духовно – нравственная цель состоит в том, чтобы на основе взаимной

    симпатии наладить человеческий доверительный контакт, желание и стремление

    обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни. Рождающиеся в

    индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и

    взрослых, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них –

    обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др.

    Парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое

    значение в становлении детской индивидуальности. Оно не противоречит

    воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его. Индивидуально –

    личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в

    целостном педагогическом процессе».7

    Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства.

    2.1.История развития народного промысла.

    Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного

    искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается

    в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. «До нас

    дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из

    гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного

    исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно

    протянуть ремешок сандалии. В Перу примерно в тот же период был связан пояс

    с великолепным орнаментом колибри. Судя по сохранившимся портретам средних

    веков, английские и французские короли предпочитали шитым чулкам вязаные,

    которые подчёркивали достоинство форм ног».8

    «Вязание на спицах всегда главным образом применялось для

    изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего

    прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно

    они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых

    районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными

    орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской,

    Тульской и других губерний.

    Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге.

    Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в

    том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим

    по соседству.

    Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая

    обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться

    окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение

    в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.

    Существуют изделия с крупным раппортным орнаментом, фигуры которого

    (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части

    – полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в

    Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные – в

    Карпогорском районе, по реке Пинеге.

    Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые

    выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской

    губернии.

    Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера,

    жакеты, шали, перчатки и т.д.».9

    «Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное

    вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются

    с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области,

    вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.