МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

    бы перерождение. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами,

    заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема

    и просветленности.

    Катарсис является тем механизмом в осуществлении функций искусства,

    посредством которого бессознательное превращается в сознательное,

    происходит гармонизация всех отношений индивида. Данная трансформация

    становится возможной благодаря включения воспринимающего искусство в иную,

    более высокую систему ценностей.

    Катарсис в данном контексте предстает как осознание, как расширение

    границ индивидуального сознания до всеобщего. Психологическая его природа

    выражена состоянием «внутренней упорядоченности, душевной гармонии,

    возникающей благодаря доминированию высших, общечеловеческих идеалов в душе

    человека».

    Катарсис как очищение души, как эстетическое наслаждение не тождествен

    простому удовольствию, так как сопровождается целой гаммой полярных чувств

    — от радости, восхищения и симпатии до скорби, презрения и ненависти.

    Одновременно, эстетическое наслаждение нельзя сводить к какому-либо

    процессу — будь то память, воображение или созерцание.

    В феномене катарсиса представлен сплав эмоций и интеллекта, чувства и

    мысли, сугубо личного и общественно значимого, внешнего и внутреннего,

    актуального и исторического. И в данном своем качестве катарсис можно

    квалифицировать как высшую форму эстетического освоения человеком

    художественной реальности. У эстетически развитой личности в ее общении с

    искусством потребность в катарсисе становится определяющей.

    Конечно, в трудах Платона и Аристотеля учение о воспитательной роли

    искусства еще только зарождалось, было исторически ограниченным, но, тем не

    менее, в их лице общество уже глубоко осознало огромную воспитательную силу

    искусства и стремилось овладеть этой силой, подчинить себе стихийную

    природу искусства, регламентировать его, сознательно влиять на развитие

    художественного процесса. С этого момента в стихийный художественный

    процесс начинают вторгаться элементы его подчинения государственным

    интересам.

    Византийская эстетика (IV-cep. XV вв.) — наиболее динамичное

    направление средневековой эстетики. В ней были поставлены значимые вопросы,

    и в первую очередь, положение о месте и роли искусства в философском

    осмыслении мира; о воспитательном значении художественного творчества,

    которое мыслилось теперь шире, чем просто очищение и облагораживание души.

    Византийская эстетика, по своему переосмыслив многие эстетические идеи

    древности, продолжала разрабатывать такие категории как прекрасное,

    красота, образ, символ, канон. При этом следует подчеркнуть, что эти

    проблемы осмысливались с богословских позиций, что наложило на них

    несомненный религиозный отпечаток. Наиболее известными западноевропейскими

    средневековыми эстетиками (IV-XIII вв.) были Августин Аврелий, Василий

    Великий, Иоанн Златоуст, Боэций, Фома Аквинский. Они разработали основные

    эстетические принципы, ставшие не только основой их эстетических трактатов,

    но и воплотившиеся в различные виды и жанры средневекового официального

    искусства.

    В период позднего средневековья был создан и доведен до высочайшей

    выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства не

    объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Причем, в основе этого

    синтеза лежит не столько их простое соединение, сколько стремление к

    максимально полному выражению главной идеи христианского мировоззрения.

    Средневековая эстетическая культура оказала влияние на формирование

    двух европейских художественных стилей того времени — романского и

    готического.

    Романский стиль (от лат. romanus — римский) — это стилевое направление

    в западноевропейском искусстве X-XII вв. Его появление было вызвано

    желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на

    достижения культуры бывшей Римской империи. Романский период средневековья

    — это время возникновения и функционирования общеевропейского

    монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху

    наивысшего расцвета феодализма.

    Готический стиль (итал. gotico — готский, варварский) — художественное

    направление в западноевропейском искусстве XII-XVI вв. Готика — это более

    зрелый стиль, чем романский. Его характерной чертой является единство и

    целостность художественных проявлений во всех видах искусства под эгидой

    архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской

    собор, отличается динамизмом устремленных вверх форм храма, устойчивой

    каркасной системой, огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и

    гобеленов.

    Эпоха Возрождения — один из самых замечательных периодов в истории

    европейской эстетической мысли. Главной темой эстетики и художественной

    культуры Возрождения стал человек.

    XVII век — эпоха интенсивного развития европейской философско-

    эстетической мысли. Установление строгих правил творчества — одна из

    характерных черт эстетики классицизма. Еще одной творческой тенденцией,

    представленной в эстетической мысли XVII в., стала концепция барокко.

    Барокко (barocco) в переводе с итальянского означает «странный»,

    «причудливый», «экспрессивный». Использование стилевых особенностей барокко

    способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а также

    развитию новых — оперы и балета.

    Другим творческим направлением, существовавшим наряду с классицизмом в

    художественной французской культуре XVII в., был реализм. Он получил свое

    наиболее яркое воплощение в творчестве писателей Шарля Сореля (1602-1674),

    Поля Скаррона (1610-1660) и др. Правда, в отличии от эстетики классицизма

    теория реализма делала в это время свои первые шаги и во многих отношениях

    была незрелой, робкой, наивной. И все же, в существе своем это была именно

    реалистическая концепция, опиравшаяся на реалистические традиции

    ренессансного искусства.

    В историю общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просвещения.

    Эстетика эпохи Просвещения носила наступательный, демократический характер.

    Она стимулировала интерес западноевропейских ученых к переосмыслению

    традиционных эстетических категорий: красоты, гармонии, вкуса.

    Среди наиболее влиятельных эстетических концепций первой половины XIX

    века особо выделяются: феноменологическая, интуитивистская, а также

    эстетические теории 3. Фрейда, К.Г. Юнга, X. Ортеги-и-Гассета.

    Феноменология — есть учение о предметах (феноменах) в их чувственном

    восприятии. Определяющим в феноменологическом учении является теория

    интенциональности, которая тесно связывает сознание и предмет познания.

    Основные эстетические концепции второй половины XIX в. это: реализм,

    натурализм, романтизм, импрессионизм, символизм.

    Реализму свойственно глубинное освоение жизни, широкий охват

    действительности и художественное осмысление всех ее противоречий. Для

    реализма XIX в. характерен обостренный интерес именно к социальному началу

    в действительности.

    Романтизм — это мощное художественное направление, в основе которого

    лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную

    и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия

    является признание неразрешимого драматического противоречия между

    низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а

    подчас и вообще нереализуемым.

    Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как

    пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и

    материальной среды. Натурализм поднимал очень важные темы: детально

    показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы

    взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации,

    активизируя внимание на роли бессознательных моментов в человеческой

    психике.

    Признаками импрессионистического стиля является изображение мгновенных,

    как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы

    и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия.

    Символизм связал воедино философию, религию, искусство, а также

    соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались,

    прежде всего, как культурно-эстетическая деятельность.

    Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой

    половины ХХ в. выразило этот противоречивый период во множестве своих

    концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для

    обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм». Модернизм как

    художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:

    декадентством (т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты

    как единственной Ценности, отторжением социальных проблем) и авангардом

    (манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто

    новое, противоречащее традиционным художественным установкам).

    Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний

    день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории

    направлений культуры. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре

    связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью

    общества, что его результаты ставят под угрозу уничтожения само время и

    пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы

    вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

    Поэтому постмодернизму свойственны поиски художественного универсального

    языка, сближение и сращивание художественных различных направлений, более

    того — «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм,

    коллажность, царство субъективного монтажа.

    В первой половине XX века бурное развитие получают интуитивистские и

    эстетические концепции. Интуитивная деятельность по своей сути является

    творческой и выразительной. Искусство тождественно интуитивному познанию,

    оно не зависит от практики в нем нет идейного содержания. Поэтому эстетика

    понимается как наука об интуитивном или выразительном познании

    художественного факта, который в свою очередь представляет собой форму и

    только форму.

    В первой половине XX века сформировалась одна из самых популярных

    культурологических и эстетических школ нашего столетия — фрейдизм. Ее

    основатель — австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) в

    интуитивистские теории своих коллег внес объяснение подсознательного с

    точки зрения сексуальной жизни человека. И хотя в трудах философа нет

    систематизированного изложения эстетической теории, отдельные суждения по

    вопросам эстетики и художественной культуры содержатся.

    В XX веке идеи мыслителей прошлого столетия А. Шопенгауэра и ф. Ницше

    были резюмированы в элитарной эстетической концепции испанского философа

    Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В 1925 г. в Европе выходит в свет самое

    известное его сочинение, поучившее название «Дегуманизация искусства»,

    посвященное проблеме различия старого и нового искусства. Основное отличие

    нового искусства от старого, по Ортеге-и-Гассету, заключается в том, что

    оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно

    необязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть

    общепонятным, общечеловеческим. Книга Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация

    искусства» по праву стала настоящим манифестом авангардизма.

    Авангард (от франц. avant-garde передовой отряд) — понятие,

    объединившее на принципах коренного обновления художественной практики

    различные школы и направления европейского искусства 10-20- х годов XX в.

    Искусство начала XX в. словно почувствовало грядущее перевоплощение мира.

    Кризис существующей реальности авангард выплескивает на свои полотна в виде

    отчужденных форм, распавшихся кусков, кривых линий, молекул, дыр и т. д.

    Сюрреализм (от франц. surrealisme надреализм, сверхреализм) —

    авангардистское направление в художественной культуре XX в.,

    провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства.

    Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или сны, сновидения,

    галлюцинации, бред, мистические видения — весь этот опыт бессознательного

    Сражения духа.

    В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира

    силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере

    духовной и общественной жизни. Мир воспринимался экспрессионистами двояко:

    и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к

    перевоссозданию самого себя. Главная черта экспрессионизма – обостренно-

    контрастное видение мира.

    Во второй половине ХХ века в европейской эстетики и искусстве

    продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются

    влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные

    открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические,

    структуралистические, социокультурные эстетические направления,

    представленные именами Ж.-П. Сартра, А.Камю, К.Леви-Стросса и другими.

    Рассмотрим основные этапы развития русской эстетики.

    Русская эстетика как историческое явление осознается сравнительно

    поздно: в конце XIX — начале XX вв., когда увидели свет первые, достаточно

    полные историко-философские исследования отечественной культуры.

    Зарождение русской эстетической мысли исследователи датируют XI веком.

    Древнерусская эстетическая мысль имела два главных источника: материально-

    художественную культуру восточных славян и византийскую эстетику,

    проникшую на Русь в связи с принятием христианства в его православной

    разновидности. Для данного периода русской эстетики характерным является

    активное освоение византийского художественно-эстетического наследия на

    основе восточнославянского мировосприятия. Характерными моментами этого

    эстетическом периода являются повышенная эмоциональность, наделение

    прекрасного осязательной предметностью, особенное внимание к чувственному

    восприятию духовной красоты. На более позднем этапе развития древнерусской

    культуры (XIV-XVII вв.) в эстетическом сознании видное место занимает

    нравственная красота. В литературе и искусстве складываются идеальные

    образы народного героя и духовного пастыря. Первый образ строится на

    единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства, у второго

    преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится не меньше

    мужества и отваги.

    В этот период русской эстетики общая концепция мироздания выражалась в

    гораздо большей степени в художественно-пластической, нежели в

    теоретической форме. Синкретизм русской культуры в целом на многие века

    определяет слитность философского и эстетического содержания предметов

    живописи, мелкой пластики, шитья и зодчества. Значительную роль

    древнерусская эстетика уделяет понятию "красота». С одной стороны, эта

    эстетическая категория служила определенным руководством к действию в

    творчестве народных Умельцев, с другой — она выступает как идеал,

    формирующий духовную культуру в целом.

    XVII век в России характеризуется развитием различных видов искусств

    как самостоятельных форм индивидуальной творческой деятельности. Ярким

    памятником формирования эстетической теории Руси явился трактат Симона

    Ушакова «Слово к любителю иконного писания» (около 60-х годов XVII в.).

    Таким образом, XVII век включает в русскую культуру вопросы эстетического

    характера: задачи художника, его отношение к природным объектам, правда и

    правдоподобие в живописи.

    XVIII столетие характеризуется теоретическим осмыслением вопросов

    искусства и художественного творчества. Феофан Прокопович (1681-1736),

    определяет «красоту физическую» как «величайшее тела благо. По его мнению,

    красота «людская» многообразна и субъективна. Интересны эстетические поиски

    ученика Прокоповича Григория Николаевича Теплова (1717-1779). Теплов

    рассматривает эстетику как теорию художественного творчества — «философию

    стиховедческую», которая имеет своим предметом «поэтические искусства»,

    соединяющие с чувственным познанием философско-логическое.

    Для Михаила Васильевича Ломоносова красота существует во множестве форм

    — в природе, в человеческом труде, в самом человеческом теле. Ломоносов

    находит красоту «в свойствах и причинах самих вещей», она характеризует

    продукты человеческой деятельности Красота приносит пользу «через

    увеселение». Но превыше всего Ломоносов ценит красоту просвещенного

    человеческого разума. Отсюда и функции искусства, среди которых особенно

    подчеркивается функция воспитательная.

    В 80-е годы XVIII века в России впервые употребляется слово «эстетика»

    для обозначения самостоятельной дисциплины. В анонимной статье 1784 года

    (авторство приписывается выдающемуся русскому просветителю Николаю

    Ивановичу Новикову (1744-1818) под красноречивым названием «Об эстетическом

    воспитании» утверждается, что эстетика формируется как наука, начиная «с

    положений вкуса» и включая в себя учение «всех изящных искусств». Н. И.

    Новиков пишет о том, что образованный и просвещенный человек должен знать

    основы эстетики, высказывает надежду на развитие этой науки в России.

    XVIII век эстетику рассматривал как подчиненную нравственному

    воспитанию, когда единый процесс воспитания делили на три части –

    физическое, нравственное и умственное.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.