МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

    примеры и задачи

    В школьную программу добавили бы такие предметы как ПДД, Лимпопо,

    спортивные секции, естествознание и хотели бы сами ставить отметки. Лишние

    предметы, по мнению детей русский язык, чтение, математика.

    Вывод: из всех предметов школьной программы дети любят ИЗО и музыку, а

    родители считают, что чтение и математику. Они выдавали желаемое за

    действительное, родители прагматичные, более приземленные, чем их дети.

    Младшие школьники стремятся к высокому, к искусству и дело здесь совсем не

    в «легкости» этих предметов, ведь любимыми эти предметы были выбраны и

    детьми прекрасно успевающим и по русскому и по математике. А значит, уроки

    ИЗО и музыки воздействуют на чувства детей, на их эмоциональный план.

    3.Тестирование детей на предрасположенность к различным видам

    деятельности.

    Цель: определить уровень художественных способностей детей.

    А) особенности восприятия музыкального произведения. Детям давался

    инструктаж: после прослушивания произведения Сен-Санса «Карнавал животных»

    попробуйте передать характер, замысел этого музыкального произведения на

    бумаге.

    Вика – Гуси. Мама учит плавать гусят утром на озере. Они широко

    размахивают крыльями.

    Ира – Рыбкины песни. Разные рыбки резвятся в воде, очень быстро

    плавают. Они выпрыгивают из воды, и на солнце сверкает их чешуя.

    Настя – Праздник во дворце: родился сын у царя. Прыгают шуты, играет

    музыка – все веселятся.

    Остальные дети рисовали не по теме музыкального произведения. Их

    работы очень далеки от характера музыки и замысла композитора.

    Вывод: не все дети услышали музыку, прониклись в нее, поняли смысл

    музыкального произведения. Но стоит отметить работу Насти. Она

    почувствовала настроение музыки, а это первый признак музыкальности.

    Б) тест на гибкость позвоночника.

    - стоя прямо, ноги вместе, наклониться как можно ниже, руки опустить

    вниз, кончики пальцев должны коснуться пальцев ног.

    - стоя спиной к стене, ноги на расстоянии друг от друга на 30 см.

    Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. Тоже в

    другую сторону. Кончики пальцев рук должны опуститься чуть ниже

    коленных чашечек.

    - сидя на стуле спиной к спинке стула, упереться руками в колени

    разведенных ног. Не меняя положения таза и ног, запрокинуть голову

    назад. Сидящий должен увидеть поднятые руки над головой стоящего

    сзади на расстоянии 2 метра.

    - Лежа на животе с закрепленными стопами, прогнуться, отрывая грудь от

    пола. Расстояние между грудной костью и полом должно составлять 10-

    20 см.

    С тестом справились двое детей (Настя и Вика), тогда как двое (Саша и

    Ира) осилили его на половину, а один (Сережа) - выполнил только одно

    задание.

    Вывод: не все дети подвижны и пластичны, а это как раз та проблема на

    Севере, о которой я говорила раньше – гиподинамия. Имеются некоторые

    проблемы с позвоночником.

    В результате проведенных диагностирующих методик были выявлены

    проблемы и трудности, а именно: не все дети пластичны, умеют вслушиваться

    музыку и передавать ее настроение, характер на бумаге, дети стремятся к

    искусству по средствам школьных предметов, но у них не хватает

    способностей. Значит, необходимо их развивать через синтез искусств. Был

    намечен план формирующих экспериментов.

    ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    1. Моделирование темпа, метра и размера.

    Цель: развивать музыкальный слух у детей, чувство темпа, метра и

    размера.

    В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:

    Речевое – декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного,

    до очень быстрого.

    Тактирование – показать, касаясь разных частей своего тела двухдольный,

    трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются

    неодинаково.

    Графическое – использование рисунков, карточек или записи.

    Двигательное – исполнение любого движения соответственно длительностям.

    Детям предлагались два медведя: старый и молодой. Выясняли, что старый

    ходит медленно, а молодой - быстро. Как понятия «хорошо – плохо»

    осознаются одновременно в процессе их столкновения, так и любая ритмическая

    формула воспринимается детьми на основе сопоставления длительностей. В виде

    длительностей я брала апельсины (графическая модель). 1 апельсин (целая) =

    2 половинкам апельсина (половинная), а 2 апельсина (2 целых) = 4 половинкам

    апельсина (4 половинных). Т.е. когда старый медведь делает 2 шага, то

    молодой за это же время делает 4 шага.

    Первое задание – проговаривание (речевая модель). Старый – Ох! Ох!,

    молодой – ля-ля-ля-ля! Проговариваем сначала все вместе, а затем несколько

    детей говорят за старого, а несколько за молодого. Детям очень нравится эта

    игра, они с удовольствием в нее играют и у всех получается.

    Второе задание – тактирование. Старый – 2 шлепка по коленям, молодой -

    4 притопа. Главное – держать ритм и темп. Все дети справились с заданием.

    Третье задание – показать медведей в продвижении вперед. Сначала шагаем

    все вместе чередуя: 2 медленных шага, 4 быстрых. Затем один ребенок шагает

    только за старого, другой только за молодого. Соотношение длительностей,

    шагов старого и молодого – это сложно для детей. Но в результате

    многократных повторений и упражнений у детей стало получаться.

    Вывод: дети стали лучше разбираться в длительностях, научились

    выдерживать темп и ритм, а следовательно у них развились музыкальные

    способности.

    2. Мануальная или пальчиковая игра.

    Цель: развивать речь, научить убирать напряжение с рук, губ, снимать

    умственную усталость.

    Детям предлагалась игра со словом, сопровождающаяся движениями пальцев

    и рук.

    Где ладошка? Тут? Из-за спины протягивают руки вперед

    -Тут. ладонями вверх.

    На ладошке пруд? Показывают на ладошке пруд, рисуя

    -Пруд. круг.

    Палец большой – Рука сжата в кулачок, показывают

    Это гусь молодой. большой палец.

    Указательный поймал, Показывают указательный, средний

    Средний – гуся ощипал. и щипают пальцы рук.

    Этот палец – печь топил, Показывают безымянный.

    Этот палец – суп варил. Показывают, как мизинец варит суп.

    Полетел гусь в рот, Собирают пальцы в кулачки и подносят

    А оттуда – в живот! ко рту, затем показывают ладошки.

    Вот! Хлопок.

    3. Пластическая импровизация или речевой и метроритмический тренаж.

    Цель: развивать согласование слов и движений.

    Один ребенок выучил слова, придумал к ним движения и показал всем

    остальным детям.

    К речке быстрой мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    Раз, два, три, четыре,

    Вот как славно освежились.

    А теперь поплыли дружно.

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз: это – брасс,

    Одной, другой – это кроль.

    Все, как один, плывем как дельфин.

    Вышли на берег крутой

    И отправились домой.

    Дети должны были повторить и слова, и движения. Все это способствует

    развитию гибкости, пластичности, координации движений.

    Результат этого речевого и метроритмического тренажа вы можете

    посмотреть на видеокассете.

    Вывод: влияние мануальных действий на развитие мозга человека было

    известно давно. Манипуляция рук влияет на функции нервной деятельности,

    развитие речи. Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих

    рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить

    произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка, а также

    успешно овладеть навыками письма.

    4. Моделирование звуковысотных отношений и динамики.

    Цель: развивать музыкальный слух у детей, звуковысотный, ритмический,

    динамический.

    В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:

    Речевое - подражая голосам животных, дети знакомятся с контрастными

    тембрами звучания. А также в речевых упражнениях: крик – шепот.

    Графическое – использование рисунков, карточек или записи.

    Двигательное – исполнение любого движения соответственно выбранному

    животному.

    Детям предлагаются картинки с волком и мышкой. Выясняем, у кого низкий

    голос, у кого высокий. Ставим картинки: с волком – вниз, с мышкой – вверх.

    Я на пианино играю в малой октаве песенку волка: Я серый волк, зубами щелк.

    И во 2 октаве – песенку мышки: Я мышка – норушка.

    Первое задание – послушать мелодию и назвать того животного, к какому

    она относится (слово).

    Второе задание – также послушать мелодию и показать картинку с тем

    животным, чья песенка звучит (ИЗО).

    Третье задание – послушать, чья песенка звучит, того животного и

    изобразить. Волк – широко ходит, размахивая руками. Мышка – мелко бежит

    (танец).

    Переходим на моделирование динамики.

    Выясняем, кто будит в деревне по утрам (петух) и кого можно услышать

    вечером (кузнечик). Петух громко будит, а кузнечик тихо стрекочет.

    Определяемся в движениях: петух – хлопки, кузнечик – щелканье пальцами. Я

    включаю музыку и меняю громкость, а дети, соответственно динамике музыки

    выполняют движения. Сначала – все вместе, а затем распределяем роли между

    двумя детьми: один делает за петуха, другой – за кузнечика. Это более

    сложное задание, т.к. ответственность падает на одного, ребенку никто не

    помогает, он должен думать перед тем, как показывать движения.

    Вывод: динамический слух у детей более развит, чем звуковысотный, над

    развитием которого и проводилась тщательная работа. По итогам видно, что

    музыкальные способности детей развились в большей степени.

    5.Тест креативности Торранса (Приложение 6).

    Цель: развивать творческое мышление, воображение, способность

    переходить от одного аспекта к другому.

    Детям предлагалось 5 незаконченных рисунков.

    Инструктаж: если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя

    получаться интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать

    картинку или историю, сделать ее полной и интересной, придумай название к

    ней.

    Незаконченные рисунки:

    Интерпретация: Гибкость – разнообразие идей и стратегий, число

    различных категорий ответов. Если испытуемый имеет низкий показатель

    гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне

    информированности интеллектуального потенциала или низкой мотивации. В

    данном случае это оказались Ира и Сережа.

    Оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать

    идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или

    твердо установленных. Тот, кто получает высокое значение этого показателя,

    обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью. К числу таких

    детей относятся Настя, Саша и Вика.

    Разработанность. Высокое значение этого показателя характерны для

    учащихся с высокой успеваемость, способных к изобретательной и

    конструктивной деятельность. Это Настя и Саша.

    Результаты этого эксперимента вы можете увидеть в приложении 7.

    5. Прослушивание музыкального произведения и придумывание названия к нему.

    Цель: развивать у детей умение слушать музыку, понимать ее характер,

    замысел, смысл.

    Для этого эксперимента я взяла музыкальное произведение Брамса

    «Венгерский танец». Дети прослушали его дважды и придумали свое название.

    Настя – «Снежный вальс». Летают снежинки то быстро, то медленно.

    Ира – «Погоня»

    Саша – «Пурга»

    Вика – «В подводном царстве». Рыбки плавают одни быстро, другие

    медленно, одни громко проплывают, другие тихо.

    Сережа – «Настроение». Меняется настроение у человека часто и быстро.

    Вывод: все названия детей соответствовали характеру музыки, значит,

    дети стали глубже понимать смысл музыкального произведения.

    В ходе формирующего эксперимента я пыталась решить проблемы, которые

    были выявлены по средствам констатирующего эксперимента, а также развивала

    художественные способности детей, воображение, творческое мышление. Для

    определения роста детей, их способностей, для определения возможностей

    синтезов и их значимости был проведен последний эксперимент.

    КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    1. Прослушивание музыкального произведения, придумывание сказки к нему

    и драматизация ее. Это творческое комплексное задание, включающее в себя

    несколько видов художественной деятельности.

    Цель: определить рост музыкальных, артистических, литературных,

    художественных способностей, умение слушать и понимать музыку.

    Детям предлагалось для прослушивания произведение Грига «Шествие

    гномов», после чего они должны были сочинить сказку.

    Саша – Сказка про Бабу-Ягу. Она подкралась к спящей принцессе и украла

    ее, а потом принц спас ее.

    Вика – Жил злой король, он любил охоту и убивал животных. А однажды он

    выслеживали оленя, и погнался за ним. Но олень взмолился и попросил не

    убивать его. Тогда король забрал его к себе в замок и олень превратился в

    красивую девушку. Они сыграли свадьбу и жили счастливо, а король больше не

    любил охоту.

    Ира – Злой дракон ел людей из деревни. Люди очень страдали из-за него,

    но однажды приехал принц и убил дракона. И все зажили счастливо.

    Настя – Девочка спит. К ней тихо подбираются тролли и крадут ее. Все

    плачут, но ее друг спасает девочку и все заканчивается хорошо.

    Сережа – Ночь во дворце, тихо. Вдруг начинают потихоньку собираться

    злые духи и устраивают свой бал, но наступает утро, и они все исчезают.

    Затем дети выбирают лучшую сказку – Викину - и выстраивают систему

    образов: Король, стража, олень, девушка. Распределяются роли и каждый, в

    соответствии со своей ролью, делает себе элемент костюма: Король – корона,

    стража – орудие для охоты, олень – рога, девушка – кокошник. Следующий этап

    – драматизация этой сказки. Дети должны обыграть, показать сказку, т.е.

    должны делать движения в соответствии с характером музыки, образом

    персонажа и содержанием сказки.

    В процессе работы детям предоставлялась творческая свобода в выборе

    персонажа, в изготовлении костюма, в пластической импровизации.

    Вывод: дети стали эмоционально отзывчивее, более раскрепощенными,

    гибкими и пластичными. Рост их художественных способностей очевиден.

    2. Придумывание танца детьми под музыку, предложенную мной.

    Цель: определить уровень умения применять исполнительские навыки в

    творческой деятельности.

    Детям предлагалось задание: показать школьную жизнь через пластические

    интерпретации, через движение под песню «Учат в школе». Это самое сложное

    задание. Результат вы можете увидеть на видеокассете.

    Вывод: дети проявили способность к творческой деятельности, к

    творческому подходу к выполнению поставленной, довольно сложной для их

    возраста задачи.

    Рост их способностей виден в таблице (Приложение 3).

    ВЫВОД: У детей развились чувства эмоциональной отзывчивости,

    воображение, фантазия. Они стали более раскрепощенными, гармоничными.

    Гармония всех видов искусства, их взаимодействие усилило впечатления детей,

    помогло еще глубже, точнее понять, почувствовать содержание, характер

    произведений искусства. Ответы детей стали более грамотными, оригинальными,

    разнообразными.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Моя гипотеза о том, что виды искусства влияют на всестороннее,

    эстетическое развитие ребенка, подтвердилась. Эстетическое, и в первую

    очередь синтез искусств, пробуждает и развивает в ребенке добрые

    человеческие качества, нравственность, формирует моральный облик. А наша

    задача - задача педагога – воспитывать людей ищущих, неравнодушных,

    способных к преобразовательной деятельности. Хочется верить, что моя работа

    – еще одно доказательство того, что искусство, а именно синтез искусств,

    является важным звеном в системе эстетического воспитания.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

    1. Как вы думаете, ваш ребенок охотно ходит в школу? Почему?

    2. Какие предметы он больше любит?

    3. К каким предметам у него проявляются способности?

    4. Какие способности еще проявляются?

    5. Посещает ли секции вне школы? Какие?

    6. Ребенок по своему выбору пошел в этот кружок или вы отправили?

    7. Чем любит заниматься в свободное время?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ТЕСТ – АНКЕТА.

    ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Ребенок имеет музыкальный талант если он:

    - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно

    послушать музыку

    - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно

    вслушивается в них, легко и запоминает

    - если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в

    исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение

    - сочиняет свои собственные мелодии

    - научился или учится играть на каком – либо музыкальном инструменте

    Если у ребенка литературное дарование, то он:

    - рассказывая о чем – либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не

    теряя основную мысль

    - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного

    события, причем придает событию что – то новое и необычное

    - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными,

    очеловеченными

    - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать

    роман о собственной жизни

    Если у ребенка художественные способности, то он:

    - не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для

    того, чтобы выразить свои чувства или настроение

    - в своих рисунках и картинках отражается все разнообразие предметов,

    людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего –

    либо вполне удавшегося

    - серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и

    очень серьезным, когда его внимание привлекает какое – либо

    произведение искусства или пейзаж

    - стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидное

    прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь

    подобное

    - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует

    материалы и краски

    - не робеет высказывать собственное мнение о классических произведениях,

    причем может пробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы

    Артистический талант проявляется у ребенка, если он:

    - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,

    жестами, движениями

    - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о

    чем-то рассказывает

    - с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы

    его зрители были взрослые

    - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая

    человеку, о котором рассказывает

    - с удивительной легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы,

    выражения

    - любит и понимает значение красивой или характерной одежды

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

    1. Какие предметы нравятся в школе? Почему?

    Математика, русский, чтение, труд, Ознакомление с окружающим миром,

    ИЗО, физкультура, музыка.

    _______________________________________________________________________

    _________________________________________

    2. Какие бы ты предметы добавил ещё? Почему?

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    __________

    3. Посещаешь ли ты какие-нибудь кружки? Какие?

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________

    4. Пофантазируй и придумай школу будущего. Какие бы ты добавил предметы,

    а какие – убрал? Почему?

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    __________________________

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРАНСА

    ЗАКОНЧИ РИСУНОК.

    На странице нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним

    дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные

    картинки.

    На выполнение этого задания отводится 10 мин. Постарайся придумать

    такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать.

    Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

    Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу

    под картинкой.

    ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

    Беглость. Или продуктивность. Этот показатель не является

    специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что

    позволяет понять другие показатели КТГМ. Данные показывают, что большинство

    детей 1-8 классов выполняют от 7-10 заданий, а старшеклассники – от 8-10

    заданий. Минимальное количество выполненных заданий встречается чаще всего

    у подростков.

    Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий,

    способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель

    полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем

    деления показателя гибкости на показатель беглости и умножить на 100%. Если

    испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о

    ригидности его мышления, низком уровне информированности интеллектуального

    потенциала или низкой мотивации.

    Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать

    идеи. Отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или

    твердо установленных. Тот, кто получает высокое значение этого показателя,

    обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью и

    неконфортностью. Оригинальность решения предполагает способность избегать

    легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность

    можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса,

    вычисляемого описанным высокими способности.

    Разработанность. Высокое значение этого показателя характерны для

    учащихся с высокой успеваемость, способных к изобретательной и

    конструктивной деятельность. Низкое – для отстающих, недисциплинированных и

    нерадивых учеников. Показатель разработанности ответов отражается как бы

    другой тип беглости мышления и в определенных ситуаций. Может быть как

    преимущество, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество

    проявляется.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6

    Результаты теста креативности Торранса.

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | | | | | |

    Наиболее часто встречающиеся рисунки детей.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. "Начальная Школа: плюс минус" №1 2000 г.

    2. Ред. сост. В.Сомов. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски,

    находки. Сборник статей по теории и практике эстетического

    воспитания. - М., 1994 г.

    3. "Педагогическое образование и наука" №3 2001 г.

    4. Под редакцией А.А.Радугина. Эстетика. - М., 1994 г.

    6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965 г.

    7. Ильенков З.В. Философия и культура. – М., 1991 г.

    8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983

    г.

    9. Под ред. А.Петровского. Психология. Словарь. – М., 1990 г.

    10. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших

    школьников в учебной деятельности. – М., 1996 г.

    11. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. - М., 1965 г.

    12. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. -

    М., 1975 г.

    13. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980 г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.