МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

    потенциал взрослого человека.

    2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

    2.1 Условия успешного развития творческих способностей.

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является

    создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

    На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/,

    Б.Н. Никитина /18, 15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38-39/, мы выделили шесть

    основных условий успешного развития творческих способностей детей.

    Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является

    раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее

    ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с

    различными инструментами и материалами.

    Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка

    является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо,

    насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой

    системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную

    творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в

    соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например,

    еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с

    буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

    Это способствует раннему овладению чтением.

    Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих

    способностей вытекает из самого характера творческого процесса,

    который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности

    развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается

    "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все

    выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего

    достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс

    познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом

    взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего

    нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо,

    заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач

    самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые

    позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился

    далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку

    из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

    Четвертое условие успешного развития творческих способностей

    заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе

    деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-

    либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес,

    эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее

    напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

    Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,

    предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и

    есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое

    главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в

    подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ

    "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за

    ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам

    может додуматься.

    Давно известно, что для творчества необходимо комфортное

    психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое

    условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная

    атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную

    психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и

    собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству

    проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к

    странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода

    замечания и осуждения.

    Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка

    с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и

    сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо

    только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что

    такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию,

    и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая

    практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,

    то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения

    более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не

    случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и

    школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как

    учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

    Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том

    случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе

    которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на

    достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения

    литературы по данной теме, попытались определить основные направления и

    педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих

    способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

    2.2 Развитие качеств творческого мышления.

    Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в

    дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и

    системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает

    мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

    Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в

    предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

    Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и

    оригинальным.

    Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро

    извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко

    приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные

    игры, способствующие развитию этого качества.

    Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого.

    Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных

    аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти

    способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

    Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия,

    мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

    Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления.

    Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм

    диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В

    частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог

    постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

    Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в

    дошкольном возрасте являются:

    1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

    2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

    3. Формирование умения разрешать противоречия;

    И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это

    системность.

    Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную

    систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём

    многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и

    законах развития.

    Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств

    предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи

    с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии

    системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

    Системность мышления развивается корректным анализом систем и

    специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности

    мышления в дошкольном возрасте:

    1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как

    систему развивающеюся во времени;

    2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что

    любой предмет многофункционален.

    2.3 Развитие творческого воображения.

    Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников

    развитие воображения.

    Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного

    опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых

    их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее

    воспринятого.

    Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно

    помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует

    представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание

    заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками

    человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является

    продуктом творческого воображения.

    Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития

    воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение

    дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено

    мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения

    взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком

    воображении существовало в прошлом и у психологов.

    Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский

    доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере

    приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы

    воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех

    представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он

    писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в

    том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых

    из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". /5, 8/

    Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в

    прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

    Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного,

    заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать

    достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше

    ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим

    количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем

    значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность

    его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

    Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители

    беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него,

    как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в

    том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет

    интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные

    интересы.

    Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают

    о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми

    малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское

    любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда,

    зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей.

    Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая

    любовь и потребность в знаниях.

    В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно

    идти по двум основным направлениям:

    1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми

    знаниями о различных областях действительности. Это вызывает

    познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми

    открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности

    для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных

    интересов.

    2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри

    одной и той же сферы действительности.

    Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка,

    родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать

    влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для

    возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка

    с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное

    эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника

    в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка

    помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую

    пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к

    миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует

    возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях

    следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда

    можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных

    интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы,

    побуждающие к активному размышлению.

    Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития

    творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если

    человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к

    творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений,

    умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

    Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими

    особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним

    из важнейших свойств такого воображения является умение направлять

    представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение

    управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые

    лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая

    линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности

    воображения.

    У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он

    создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь

    ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои

    замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой

    целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на

    выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить

    коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько

    предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета,

    помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или

    альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные

    ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку

    направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных

    произведений.

    С целью определения уровня развития творческих способностей детей в

    дошкольном возрасте 10 апреля и 15 апреля 2001 года нами была проведена

    их диагностика у дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК города Тольятти. Для

    исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов

    психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. Приложение 1). С

    помощью этих методик мы составили оперативный констатирующий микросрез

    творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для

    выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие

    способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей,

    надситуативно – преобразовательный характер творческих решений, детское

    экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые

    проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у

    ребенка.

    Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (см. Приложение

    2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне,

    и у 38,5% детей – среднем. Развитие такой способности как надситуативно-

    преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком

    уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей - на высоком. Способность

    видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70%

    детей на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие

    выводы и предложения.

    У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует

    сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе

    "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не

    ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ

    дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не

    содержатся специальные меры, направленные на последовательное и

    систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно

    развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже

    среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами

    диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.