МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие воображения у детей

    Развитие воображения у детей

    МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    Р Е Ф Е Р А Т

    по психологии

    НА ТЕМУ:

    «Развитие воображения у детей»

    Выполнила

    ст-ка группы 98 пе-1/02

    Корчагина Екатерина

    ВВЕДЕНИЕ

    Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на

    минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех

    научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и

    не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать

    школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека

    фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются

    высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта

    способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается

    она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период

    воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое

    снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности

    фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности

    творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной

    книги является знакомство с психической функцией воображения, способами

    ее развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников и

    подростков на базе активизации фантазии. Мы постараемся познакомить вас

    с многочисленными упражнениями, играми и тестами, позволяющими лучше

    развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его

    личности, улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный материал

    принесет пользу вам и вашему ребенку. Мы будем рады, если эта книга

    заинтересует вас и доставит вашим детям приятные минуты.

    Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно

    сделать и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует

    математику», — услышал он в ответ.

    Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное,

    закладывается в детстве, через развитие высших психических функций,

    таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить

    наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до

    двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее

    благоприятным для развития образного мышления и воображения.

    Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку,

    возможность создания новых образов (представлений) путем переработки

    предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение

    является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако

    с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы

    непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление

    ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас

    формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в

    данный момент объекта, ситуации, условий.

    Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как

    реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации.

    Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории.

    Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются»

    друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими

    такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь

    (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная

    физическая сила). Эти фантазии нередко вредят таким детям. Их обвиняют

    во лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее ребенок вновь и

    вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным

    участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет

    ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти

    авантюры? Только активно действующее воображение.

    Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию.

    Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для

    однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени

    неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной

    работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда

    неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции

    воображения и у детей, и у взрослых.

    Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция

    воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста.

    Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий

    мир недостаточны. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так высоко,

    что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только

    с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток

    знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в

    сложном и изменчивом мире.

    В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о

    предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж»

    ребенка очень мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его

    психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает

    множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

    Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с

    возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает

    развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим

    интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально

    существующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует

    недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием

    описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он

    легко верит в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или

    Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет

    от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.

    Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются

    активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в

    более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и

    творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

    Этот период — сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники

    большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью

    воображения.

    Их игры — плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются

    творческой деятельностью. Психологической основой последней также

    является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с

    необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии,

    опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже

    приходит воображение.

    Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия

    окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более

    критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего.

    Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в

    сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной

    жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы

    своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные

    и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой

    жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во

    взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от

    творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку,

    импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие

    решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки.

    Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте

    сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует

    постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому

    все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие

    героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные

    обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).

    Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации

    воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики

    воображения и развивающего обучения.

    Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии

    велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения,

    должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать

    лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию

    личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной

    жизни грезами.

    Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо

    помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении

    прогрессивного саморазвития. Мы предлагаем взрослым читателям этой книги

    использовать предлагаемые в разделе книги «Поиграем с детьми»

    практические советы и рекомендации, игры и тесты с целью помочь

    родителям развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей.

    Предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной

    деятельности школьников, в частности развития теоретического,

    абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества.

    ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

    Любое обучение связано с необходимостью что-то представить,

    вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это

    невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего

    школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством.

    Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою

    личность. Вся художественная деятельность строится на активном

    воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку

    новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-

    логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный

    опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного

    обучения — это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что

    школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше.

    Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по

    другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не

    так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования

    убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место

    и характеризует всю умственную деятельность Ребенка, особенно в

    подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения

    придерживался Л. С. Выготский.

    Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

    — построение образа конечного результата его деятельности;

    — создание программы поведения в ситуации неопределенности;

    — создании образов, заменяющих деятельность;

    — создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно

    выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.

    Отечественный психолог В. Н. Брушлинский считал, что воображение — одна

    из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно

    связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так

    называемая «кривая Рибо». Первый период развития воображения

    иллюстрирует кривая I—М, а рассудочную деятельность R—X. Этот период

    приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека. Затем

    рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая

    Х—О), а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением

    интенсивности (кривая М—Н). Чем меньше падение кривой М—Н, тем большие

    способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет

    стабильность или свое прогрессивное направление (М—N), то мы говорим об

    одаренности или гениальности.

    Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются

    по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

    Затухание функции воображения с возрастом — отрицательный момент для

    личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс

    обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной

    деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а

    вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним

    психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и

    задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное верное решение.

    Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в

    переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже

    мы предлагаем ряд заданий, позволяющих вам потренировать у своего

    ребенка процесс воображения в комплексе с мышлением.

    ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

    1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности,

    следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные

    навыки.

    2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

    3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность

    ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

    4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не

    правилами грамматики.

    5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего

    возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

    6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу

    решаемой проблемы.

    В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые

    принципы.

    Виды воображения

    Воображение характеризуется активностью, действенностью.

    Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде

    ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и

    способах воображения можно воспользоваться схемой.

    Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его

    описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора

    материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения

    осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они

    используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой

    способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в

    повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж

    сказок человек-зверь или человек-птица.

    Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или

    уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить

    следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

    Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В

    этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются.

    Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой

    схематический рисунок.

    Четвертым способом является типизация. Для него характерно

    выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то

    отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например,

    существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

    Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть,

    деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является

    шарж, карикатура.

    Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.

    Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.

    Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая

    аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем.

    На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов

    воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его

    развития.

    СХЕМА ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО ВИДОВ И СПОСОБОВ

    ВООБРАЖЕНИЕ

    (фантазия)

    психологическая функция,

    направленная на создание

    новых образов

    ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

    Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии

    вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно,

    как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не

    уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты

    жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее

    отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком

    зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и

    эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали

    высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том,

    что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные

    желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, —

    классическая форма воображения.

    Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние

    чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в

    прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы

    творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты.

    Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого

    выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся

    воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.