МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие воображения у детей

    собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека.

    Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие

    воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется

    «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что

    «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это

    построение и не соответствует само по себе действительности, то все же

    вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым

    захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны

    многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят

    сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается

    настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых

    превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон

    эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны

    многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей.

    Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии

    придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет

    воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

    Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство

    эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение

    и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у

    ребенка культуру чувств. Ниже мы приводим ряд приемов, активизирующих

    воображение детей в сочетании с эмоциями.

    ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

    Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как

    эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в

    направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое

    значение для личности. Началом формирования интереса является

    эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

    Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы

    проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство

    удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание

    на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал

    интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга.

    Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше

    интерес к учебе у ученика.

    Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов.

    Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно

    познавательное отношение к миру.

    Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет

    объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт

    ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его

    различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все»

    не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование

    значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в

    ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у

    него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок

    попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной

    действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и

    знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной,

    определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном

    итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме

    фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики,

    направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования

    в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь,

    обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся

    интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении,

    можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его

    деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких методик.

    ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ

    Воображение — это всегда создание нового в результате переработки

    прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.

    Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером,

    интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом,

    центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть

    объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно

    новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы

    видим продукты творчества второго рода.

    Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных

    открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает

    воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

    Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс

    творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от

    процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая

    деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию

    высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие,

    внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы

    ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный

    процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового.

    Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему

    усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло,

    сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая

    произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных

    ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их,

    проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает

    эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется

    эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

    Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и

    среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и

    танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными

    ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее,

    радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от

    места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов.

    Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности,

    стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне

    проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием

    выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и

    викторинах.

    Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и

    талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих

    иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки,

    профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются

    ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка

    воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима

    постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач,

    оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все

    это характерно для талантливого ребенка и является результатом

    воображения.

    Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие

    дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими

    сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются

    большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой

    чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды

    отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются

    «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь,

    наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее

    восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и

    интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех

    функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в

    результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного

    ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух

    функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих

    функций.

    Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает

    необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех,

    без исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны

    учитывать сензитивные периоды.

    Развитая способность воображения, типичная для детей младшего

    школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения

    возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений,

    оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким

    образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее

    развитием. В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение

    обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций

    формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности.

    Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств

    жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает

    специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной

    психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение,

    фантазия.

    Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя

    целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость,

    честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит

    компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка

    преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального

    взаимодействия.

    Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является

    воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как

    одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю

    познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными

    эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой

    важной личностной черты, как оптимизм.

    В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится

    доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как

    мечта — образ желаемого будущего.

    Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что

    удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах

    подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко

    определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е.

    определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на

    этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер,

    так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать* разные

    варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития

    личности подростка.

    Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.

    Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение,

    отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными

    личностями.

    Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи

    взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего

    ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились

    с целым рядом специальных методов и упражнений.

    ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО ДЕЙСТВИЯ «Покажи, как» В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ

    СКАЗОК И РАССКАЗОВ

    Слушание речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих

    ребенка выходить за пределы наглядно данного в область воображаемого.

    А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение

    для формирования… внутренней психической активности, без которой

    невозможна никакая творческая деятельность».

    Л.С. Славина показала, что слушание рассказов детьми опирается

    вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на

    воображение, на умение «представить себе сообщаемое». Понимание такой

    речи «…взрослого, которая не имеет опоры в ситуации, данной в восприятии

    или в воспоминании ребенка, является… наиболее важным этапом в развитии

    речи 2-х и 3-летнего ребенка». Умение воссоздать ситуацию, изложенную в

    речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять

    другие рассказы. Такое умение, по данным Л.С. Славиной, складывается к

    2,5 годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в

    прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки,

    т.е. без опоры на восприятие.

    На первый взгляд, возникает замкнутый круг: рассказы понимаются на

    основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания

    рассказов. Методика воспитания детей раннего возраста решает этот вопрос

    эмпирически, рекомендует рассказы без показа для детей второго года

    жизни.

    Однако представления об услышанном в рассказе не могут возникнуть от

    простого повторения рассказа. Представление связано с действием и

    возникает как отражение реального действия. Образ создается как

    функциональная модель предмета. Правомерно предположить, что в

    формировании представлений о содержании рассказа ведущую роль должны

    сыграть действия ребенка как база формирующегося процесса воображения.

    Народная педагогика почти не использует иллюстрации, поскольку народное

    творчество устное. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия

    персонажей рассказа. В условиях интимно-эмоционального общения

    ограничение движений происходит естественно, без принуждения и не

    вызывает отрицательных эмоций. В тоже время это создает

    сосредоточенность, необходимую для слушания речи-рассказа.

    В традициях народной педагогики можно выделить определенную систему

    приемов развития воображения в процессе слушания рассказов: вначале —

    изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого,

    впоследствии — заторможенность движений и мысленное со-действие,

    личностное включение в сюжет.

    Названные приемы были использованы в экспериментальной работе.

    Пример занятий:

    Тема: рассказывание по тексту Е.Ю. Шабад «Лесенка».Программное

    содержание: учить детей внимательно слушать взрослого и воспроизводить

    условные действия в соответствии с текстом, вызывать звукоподражание и

    активную речь.

    Занятие 1. Воспитатель рассказывает текст с показом картонных фигур

    в действии. Используются лесенка, девочка, мальчик, мама, петух, кошка,

    собака. При повторе показывает действия без фигурок: «…И замахал

    крыльями — вот так». Поощряются аналогичные действия детей.

    Занятие 2. Рассказ без иллюстраций с показом действий персонажей.

    При повторе побуждает детей изображать действия персонажей: «Покажи, как

    петух замахал крыльями на лесенке?.. Как громко запел?.. Как кошка

    язычком облизывается?.. Как она мурлычет?.. Как пес хвостом по

    ступенькам стучал?.. Как он на кошку рычит?.. Как Боря ножками

    болтает?..» и т.д.

    Занятие 3. Рассказ без показа, но с вопросами детям, побуждающими

    сопровождать события действиями: «Сел петух и замахал крыльями… Как он

    замахал?» При повторе дети отвечают словами и действием: «На вторую

    ступеньку сел кто?.. и стал что делать?..»

    Занятие 4. Рассказ без показа. При повторе дети договаривают фразы.

    После занятий в распоряжении детей лесенка, им подсказывают обыгрывание

    элементов сюжета: «Вон кошечка на лесенку идет, посади ее, вон как она

    облизывается…»

    Экспериментальная работа подтвердила, что слушание рассказов

    является эффективным средством развития воображения у детей от полутора

    лет до 2-х лет в период становления активной речи. В основе методики

    должно быть действие «Покажи, как» — условное воссоздание действий

    персонажей.

    Использование приемов народной педагогики позволяет подойти к

    решению многоплановой задачи развития воображения, понимания речи и

    умения слушать.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития

    воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития

    ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного

    опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо

    всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для

    оптимизации учебной деятельности.

    Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение

    прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим

    фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со

    взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

    Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно

    обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами

    саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и

    моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

    П Л А Н:

    1. Введение

    2. Что такое воображение?

    3. Залог успешной учебы

    4. Принципы для развития творческого воображения

    5. Виды воображения

    6. Воображение и эмоции

    7. Воображение и интересы

    8. Воображение и талантливость

    9. Формирование условного действия «Покажи, как» в процессе слушания сказок

    и рассказов

    10. Заключение

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для

    родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.

    -----------------------

    [pic]

    ВОССОЗДАЮЩЕЕ

    (создание образа

    по его описанию)

    ТВОРЧЕСКОЕ

    (создание

    принципиально

    новых образов)

    СИНТЕЗ

    АНТОЛОГИЯ

    СПОСОБЫ

    гиперболизация

    схематизация

    типизация

    акцентрирование

    аглютинация

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.